Музеи мира
план-конспект урока по мхк (9 класс) на тему

Хабибулина Ольга Петровна

Представлена разработка урока для поектной недели

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по музеям Лувр и Эрмитаж456.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 104

Серия «Конспект урока»

Музеи мира

(я в эстетическом мире)

                       

Автор: Хабибулина О.П.
к.п.н., учитель МХК

 МОУ СОШ № 104

Челябинск – 2011

ЗАДАЧА: показать ценность хранящихся в музеях шедевров культуры

ИДЕЯ: музей – это свет человеческой культуры, человеческой души,  человеческого представления о красоте мироздания

        Дети садятся по группам (Лувр, Эрмитаж) и распределяют роли: ЛЕТОПИСЕЦ, ХРАНИТЕЛЬ, ИСКУССТВОВЕД, ЭКСКУРСОВОД, ИСТОРИК.

        Дорогие участники проекта. Как показала летопись школы Юнеско, наши учащиеся за всю историю существования школы побывали не только в разных городах России, но и в разных странах.

А с чего начинается «открытие» города или страны? Прежде всего, с посещения музеев. Поскольку в рамках одного урока практически невозможно охватить все музеи, в которых побыли наши учащиеся, мы остановимся только на двух из них – это Эрмитаж и Лувр.

– Прежде чем начать работу, скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают со словом «музей»? (искусство, тишина, тайна, память, прошлое, культура, сокровища и т.д.)

Учитель выписывает все ассоциации учащихся на доску.

        К ассоциациям мы ещё вернёмся. А сейчас задача каждой группы озвучить видеофильм о своём музее. Для этого каждый из вас, получив определённую роль, должен ознакомиться с информацией, которая изложена на лежащих перед вами карточках. Я даю вам 3 минуты для ознакомления с текстом. У кого возникнут вопросы, поднимите руку – я подойду. Ваша задача – несколько раз прочитать текст, проговорить незнакомые фамилии, термины, трудные слова. Но самое главное – приготовиться к выразительному (членораздельному, ясному, с доверительной интонацией) чтению данного текста.

        Далее идёт работа по озвучиванию видеофильмов.

ЭРМИТАЖ

  1. ЛЕТОПИСЕЦ:

В летописи школы ЮНЕСКО имеется следующая информация: крупнейший музей нашей страны – Эрмитаж – посетили следующие группы учащихся.

        В 2001 году в Эрмитаже побывала группа 10-х классов (руководитель Жилина Светлана Вячеславовна).

        В 2002 году – 7 Г класс (руководитель Гусева Вера Николаевна)

         В 2003 году – 7 А класс (руководитель Злобина Лидия Гавриловна)

        В 2007 году – 9 класс (руководитель Абдулина Елена Леонидовна)

        В 2007 году – 9 класс (руководитель Бодренко Елена Николаевна)

Далее видео «Эрмитаж» и его озвучивание детьми (диск «Эрмитаж: экскурсия по музею»).

        Задание другой группе: слушать внимательно, в конце будут заданы вопросы.

2. ХРАНИТЕЛЬ:

Эрмитаж – крупнейший музей нашей страны. Из нескольких зданий Эрмитажа особенно выделяется здание Зимнего дворца. Прославленный архитектор XVIII столетия – Бартоломео Растрелли, автор многих царских дворцов в России, создал Зимний в парадном, роскошном стиле барокко. Он украсил его снаружи и внутри обильной позолотой, колоннами, скульптурой, резьбой. В своё время Зимний дворец был самым грандиозным зданием в Петербурге и самым большим дворцом в Европе.

        Русская царица Екатерина  II , стараясь не отставать от монархов Западной Европы, устроила в Зимнем дворце галерею произведений искусства. Для художественных сокровищ она отвела несколько комнат с видом на Неву и присвоила им причудливое для русского языка и модное тогда наименование «Эрмитаж», что в переводе с французского означает «уединённое убежище». Так в XVIII веке в королевских резиденциях называли небольшие помещения, предназначенные для отдыха и развлечения придворной знати. Украшались они с особой роскошью. Устроенный в комнатах Зимнего дворца Эрмитаж положил начало будущему величайшему музею мира.

3. ИСКУССТВОВЕД:

Екатерина II поручила русским послам при иностранных дворцах покупать на всех европейских аукционах для Эрмитажа лучшие произведения искусства. В столицу русского государства стали стекаться сокровища из Италии, Франции, Германии, Голландии, Англии. Первая коллекция прибыла осенью 1764 года. Этот год считается годом основания музея. Эта коллекция первоначально была куплена одним немецким купцом для Фридриха II. Но семилетняя война разорила короля, и он отказался от покупки. Эту коллекцию сейчас же приобрела Екатерина II. Вслед за этой коллекцией потянулись в Петербург новые покупки: картины, скульптуры, мебель, изделия из золота, серебра, фарфора. После Екатерины II коллекции Эрмитажа продолжали пополняться наследниками царского престола. Пополнялись сокровища и археологическими находками из Египта и Греции.

4. ЭКСКУРСОВОД

В Эрмитаже собраны экспонаты всех времён и народов, от первобытной культуры до нашего времени. В 353 залах размещаются экспонаты крупнейших отделов музея:

– отдел первобытной культуры;

– отдел античной культуры;

– отдел искусства стран Востока;

– отдел русской культуры;

– коллекция нумизматики, где собраны монеты, ордена, медали всего мира;

– Арсенал – отдел западно-европейского оружия и средневековых доспехов;

– картинная галерея, где хранятся знаменитые шедевры художников Италии, Франции, Англии, Голландии, Фландрии.

5.ИСТОРИК

В годы Великой Отечественной войны во время блокады Ленинграда Эрмитаж был эвакуирован. Именитые учёные, экскурсоводы, научные работники, реставраторы отбирали и аккуратно упаковывали самые ценные из бесценных произведения искусства. Большие полотна снимали с подрамников и накатывали на валы. С постаментов снимали скульптуры, из витрин и шкафов вынимали редчайшие памятники древности. 1180 ящиков разместились в 22 товарных и одном бронированном вагонах. Всё это разместилось в здании Свердловской картинной галереи. Затем был отправлен второй эшелон. Готовили третий, но не успели – кольцо блокады сомкнулось. Зданиям Эрмитажа война нанесла серьёзные повреждения. Израненные вражескими снарядами, с битыми стёклами, заделанными фанерой, музейные залы были покрыты инеем, сквозь щели заметался  снег. После снятия блокады начались работы по ремонту музейных залов. Осенью 1945 года сокровища Эрмитажа вернулись в залы музея.

Вопросы для закрепления другой группе:

  1. Архитектор главного здания Эрмитажа?
  2. Кто из царствующих особ устроил галерею произведений искусства в Зимнем дворце?
  3. Как переводится с французского слова «Эрмитаж»?
  4. Произведения каких художников собраны в Эрмитаже (русских или европейских)?
  5. Встречу с каким произведением вы будете ждать, переступив порог музея?

ЛУВР

1. ЛЕТОПИСЕЦ

В летописи школы ЮНЕСКО имеется следующая информация: один из величайших музеев мира – ЛУВР – посетили следующие группы учащихся.

        В 1996 году этот музей посетила группа 9 В и 9Д классов (руководители Злобина Лидия Гавриловна и Большакова Евгения Владимировна).

        В 2000 году – 6 А класс (руководитель Шарипова Роза Курмановна).

        В 2005 году – 9 класс (руководители Евсеева Вера Ивановна и Овсянникова Татьяна Рауфовна).

        В 2006 году – 10 класс (руководитель Большакова Евгения Владимировна).

Далее видео «Лувр» и его озвучивание детьми (диск «Louvre  la visite»).

        Задание первой группе: слушать внимательно, в конце будут заданы вопросы.

2. ХРАНИТЕЛЬ

         Лувр – один из величайших музеев мира. Начало истории Лувра восходит к отдалённым временам. Первое упоминание о Лувре относится к 1204 году. Сначала это была крепость. Начиная с 15 века, Лувр – резиденция французских королей. На протяжении четырёх столетий Лувр расширялся и перестраивался. В начале XVI века король Франциск I положил начало Луврской коллекции.

        Обогнув павильон Флоры, мы попадаем во двор Лувра через символические ворота – Триумфальную арку, сооружённую в эпоху Наполеона I. Главный         вход в музей покрыт стеклянной пирамидой. Сквозь неё свет льётся в просторный вестибюль. С переездом Людовика XIV в Версаль, Лувр стал резиденцией художников. В Лувре стали проводиться первые открытые для посетителей выставки.

3. ЭКСКУРСОВОД

        У каждого павильона своё название:

– Сюли – обрамляет квадратный двор (павильон назван в честь министра финансов при Генрихе IV);

– Ришелье – выходит окнами на улицу Ревали (павильон назван в честь кардинала при Людовике XIII);

– Денон – стоит на берегу Сены.

        Мир искусства, представленный в Лувре, необычен. Здесь собраны произведения почти всей мировой скульптуры, живописи, рисунка, прикладного искусства. Эти шедевры охватывают время, начиная с Древнего Египта до конца XIX века. Двадцать больших залов занимают отдел Древнего Египта. Первым хранителем Египетского музея в Лувре был Франсуа Шампольон – гениальный учёный, разгадавший тайну египетских иероглифов. Греческое искусство представлено в залах Античности. Наиболее знаменит зал кариатид. Здесь хранятся коллекции мраморной скульптуры.

4. ИСКУССТВОВЕД

        Наибольшей популярностью пользуется картинная галерея Лувра, насчитывающая около 20 000 картин. Залы галереи расположены на верхних этажах – под стеклянной крышей. Здесь можно увидеть полотна итальянской и испанской живописи, картины нидерландских и немецких художников, искусство Голландии и Франции. В огромном зале Французской живописи собраны произведения французских художников за 400 лет. Особенным успехом пользуются картины Делакруа, Жерико, Шардена, Ренуара.

        Какова история этой галереи? Леонардо да Винчи, приехавший на службу к Франциску I, привёз свои картины: «Святую Анну, «Иоанна-Крестителя», «Леду», «Джоконду», затем в Лувр попадают произведения Рафаэля и Тициана. Портрет Моны Лизы всегда считался шедевром. Эта картина повсюду сопровождала французских королей. Бонапарт украсил ею свою спальню в Тюильрийском дворце. С 1804 года она выставлена в галерее. На наш вопрос: «Что значит твоя несмелая улыбка?» – она отвечает спокойным притягательным взглядом.

5. ИСТОРИК:

        Музей пережил три войны, осаду, фашистскую оккупацию. С июня 1940 года началась оккупация Франции фашистской Германией. Как завоеватели поступают с памятниками искусства в завоёванных странах, было хорошо известно. Сотрудники музея, которым были доверены бесценные сокровища мировой культуры, приняли решение о полной эвакуации. Подвальные помещения многочисленных старых замков, разбросанных по всей Франции, могли надёжно предохранить экспонаты от бомбардировки. Упакованные в 6 000 ящиков экспонаты Лувра отправились в путь. Одним из последних была эвакуирована Ника Самофракийская. За неё, собранную из кусочков, опасались больше всего. Долгих 5 лет сокровища Лувра находились в подземельях замков…

Их возвращение в 1944 году было торжественным: с внушительным экскортом мотоциклистов и специальной охраной. Это было возвращение победителей. Все до единой картины, до последнего экспоната были возвращены в Лувр.

Вопросы для закрепления другой группе:

1) Чем был Лувр до создания в нём музея?

2) Кто из французских королей положил начало Луврской коллекции?

3) Как выглядит главный вход в музей?

4) Кто был первым хранителем Египетского музея в Лувре?

5) Встречи с каким произведением вы будете ждать, переступив порог Лувра?

Вопросы для всех:

– Что самое страшное для любого музея? (война, …)

– Почему во время II мировой войны и Россия, и Франция приняли решение об эвакуации музеев, заранее зная, насколько это будет трудоёмкая работа эвакуировать целый музей? (…..)

ИТОГ:  

        Музей призывает каждого из нас быть активным зрителем. Для чего? Для того чтобы искусство прошлого навсегда оставалось живым, иначе оно станет чем-то далёким: закрытым окном, захлопнутой дверью во тьме веков. Наследие, за которое мы с вами в ответе, досталось нам без всяких инструкций как им пользоваться – с тем, чтобы каждый раз мы открывали в нём что-то новое.

Если дать самое простое определение музею, то это учреждение, в котором хранятся произведения искусства. Дайте определение этому понятию в поэтической форме, как у Пушкина осень – «очей очарованье». Чтобы вас вдохновить на поэтический лад, предлагаю посмотреть следующий видеоролик.

Видеоролик «Ожившие картины» (YouTube).

Учащиеся смотрят видеоролик, а после просмотра, активизируя своё воображение и чувство слова, пытаются в поэтической форме дать ответ на вопрос: Что такое музей?  

Заключение:        

Я вписываю своё слово в список ваших ассоциаций c музеем – СВЕТ. Именно это слово является для меня главной ассоциацией, которая возникает, когда я слышу слово «Музей». Ибо музей – это СВЕТ человеческой культуры, СВЕТ человеческой души, СВЕТ человеческого представления о красоте мироздания. Пусть каждое новое ваше посещение музея будет светом, озаряющим нашу с вами человеческую культуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" Часть 3: Необычные музеи мира

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. Часть 3: Необычные музеи мира...

Презентация "Музеи мира"

Крупнейшие музеи мира...

Музеи мира в различных странах

Тема урока: Музеи мира в различных странахЗадачи:Речевая компетенция:  развивать произносительные навыки диалогической речи, навыки аудирования и чтения  с полным пониманием и  пи...

Музеи мира -разработка урока английского языка в 9 классе

Тема урока: Музеи мира в различных странахЗадачи:Речевая компетенция:  развивать произносительные навыки диалогической речи, навыки аудирования и чтения  с полным пониманием и  пи...

Внеклассное мероприятие "Самые необычные музеи мира"

В музее предметы живут долго, потому что, люди здесь относятся к ним с уважением. Ведь каждый  экспонат здесь – это хранитель истории. А некоторым предметам в музее так много лет, что любоваться ...

"Заочная экскурсия в музеи мира"

Занятие по теме "Заочная экскурсия в музеи мира" содержит конспект  и презентацию к нему....

Государственная Третьяковская галерея. Музеи мира

История создания галереи, показаны основные собрания музея...