рабочая программа по МХК 8-9 класс
рабочая программа по мхк (8 класс) на тему

Наталья Ивановна Беляева

Рабочая программа по МХК 8-9 класс Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта Г. И. Даниловой для 7 – 9 классов и рассчитана на 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_pomkhk_8-9_klass.docx47.84 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  по учебному предмету «Мировая художественная культура» 

для 8- 9 класса

 

Пояснительная записка

Курс «Мировая художественная культура» включен в число базовых общеобразовательных предметов. Предмет МХК систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства.

 

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Дидактические цели:

            -формирование интереса к изучению мировой и русской культуры;

            - формирование навыков сбора и анализа информации. 

 

 

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая художественная культура» входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназначена для 8- 9 класса. Составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2011).

Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта Г. И. Даниловой для 7 – 9 классов и рассчитана на 1 час в неделю.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, архитектуры, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

 

 

 

Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы:

Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа содержит примерный перечень художественного материала, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

·         развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности,  художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

·         воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

·         приобретение знаний об искусстве  и культуре как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

·         овладение умениями и навыками разнообразной художественной  деятельности;   предоставление   возможности  для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

 

 

На основании Базисного учебного плана курс Мировая художественная культура изучается в 8 и 9 классах, рассчитанного на 1 час в неделю.

Изучение «Мировой художественной культуры» направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры; знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств; ассоциативно-образного мышления; творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.

 

 

 

Формы организации образовательного процесса:

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.  

Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок-виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе.

Виды работ, выполненных учениками:   отчеты по темам, рефераты,  буклеты, презентации, творческие задания.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, музыки, технологии. 

 

 

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Курс МХК предполагает формирование следующих ключевых компетенций обучающихся:

  • общекультурные компетенции (через знакомство с национальной и общечеловеческой культурой; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов);
  • учебно-познавательные компетенции (через самостоятельную познавательную деятельность при подготовке сообщения, доклада, презентации по теме урока);
  • информационные компетенции (через владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача);
  • коммуникативные компетенции (через навыки работы в группе (викторина), коллективе, владение различными социальными ролями).

 

Приобретенные на базе предмета «Мировая художественная культура» компетенции в комплексе могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей

В условиях современной жизни, где остро сталкиваются ценности традиционной классической культуры и культуры массовой, в том числе подростковых субкультур, связь содержания предмета «Искусство и мировая художественная культура» с возрастными особенностями и потребностями современного подростка становится наиболее актуальной.

 

 

Виды и формы контроля.

В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки данная программа предполагает использование предварительного (перед изучением раздела, курса), текущего (по окончанию урока), тематического, итогового контроля. По форме проведения эти виды контроля  могут быть устными, письменными и комбинированными. Наиболее приемлемые формы контроля на уроках МХК - это тестирование по изученной теме, зачет, контрольные работы, защита рефератов, дискуссии по теме урока, взаимоопрос.

 

 

 

Планируемый уровень подготовки выпускников .

Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

·         основные виды и жанры искусства и их классификацию;

·         изученные направления и стили мировой художественной культуры;

·         шедевры мировой художественной культуры;

·         особенности языка различных видов искусства;

уметь

·         узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

·         устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

·         пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

·         выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·         выбора путей своего культурного развития;

·         организации личного и коллективного досуга;

·         выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.

 

 

Информация об используемом учебнике:

 

Учебник Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура. 7 – 9 класс», М., «Дрофа», 2011г. рассчитан на работу трех летнее обучение. В связи с отсутствием специального учебника, программа данного курса по учебнику Г. И. Даниловой частично изменена и адаптирована для учащихся 8- 9 класса основной школы не изучавших ранее основы мировой художественной культуры.

При составлении рабочей программы использовалось учебное издание «Мировая художественная культура. Факультативный курс 5-9 (10) классы. Курс для школ и классов гуманитарного профиля 10-11 (11-12) классы. Составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2002.»

 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Уроков МХК

Класс: 8-9

Количество часов: 68/34

Учебник:

Мировая художественная культура. 7 – 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Г.И.Данилова – М,: Дрофа, 2010.

Мультимедийные пособия:

  • ЭСУН «История искусства», «Кирилл и Мефодий», 2003
  • Энциклопедия классической музыки, Интерактивный мир, 2002
  • Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 2004.
  • Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 2003.
  • Русский  музей.
  • Шедевры русской живописи
  • Собственные медиаресурс

 Календарно-тематический план

по Мировой художественной культуре. 8 класс

Наименование раздела.

Тема учебного занятия

Всего

часов

Дата

Виды и формы контроля

1.  В мире художественной культуры

1.Цивилизация и культура. Понятие о мировой художественной культуре.

2.Художественные символы народов мира.

2

1

1

беседа

2.Единство и многообразие культуры.

1. Единство мировой культуры.

2. Мировое древо как отражение единства мира.

3. Многообразие и национальная самобытность культуры.

4. Защита рефератов  по теме «Единство и многообразие культур».

4

1

1

1

1

Защита докладов, сообщений.

3. Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций.

1. Особенности художественной культуры Древнего Египта.

2. Художественный канон в искусстве.

3. «Дома вечности богов» и фараонов.

3

1

1

1

Защита докладов, сообщений.

4. Своеобразие художественной культуры Древнего Востока

1. Символический характер искусства.

2.Природа и человек – главная тема восточного искусства.

3. Религиозные верования и их отражения в искусстве

3

1

1

1

Защита докладов, сообщений.

5. Греция – «Колыбель европейской цивилизации»

1. «Страна героев и богов».

2. Прогулка по афинскому Акрополю.

2

1

1

6. Художественные достижения доколумбовой Америки.

1.Цивилизации Центральной и Южной Америки.

2.Своеобразие культуры ольмеков.

3.Характерные черты искусства ацтеков.

4.Особенности художественной культуры майя.

5.Памятники художественной культуры инков.

6.Защита презентаций по теме.

6

1

1

1

1

1

1

Защита докладов, сообщений, презентаций,взаимоопрос

7.Мир и человек в художественных образах

1. Понятие об идеале.

2.Взаимоопрос по теме «Божественный идеал в религиях мира».

3.Святые и святость.

4.Защита рефератов по теме «Святые и святость»

4

1

1

1

1

Защита докладов, сообщений, рефератов.

8.Герой и защитник Отечества

1.Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества.

2.Идеал благородного рыцарства

3.Патриоты земли Русской

3

1

1

1

Защита докладов, сообщений.

9. Образ женщины – матери сквозь века.

1. «Венеры» первых художников Земли.

2. Священный лик Богоматери.

2

1

1

Контрольное тестирование

10. Человек в мире природы.

1. Человек –венец творения Природы

2. «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды…».

3.Человек перед лицом разбушевавшейся стихии.

4. Три возраста жизни.

4

1

1

1

Защита докладов, сообщений, эссе.

11. Итоговое тестирование по курсу

1

тестирование

12. Итого

34

 Календарно-тематический план

по Мировой художественной культуре. 9 класс

Разделы и темы

Кол-во часов

Даты

Виды и формы контроля

  1. Виды искусства.

1.Понятие о видах искусства.

2.Классификация видов искусства. Тестирование.

2

1

1

тестирование

  1. Человек в мире природы.

3. Отношение Человека к природе в эпоху Возрождения

4. Пейзаж в произведениях русских художников.

5. Защита докладов, сообщений.

3

1

1

1

Защита докладов, сообщений.

  1. Человек. Общество. Время.

6. Пространство и время в зеркале мифов.

7.  Человек нового времени

2

1

1

  1. Героический эпос народов мира.

8. Понятие о героическом эпосе. Герои и темы народного эпоса.

1

1

  1. Своеобразие архитектурных традиций.

9. Понятие об архитектурных стилях.

10.Особенности храмовой архитектуры.

11.Дом-жилище человека

12. Контрольная работа.

4

1

1

1

1

Контрольная работа

  1. Изобразительное искусство.

13. Язык изобразительного искусства.

14. Художественные средства и жанры живописи.

15. Искусство графики.

16. Художественная фотография.

17.  Язык скульптуры.

18. Декоративно-прикладное искусство. Искусство дизайна.

19. Защита докладов, сообщений.

7

1

1

1

1

1

1

1

Защита докладов, сообщений.

  1. Праздники и обряды народов мира.

20. Всякая душа празднику рада.

21. Религиозные праздники и обряды народов мира.

22. Ах, карнавал! Удивительный мир…

3

1

1

1

  1. Своеобразие музыкальной культуры.

23. Музыка как вид искусства.

24. Понятие о музыкальных жанрах.

2

1

1

  1. Театр народов мира.

25. Рождение русской народной драмы.

26. В музыкальных театрах мира.

27. Искусство кукольного театра.

3

1

1

1

Защита докладов, сообщений.

  1. Самобытность танцевальной культуры.

28. Страстные ритмы фламенко.

29. Радуга русского танца.

30. Искусство индийского танца.

31. Под звуки тамтамов (танцы народов Африки).

4

1

1

1

1

  1. Обобщающий урок.

32. Урок-игра.

1

1

Контрольная работа

  1. Резерв учебного времени.

2

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование по МХК 9 класс

 

п/п

Тема урока

д/з

Кол-во

часов

Дата проведения урока

план

факт

 

 

Мир и человек в художественных образах

 

5

 

 

 

 

Человек. Общество. Время.

 

4

 

 

1

Пространство и время в зеркале мифов.

П.11.1, задание 1 стр. 108

1

 

 

2

Человек эпохи Римской империи

П.11.2, задание 2 стр.108

1

 

 

3

Человек «в центре мира» (эпоха Возрождения)

П. 11.3, задание 3-4 стр. 108

1

 

 

4

Человек Нового времени.

П.11.4, подг. к ПОУ«Мир и человек в художественных образах»

1

 

 

5

 

ПОУ «Мир и человек в художественных образах»

 

1

 

 

 

 

Художественные традиции народов мира

 

28

 

 

 

 

Героический эпос народов мира

 

1

 

 

6

Понятие о героическом эпосе

П.12.1, задание 1 стр. 122

1

 

 

7

Герои и темы народного эпоса

П.12.2, задание2 стр. 122

1

 

 

8

Карело-финский эпос «Калевала»

П.12.3, задание 3 стр.122

1

 

 

9

Образы русских былинных богатырей

Лекция учителя, задание 4 стр. 122

1

 

 

 

 

Праздники и обряды народов мира

 

4

 

 

10

Всякая душа празднику рада

П.13.1, задание 1 стр. 132

1

 

 

11

Религиозные праздники и обряды народов мира

П.13.2, задание 2-3 стр. 132

1

 

 

12

Русские обряды

Лекция учителя, задания 4-5 стр. 132

1

 

 

13

Ах, карнавал! Удивительный мир!

 

П.13.3.Подг. к ПОУ«Героический эпос. Праздники и обряды народов мира»

1

 

 

14

 

ПОУ «Героический эпос. Праздники и обряды народов мира»

 

1

 

 

 

 

Своеобразие архитектурных традиций

 

3

 

 

15

Особенности храмового зодчества

П.14.1, задание 1-3 стр. 144

1

 

 

16

Дом – жилище человека

П.14.2, задание 4-5 стр. 144

1

 

 

17

История нашего районного центра в архитектурных образах

Лекция учителя

1

 

 

 

 

Изобразительное искусство народов мира

 

4

 

 

18

Искусство византийской мозаики

П.15.1, задание 1 стр. 156

1

 

 

19

Древнерусская иконопись

П.15.2, задание 2-3 стр.156

1

 

 

20

Искусство книжной миниатюры Востока

П.15.3, задание 4 стр. 156

1

 

 

21

Скульптура Тропической и Южной Африки

 

П.15.4, задание 5 стр. 156.Подг. к ПОУ«Архитектура и изобразительное искусство народов мира»

1

 

 

22

 

ПОУ «Архитектура и изобразительное искусство народов мира»

 

1

 

 

 

 

Своеобразие музыкальной культуры

 

 

3

 

 

23

Музыка в храме

П.16.1, задание1-4 (по выбору) стр.169

1

 

 

24

В песне – душа народа

П.16.2, задание5 стр. 169

1

 

 

25

У истоков народной американской музыки

П.16.3, задание 6 стр. 169

1

 

 

 

 

Театр народов мира

 

3

 

 

26

Рождение русской народной драмы

П.17.1, задание1-2 стр 182

1

 

 

27

В музыкальных театрах мира. Балет.

П.17.2, лекция учителя, задание 3 стр. 182

1

 

 

28

Искусство кукольного театра

П.17.3, задание 4,6 стр. 182

1

 

 

 

 

Самобытность танцевальной культуры.

 

4

 

 

29

Страстные ритмы фламенко

П.18.1, задание 1-2 стр. 194

1

 

 

30

Радуга русского танца

П.18.2, задание 3 стр. 194

1

 

 

31

Искусство индийского танца

П.18.3, задание 4 стр. 194

1

 

 

32

Под звуки тамтамов (танцы народов Африки)

 

П.18.4, задание 5 стр. 194.Подг. к ПОУ«Музыка и театр народов мира. Танцевальное искусство»

1

 

 

33

 

ПОУ «Музыка и театр народов мира. Танцевальное искусство»

 

1

 

 

34-35

Итоговый урок года

 

2

 

 

 

Обсудить на форуме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...