план -конспект урока МХК "Художественные традиции народов мира"
план-конспект урока по мхк (9 класс) на тему

Наталья Ивановна Беляева

Данный урок разработан на основе УМК  Г.И.Данилова. Мировая Художественная культура 7-9 классы. Издательство «Дрофа».  2013  год.  Издание   15 -е.,стереотипное

Это 1-ой урок  из общего раздела «Художественные традиции народов мира» и 1-ый по теме «Героический эпос народов мира. Понятие о героическом эпосе». Материал является логическим продолжением и опорой для последующего

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данный урок разработан на основе УМК  Г.И.Данилова. Мировая Художественная культура 7-9 классы. Издательство «Дрофа».  2013  год.  Издание   15 -е.,стереотипное

Это 1-ой урок  из общего раздела «Художественные традиции народов мира» и 1-ый по теме «Героический эпос народов мира. Понятие о героическом эпосе». Материал является логическим продолжением и опорой для последующего.

В ходе урока используются разные технологии обучения:

Технология развития критического мышления.

Информационная.

Для подготовки урока использовались:

1.        Разные источники литературы.

2.        Интернет ресурсы для презентации.

3.        Учебник Мировая Художественная культура. Под редакцией Г.И.Данилова.

План-конспект урока МХК  в 9 классе на тему: «Героический эпос народов мира. Понятие о героическом эпосе»

Цель урока: Познакомить с жанром народного творчества - эпосом, его элементами, характерными особенностями. Задачи: Задачи:

Знать: 

       - толкование - героический эпос;

  • истоки, историю возникновения и   развития эпоса;
  • примеры известных произведений эпоса.

Уметь: 

        - соотносить эпос с определенной эпохой, стилем, направлением;

  • устанавливать стилевые и сюжетные  
  • связи между произведениями разных народов.

Форма проведения: эвристическая беседа

Планируемые результаты:

личностные:  у учащихся формируются мировоззрение на основе изучения жилища, приобретают новые знания о доме как о жилье.

метапредметные:  обучающиеся осваивают универсальные учебные действия (личностные, регулятивные и коммуникативные)

предметные:  обучающиеся  знакомятся с историей дома как жилища, традициями его построения, внутренним убранством.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оформление урока: мультимедийный проектор, презентация по теме урока, сообщения обучающихся по теме.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Определение цели и задач урока.
  4. Сообщение новых знаний при помощи презентации.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.      

Ход урока:

Этап урока

Дидактическая

задача

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемый результат

Вводно-мотивационный этап (10 мин)

Операционно –познавательный этап ( 25 мин)

Рефлексивно-

Оценочный этап (10 мин)

Настроить обучающихся на работу, создание проблемной ситуации.

Развивать умения формулировать цели и задачи урока

Развитие умений обсуждать и анализировать

Создает положительную мотивацию Приветствует  обучающихся

Включается презентация

Учитель: Ребята, посмотрите на доску и прочтите тему нашего  сегодняшнего урока. (Мы с вами начинаем рассматривать большую главу в учебнике, посвященную «Художественным традициям народов мира».  За этот учебный год мы поговорим о самых разных традициях народов: обрядах, искусстве, архитектуре, театре и многом другом. Будем учиться сравнивать и анализировать культурные ценности разных народов и в том числе свою национальную культуру.

Сегодня на уроке, мы поговорим об одной из древнейших художественных ценностей каждого народа - о героическом эпосе.

Прежде чем начать разговор, давайте определим цель нашего урока.

С рождения и на протяжении всей жизни вашими спутниками являются занимательные и поэтичные, веселые и страшные сказки. Сначала вам читают их родители, бабушки и дедушки, потом вы будете читать их своим детям и внукам, и так происходит всегда.

Сегодня у нас необычный урок, мы с вами будем изучать историю сказки.

Учитель: Давайте вспомним любимые сказки из детства?

Учитель: Сказки связаны с мифами, это устные повествования и исторические предания и называются они «эпосом» - это род литературы, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание. Разновидности героического эпоса: эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, очерк.

Эпосу, как и драме, свойственно воспроизведение действия, развертывающегося в пространстве и времени, - хода событий в жизни персонажей.

Специфическая же черта эпоса - в организующей роли повествования. Носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда - к рассуждениям. Повествовательный пласт речи эпического произведения непринуждённо взаимодействует с диалогами и монологами персонажей.

Черты эпоса во многом определяются свойствами повествования. Речь здесь выступает главным образом в функции сообщения о происшедшем ранее. Между ведением речи и изображаемым действием в эпосе сохраняется временная дистанция: эпический поэт рассказывает «... о событии, как о чем-то отдельном от себя...»

Эпическое повествование ведется от лица повествователя, своего рода посредника между изображаемым и слушателями (читателями), свидетеля и истолкователя происшедшего.

Сведения о его судьбе, его взаимоотношениях с персонажами, об обстоятельствах «рассказывания» обычно отсутствуют. Вместе с тем речь повествователя характеризует не только предмет высказывания, но и его самого; эпическая форма запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир, своеобразие сознания повествователя.

Эпос максимально свободен в освоении пространства и времени. Писатель либо создает сценические эпизоды, картины, фиксирующие одно место и один момент в жизни героев, либо в эпизодах описательных, обзорных, «панорамных» говорит о длительных промежутках времени или происшедшем в разных местах.

В тщательном воссоздании процессов, протекающих в широком пространстве и на значительных этапах времени, с  эпосом способно соперничать лишь киноискусство

Эпическое произведение универсально по своим функциям. Сказочно-фантастическое не отделено в нем от реального.

Эпос содержит сведения о богах и других сверхъестественных существах, увлекательные рассказы и поучительные примеры, афоризмы житейской мудрости и образцы героического поведения; назидательная функция его столь же неотъемлема, как и познавательная. Он охватывает и трагическое и комическое

Учитель: Скажите, ребята, как вы думаете, когда возник эпос и какова главная причина его рождения. Что послужило основой для создания такого рода литературы?

Учитель:  Запишем в тетради следующий пункт: История возникновения эпоса.

Эпос формировался разными путями.  Лиро-эпические, а на их основе и эпические песни, подобно драме и лирике, возникали из ритуальных синкретических представлений (Смешение, неорганическое слияние разнородных элементов. Например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга).

Становление прозаических жанров эпоса, в частности сказки, связано с индивидуально рассказывавшимися мифами (фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований - мифов).

На раннее эпическое творчество и дальнейшее становление форм художественного повествования воздействовали также устные, а потом и фиксируемые письменно исторические предания .

На  той   стадии, когда возникает и развивается эпос, у германских народов не существовало в качестве обособленных сфер интеллектуальной деятельности знаний о природе и истории, философии, художественной литературы или театра, - эпос давал законченную и всеобъемлющую картину мира, объяснял его происхождение и дальнейшие судьбы, включая и самое отдаленное будущее, учил отличать добро от зла, наставлял в том, как жить и как умирать.

Такая связь прослеживается, например, в сагах («сага» - «сказать»), их называли скальды.

Эпос вмещал в себя древнюю мудрость, знание его считалось необходимым для каждого члена общества.

Чуть  позднее при дворах феодалов основной темой произведений литературы была любовь к прекрасной даме. Достаточно часто встречаются прославление подвигов, отражение рыцарской чести, общих понятий верности, доблести и учтивости .

Героический эпос Западной Европы делится на две разно¬видности: исторический эпос и фантастический эпос. Последний, скорее, близок к фольклору.

Эти произведения получают название «поэмы о деяниях». Сначала это устные поэмы, которые рассказывались и пелись бродячими певцами. Например «Песнь о Роланде», где главное - патриотические мотивы и чисто «рыцарский дух» .

Слово «рыцарь» становится в Западной Европе синонимом знатности, благородства. Оно начинает противопоставляться низшим сословиям, таким как крестьяне и горожане.

Героический эпос дошёл до нас как в виде обширных эпопей, книжных («Илиада», «Одиссея», «Махабхарата», «Рамаяна», «Беовульф») или устных («Джангар», «Алпамыш», «Манас»), так и в виде коротких «эпических песен» (русские былины, южнославянские песни, стихотворения Эдды Старшей),

Сюжет рассказывает о борьбе, в которой две группы противостоят друг другу; одиночные герои обычно являются представителями групп. Эти группы могут быть двумя народами (например, русские и татары), племенами, кланами; или богами и демонами (например, греческие олимпийцы и титаны). Богатыри-вожди и воины представляют историческую народность, а их противники часто тождественны историческим «захватчикам», иноземным и иноверным угнетателям. Противники встречаются в физическом бою.

Например, удивительная эпопея «Беовульф». Относится к концу VII или к первой трети VIII века. Мир «Беовульфа» - это мир королей и дружинников, мир пиров, битв и поединков. Беовульф, молодой витязь из народа гаутов, узнав о бедствии, которое обрушилось на  короля данов Хигелака,- о нападениях чудовища  Гренделя на его дворец Хеорот и о постепенном  истреблении им в течение двенадцати лет дружинников  короля, отправляется за море, чтобы уничтожить  Гренделя. Победив его, он затем убивает в новом  единоборстве, на этот раз в подводном жилище, другое чудовище - мать Гренделя, которая пыталась отмстить за  смерть сына.  Осыпанный наградами и благодарностями, возвращается  Беовульф к себе на родину. Здесь он совершает новые  подвиги, а впоследствии становится королем гаутов и благополучно правит страной на протяжении пятидесяти  Лет.  По истечении этого срока Беовульф вступает в бой с  драконом, который опустошает окрестности, будучи  разгневан покушением на охраняемый им древний клад.  Беовульфу удается победить и это чудовище, но - ценою  собственной жизни. Песнь завершается сценой  торжественного сожжения на погребальном костре тела  героя и сооружения кургана над его прахом и завоеванным им кладом .

Эпосы так же разнообразны, как судьбы стран и народов, как национальные характеры, как язык.

В каждой стране существуют свои герои народного эпоса. В  Англии воспевался непобедимый разбойник Робин Гуд - защитник обездоленных; в Азии Гэсэр - великий лучник: эвенкийских героических сказаниях - храбрый Содани-богатырь; в бурятском героическом эпосе - Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон.

 На материале народного эпоса писатели стали сочинять сказки: в России -  А. Пушкин, в Дании - Г.Х. Андерсен, в Германии - братья Гримм, во Франции - Ш. Перро и т.д.

Русский героический эпос - одно из величайших созданий русского народного гения. Между тем он мало известен в широких читательских кругах. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык. Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это киевская эпоха, а вот в новгородское время - это Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев .

Учитель: Каковы же главные темы и сюжеты произведений народного эпоса?

Что представляют собой его главные герои?

Вывод: Эпические произведения разнообразны по своим функциям, сказка и фантастика не отделены в них от реальности. Эпос содержит сведения о богах и других сверхъестественных существах, интересные рассказы и нравоучительные примеры, житейские мудрости, неотъемлемые слова, которые стали афоризмами, и образы героического поведения; нравоучительная функция его столь же важна, как и познавательная. Он описывает и трагическое и комическое, горе и счастье, добро и зло.

Выставление оценок,

Задания на дом: прочитать § 12.1, 12.2 учебника, стр. 111. Проанализировать любой народный героический эпос

Слушают учителя, приветствуют учителя и друг друга

Самоконтроль организации на урок

Чтение детьми темы, слайд 3.

Дети открывают учебник стр. 111

Ответы обучающихся

Ответы обучающихся

Дети формулируют тему урока, предлагают формулировки целей и задач урока например: Художественные традиции народов мира

Ответы обучающихся

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8-9

Размышления детей, высказывания и предположения

Работа в тетради

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14-15

Слайд 16-20

Обсуждения и ответы детей

Анализ и самоанализ

Создание положительной мотивации

Сформулировать тему урока и диагностические цели урока

Обучающиеся осознают успешность восприятия и осмысления объектов изучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Паразитизм в растительном мире. Карантинные паразитические организмы Ставропольского края"

Урок элективного курса "Экология растений с флористическим анализом растительности Ставрополья".Учащиеся узнают об особенностях паразитических организмов и их значении в практической деятельности чело...

План – конспект урока «Сокращение биоразнообразия животного мира в Алтае-Саянском регионе: проблемы и пути их решения»

Экологизация образования в настоящее время  требует обновления форм учебных занятий, методов обучения и подходов к отбору содержания экологической направленности. Занимаясь в рамках самообразоват...

План - конспект урока по истории Древнего мира 5 класс с использованием ЭОР

План-конспект урока по истории Древнего Египта 5 класс с использованием ЭОР по теме: "Искусство Древнего Египта". Комбинированный  тип урока  изучения нового материала....

План-конспект урока"Государственный строй стран мира" 10 класс

В данном конспекте даны цели и задачи урока, урок расписан по этапам. В конце урока даны опорные конспекты, которые раздаются детям в начале урока....

План-конспект урока"Государственный строй стран мира" 10 класс

В данном конспекте даны цели и задачи урока, урок расписан по этапам. В конце урока даны опорные конспекты, которые раздаются детям в начале урока....

План-конспект урока по Истории Древнего мира 5 класс

Разработка плана-конспекта урока по Истории Древнего мира в 5 классе по теме: "Древнее Двуречье", "Искусство Древнего Египта"...

План-конспект урока "Народные традиции в декоративном рисунке "ПЕТУШОК"

Данный конспект урока для работы с детьми младшего школьного возраста. Рекомендован воспитателям, учителям начальных классов....