Программа по МХК 7 класс
рабочая программа по мхк (7 класс) по теме

Прусова Наталья Павловна

Примерная программа по МХК 7 класс по учебнику Г.И.Данилова. Мировая художественная культура. 7-9 классы.- М.: Дрофа, 2013.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по МХК 7 класс36.05 КБ

Предварительный просмотр:

 

        

Рабочая программа

                             

         Образовательная область: искусство

     Курсы: «Мировая художественная культура»

             Класс: 7

Учитель: Прусова Н.П.

     Год обучения:  2014-2015

     Количество часов: 34 ч., в неделю – 1 ч.

Мировая художественная культура

Пояснительная записка

Предмет: Мировая художественная культура

Курс: «Вечные образы искусства. Мифология»

Класс: 7 класс

Год обучения: 2014-2015 гг.

Количество часов: в год: 34ч, в неделю: 1ч

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала гимназистов.

Программа: Авторская. Автор: Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2010г. Взятая за основу Программа  составителя Даниловой Г.И. содействует реализации единой концепции гуманитарно-художественного образования.

Программа по курсу «Мир и человек в искусстве»  направлена на обращение к проблемам человеческой личности, её связям с обществом и миром окружающей природы. Поиски идеала Человека, нашедшие отражение в религиозных представлениях и замечательных художественных образах женщины-матери, защитников Отечества, идеалах благородного рыцарства, становятся доминантной изучения.

Программа является составной частью учебно-методического комплекса, разработанного данным автором. В состав УМК  входят: учебник для 7 класса «Мировая художественная культура. 7-9 классы», программа, методические рекомендации.

Курс «Мир и человек в искусстве» основывается на конкретно-чувственном восприятии произведений культуры.

Цель изучения курса: Осознание роли и места Человека в художественной литературе на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства.

Задачи:

- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни;

- способствовать воспитанию художественного вкуса;

- развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

            - создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями искусства;

            - подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к  заинтересованному диалогу с произведениями искусства;

        - знакомить с классификацией искусств, постижении общих закономерностей создания художественного образа.

         Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК в качестве единого и непрерывного процесса, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.

Принцип интеграции обусловлен следующим: курс МХК интегративен по своей сути, т.к. рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнута практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип дифференциации и индивидуализации является неотъемлемой частью при решении педагогических задач в преподавании МХК. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами, в то же время способствуя развитию эстетического вкуса.

Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:

Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.

Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.

Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.

Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.

Для реализации поставленной цели и задач планируется использовать в образовательном процессе следующие типы учебных занятий (в основе - традиционная типология, типология уроков С.В.Иванова)

Тип учебных занятий

Дидактические задачи

1. Вводный урок

Ознакомление с траекторией движения в предмете (блоке), основными содержательными линиями

2. Урок самостоятельной  работы

Формирование картографических навыков, основ пространственного моделирования, навыков анализа текстового материала.

4. Комбинированный урок

Отработка  понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении

5. Урок с использованием ТСО

Повышение мотивации к предмету, формирование представлений о изучаемом произведении искусства, литературы, фольклора.

6. Урок закрепления знаний, умений, навыков

Проверка уровня мобильности и оперативности знаний, умений, навыков, сформированных у обучающихся.

7. Контрольный урок

Проверка уровня качества знаний по изученной теме, разделу.

Таким образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:

1) по технологическому обеспечению урока:  объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод  проблемного изложения изучаемого материала;

2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;

3) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;

4) по формированию структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.

               В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:

- промежуточный контроль – индивидуальные карточки,

                                                   фронтальный устный опрос,

                                                   понятийные диктанты,

                                                   тематические тесты по изученному блоку;

- итоговый контроль – контрольная  работа.

Приёмы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный исторический материал), преобразующая деятельность (новый исторический материал), творческая деятельность (новый исторический материал, новые способы деятельности, степень овладения приёмом учебной деятельности).

        Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).

        Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.

        Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

        Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.

Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ, контролирующий и развивающий зачёт.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

  По окончанию изучения курса «Мир и человек в искусстве» ученик должен знать:

- основные понятия курса: цивилизация, цивилизованный и культурный человек, мировая художественная культура, графика, готика, мимика, зодчество, импровизация, диалог, мозаика, палетка, пантомима, обычай, обряд, прогресс, репертуар.

- особенности художественной культуры Древнего Египта, Древнего Востока, Греции, доколумбовой Америки;

- основные черты идеала человека народов мира;

- образ защитника Отечества, человека в мире природы;

- особенности человека нового времени;

- актуальность и нравственную значимость произведений искусства древности для нашего времени.

Ученик должен уметь:

- выделять главную мысль изучаемого литературного текста;

- давать характеристику героя (персонажа, образа) на основе знакомства с произведением   искусства;

- формулировать собственную оценку изучаемого произведения.

Ученик должен владеть навыками:

-  отбора и анализа информации, в том числе использования компьютерных технологий;

-  монологического связного воспроизведения информации;

-  выявления сходных и отличительных черт в культурологических процессах и явлениях;

- презентации собственных суждений, сообщений;

- сценической, выставочной, игровой деятельности;

- толерантного восприятия различных точек зрения.

Учебно-методическое обеспечение

Классы

Учебная программа

Учебники

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

7

Авторская

1.Мировая художественная культура. 7-9 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/ Г.И.Данилова.-15-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2013.-204, [4] c.:ил., 32с.цв.вкл.

  1.  Мировая художественная культура 7 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. / Сост. Н.Н.Куцман. – Волгоград: ИТД «Корифей» - 128 с.

Диктанты по терминам, индивидуальные рабочие листы.

Мировая художественная культура 7 класс

Учебно-тематический план курса мировая художественная культура                                в 7 классе        МХК – 34 ч.        

№ урока

Дата

Название разделов, тем, уроков

Кол-во часов

Дом.заан.

Тип урока

Ключевые компетенции

(на уровне учебных действий)

 

1.

Введение

Соотношение понятий «цивилизация» и «культура»

1ч.

Стр.

7-10

Вводный урок

Объяснять понятия культура и цивилизация.

Характеризовать соотношение понятий культура и цивилизация.

Объяснять причину существования множества определений понятия культура.

Объяснять почему слово цивилизация часто выступает синонимом культуры.

2.

Что значит быть культурным и цивилизованным человеком

1ч.

Стр.

10-11

Комбинированный урок

Характеризовать образ культурного человека, согласно учениям древнегреческого философа Платона, китайского мыслителя Конфуция.

Объяснять смысл понятий культурный и цивилизованный человек.

3.

Понятие о мировой художественной культуры

1ч.

Стр.

11-12

Комбинированный урок

Объяснять смыл понятия художественная культура.

Характеризовать особенности художественной культуры.

4.

Художественные символы народов мира

1ч.

Стр.

12-16

Комбинированный урок

Характеризовать художественные символы народов мира.

5.

Единство и многообразие культуры

1ч.

Стр.

17-19

Урок самостоятельной работы

Раскрывать сущность единство и многообразия культур.

Характеризовать общие направления в развитии мировой художественной культуры в настоящем и будущем.

6.

Мировое Древо как отражение единства мира

1ч.

Стр.

19-23

Комбинированный урок

Раскрывать символический образ Мирового Древа, художественно отразившие в мифологических представлениях о строении

Вселенной.

7.

Многообразие и национальная самобытность культуры

1ч.

Стр.

23-26

Комбинированный урок

Характеризовать основные принципы японского искусства.

Объяснять отражение японского искусства в традиционном искусстве чайной церемонии, искусстве цветочных композиций.

8. Контрольно-обобщающий урок по теме: «В мире художественной культуры» (1ч.)

 9.   Раздел I. Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций (13ч.)

10.

Жизнь человека в искусстве

1ч.

Стр.

29-31

Комбинированный урок

Характеризовать достижения древнеегипетской цивилизации.

Раскрывать значения достижений древнеегипетской цивилизации.

11.

Художественный канон в искусстве

1ч.

Стр.

31-33

Комбинированный урок

Описывать жизнь человека в произведениях изобразительного искусства.

Раскрывать главные сюжеты рельефов и фресковых росписей.

Характеризовать основную связь между рельефами и росписями и сооружениями архитектуры.

Раскрывать художественный канон произведений изобразительного искусства.

12.

«Дома вечности» богов и фараонов

1ч.

Стр.

33-37

Комбинированный урок

Раскрывать связь архитектуры Древнего Египта с религиозно-мифологическими представлениями египтян.

Описывать элементы истории мировой архитектуры.

13.

Символический  характер искусства

1ч.

Стр.

38-39

Урок самостоятельной работы

Описывать историю создания и характерных особенностей семи чудес света – пирамиду в Гизе.

14.

Природа и Человек – главная тема восточного искусства

1ч.

Стр.

39-42

Комбинированный урок

Характеризовать символический характер искусства древневосточных цивилизаций.

Описывать картины китайских художников-пейзажистов.

Объяснять главную особенность поэтического воплощения темы природы и человека.

15.

Религиозные верования и их отражение в искусстве

1ч.

Стр.

42-45

Урок самостоятельной работы

Объяснять отражение в произведениях искусства религиозных верований народов Древнего Востока.

Описывать характерные особенности буддийских памятников архитектуры и изобразительного искусства Индии.

16.

«Страна героев и богов»

1ч.

Стр.

46-47

Комбинированный урок

Объяснить отражение в искусстве мифологических представлений древних греков.

Объяснять смыл выражения «колыбелью европейской цивилизации».

17.

Прогулка по афинскому Акрополю

1ч.

Стр.

47-50

Комбинированный урок

Описывать выдающиеся памятники Акрополя.

18.

В поисках Человека

1ч.

Стр.

50-51

Урок изучения нового материала

Описывать скульптурные произведения, воплотившие идеал человека.

19.

Характерные черты искусства ацтеков

1ч.

Стр.

52-54

Комбинированный урок

Характеризовать наиболее значительные культурные цивилизации Центральной и Южной Америки.

Объяснять причину проявления своеобразия и оригинальный характер художественных культур.

Характеризовать черты искусства ацтеков.

Объяснять своеобразие культуры ацтеков.

20.

21.

Особенности художественной культуры майя.

Памятники художественной культуры инков

1ч.

1ч.

Стр.

 55-58

Стр.

58-60

Урок самостоятельной работы

Описывать достижения народов майя.

Характеризовать особенности архитектуры и изобразительного искусства народов майя.

Описывать шедевры искусства могущественной империи инков.

Характеризовать влияние на развитие искусства мифологических и религиозных представлений.

22.                    Контрольно-обобщающий урок по теме: «Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций» (1ч.)

Раздел II. Мир и Человек в художественных образах (12 ч.)

23.

Понятие об идеале.

1ч.

Стр.

61-63

Комбинированный урок

Раскрывать понятие идеал.

Характеризовать основные черты идеал человека в античности, средневековье и в эпохе Возрождения.

24.

Идеал Человека в религиях мира

1ч.

Стр.

63-69

Комбинированный урок

Описывать идеал Человека (Бога) в крупнейших религиях мира: буддизме, христианстве, исламе.

25.

Святые и святость

1ч.

Стр.

69-73

Комбинированный урок

Характеризовать святых в народе: апостолы Пётр и Павел, Андрей Первозванный, Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, С. Сваровский.

Объяснять почему именно человек обращался с молитвами  о помощи к ним.

Раскрывать смыл понятия юродивые.

26.

Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества

1ч.

Стр.

74-76

Комбинированный урок

Характеризовать праведную жизнь Георгия Победоносца.

Объяснять почему он стал воплощение защитника Отечества.

Описывать образ Георгия Победоносца, и почему этот образ не утратил значение до сегоднейшего дня.

27.

Идеал благородного рыцарства

1ч.

Стр.

76-79

Проблемный урок

Описывать идеал благородного рыцарства.

Характеризовать основные качества рыцарей, которые были отражены в кодексе чести.

Описывать рыцарские турниры и участие рыцарей в военных сражениях.

28.

Александр невский – патриот Земли Русской

1ч.

Стр.

79-82

Комбинированный урок

Описывать художественный образ Александра Невского в произведениях искусства.

29.

30.

31.

«Венеры» первых художников Земли

Священный лик Богоматери

Мадонны титанов Возрождения

1ч.

1ч.

1ч.

Стр.83

Стр.

84-85

Стр.

85-86

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Характеризовать воплощение культа женщины-матери в первобытном искусстве.

Объяснять смыл понятия «палеотические Венеры».

Описывать шедевры византийской и древнерусской иконописи, запечатлевших образ Богоматери.

Характеризовать основные типы изображения Богородицы в древнерусском искусстве.

32.

Величавая славянка в творчестве А.Г.Венецианова

1ч.

Стр.

86-87

Комбинированный урок

Объяснять смыл произведений искусства А.Г.Венецианова.

        

33.

Женщина-мать в искусстве ХХ века

1ч.

Стр.

88-89

Комбинированный урок

Характеризовать особенности воплощения образа женщины-матери в  произведениях искусства XX века.

34.

Контрольно-обобщающий урок по мировой художественной культуре (1ч)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...