Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ 4-5 классы.
календарно-тематическое планирование по мхк (5 класс) на тему

Ситбаталова Аделя  Ризабековна

КТП по ОРКСЭ 4-5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_moe.docx47.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лебяжинская основная общеобразовательная  школа»

«РАССМОТРЕНО»

                                                                                                                                                 

на заседании МО учителей  ___________

Протокол №______ от ___.______________20….г.

Руководитель МО ________ /_______________/

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_____________._____________

____.______________.20…..г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

Мусаханова Г. Р. ____________

_____._____________.20….г.

Рабочая программа учебного курса

по  ОРКСиЭ

модуль «Основы мировых религиозных культур»

для  4 класса

(1 час  в неделю , 34 часа в год)

Учитель-составитель: Ситбаталова А. Р

2014- 2015 учебный год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].  Обеспечена  УМК для 4-го класса (учебники, методические рекомендации для учителя). Авторы: А.Л. Беглов, Е.В. Саплина «Основы мировых религиозных культур» издательство «Просвещение» 2012г.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Курс ОРКСЭ рассчитан на 34  учебных часа и носит  культурологическую  направленность, его преподавание не предусматривает обучения религии, в рамках курса  «Основы религиозных культур и светской этики» речь идет о знакомстве школьников с нравственно-культурологическими основами традиционных для России религий. Это следует постоянно иметь в виду, как в процессе подготовки, так и в ходе проведения учебных занятий, избегая любых намеков на то, что может быть воспринято как признаки навязывания детям любой из религий.

Изучение комплексного курса «Основ религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих целей:  

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  •  формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  •  знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  •  формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; · осознание ценности человеческой жизни;
  •  воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
  • формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

  1. Учебно-методический комплект

 Для учащихся:

  • Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур» Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.

Для учителя:

  • Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур» Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.
  • Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыков А.А. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур» 4 – 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2010

Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. «Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиоз

2.Технологии, используемые на уроках

Преподавание всех модулей курса ОРКСЭ строится на основе принципов толерантности,  уважения к различным религиозным традициям. Приоритетной задачей курса ОРКСЭ является духовно-нравственное воспитание учащихся на основе общечеловеческих гуманистических ценностей, нашедших воплощение во всех мировых религиях и в светской этике. Формы организации учебного процесса, содержание занятий  направлено на воспитание таких качеств, как совесть, долг, ответственность, милосердие, сострадание, гуманизм. Приоритетной является воспитательная составляющая  курса, развитие представлений младшего школьника о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры. Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса должно обеспечивать практическую направленность учебного процесса и способствовать созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

Формы работы:

  • работа в паре
  • индивидуальная
  • групповая
  • самостоятельная

 

Духовно-нравственное воспитание младших школьников требует взаимопонимания и сотрудничества с их родителями. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработки согласованных действий и единых требований.

Обязательными условиями воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника при изучении «Основ религиозных культур и светской этики» выступают: организация работы со средствами духовно-нравственного воспитания в рамках изучения курса как на уроке, так и во внеучебной деятельности; практическая деятельность, направленная на формирование способности к сопереживанию, состраданию, любви, бескорыстной заботе, восхищению, которые составляют основу духовности; обеспечение поддержки семьи, привлечение родных и близких учащихся к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Непосредственной основой преподавания каждого из модулей курса является учебное пособие по данному модулю, рекомендованное Министерством образования РФ. Содержание пособия определяет направленность и характер обсуждения  духовно-нравственных проблем, поднимаемых в рамках курса, а также  примерный круг культуроведческих знаний, которые должны стать достоянием четвероклассников и пятиклассников.

Содержание комплексного учебного курса
«Основы мировых  религиозных культур и светской этики» - 34 часа.

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. - 1 час.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. - 16 часов.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. - 12 часов.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России - 5 часов.

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой,  деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. 

  1. Требования к результатам освоения учебного курса «ОРКСиЭ»

Личностные результаты:

 — формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

 — развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

 — развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

 — наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Метапредметные результаты:

 — овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

 — адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач

 — умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

· знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции — как основы культурной истории многонационального народа России

 · готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

· знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

· понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

· формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

· первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

 · становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

· осознание ценности человеческой жизни.

Календарно - тематическое планирование по модулю «Основы мировых религиозных культур»

№п/п

раздел

Тема урока

Деятельность учащихся

Развитие универсальных учебных действий (УУД)

дата

Необходимый уровень

Повышенный уровень

1

Введение Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества - 1 час.

Россия  - наша Родина.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом,

самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2

Основы религиозных культур и светской этики - 16 часов.

Культура и религия.

Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь религии с культурой, работа с текстом и иллюстрациями

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

3

Культура и религия

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему,

самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи

- готовность к нравственному самосовершенствованию духовному саморазвитию;

-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

4

Возникновение религий.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему

— развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

 — развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему

-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий,

-отказ от деления на «своих» и «чужих», -развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

-готовность к нравственному самосовершенствовани, духовному саморазвитию;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

6

Священные книги религий мира.

Урок актуализации знаний.

Беседа, работа с текстом

7

 Священные книги религий мира.

Урок актуализации знаний.

Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы,  работа в группах с источниками информации, игра, работа с текстом.

8

Хранители предания в религиях мира.

Установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей

-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий,

-отказ от деления на «своих» и «чужих», -развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

-готовность к нравственному самосовершенствованиюдуховному саморазвитию

9

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

Беседа, комментированное чтение, работа с источниками информации

10

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

Подготовка рассказа на тему

11

Человек в религиозных традициях мира.

Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом,

самостоятельная работа с источником информации

12

Священные сооружения.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Самостоятельная работа с источником информации

13

Священные сооружения.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Самостоятельная работа с источником информации

— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

 — развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

14

Искусство в религиозной культуре.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

15

Искусство в религиозной культуре.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

16

Творческие работы учащихся.

Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания

17

Творческие работы учащихся.

Защита творческих работ

18

Основы религиозных культур и светской этики - 12 часов.

История религий в  России.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

19

История религий в  России.

20

Религиозные ритуалы.

Обычаи и обряды.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

21

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

22

Паломничества и святыни.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

 — наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции — как основы культурной истории многонационального народа России

 - готовность к нравственному самосовершенствованию духовному саморазвитию;

-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

 — адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач

 — умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

23

Праздники и календари.

Самостоятельная работа с источниками информации

24

Праздники и календари.

Групповая исследовательская работа

25

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

26

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Групповая работа с источниками информации

27

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, работа с толковым словарём, работа в малых группах,

выполнение коллективной творческой работы

28

Семья.

Беседа, комментированное чтение

29

Долг, свобода, ответственность, труд.

Беседа, комментированное чтение

30

Духовные традиции многонационального народа России  - 5 часов.

Любовь и уважение к Отечеству.

Беседа

31

Подготовка творческих проектов.

Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания

32

Выступление учащихся с творческими работами

33

Выступление учащихся с творческими работами

Защита творческих работ

34

Презентация творческих проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ для 4 класса

Рабочая программа I вида разработана на основе авторской программы для общеобразовательных школ для 4 -5 классов «Основы религиозной культуры и светской этики». Автор: А.Я.Данилюк. М.: Издательс...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое планирование курса ОРКСЭ в 5 классе.

Составлено к учебнику Кураева. Содержит пояснительную записку, нормативную базу, требования к ЗУН,тематическое планирование....