Рабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса
рабочая программа по мхк (6 класс) на тему

Мельникова Елена Степановна

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала гимназистов. Реализация программы осуществляется за счёт регионального компонента и компонента образовательного учреждения, составляет 35 учебных часов.

Программа: Авторская. Автор: Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2008г. Взятая за основу Программа  составителя Даниловой Г.И. содействует реализации единой концепции гуманитарно-художественного образования.

Программа по курсу «Библейские сюжеты и образы»  направлена на приобщение обучающихся к понятии Библия – величайшем памятнике литературы, истории, источнике сюжетов и образов мирового искусства; исторической основы и историческом содержании Библии, её структуре. Библия является основой духовной и нравственной жизни человека, проследить её значение в истории мировой культуры.

Программа является составной частью учебно-методического комплекса, разработанного данным автором. В состав УМК  входят: учебник для 6 класса «Мировая художественная культура. 5-6 классы», программа, методические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по МХК 6класс35.99 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 им. А.М.Горького»

городского округа город Фролово Волгоградской области

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса

составитель Мельникова Е. С.

2014-2015  г.

Пояснительная записка

Предмет: Мировая художественная культура

Курс: «Вечные образы искусства. Мифология»

Класс: 6 класс

Год обучения: 2014-2015 гг.

Количество часов: в год: 34ч, в неделю: 1ч  

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала гимназистов. Реализация программы осуществляется за счёт регионального компонента и компонента образовательного учреждения, составляет 35 учебных часов.

Программа: Авторская. Автор: Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2008г. Взятая за основу Программа  составителя Даниловой Г.И. содействует реализации единой концепции гуманитарно-художественного образования.

Программа по курсу «Библейские сюжеты и образы»  направлена на приобщение обучающихся к понятии Библия – величайшем памятнике литературы, истории, источнике сюжетов и образов мирового искусства; исторической основы и историческом содержании Библии, её структуре. Библия является основой духовной и нравственной жизни человека, проследить её значение в истории мировой культуры.

Программа является составной частью учебно-методического комплекса, разработанного данным автором. В состав УМК  входят: учебник для 6 класса «Мировая художественная культура. 5-6 классы», программа, методические рекомендации.

Курс «Библейские сюжеты и образы» основывается на конкретно-чувственном восприятии произведений культуры.

Цель изучения курса: формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человечества.

Задачи:

- способствовать воспитанию художественного вкуса;

            - создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями искусства;

            - подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к  заинтересованному диалогу с произведениями искусства;

        - знакомить с классификацией искусств, постижении общих закономерностей создания художественного образа.

         Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК в качестве единого и непрерывного процесса, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.

Принцип интеграции обусловлен следующим: курс МХК интегративен по своей сути, т.к. рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнута практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип дифференциации и индивидуализации является неотъемлемой частью при решении педагогических задач в преподавании МХК. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами, в то же время способствуя развитию эстетического вкуса.

Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:

Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.

Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.

Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.

Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.

Курс «Вечные образы искусства. Мифология» включает следующие разделы:

Название содержательного блока

Процент учебного времени

(35 часов – 100%)

1. Сюжеты и образы Ветхого Завета

              23%

               

2. Сюжеты и образы Нового Завета

              77%

Для реализации поставленной цели и задач планируется использовать в образовательном процессе следующие типы учебных занятий (в основе - традиционная типология, типология уроков С.В.Иванова)

Тип учебных занятий

Дидактические задачи

1. Вводный урок

Ознакомление с траекторией движения в предмете (блоке), основными содержательными линиями

2. Урок самостоятельной  работы

Формирование картографических навыков, основ пространственного моделирования, навыков анализа текстового материала.

4. Комбинированный урок

Отработка  понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении

5. Урок с использованием ТСО

Повышение мотивации к предмету, формирование представлений о изучаемом произведении искусства, литературы, фольклора.

6. Урок закрепления знаний, умений, навыков

Проверка уровня мобильности и оперативности знаний, умений, навыков, сформированных у обучающихся.

7. Контрольный урок

Проверка уровня качества знаний по изученной теме, разделу.

Таким образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:

1) по технологическому обеспечению урока:  объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод  проблемного изложения изучаемого материала;

2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;

3) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;

4) по формированию структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.

               В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:

- промежуточный контроль – индивидуальные карточки,

                                                   фронтальный устный опрос,

                                                   понятийные диктанты,

                                                   тематические тесты по изученному блоку;

- итоговый контроль – контрольная  работа.

Приёмы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный исторический материал), преобразующая деятельность (новый исторический материал), творческая деятельность (новый исторический материал, новые способы деятельности, степень овладения приёмом учебной деятельности).

        Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).

        Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.

        Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

        Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.

Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ, контролирующий и развивающий зачёт.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

  По окончанию изучения курса «Вечные образы искусства. Мифология» ученик должен знать:

- основные понятия курса: Библия, Ветхий и Новый Завет, заповеди, предания, Иисус Христос, истина и т.д.

- сюжеты и образы Ветхого Завета: Сотворение мира, начало земной жизни первых людей, Авраама, Саула, Самсона и Соломона;

- сюжеты и образы Нового Завета: рождение Иисуса Христа, Крещение, притчи Христа, Распятие, Воскресение и Вознесение Христа;

- актуальность и нравственную значимость произведений искусства древности для нашего времени.

Ученик должен уметь:

- выделять главную мысль изучаемого литературного текста;

- давать характеристику героя (персонажа, образа) на основе знакомства с произведением   искусства;

- формулировать собственную оценку изучаемого произведения.

Ученик должен владеть навыками:

-  отбора и анализа информации, в том числе использования компьютерных технологий;

-  монологического связного воспроизведения информации;

-  выявления сходных и отличительных черт в культурологических процессах и явлениях;

- презентации собственных суждений, сообщений;

- сценической, выставочной, игровой деятельности;

- толерантного восприятия различных точек зрения.

Учебно-методическое обеспечение

Классы

Учебная программа

Учебники

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

6

Авторская

Автор: Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2008г.

Мировая художественная культура: учеб. для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / Г.И.Данилова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 300 с.

Мировая художественная культура 6 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. / Сост. Н.Н.Куцман. – Волгоград: ИТД «Корифей» - 128 с.

Диктанты по терминам, индивидуальные рабочие листы.

Учебно-тематический план курса мировая художественная культура в 6 классе        МХК – 34 ч.        

№ урока

Название разделов, тем, уроков

Кол-во часов

Сроки

Тип урока

Ключевые компетенции

план

факт

Раздел I. Сюжеты и образы Ветхого Завета  (15 ч.)

1.

Сотворение мира

1ч.

Вводный урок

Описывать Создание жизни – главное творение Бога. Символическое понятие Рая.

Начало творение мира и его символический смысл.

Борьба Саваофа с хаосом, мраком и неподвижностью материи

2.

Жизнь первых людей на Земле

1ч.

Комбинированный урок

Раскрывать образ первых людей.

Описывать сюжет грехопадения первых людей и его поучительный смысл.

Формировать представление о сотворении мира.

3.

Каин и Авель

1ч.

Комбинированный урок

Характеризовать образ Авеля как прообраз Христа в средневековом искусстве; Каина – бунтарь, усомнившийся в величии Бога.

Описывать легенду об Авеле и Каине – преступление против кротости и смирения, её поучительный нравственный смыл.

4.

Всемирный потоп

1ч.

Комбинированный урок

Характеризовать процесс всемирного потопа, на основе художественных произведений искусства.

Описывать поучительный смысл легенды о всемирном потопе.

5.

Вавилонская башня

1ч.

Урок самостоятельной работы

Объяснять смысл и происхождение фразеологических оборотов столпотворение и смешение языков.

Описывать поучительный смысл библейской легенды о вавилонской башне.

6.

Ветхозаветная Троица и призвание Авраама

1ч.

Комбинированный урок

Характеризовать миссию праведного Авраама – сохранить для человека истинную веру в Бога.

Описывать сюжет Ветхозаветной Троицы в древнерусской живописи, художественных произведениях.

7.

Жертвоприношение Авраама

1ч.

Комбинированный урок

Характеризовать миссию праведного Авраама – сохранить для человека истинную веру в Бога.

Описывать сюжет Ветхозаветной Троицы в древнерусской живописи, художественных произведениях.

8.

Чудесный сон Иакова

1ч.

Комбинированный урок

Описывать сюжет «Благословения Иакова» в художественных произведениях, живописи.

Описывать образ Ревеки, сумевшей обманом получить благословение для любимого сына.

Характеризовать путь Иакова в Месопотамию, видение Иакову таинственной лестницы, соединяющей землю и небо.

Описывать образ Иакова – избранника Бога.

9.

Иосиф и его братья

1ч.

Урок самостоятельной работы

Описывать образ Иосифа и его братье на основе художественных произведений искусства.

Характеризовать дальнейшую судьбу Иосифа.

10.

Мечты о Земле обетованной

1ч.

Комбинированный урок

Описывать избранность Моисея Богом; сюжет художественных и живописных произведений.

Характеризовать образ Моисея, опираясь на легенду о горящем терновом кусте; путь к Земле обетованной. Описывать основные заповеди Моисея и их значение в истории современности для людей.

11.

Скрижали Моисея

1ч.

Урок самостоятельной работы

Описывать избранность Моисея Богом; сюжет художественных и живописных произведений.

Характеризовать образ Моисея, опираясь на легенду о горящем терновом кусте; путь к Земле Обетованной.

Описывать основные заповеди Моисея и их значение в истории современности для людей.

12.

Самсон, раздирающий пасть льва

1ч.

Комбинированный урок

Описывать образ Самсона – судьи израильского народа, на основе художественных произведений.

Описывать образ Самсона и Давида, на основе живописи и художественных произведений.

13.

Саул – царь Израиля и Давид

1ч.

Урок самостоятельной работы

Описывать образ Саула – царя Израиля.

Описывать образ Давида.

Характеризовать образ Саула и Давида, опираясь на произведения литературы и живописи.

14.

Псалмопевец Давид

1ч.

Комбинированный урок

Описывать образ Давида.

Характеризовать образ Давида, опираясь на произведения литературы и живописи.

15.

Мудрость царя Соломона

1ч.

Комбинированный урок

Характеризовать ход избрания Соломона царём Израиля.

Описывать образ Соломона, на основе художественных произведений; легенду о строительстве храма в Иерусалиме, пышность и богатство его внешнего и внутреннего убранства

16.

Рождение и юность Марии

1ч.

Комбинированный урок

Описывать жизнь Марии в иерусалимском храме.

Характеризовать образ Марии, на основе художественных произведений искусства.

17.

Благая весть

1ч.

Комбинированный урок

Описывать сюжет Благовещения в известных произведениях искусства.

Сравнивать произведения итальянских художников эпохи Возрождения на сюжет Благовещенья.

18.

Чудесное рождение Христа

1ч.

Проблемный урок

Описывать сюжет искушения Христа в пустыне дьяволом его поэтическая интерпретация в стихотворениях и их символическое звучание.

Описывать первое божественное проявление чудодейственной силы – брак в Кане Галилейской.

Характеризовать процесс исцеления Христа.

Выделять особенности произведений о творимых чудесах на Земле.

19.

Поклонение Волхвов

1ч.

Комбинированный урок

Описывать библейскую основу сюжета поклонения волхвов (пастухов).

Характеризовать особенность художественного воплощения библейского сюжета в произведениях искусства

20.

Образы Сретения

1ч.

Комбинированный урок

Описывать встречу Иисуса со старцем Симеоном.

Объяснять почему Сретение является одним из самых торжественных христианских праздников.

Характеризовать Сретение в произведениях искусства.

21.

Бегство в Египет

1ч.

Комбинированный урок

Объяснять причину гибели младенцев иудеским царём Иродом.

Описывать процесс спасения младенца Иисуса.

22.

Проповедь Иоанна Крестителя

1ч.

Комбинированный урок

Описывать детство Иисуса; проповеди Иоанна Крестителя; на основе произведений искусства. Описывать о рождении, детстве и проповедях Иоанна Крестителя.

23.

Крещение

1ч.

Комбинированный урок

Описывать канон Крещения на основе произведений христианского искусства; изменения Крещения в современном мире.

24.

Творимые чудеса

1ч.

Урок самостоятельной работы

Описывать сюжет искушения Христа в пустыне дьяволом его поэтическая интерпретация в стихотворениях и их символическое звучание.

Описывать первое божественное проявление чудодейственной силы – брак в Кане Галилейской.

Характеризовать процесс исцеления Христа.

Выделять особенности произведений о творимых чудесах на Земле.

25.

Нагорная проповедь

1ч.

Комбинированный урок

Описывать начало проповеднической деятельности Христа и избрание двенадцати учеников-апостолов.

Описывать знаменитую встречу Христа с фарисеем Никодимом.

Характеризовать причины убеждённости Христа к согласию непримиримых противников.

26.

Притчи Христа

1ч.

Урок самостоятельной работы

Описывать развитие понятия о жанре притч.

Описывать евангельские притчи Христа, их основное содержание и нравственную основу.

Характеризовать притчу о сеятеле и её глубокий иносказательный смысл.

Характеризовать притчу о блудном сыне

27.

Тайная вечеря

1ч.

Комбинированный урок

Описывать интерпретацию сцены последней трапезы Христа с учениками в произведениях искусства.

Описывать предсказания о предательстве и первое причащение апостолов.

Характеризовать «Тайная вечеря», опираясь на картины и художественные произведения.

Описывать понятия истина, величие и благородство человеческого духа, его непреклонность и уверенность в своей правоте.

28.

Моление о чаше

1ч.

Урок самостоятельной работы

Описывать чувство одиночества и предчувствия гибели Христа в произведениях искусства.

29.

Что есть истина?

1ч.

Изучение нового материала

Описывать Иисуса Христа и его противников; процесс казни Иисуса Христа; облик Христа в произведениях искусства.

30.

Страсти Господни

1ч.

Комбинированный урок

Описывать страсти Господни и крестный путь на Голгофу; бичевание Христа и коронование терновым венцом.

Описывать образ Христа, несущего крест как символ мученических страданий за святость и незыблемость.

31.

Распятие

1ч.

Комбинированный урок

Описывать распятие – один из самых трагичных и высоких образов мирового искусства; немногословность и ёмкость евангельского повествования о мученической смерти Христа.

Характеризовать эволюцию Распятия в произведениях искусства в различные исторические эпохи.

Описывать общность и различия в его изображении, использование условного языка символов.

Описывать средневековый византийский канон и его воплощение в древнерусской живописи.

32.

Снятие с креста

1ч.

Урок самостоятельной работы

Описывать процесс снятия с креста и погребение Иисуса.

Характеризовать эволюцию сюжета в произведениях искусства: от естественности и простоты к усложнению и большей свободе трактовки, увеличению количества персонажей.

33.

Пьета

1ч.

Изучение нового материала

Описывать Пьету – изображение Богоматери, скорбящей над снятым с креста сыном.

Характеризовать образ Богоматери, на основе художественных и живописных произведений.

34.

Воскрешение и Вознесение Христа

1ч.

Урок самостоятельной работы

Описывать процесс снятия с креста и погребение Иисуса.

Характеризовать эволюцию сюжета в произведениях искусства: от естественности и простоты к усложнению и большей свободе трактовки, увеличению количества персонажей.

35.

Контрольно-обобщающий урок по мировой художественной культуре

1ч.

Контрольный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса по программе Г.И. Даниловой.

Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвер...

Рабочая программа по «Мировой художественной культуре» для 10 - 11 класса

Содержит развёрнутое тематическое планирование...

Рабочая программа по Мировой Художественной культуре (искусство) для 6 класса

Программа составлена для работы в 6 классе. Учебник Г.И. Даниловой "Искусство"...

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 8-9 классов. Базовый уровень.

Программа по предмету мировая художественная культура для 8-9 классов. Базовый уровень  Количество часов  - 34....

рабочая программа по мировой художественной культуре 8-9 классы

Содержит методическое обоснование и календарно-тематическое планирование по курсу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Мировой художественной культуре» 10 класс

Программа разработана на  основе авторской программы по мировой художественной культуре: «Программы для общеобразовательных учреждений. МХК 5 – 11 класс»/ составитель Г.И. Данилова. – 6-е изд., с...