"Икона Божией Матери «Владимирская» в истории России" Воспитательное мероприятие или урок в 10 классе.
план-конспект урока по мхк (10 класс) по теме

     « Россия называется храмом Богоматери, местом, преимущественно избранным Ею для пребывания на земле. Почти все русские города и веси посвящены Ей через свои главные храмы, воздвигаемые большей частью во имя Пресвятой Богородицы. Православные христиане, постигая величие и силу ходатайства Богоматери, призывают Её в своих молитвах и всегда поручают себя благодатному Её покровительству. Именно здесь, у нас в России, почитание Девы Марии обрело полноту и естественность жизненной нормы и образца, органично вошло в быт и в душу народа. Целый иконостас – и не один – можно составить из чудотворных образов Богоматери, почитаемых в православной церкви.

     В чём же тайна уроднения Божией Матери и Её чудотворных икон душе народа? В чём исток столь трепетного и неистребимого почитания на Руси Заступницы Усердной? Для этого  надо узнать историю иконы Божией Матери «Владимирской» и её роли в истории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikona_bozhiey_materi_-urok.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                   Икона Божией Матери

                       «Владимирская»

                        в истории России

                  Воспитательное мероприятие или урок в 10 классе.

Цель:  патриотическое воспитание через  духовно-нравственное развитие

уч-ся.

План.

1. Вступление.

2. Прослушивание духовной музыки – молитвы «Богородицы».

3. Совместный рассказ учителя и учащихся об истории иконы Божией Матери «Владимирская».

4. Чтение стихотворения М.А. Волошина «Владимирская Богоматерь».

                                      «Льётся пламя в бездну зренья,

                                                         В сердце радость детских снов,

                                                         Я поверил от рождения

                                                         В Богородицын покров»

                                                                                           С.А. Есенин

Видеоряд: на экране слайды с изображениями бюста Андрея Боголюбского, Успенского собора во Владимире, Успенского собора в Москве и картины И. Глазунова «Монгольское нашествие», иконы Божией Матери «Владимирской», Покровского собора на Красной площади, храма Покрова на Нерли, картины  А.П. Бубнова «Утро на Куликовом поле», картины М.И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем», картины А. Серова «Стояние на Угре».

Сценарий.

  1. Вступление.

      Рассматривание видеоряда без изображения иконы.  Вопрос учащимся: «Что объединяет эти объекты в истории России?»

    2.  Появление на экране изображения иконы Божией Матери «Владимирской» на фоне  музыкального звучания молитвы «Богородицы».          

    3. Рассказ об истории иконы Божией Матери «Владимирская» и её значении для России.

    4. Чтение стихотворения М. Волошина «Владимирская Богоматерь».

    5. Рефлексия. «Какие чувства вызвало у вас проведённое мероприятие?»

Материал для рассказа.

     « Россия называется храмом Богоматери, местом, преимущественно избранным Ею для пребывания на земле. Почти все русские города и веси посвящены Ей через свои главные храмы, воздвигаемые большей частью во имя Пресвятой Богородицы. Православные христиане, постигая величие и силу ходатайства Богоматери, призывают Её в своих молитвах и всегда поручают себя благодатному Её покровительству. Именно здесь, у нас в России, почитание Девы Марии обрело полноту и естественность жизненной нормы и образца, органично вошло в быт и в душу народа. Целый иконостас – и не один – можно составить из чудотворных образов Богоматери, почитаемых в православной церкви.

     В чём же тайна уроднения Божией Матери и Её чудотворных икон душе народа? В чём исток столь трепетного и неистребимого почитания на Руси Заступницы Усердной? Для этого нам надо узнать историю иконы Божией Матери «Владимирской» и её роли в истории России.

     «В лето 1132 прибыли в Киев из Византии две иконы: одна – Пирогощая (греч. Пирготисса – «Находящаяся на башне»), вторая – из Влахернского храма ( та, которую  мы чтим теперь как Владимирскую» - гласит летопись. Именно эту икону по преданию написал знавший при жизни Марию евангелист Лука на доске из стола, за которым обедали Иисус Христос и его Пречистая Матерь с Праведным Иосифом. Когда апостол показал Богоматери этот образ, Она произнесла: «Благодать Родшегося от Меня с сею иконой  да будет».

      Для первой выстроена была в Киеве церковь, которую так и назвали по иконе, Пирогощей. Второй же суждена была на Руси долгая и славная жизнь.

     Помещённая в храме в Вышгороде, пригороде Киева, расширенными от страдания взирала Богородица на раздираемую кровавыми суверенитетами  Русскую землю. Когда в 1154 г., после двадцати лет войн и усобиц, доткнулся копьём до отчего киевского стола основатель Москвы Юрий Долгорукий, своему сыну Андрею Боголюбскому он назначил в удел Вышгород. Тут и произошла, в борьбе групповых интересов и лидерских честолюбий, мистическая встреча русского человека с таинственным византийским образом. Имя Андрей («мужественный»), эпитет Боголюбский (от духовной сосредоточенности), детское прозвище Китай (от раскосых глаз мамы-половчанки).

    Однажды князю сказали, что двигнулась в храме чтимая икона. В ту же ночь, не спросясь отца, заранее устраняясь от предстоящей свары за южное наследство, Андрей с чудотворным образом двинулся на север, в родную ростовскую землю. Богоматерь, явившись в тонком видении 18 июня 1155 г., Сама указала место дальнейшего пребывания иконы и новой столицы княжества не в старом Ростове, а в молодом Владимире. «Домом Пресвятой Богородицы» стал воздвигнутый в городе великим князем Андреем Златоверхий Успенский собор, чудотворная же икона по праву стала называться с тех пор Владимирской. Так разрешились два политических момента первостепенной важности: спор между старым Ростовом и молодым Владимиром в пользу последнего и перенесение политического центра тяжести из Киевской Руси в Суздальскую.

      В 1161 г. икона была богато украшена золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом. В 1164 г. Андрей взял образ в поход на волжских болгар, делавших постоянные разорительные набеги на Русскую землю. Перед битвой князь и воины горячо молились и со слезами прикладывались к святой иконе. Болгары потерпели полное поражение. Тут же на поле было совершено перед святой иконой благодарственное молебствие, во время которого ,по преданию,произошло знамение: на виду у всего войска от иконы и от Животворящего Креста Господня заблистал сильный свет, озаривший всю местность.

    В ознаменование победы над стародавним врагом,Волжской Булгарией, был задуман Андреем новый, невиданный праздник – праздник Покровительства Божией Матери Русской земле, через сорок дней после церковного праздника «Успение Пресвятой богородицы».

     В первоначальном историческом восприятии, для Андрея и его современников, Покров – почти воинский мемориальный памятник. К празднику Покрова позднее Иоанн Грозный приурочил штурм Казани – и в память о «Казанском взятии» воздвиг Покровский собор на Красной площади. (Слайд) И князь Д.М. Пожарский в память об освобождении Москвы в 1612 году строит храм Покрова в Медведкове. А тогда в 1165г. в Боголюбове, в восьми верстах от Владимира, строится храм Покрова на реке Нерли. (Слайд)

     В 1237 г. при взятии Владимира татарами, оклад образа Божией Матери был разграблен, а Успенский собор постиг пожар. Но икона уцелела и была восстановлена князем Ярославом Всеволодовичем.

     «Страх татарский» овладевает Русью на долгие годы. Этот длительный период, сопровождавшийся тяжелой внутренней борьбой, приведший к превращению московского стола в великокняжеский, тяжело отразился на положении Владимира как политического и культурного центра Северо-восточной Руси. Внук Ярослава Всеволодовича – Даниил – становится родоначальником княжеской линии, превращающей Москву в «царствующий град».

     В 1380 г. решалась судьба страдавшей под татарским игом русской земли. ан Мамай вёл на русскую землю несметные полчища. Князь Дмитрий Донской со всем народом горячо молился перед иконой Божией Матери Владимирской о спасении России и отправился просить благословления на битву с татарами к великому почитателю Божией Матери Преподобному Сергию Радонежскому, который дал князю в благословление богородичную просфору и сказал: «Иди, князь, Бог и Пресвятая Богородица да помогут тебе». Удивительно то, что русские встретились с татарами на Куликовском поле в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Победа русских послужила началом избавления русского народа от тяжкой татарской неволи. (Слайд)

     В 1395 г. азиатский завоеватель Тамерлан дошёл до реки Дон, взяв город Елец. Спешно собрав рать  великий князь Василий Дмитриевич вышел на встречу ему и остановился у Коломны на берегу Оки. По всей Русской земле начали возносить горячие молитвы к Богу, к Пречистой Его Матери, московским святителям Перу и Алексию и печальнику Русской земли Преподобному Сергию. Пример этой горячей всенародной молитвы подавал сам князь, который просил народ наложить на себя строжайший пост и велел перенести чудотворную икону Божией Матери «Владимирскую» из Владимира в Москву.

     За святыней было послано во Владимир особое почётное посольство из духовенства. Десять дней продолжался путь иконы до Москвы. Это было потрясающее зрелище. По обе стороны дороги стоял народ на коленях и, протягивая руки к иконе. Кричал: «Матерь Божия, спаси землю русскую!»

26 августа икона торжественно принята в Москве. В этот же день Тамерлан оставляет пределы России под влиянием внезапно охватившего его страха и трепета, как гласит предание. Василий Дмитриевич возвращается в Москву и в Успенском соборе «пад любезно пред лицеем образа, пролия слезы сердечныя от отчию своею».  В воспоминание «такового великаго благодарения божия, да не забудут дел Божиих», создаётся Сретенский монастырь и устанавливается к нему крестный ход.

     Переход иконы не просто смена места пребывания. Он имеет политическое значение как следствие исторического хода развития русской государственности. Икона берёт под покровительство Москву как центр национального объединения русской народности в борьбе против монгольского порабощения.

     В дальнейшем судьба иконы тесно переплетена с превращением Великого княжества Московского в Московское царство: каждый шаг в истории роста и политического возвеличения Москвы является новым шагом к прославлению иконы как национальной святыни. Благополучное избавление Москвы от татарских войск Ахмата, покинувших в 1480 г. берега Угры, недаром прозванной «поясом Богоматери» (слайд), уход в 1521 г. татарских же войск Махмет-Гирея – всё это приписывается чудесному заступничеству иконы и ведёт к установлению нового празднества в её честь. Войска народного ополчения, освобождая Москву от поляков, борются за Московский Кремль и за Владимирскую икону как величайшую народную драгоценность и за национальное знамя: «яко уне есть нам умрети, нежели предати на поругание Пречистыя Богородицы образ Владимирския»

    Русские летописцы внимательно следили за судьбой иконы Богоматери «Владимирская». Поэтому мы знаем не только её последовательное местопребывание, но и историю главнейших реставраций. Икону поновляли с периодичностью примерно один раз в сто лет. Последний раз перед 1917 годом. Во всех случаях лик богородицы и Спасителя оставляли нетронутым.

    В Успенском соборе московского Кремля икона Богоматери «Владимирская» находилсь слева от царских врат, в специальном киоте. Позднее её перевезли в Государственную реставрационную мастерскую, где удалили драгоценный оклад и провели полную расчистку иконы от поздних наслоений и олифы. После реставрации её поместили в экспозицию Третьяковской галереи.

     В 1993 году, в тяжелый для России период. Икону на несколько часов привезли в патрарший кафедральный Богоявленский собор Москвы для сугубой молитвы и поклонения православных. В 1995 году, в память избавления Москвы от Тамерлана (600 лет0, икону на несколько дней установили в соборе Сретенского монастыря. Тогда же состоялся и первый крестный ход со списком иконы из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь. Который возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Прообраз иконы Казанской Божьей матери в жизни женщин России»

Классный час проведен в 5-А классе перед праздником "4 ноября- День Единства и Согласия"...

«Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Орехово-Зуевского района.»

Разработка конспекта урока в сете требований ФГОС по Духовному краеведению Подмосковья с применением технологии учебного сотрудничества...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!»

Предложенная тематика направлена на то, чтобы научить ребенка уважительно относится к своему дому, своей семье, соблюдать традиции русского народа, гордится Россией....

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!»

Предложенная тематика направлена на то, чтобы научить ребенка уважительно относится к своему дому, своей семье, соблюдать традиции русского народа, гордится Россией....

Презентация к внеклассному мероприятию, посвященному Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!»

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!» Презентация....

«ТАМ ИВЕРСКОЕ СЕРДЦЕ, ЧЕРВОННОЕ, ГОРИТ…» Внеклассное мероприятие, посвященное Иверской иконе Божией Матери.

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно  с  верою  и  любовию  приходящим  к  Ней:  тако  и  мою немощь пос...

Внеклассное мероприятие "Заступница: День Казанской иконы Божией Матери и день Народного Единства "

Внеклассное мероприятие направленное к любви и уважению к своей Родине, традициям русского народа....