Нестандартные уроки и задания на уроке МХК
статья по мхк на тему

Наталья Ивановна Беляева

Использование нестандартных заданий на уроке МХК.

Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nestandartnye_zadaniya_na_uroke_mkhk.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование нестандартных заданий на уроке МХК»

Подготовила:

учитель МХК

Беляева Н.И.

2014 г.

Я работаю  в школе, где уроки МХК становятся для детей чуть ли не единственной возможностью познакомиться с шедеврами мировой художественной культуры. Поэтому я стараюсь так построить занятия, чтобы каждый ученик мог не только увидеть репродукции знаменитых произведений искусства и испытать зрительный восторг, но и ощутить нравственный, эстетический, мировоззренческий смысл творений великих мастеров

Тема нашего разговора пойдет о нестандартных уроках и заданиях на уроке.

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают закреплять навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них остаются более прочные, глубокие знания.

Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона стандартного урока. И в этом заключается их положительная сторона. Но на таких уроках невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока. 

На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Например, при изучении художественных промыслов России на уроках МХК полезно включать творческие задания – расписать ложку хохломской росписью, нарисовать любой предмет посуды в стиле гжельской росписи. Ребятам нравятся уроки с элементом театрализации, поэтому задания разыграть отрывок пьесы или обыграть на сцене какой-либо мифологический сюжет также должны пробудить у обучающихся интерес к теме урока.

Есть и другие признаки заданий нестандартного типа: 
самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения – на уроках МХК на этапе закрепления материала по теме «Дом – жилище человека» можно провести небольшую самостоятельную работу в форме тестовых заданий). При проведении нестандартного урока используются необычные условия работы (урок МХК по теме «Храмовая архитектура» может пройти в форме экскурсии в храм, а нестандартным заданием будет – создание при помощи презентации или видеоролика виртуального путешествия по храмам мира). Или при изучении темы «Театр народов мира» можно предложить ребятам такое задание: разыграть в группе какое-нибудь театральное действие или фрагмент действия или наиболее запомнившиеся моменты.
Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания). Так, например, на уроках МХК при изучении темы «Цивилизация и культура» перед ребятами ставится сложная дилемма – человек и цивилизация, которую им необходимо решить. Обучающиеся предлагают пути решения существующей проблемы путем дискуссий (форма урока – конференция, заседание парламента, совещание «Гринпис»).  Всегда приветствуются учащимися ролевые и деловые игр, конкурсы и соревнования по принципу "кто быстрее? больше? лучше?», а также другие задания с элементами занимательности: житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования". На уроках закрепления материала или уроке повторения можно использовать игровую форму – викторины, брейн-ринги, игры «Самый умный», «Один против всех», которые являются аналогами детских развлекательных передач и др.  Решение кроссвордов, ребусов – беспроигрышные задания на любом уроке. Применяю так же дидактические игры «Чистая доска» и «Древо познания».

Игра «Чистая доска» заключается в том, что перед уроком на двух досках записываются вопросы домашнего задания по теме или по блоку тем. Класс делится на 2 группы и начинается опрос. Группы по очереди читают вопросы и отвечают на них. Если ответ правильный – вопрос стирается. Чья доска первой окажется чистой – та команда побеждает. Эта игра очень активизирует учащихся, вызывает стремление показать свои знания, эрудицию.

Игру «Древо познания» можно так же использовать и для закрепления полученных на уроке знаний и для опроса по теме предыдущего урока. Суть игры заключается в том, что после изучения темы на уроке я предлагаю детям составить вопросы, записать их на листочках и сдать. Затем отбираю наиболее удачные и вывешиваю их на следующем уроке, на «Древе познания» (рисунок на ватмане). Дети срывают вопросы и отвечают на них.

При изучении новой темы на уроках МХК можно использовать такие нетрадиционные задания как: самостоятельный поиск материала и изложение его аудитории (ученический лекторий), работа в группах – из учебных текстов выбирать главное, составлять план рассказа, излагать  материал.

Актуализировать внимание ребят на новом материале помогают задания подобного рода: на данные утверждения дать однозначный ответ -  да или нет. Или задание прослушать аудиозапись, посмотреть отрывок фильма и поделиться своими впечатлениями.

Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.

Альтернативный вариант облегчить для детей современный насыщенный образовательный процесс  - включать в структуру стандартных уроков элементы нестандартных, использовать на обычных уроках некоторые нестандартные задания.

Список используемой литературы:

  1. Подласый И.П.: Учеб. Для студен. высш. учеб. заведений: в 2 книгах. – М.: Гуманит.Изд. Центр Владос 2002.
  2. Щипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка
  3. Методические рекомендации по проведению уроков нетрадиционной формы:

http://www.bigpi.biysk.ru/ff/viewpage.php?page_id=82

http://www.lessons.irk.ru

http://www.pedlib.ru/Books/1/0221/1_0221-233.shtml

http://www.rustrana.ru/print.php?nid=27253


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные задания на уроках русского языка

Нестандартные задания на уроках русского языка...

Презентация, задание к уроку, домашнее задание к уроку информатики в 5 классе по теме Основная позиция пальцев на клавиатуре

Данный материал содержит презентацию, задание к уроку и домашнюю работу (сканированная копия упражнений из рабочей тетради к УМК Информатика и ИКТ, Босова Л. Л.) по информатике в рамках УМК Л. Л. Босо...

Презентация, конспект урока, карточки - задания к уроку биологии для 6 класса на тему "Фотосинтез".

Матерьял содержит презентацию к урока "Фотосинтез" для 6 класса, а также разработку урока, карточки с заданиями для работы в парах и группах....

Доклад «Использование нестандартных форм домашнего задания на уроках физической культуры в школе-интернате для обучающихся с ОВЗ»

Домашние  задания являются неотъемлемо важной ступенью в учебном процессе любого предмета. Они дают ребёнку возможность формировать умение самостоятельного поиска. В процессе подобной деятельност...