Меценат по зову сердца: Павел Михайлович Третьяков
презентация к уроку по мхк на тему

В презентации раскрывается образ человека, совершившего подвиг во славу русского искусства. Данный материал предназначен для учащихся старших и средних классов общеобразовательных школ и школ искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metsenat_po_zovu_serdtsa.ppsx1.85 МБ
PDF icon olimpiada_po_mkhk_9-11_klassy.pdf1.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Павел Михайлович Третьяков: Меценат по зову сердца МКОУ ДОД ДШИ с.Кленовское Составитель : Бажутина Людмила Васильевна преподаватель высшей квалификационной категории село Кленовское 2013 г.

Слайд 2

И. Е. Репин. Портрет П.М.Третьякова 1832 – 1898 гг. Представить образ человека, который совершил подвиг во славу русского искусства Цель презентации Трудно перечислить все, что сделано для русской культуры во второй половине XIX - начале XX века представителями купеческого клана. Сколько связано только с Москвой: это, помимо Третьяковской галереи, Русская частная опера Саввы Ивановича Мамонтова, музей Петра Ивановича Щукина, Московское отделение Русского музыкального общества и Московская консерватория, созданные при участии Василия Ивановича Якунчикова, Художественный театр, одним из основателей которого был Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев). Все эти фамилии неразрывно связаны семейными узами с семьёй Третьяковых.

Слайд 3

Третьяков не любил бросать деньги на ветер, хвастаясь своими приобретениями роскоши и эксклюзива, не признавал балы, не любил разносолы и игру в карты (как пустое занятие). Был скромным и молчаливым. Всю жизнь проходил в сюртуке одного покроя. Но беззаветно любил живопись, произведения русских и зарубежных художников и мечтал создать музей, где эти работы мог бы увидеть каждый. В собрание Павла Михайловича поступали ценные и яркие произведения искусства. Павел Михайлович сам придумал и воплотил в жизнь идею — создать портреты самых выдающихся людей своего времени — В. Перова, И. Крамского, И. Репина, Гончарова, Л. Толстого, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского и других великих современников . Третьяков Павел Михайлович (1832 - 1898) Предприниматель, меценат, коллекционер, благотворитель. Потомственный почетный гражданин (1856), коммерции советник (1880), почетный гражданин г. Москвы (1897). Член московского отделения Совета торговли и мануфактур (1868-1889). Действительный член петербургской Академии Художеств (1893). Член Русского музыкального общества (1860-1898), член совета Московского художественного общества (1872-1894).

Слайд 4

Мысль о желании оставить после своей смерти национальную галерею Третьяков впервые высказал в завещании, написанном в 1860 году во время первой поездки за границу: « Прошу вникнуть в смысл желания моего, не осмеять его, понять, что для не оставляющего ни жены, ни детей и оставляющего мать, брата и сестер вполне обеспеченных, для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие ». Третьякову было в это время 28 лет В ту пору он ещё не был женат, но через пять лет, обзаведясь семейством, он будет продолжать собирать свою коллекцию, строить для неё помещение и в возрасте 60 лет осуществится мечта всей его жизни. Но обо всём по порядку. Едва Павлу Третьякову исполнилось 20 лет, мать отправляет его по делам в Петербург. С восторгом пишет Третьяков ей о своих впечатлениях от впервые увиденных в Эрмитаже картин, а спустя некоторое время мнение Третьякова при оценке того или иного произведения живописи становится определяющим. Но сколько усилий пришлось приложить Третьякову для самообразования, сколько музеев и выставок он посетил во время своих деловых поездок и путешествий по России и Европе, сколько прочитал книг! Фактически, он сам воспитал в себе искусствоведа .

Слайд 5

Сергей Михайлович Третьяков. 1856 Павел Михайлович Третьяков 1871

Слайд 6

Павел Михайлович, и Вера Николаевна были людьми тонко чувствующими природу, искусство, музыку. Их дети выросли такими же. Вера Николаевна Третьякова Семья Третьяковых Слева направо: Вера, Иван, Вера Николаевна, Михаил, Мария, Мария Ивановна, Павел Михайлович, Александра, Любовь. 1884 год.

Слайд 7

В семье все любили друг друга. Павел Михайлович писал жене: « Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья!» Через много лет, вспоминая об этих днях, старшая из дочерей Вера Павловна напишет в своих воспоминаниях: « Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. То доверие, та гармония между любимыми людьми, любившими нас и о нас заботившимися, было, мне кажется, самым ценным и радостным ». Вера Николаевна и Павел Михайлович Третьяковы

Слайд 8

И. Крамской. Два портрета Веры Николаевны Третьяковой.

Слайд 9

В конце 1860-х годов Павел Михайлович заказывает Ф.А.Бронникову произведение, ставшее впоследствии любимой картиной Веры Николаевны Третьяковой, – «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу».

Слайд 10

Родословное древо Третьяковых с годами расширялось, и к концу XIX века, помимо Мамонтовых, в него вошли многие именитые купеческие фамилии – Боткины, Якунчиковы, Алексеевы, Коншины, Щукины, Морозовы. Представителей этих фамилий, несмотря на различие характеров, объединяло от предков завещанное единство мысли и действия, поэтому они строили храмы, больницы, школы, приюты и дома призрения. Но помимо щедрости душевной было у них еще одно общее качество: идущее от высокой духовности особое ощущение красоты, и воплощением красоты в повседневной жизни для них было искусство. Все эти мотивы двигали и Павлом Третьяковым в его стремлении собрать лучшие образцы русского искусства. История семьи Третьяковых - яркий пример того, как вместе с ростом капитала происходило духовное возрастание людей, чьи деды и прадеды приехали в Москву, не имея никакого образования. Всем дочерям Павел Михайлович дал прекрасное домашнее образование. Они занимались музыкой, литературой, иностранными языками, посещали концерты, театры, художественные выставки, отправлялись в путешествия – всё это служило основой домашнего воспитания в семье Третьяковых.

Слайд 11

Семья Третьяковых была необыкновенно дружной. Сестры, их мужья, дети поддерживали очень тесные и теплые взаимоотношения друг с другом на протяжении всей жизни. Близки духовно они были и со старшим поколением. Дочери Павла Михайловича Вера и Александра, одна в Соединенных Штатах, другая в Советском Союзе, написали в 1930-е годы очень разные по стилю и очень близкие по духу воспоминания, в которых ярко предстают круг интересов семьи и атмосфера любви, доброжелательности, уюта, царившая в доме. Первые детские впечатления, оставшиеся на всю жизнь, от картин на стенах и от музыки в исполнении матери, которая была незаурядным музыкантом. Среди тех, с кем общались родители и кого дети видели в доме, - Тургенев, Достоевский, Толстой, Чайковский, Крамской, Васнецов, Перов, Поленов и многие другие мастера искусств. Дети и внуки Павла Михайловича и Веры Николаевны росли в особой духовной атмосфере, где царило поклонение творчеству без оглядки на смену направлений в искусстве, с уважением к предшественникам. Поэтому, естественно, что дочери, которые росли в атмосфере искусства, выбрали себе в мужья людей – далеких от торговых дел, - музыкантов, врачей, художников.

Слайд 12

Дочери и зятья Третьяковых. Нижний ряд: Вера Зилоти, Александра Боткина, Любовь Гриценко . Верхний ряд: Александр Зилоти, Сергей Боткин, Николай Гриценко . Фото 1895 года.

Слайд 13

Главным богатством семьи, которое оставил своим потомкам Павел Михайлович Третьяков, оказалось высокодуховное и высоконравственное отношение к окружающему миру. Александра Павловна Третьякова (Боткина) и Сергей Сергеевич Боткин. Фото 1890 года. Архив Е. С. Хохловой

Слайд 14

Вера Павловна (старшая дочь Третьякова) и Александр Ильич Зилоти

Слайд 15

На долю этих двух поколений выпало множество тяжких испытаний, связанных с событиями наступившего XX века, особенно после 1917 года. В июле 1918 в Екатеринбурге был расстрелян лейб-медик Евгений Сергеевич Боткин, брат Сергея Сергеевича, добровольно отказавшийся покинуть царскую семью. Из-за угрозы ареста и расстрела вынужден был вместе с семьей бежать за границу Александр Ильич Зилоти. Все оставшиеся в Советской России члены семьи стали «лишенцами» - были лишены прав, которые давали возможность нормально жить и работать. В большинстве своем эти прекрасные, талантливые люди оказались ненужными и чужими – и те, кто вынужден был уехать, и те, кто остался на родине. Самым же тяжелым для всех них была не потеря материального благополучия, а произошедший насильственным путем распад того самого единства, которое всегда их объединяло. Больше всего они страдали от разлуки и невозможности общения с близкими по духу родными и друзьями, но никогда не поддавались унынию и всегда трудились.

Слайд 16

Волнухин С.М. Портрет П.М.Третьякова. Бронза. 1899 г. Все самое честное и передовое в искусстве того времени тянулось к Третьякову, помогало ему. Некий молчаливый уговор художников о предоставлении права первого выбора Третьякову ставил его вне конкуренции с другими коллекционерами. Многолетние дружеские связи соединяли его с Крамским, Репиным, Перовым, Стасовым, Ярошенко, Максимовым, Поленовым, Суриковым, Прянишниковым и другими. Его облик запечатлен в ряде живописных и скульптурных произведений .

Слайд 17

«Кому не приходила мысль о том, что, не появись в свое время П.М. Третьяков, не отдайся он всецело большой идее, не начни собирать воедино Русское искусство, судьбы его были бы иные: может быть, мы не знали бы ни «Боярыни Морозовой», ни «Крестного хода», ни всех тех больших и малых картин, кои сейчас украшают знаменитую Третьяковскую галерею. Тогда в те далекие годы, это был подвиг», - так писал художник Нестеров о Третьякове. М. В. Нестеров. Автопортрет. 1918 г.

Слайд 18

Павел Михайлович выделял в современном ему искусстве самую живую и плодотворную струю — передвижников, с их боевым, демократическим духом, страстной приверженностью к правде и глубоким сочувствием к угнетенным. Именно произведения передвижников составили драгоценное ядро его коллекции, и до сих пор полнота и качество этой части собраний галереи остаются непревзойденными. Этот героический период русского искусства можно понять, прочувствовать и изучить в Москве, в «Третьяковке» так, как нигде больше. Огромное патриотическое и художественное значение имело осуществление идеи Третьякова о создании портретной галереи деятелей русской культуры. Обширная галерея портретов и автопортретов была выполнена по его заказу Крамским, Перовым, Репиным, Серовым и другими живописцами и сохранила для потомков образы « лиц, дорогих нации, лучших ее сынов », по выражению И. Е. Репина,— выдающихся ученых, писателей, музыкантов, артистов, художников.

Слайд 19

Но не нужно забывать, что в то время, когда Третьяков закладывал основы своей будущей галереи, русская школа живописи ещё только смутно вырисовывалась в тени западноевропейского искусства. Когда произведения русских художников были рассеяны по многим частным коллекциям, и ещё не было тех картин, которые в будущем составят славу русского искусства, картины Репина, Сурикова, Левитана, Шишкина и многих других знаменитых художников .

Слайд 20

Десятилетиями он будет материально поддерживать художников. Так, помогая Крамскому, Перову, Ф. Васильеву и столь многим другим, что их даже трудно перечислить. Опекал училище глухонемых, был организатором приюта для вдов и сирот неимущих художников. В то же время, покупая картины, он называл весьма умеренные цены, терпеливо торговался с авторами, иногда отказывался от слишком дорогих произведений, которые очень хотел приобрести,— берег деньги всё для той же цели: собрать как можно больше произведений, представить русскую школу не только в лучших её проявлениях, но и со всей возможной полнотой. Чуткость к искусству, всегдашняя искренность, готовность оказать материальную и нравственную поддержку, а главное, одушевлявшая Третьякова высокая цель, снискали ему глубокое уважение и любовь художников.

Слайд 21

Крамской. Портрет Третьякова Павел Михайлович каждый год совершал дальние долгие поездки. Уже в конце своей жизни, восторгаясь красотами природы в Пиренеях, он писал жене: « Опять чувствовал, что стоит жить, чтобы видеть и наслаждаться этим высшим наслаждением ». Обладая не самым крупным в Москве состоянием, Павел Михайлович пользовался в купеческой среде большим авторитетом и многократно выполнял общественные обязанности, занимал выборные должности. На его попечении лежала забота об Арнольдовском училище для глухонемых детей. Там жили 150 мальчиков и девочек. Здесь они воспитывались до 16 лет и выходили в жизнь, получив профессию.

Слайд 22

Тонкий знаток искусства, он не боялся приобретать произведения молодых неизвестных художников. Кстати, многие картины галереи были созданы по его заказу, как было упомянуто выше. Безошибочный вкус и интуиция, разносторонние знания и деловой расчёт, глубокая любовь к выбранному служению, помогали ему в его трудном деле. Все художники, молодые и уже знаменитые, мечтали, чтобы их картина висела в Третьяковской галерее, потому что уже сам факт покупки картины Павлом Михайловичем Третьяковым был актом общественного признания таланта художника. Так один удивительный человек смог повлиять на все русское живописное искусство и стать выразителем общественного мнения России.

Слайд 23

С 1881 года его галерея стала общедоступной (к 1885 году в ней побывало около 30 тысяч человек). В 1892 году Третьяков унаследовал собрание западноевропейской живописи своего брата и разместил его в двух залах западной школы. По значимости собрания галерея Третьякова находилась в одном ряду с крупнейшими музеями России того времени, стала одной из достопримечательностей Москвы. В августе 1892 года Третьяков передал своё собрание и особняк в дар Москве. К тому времени в коллекции насчитывалось: 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков западноевропейской школы, 15 скульптур и коллекции икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием "Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых" (ныне Третьяковская галерея).

Слайд 24

Третьяковская галерея. Фасад выполнен по эскизу В.М. Васнецова Памятник П.М.Третьякову – скульптор А.П. Кибальников

Слайд 25

« Многие положительно хотят верить в хорошую будущность русского искусства и уверяют, что если иногда какой художник наш напишет недурную вещь, то так как-то случайно, а что он же потом увеличит собой ряд бездарностей! Вы знаете, я иного мнения, иначе я не собирал бы коллекцию русских картин, но иногда не мог, не мог не согласиться с приводимыми фактами: и вот, всякий успех, каждый шаг вперед мне очень дороги и очень был бы я счастлив, если бы дождался на нашей улице праздника». П.М.Третьяков Книга «Павел Михайлович Третьяков: в жизни и искусстве. Автор Л.Боткина (дочь Третьякова) В одном из залов Третьяковской галереи

Слайд 26

В память о великом человеке учреждена премия имени Павла Михайловича Третьякова, «за верность профессии и многолетнее служение русскому искусству», которой ежегодно награждаются сотрудники Третьяковской галереи.

Слайд 27

Список литературы и материалов Интернет Боткина Л.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. Предисловие к шестому изданию книги. Фонд Третьяковской галереи. СПб., 2012. http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/90338/%D0%A2%D0%A0%D0%95%D0%A2%D0%AC%D0%AF%D0%9A%D0%9E%D0%92 http://www.coolreferat.com/%D0%9C%D0%B5%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8B_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F_%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%82&stype=image&lr=54&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1122-sh-554-fw-897-fh-448-pd-1 http://krasa.uz/semya/pavel-tretyakov-mecenat-po-zovu-serdcaa/


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "По зову сердца"

Цели проекта:·              освоение и наследование учащимися школы ценностей родного Отечества в процессе взаимодействия с учителями-в...

Третьяков Павел Михайлович

биография владельца величайшей коллекции русской живописи...

Социальный проект "По зову сердца", реализованный в 2012-2013 учебном году

Проблема проекта: отсутствие должного внимания подрастающим поколением ветеранам ВОВ и пожилым людям. Как мы пришли к такому выводу? Много времени прошло с памятной даты – 9 мая 1945 г. Ушли из жизни ...

Проект волонтерского движения «По зову сердца»

Формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности ребенка; апробация новых форм организации заня...

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) - московский купец, коллекционер и меценат.

Эта презентация создана к уроку по Искусству  "Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) - московский купец, коллекционер и меценат." В ней расказывается о жизни  основателя Третьяковской галер...

Презентация "Павел Михайлович Камозин, дважды Герой Советского Союза"

Презентация на тему "Павел Михайлович Камозин, дважды Герой Советского Союза" и текст-сопровождение...

Социально-значимый проект "По зову сердца".

Проект призван объединить усилия педагогов и воспитанников  специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида с целью их адаптации и социализации в обществе, вовлечь  вос...