Знатоки живописи
план-конспект урока по мхк (8 класс) по теме

Рокунова Ольга Николаевна

Внеклассное мероприятие по МХК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_znatoki_zhivopisi.docx24.57 КБ
Office presentation icon igra-viktorina.ppt1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Игра-викторина «Знатоки живописи»

                                                                  Творенье может пережить творца:                                                                                                                                  Творец уйдет, природой побежденный,                                                                                Однако образ, им запечатленный,
 Веками будет согревать сердца...

М. Буонарроти

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Ведущие (1) и (2)                                                                                                                                                                                                

ПОДГОТОВКА

       Учащиеся делятся на три команды, выбирают капитана, придумывают название команды.
      Понадобятся
 карточки с репродукциями картин и вопросами для конкурсов, приз для команды-победительницы.

       ВЕДУЩИЙ (1): Любовь к прекрасному человеку присуща издавна. Наши предки при свете негаснущего костра рисовали в пещерах оленей, бизонов, мамонтов, и тогда зарождалось искусство — новый вид человеческой деятельности. Изобразительное искусство тем замечательно, что мысли в нем оказываются реальными, ощутимыми, превратившись в изображения. Сила мысли, искусные руки, опытный глаз помогают создавать шедевры.
     
ВЕДУЩИЙ (2): Картину нередко называют именем создавшего ее человека. В музеях часто произносят: «Это — Суриков!», «А там, у окна, — Репин». Когда имя автора не сохранилось, о произведении скажут: «неизвестный мастер». В живописи можно прочувствовать личность художника, его мысль, нрав, отношение к жизни. Никогда не спутаешь живопись М. А. Врубеля и В. И. Сурикова, Босха и Ван Гога.
     
ВЕДУЩИЙ (1): Сегодняшняя викторина посвящена известным художникам и их полотнам. Прежде чем начать наши конкурсы, капитаны представят свои команды.                           (Капитаны представляют команды.)                                                     

     ВЕДУЩИЙ (2): Итак, приступим к первому заданию. Я выдам каждой команде карточку с репродукцией картины известного художника, внизу которой будет написан вопрос, касающийся какой - либо детали этой картины. У вас есть пять минут для размышления, затем каждая команда даст ответ на вопрос.                                                                                                  

                                                    Задание для команды 1 
• На картине Л. да Винчи «Дама с горностаем» изображен милый зверек на руках у девушки. А для каких целей в Средние века держали в доме горностаев?
(Для ловли блох. В ту эпоху царила антисанитария.)
                                                   Задание для команды 2 
 На картине «Девочка на фоне персидского ковра» М. А. Врубель изобразил дочь владельца одного заведения в Киеве. Обратите внимание на богатое убранство комнаты. Хозяином какого заведения был заказчик картины? (Ссудной кассы, то есть ломбарда.)                                                  
                                                   Задание для команды 3
 На картине «Бурлаки на Волге» И. Е. Репина изображены, как писал критик В. В. Стасов, «могучие, бодрые, несокрушимые люди, которые создали богатырскую песню «Дубинушка». Назовите количество бурлаков на картине. (Одиннадцать человек.)

(Команды выполняют задание.)

«СОБЕРИ КАРТИНКУ»

       ВЕДУIЦИЙ (1): Второй конкурс неспроста так назван. Каждой команде дается изображение картины И. И. Левитана «Март», разрезанной на кусочки. Вам нужно собрать этот своеобразный «паззл». Кто быстрее?

(Команды выполняют задание.)

«САМЫЙ  УМНЫЙ»

       ВЕДУЩИЙ (2): А теперь проведем викторину. Каждой команде будут задаваться вопросы. Кто даст больше правильных ответов, тот и выиграет в этом конкурсе.

Вопросы для команды 1

• Как называется портрет художника, выполненный им самим? (Автопортрет.)                     • Назовите технику росписи, а также украшенную росписью многоцветную ткань. (Батик.)                                                                                                                                             • Как называется вытканный вручную ковер-картина? (Гобелен.)                                                  • Назовите жанр изобразительного искусства, который посвящен окружающим человека вещам, композиционно организованным в единую группу. (Натюрморт.)

Вопросы для команды 2

• Как называется картина, изображающая морской вид? (Марина.)
• Как называется торжественное открытие художественной выставки в присутствии специально приглашенных лиц  - художников, деятелей культуры и искусства? (Вернисаж.)
• Как называется печатный оттиск на бумаге с пластины, на которую нанесен рисунок? (Гравюра.)
• Назовите жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. (Пейзаж.)

Вопросы для команды 3 

• Как называется орнаментная или сюжетная декоративная композиция, выполненная из стекла или другого материала, пропускающего свет? (Витраж.)
• Назовите художественный музей, включающий преимущественно собрание картин. (Галерея.)
• Как называется художественное произведение, повторяющее другое произведение и исполненное самим автором либо другим художником? (Копал.)
• Как называется изображение какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в действительности? (Портрет.)
                                       
(Команды отвечают на вопросы.)

«ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»

 
    ВЕДУЩИЙ (1):
 Этот конкурс для капитанов команд. Прошу вас сосредоточиться и внимательно выслушать описание предмета, а затем назвать его.
                                             

                                                Задание для команды 1 
• Это первый волшебный предмет, созданный человеком. Аборигены Африки, Австралии и Океании отдавали за него колонизаторам все, что имели. За ним тянется шлейф суеверий. Долгое время этот предмет был роскошью, доступной лишь королевским особам и очень богатым людям. Самый дорогой из них — в Лувре, принадлежал королеве Марии Медичи, украшен агатами и ониксами. В России производство этого предмета налажено по повелению Петра 1.
(Зеркало.)
                                           

                                                Задание для команды 2 
• Этот необычный предмет существовал уже в древнем Египте. Он прошел почти все стили искусства от классицизма до барокко. Для его изготовления применяли металл, дерево, кости, панцирь черепахи, перламутр, перья, почти все виды тканей, шелк, кружева, газ, соломку, бумагу, пергамент, даже кожу курицы. Для декора этого предмета использовали роспись, как правило, тушью, гуашью или акварелью. Над созданием этих предметов работали многие знаменитые художники.
(Веер.)

                                             Задание для команды 3
• Из чего только не изготовляли этот предмет! Даже из паутины! У древних ассирийцев и египтян они были символом знатности. Их получали рыцари при посвящении, епископы при введении в сан, горожане — в знак дарованных им привилегий. Женщины носят их с ХI века. В эпоху Возрождения они были не только символом власти и роскоши, но и орудием убийства (их пропитывали ядом). На Руси они долгое время были признаком знатности. О чем же идет речь?
(Перчатки.)

                                           (Капитаны команд отвечают.)

«КАРТИНЫ – ЗАГАДКИ»

   ВЕДУЩИЙ (2): Многим из вас с детства знакомы рисунки-головоломки типа «найди спрятанные предметы». Я выдам каждой команде репродукцию какой- либо картины, а затем зачитаю вопрос. После нескольких минут размышлений вы должны на него ответить.
                                               

                                                 Задание для команды 1 
• Посмотрите на картину А.-Ж. Гро «На поле битвы при Прейсиш-Эйлау». Возле этого городка в Восточной Пруссии в 1807 году произошло сражение, в результате которого погибли сорок три тысячи воинов. И причиной всему этому был один человек, присутствующий на картине. Назовите его.
(Наполеон Бонапарт.)

Наполеон на поле битвы при Прейсиш-Эйлау. Художник А. -Ж. Гро. 1807—1808 гг

                                                 Задание для команды 2 
• Художников издавна увлекала возможность показать различные свойства одного и того же предмета или явления. Бывает, что картины со спрятанными изображениями призывают нас задуматься над сюжетом, разгадать скрытый смысл. Скажите, как называется цикл картин Джузеппе Арчимбольдо, и опишите, с чем ассоциируется у вас каждая картина из цикла. («Времена года». 1573 г.  Мы видим портреты юноши, молодого и взрослого мужчины и, наконец, дряхлого старика. При внимательном рассмотрении лицо юноши превращается в букет цветов, лица мужчин в россыпь ягод и фруктов, а старца в трухлявый пень, обвитый кладбищенским плющом.)

                                                Задание для команды 3
• Мексиканского художника О. Окампо привлекают сюжеты из литературы, Присмотритесь к его картине и назовите писателя и героев, которые изображены на ней. (М. Сервантес. «Дон Кихот и Санчо Панса» (1979г.). Рядом едут два неразлучных персонажа романа М. Сервантеса. А если смотреть издалека, то две фигуры сливаются в лицо писателя.)
                                       

                                     (Команды выполняют задание.) 


                                             
«САМ СЕБЕ ХУДОЖНИК»

 
    ВЕДУЩИЙ (1):
 Следующий конкурс для настоящих художников. От каждой команды нужен один человек, который хорошо умеет рисовать. Я выдам вам репродукции картины П. А. Федотова «Разборчивая невеста» ( 1847 г.).  Дорисуйте, пожалуйста, недостающий эпизод картины. Чем достовернее получится изображение, тем больше у вас шансов принести победу своей команде.

                                        (Команда выполняют задание.) 
                                   

«ЛИТЕРАТУРА И ЖИВОПИСЬ»


   ВЕДУЩИЙ (2):
 А теперь конкурс, связанный с литературой. Я буду зачитывать стихотворение, после чего вы должны ответить на вопрос.

Задание для команды 1

• Она давно прошла, и нет уже тех глаз                                                                                          И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли
                                         —тень печали.
Но красоту ее Боровиковскай спас.

                                                           Я. Полонский

     Назовите картину, о которой идет речь. (В. Л. Боровиковский «Портрет М. И. Лопухиной.)
                                                 
Задание для команды 2

• Везувий зев открыл дым хлынул
                                               клубом
пламя
Широко развилось, как боевое знамя.                                                                                  Земля волнуется - с шатнувшихся
                                                          колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый
                                                        страхом,
Под каменным дождем,
                             под воспаленным прахом
Толпами, стар и млад, бежит
                                                  из града вон.
                                                                          А. Пушкин
 

     Под впечатлением какой картины поэт написал эти строки? (К.П. Брюллов «Последний день Помпеи».)

                                             
Задание для команды 3


• Скажите, о каком портрете идет речь в следующем
стихотворении:

Ты помнишь, как из тьмы былого,                                                                                         Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза, как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,                                                                                                              Ее глаза
как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,                                                                                       Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают                                                                                                            И приближается гроза,                                                                                                                   Со дна души моей мерцают                                                                                                      Ее прекрасные глаза.

                                     Н. Заболоцкий

(Речь идет о портрете А. П. Струйской работы Ф. С. Рокотова.)
                                           

                                                 (Команды отвечают.)

«ТВОРЦЫ И ТВОРЕНИЯ»

   ВЕДУЩИЙ (1): В следующем задании нужно определить автора произведения. Я выдам каждой команде карточки с репродукциями различных картин, а вам нужно на каждой карточке написать фамилию художника.

                                              Карточки для команды 1

 
• «Утро в сосновом бору» (
И. И. Шишкин.)
• «Всадница» (К. П. Брюллов.)
• «Кружевница» (В. А. Тропинин.)                                                                                           • «Девочка с персиками» (В. А. Серов)
• «Смертельно раненый» (В. В. Верещагин.)

                                             Карточки для команды 2


• «Неизвестная»
(И. Н. Крамской)                                                                                                • «Тройка» (В. Г. Перов.)
• «Иван Грозный и сын его Иван» (И. Е. Репин.)                                                                                        • «Купчиха с покупками» (Б. М. Кустодиев.)
• «Грачи прилетели» (А. К. Саврасов.)

                                            Карточки для команды 3


• «Боярыня Морозова»
(В. И. Суриков.)                                                                                     • «Итальянское утро» (К. П. Брюллов.)
• «Ледяные горы» (И. К. Айвазовский.)                                                                                • «Аленушка» (В. М. Васнецов.) 
• «Видение отроку Варфоломею» (М. В. Нестеров.)

  (Команды выполняют задание.                                                                                     Подведение итогов, награждение команды - победительницы.)

    ВЕДУЩИЙ (2): Наша игра-викторина, посвященная живописи, закончена. До свидания, ребята! Благодарю вас за участие!

    ВЕДУЩИЙ (1):

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

                                 Н. Заболоцкий


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра-викторина «Знатоки живописи» Творенье может пережить творца: Творец уйдет, природой побежденный, Однако образ, им запечатленный, Веками будет согревать сердца... М. Буонарроти

Слайд 2

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1485 г.

Слайд 3

Михаил Врубель. Девочка на фоне персидского ковра. 1886

Слайд 4

Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870 — 1873

Слайд 5

И. И. Левитана. Март. 1895 г.

Слайд 6

А.-Ж. Гро «На поле битвы при Прейсиш-Эйлау». 1807—1808 гг.

Слайд 7

Джузеппе Арчибольдо

Слайд 8

Октавио Окампо

Слайд 9

Портрет М. И. Лопухиной. Художник В. Л. Боровиковский. 1794—1797 гг.

Слайд 10

Последний день Помпеи. Художник К. П. Брюллов. 1833 г.

Слайд 11

Портрет А. П. Струйской . Художник Ф. С. Рокотов

Слайд 12

Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Н. Заболоцкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Изображение Страстей Христа в живописи немецкого Возрождения".

Фильм является учебным, предназначен для изучения в средней школе на уроках истории, посвященных искусству эпохи Возрождения, проблем изображения сюжетов, связанных с последним днем земной жизни Христ...

Тест по МХК в 11 кл "Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи"

проверочный тест по теме "Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи"...

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...

2014 год Шоноев Т.И. МБОУ «Сосново-Озерская сош№2» Районный Слет Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности» 15 апреля 2014 года Положение районного Слета Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности»

Очень часто люди страдают из-за неосторожности и беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих поступков. Порой все мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и...