мастер-класс "Формирование нравственных отношений у школьников к культурному наследию предков на уроках МХК"
методическая разработка по мхк (5 класс) по теме

Пучкова Мария Владимировна

Мастер-класс предназначен для учтелей начального звена, художественно-эстетического цикла и классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puchkova_mv.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование нравственных отношений школьников к культурному наследию предков на уроках МХК»

Задачи:

Обучения – формирование знаний у участников мастер-класса  культуры  народов России; знакомство с традиционными оберегами славян; формирование умений создавать обереги по этническим мотивам.

Развития - способствовать развитию творческих способностей и  эмоциональной сферы.

Воспитания - способствовать воспитанию нравственных отношений к Родине, к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении  наследия предков на основе создания оберега;

стимулировать интерес к декоративно-прикладному искусству; формирование нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное.

Метод: объяснительно  - иллюстративный, исследовательский.

Оборудование:

экран для показа слайдовой презентации, проектор,  ножницы, нити, работы учащихся.

Прогнозируемый результат мастер-класс: получение широкой аудитории представления о разнообразии и возможностях формирования нравственных отношений к наследию предков на примере создания оберегов не только на уроках эстетического цикла, но и в быту.

Ход мастер-класса:

Сегодня я представляю вашему вниманию

мастер-класс «Формирование нравственных отношений школьников к культурному наследию предков на уроках МХК».

Я думаю, вы со мною согласитесь,  сегодня в школах большое внимание уделяют нравственному  воспитанию. Его суть состоит в том, что бы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории и культуре своей страны и, естественно, к своей семье, поскольку во все времена семья оставалась основой общества, его традиций и культуры.

Мы глубоко убеждены, что формирование нравственных отношений  школьников,  нужно  прежде всего строить на основе изучения культуры своего Отечества.

В своей практике  я использую технологию взаимосвязи эмоционально-чувствительного и логического восприятия произведений искусств. В процессе приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, происходит слияние, или синтез, ощущений в единый образ. При этом образ создается на основе анализа и синтеза отдельных свойств и качеств. Помимо ощущений в процессе восприятия задействованы опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, и психические процессы более высокого уровня (память, мышление). Не менее важно построить урок так, что бы ученик был не только зрителем, слушателем, но и сам на уроке творил.

Данный мастер-класс может быть полезен не только учителям ведущим предметы художественно-эстетического цикла, но и начального звена, классным руководителям.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию фотографии, которые помогут  определить направление нашего дальнейшего разговора.

Посмотрите на представленные работы.

К культуре какой страны они относятся?

В какое время они были созданы?

Чему или кому посвящены эти произведения ДПИ, кулинарии, мифологии? (в качестве подсказки звучит фрагмент из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» - «Свет и сила – бог Ярило»)

Богу Солнца. Как его звали у славян? (Ярило)

Ежегодно апрель у славян начинался праздниками возрождения жизни.

Каким наши предки представляли Ярило? Опишите образ.

Сегодня мы с вами говорим о символах.( знаках, не имеющих видимого сходства с обозначаемым предметом).

 Можем ли мы встретить символ солнца в искусстве славян? (в архитектуре, ДПИ)

Как он выглядел? (круг, крест)

Поклонение Солнцу — явление, свойственное всему человечеству. Первые исследования по сравнительной мифологии раскрыли его следы практически везде.

Почему в древние времена поклонялись солнцу? Стародавние народы считали солнце символом плодородия, энергии, независимости, творческой силы. Известно, что одним из самых древних славянских образов была колесница. Египтяне изобразили бога солнца Ра человеком с головой сокола, окруженным солнечным диском. Днем великий Ра плывет на своей чаше по небесному Нилу, давая земле солнечное освещение …

Мы живем с вами в Республике Мордовия, в республике, где чтят традиции предков. Перед вами фрагменты вышивки национального костюма. Посмотрите – и у нашего народа широко использовалась символика солнца. Предкам казалось, что солнце катится по небу как колесо. Спицы образуют знак креста. Вот так его движение и передавали мастерицы.

( Звучит народная песня «Солнце красное»)

Символом солнца были еще и обереги (предметы, которые оберегали предков от нечистой силы)

Перед вами солнечный символ. Две сухие палочки символизируют огонь, небесный огонь – это солнце.  Наши прапрабабушки использовали солнечный символ в обрядах и искренне верили в его магическую силу.

У входа в дом или на внешнюю сторону входных дверей вывешивается славянский оберег для ребенка от злых людей. Он представляет собой восходящее или сияющее солнышко, раскрашенное яркими желтыми или оранжевыми цветами.

Восходящее солнышко символизирует рождение и восхождение новой жизни. Если в семье рождалась девочка - к композиции с солнышком прикрепляли несколько цветков, а так же могли украсить их фруктами. А если рождался мальчик, к солнышку могли прикрепить подкову, полозьями вверх (на счастье) или оставляли солнце без украшений. 

Оберег «Солнышко» остается на дверях дома с младенцем весь первый год жизни малыша. Гости, впервые приходящие к младенцу, обязательно должны принести с собой
хлеб, а так же другие подарки для новорожденного в знак своего доброго расположения

А теперь и вам предстоит выполнить интересные задания. На столе вы видите нити  разных цветов, заготовки солнечных символов. Закрепив нить несколькими витками на палочке, по часовой стрелке выполните несколько рядов.

Молодцы, справились с заданием. Обратите внимание на символику цвета – она схожа у мордвы и славян. Вы выбрали цвета солнца, тепла и детства.

Славяне очень ответственно относились к выбору в своей жизни того или иного цвета. Для повседневной жизни славяне выбирали одни цвета, для религиозно – обрядовой другие.

Белый цвет – это солнце, воздух, прозрение, чистота, невинность, непорочность, святость, священность, спасение, духовная власть. Зима. Этот цвет обозначает светлое время суток. Время труда и благих дел. Белый цвет – абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей. В пантеоне богов присутствовал Белбог, как олицетворение всех светлых сил. Рубаха белого цвета, использовалась славянами в религиозно – обрядовых целях, например, одевалась перед битвой под кольчугу или без оной, просто на чистое тело.

Черный почти повсеместно предстает как цвет негативных сил и печальных событий.

Вообще красный цвет считается агрессивным, жизненным и исполненным силы, родственным огню и обозначающим как любовь, так и борьбу не на жизнь, а на смерть. Так же это цвет солнца (Владимир Красно солнышко). Красный цвет на Руси – синоним красоты. Красный цвет это кровь – символ жизни, но одновременно и символ смерти.

Богатыри на Руси обычно предпочитали красные одежды (штаны, сапоги, кафтан, плащ и т.д., только рубаха обычно – белая) отсюда былинное «красно молодец», а в значение «красна девиц» – красивая.

Красный – Цвет жизни, огня, плодородия, здоровья и вместе с тем – хтонических персонажей (красную одежду или шапку носят домовой, водяной, шуликуны; красные глаза, зубы, волосы у ведьмы, шуликунов, русалок). Особо значимы в народных представлениях красная нить, красное полотно, красное (пасхальное) яйцо, которые наделяются защитными свойствами и используются в качестве оберега.

Цвет Ярилы, солнца красный в первую очередь связан с весной, плодородием, жизнью и конечно, возрождающим природу к жизни весенним солнцем.

«Весна красна»- в былинах и сказках обозначает приход Весеннего солнца Ярилы.

Синий цвет наиболее часто рассматривается как символ всего духовного. Это цвет мудрости. Бесконечность, вечность, истина, преданность, вера, чистота, целомудрие, духовная и интеллектуальная жизнь. Синий цвет неба – наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех цветов.

Синий цвет связан с «мёртвой водой». Загадочные «синие молнии» и «синее вино» также имеют символический смысл и соотносятся с половцами. Черные тучи, идущие с моря, – это полчища половцев, надвигающихся на русских, а синие молнии – это сверкающие половецкие сабли. Синий это цвет моря. «Глубокое синее море» – там водится чудо – юдо рыба кит.

Зеленый цвет неоднозначен по смыслу. Юность, надежда и радость. Зеленый – это весна, воспроизведение, радость, уверенность, природа, рай, изобилие, преуспевание, мир.Зелёным обозначалось Древо мира. Так же это цвет лешего. Но самое главное – это символ Леса. Так же символ засеянного поля, молодых всходов всегда наносился зелёным цветом.

Зеленый цвет соотносится с растительностью, изменчивостью, незрелостью, обладает продуцирующей символикой (у сербов преобладание зеленого цвета в радуге означает урожай злаков; в Родопах вечнозеленые растения использовались на помолвках и свадьбах).

Желтый – это свет солнца, интеллект, интуиция, вера, мёд. Темно-желтый означает предательство, измену, ревность, амбиции, скупость, скрытность, обман, неверие, воровство. Золотисто-желтый является символом солнца и божественности. Это цвет Благородства и достоинства.

Золото есть образ света, оно символизирует свет солнца и в связи с этим является атрибутом русских князей. Солнце, золото, русские князья – все они излучают свет: солнце «светлое» и «тресветлое».

Цветовой Символ Дажьбога – золото. Это связано с тем, что Дажьбог – это образ малого солнцеворота (день). Многие художники изображают его в золотых тонах.

Серебряный – цвет умеренности, цвет старости, знания и мудрости, приобретённой многими летами. Многие атрибуты волхвов делались из серебра, тем самым, подчёркивая их значимость, да и владельца они характеризуют соответствующим способом. Серебрили бороду Перуну, то есть – старили.

Серебро обладает мощным обеззараживающим свойством, поэтому Славяне, прекрасно осведомленные об этом свойстве, использовали посуду из серебра. Именно серебро – металл богини Лели. Он символизирует любовь, которая, по определению, истинная и, соответственно, мудрая.

Серый цвет практически так же хорошо сочетается с другими цветами как черный или белый, но при этом является зачастую более выразительным. Цвет некрашеного льна. Такие одежды носили Славяне в быту, и замарать не страшно, и не приметно. Такой цвет одежды подчёркивал повседневность.

Серый – цвет Стрибога. Он максимально точно характеризует нейтралитет, цветовую незаметность ветра.

Коричневый ассоциировался у Славян, прежде всего с Матерью Сырой Землёй – кормилицей. Мать Сыра Земля даёт и отнимает жизнь. И второй, не менее важный образ, связанный с этим цветом – это бурый медведь, который входит в круг культовых тотемных животных Славянского народа. Зачастую, с этим зверем олицетворяли славянских витязей.

В каких видах искусства мы можем встретить символ солнца?

В музыке употребление в песне поэтических символов с расшифровкой их значения. Она была необходима потому, что значение символов не объяснялось самим обрядом. Так, в одной песне-колядке говорится, что у прославляемого хозяина во дворе три терема. В первом тереме — «светел месяц», во втором — «красно солнышко», а в третьем — «часты звездочки». А затем идет пояснение, расшифровка этих символов.

Светел месяц —

То хозяин во дому,

Красно солнышко —

То хозяюшка,

Часты звездочки —

Малы деточки.

Самой распространенной формой народного танца являются хороводы. На Руси    им придавалось особое значение – участие в хороводе имело чудодейственную силу: излечивало от болезней и отгоняло злых духов.

В кулинарии символом солнца служат блины и ватрушки, «маленькие солнышки». Своим видом напоминают небесное светило – золотая начинка из творога, обрамленная кругом румяного теста.

Вот и готовы наши обереги. Я предлагаю закрепить их на панно в качестве солнечных лучей и проафишировать свои мысли (каждый лучик крепится на скотч вокруг солнечного диска на листе бумаги).

  1. Скажите, какие чувства вы испытали в процессе изготовления оберега?
  2. Расскажите, кому вы хотели бы  его подарить?
  3. Какие ассоциации вам навеяли обереги?
  4. Почему и  сегодня люди верят в силу талисманов, примет?

Вернемся к вопросу, прозвучавшему в начале нашей встречи.

Почему же люди разных национальностей поклонялись солнцу? Да потому, что оно даёт тепло, свет, - дарует саму жизнь, объединяет народы нашей страны.

Звучит песня в исполнении Людмилы Зыкиной «Умывает красно Солнышко руки теплые в росе…»

Я благодарю вас за сотрудничество и в заключении предлагаю выполнить портрет нашего солнышка на панно и подвести итог нашей встречи (рефлексия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Юрта – материальное и культурное наследие наших предков

Воспитательский час в 4 группе (8 класс)...

Мини – проект «Культурное наследие ЮНЕСКО» «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»

Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние че...