урок по МХК в 10 классе "Архитектура Киевской Руси"
план-конспект урока по мхк (10 класс) по теме

Ботова Ольга Николаевна

Урок по МХК в 10 классе "Архитектура Киевской Руси" включает конспект  и презентацию по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА:«Архитектура Киевской Руси»

Цель урока: раскрыть особенности становления художественной культуры Киевской Руси на   древнерусских памятниках  - соборе Святой Софии в Киеве и соборе Святой Софии в  Великом Новгороде.

Задачи урока: обозначить важнейшие черты древнерусского искусства,

показать теснейшую связь с языческой культурой, традициями византийской культуры, выявить основные черты древнерусского зодчества,

формировать умение учащихся ярко и образно  воспринимать и оценивать произведения искусства, отбирать интересный материал из разных источников.

Оборудование: АРМ учителя; презентация по теме, изображения храмов: Святой Софии в Киеве, Новгородского Софийского собора, Десятинной церкви;

Тип урока – урок изучения новой темы

План урока:

1. Организационный момент.

2. Вызов. Определение темы урока, первое знакомство с особенностями зодчества Древней Руси. Создание проблемной ситуации: составление кластера и формулировка задачи урока.

3. Осмысление. Работа с кластером. Формулировка проблемы: причины и особенности архитектуры. В чем своеобразие древнерусского зодчества 10-12 веков?

Историческая обусловленность развития архитектуры Древней Руси, её общие и отличительные черты.

4. Рефлексия. Составление синквейна.

5.Подведение итога урока.  

6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вызов. На столах лежат тексты с отрывком из "Повести временных лет". Прочтите и определите, о  каком церковном сооружении ведется речь?

В год 6497. После этого жил Владимир в христианском законе, и задумал создать церковь пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами, и поручил ее Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней корсунских священников, дав ей все, что взял перед этим в Корсуни: иконы, сосуды и кресты.

<…> В год 6504. Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: «Господи Боже! Взгляни с неба и воззри. И посети сад свой. И сверши то, что насадила десница твоя, – новых людей этих, сердце которых ты обратил к истине познать тебя, Бога истинного. Взгляни на церковь твою, которую создал я, недостойный раб твой, во имя родившей тебя матери приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы». И, помолившись Богу, сказал он так: «Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: «Если кто отменит это, – да будет проклят». И дал десятую часть Анастасу Корсунянину. И устроил в тот день праздник великий боярам и старцам градским, а бедным роздал много богатства.

Слайд 1. Десятинная церковь.

Учитель: Первая церковь, заложенная в Киеве в 989г., в народе называлась Десятинной, т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое. При ней была собрана богатейшая библиотека, монахи работали над составлением летописания и жития святых. Церковь простояла два века и была разрушена монголо-татарскими завоевателями.

Слайд 2. Учитель: Тема нашего занятия. «Архитектурный облик Древней Руси». Откройте свои тетради, запишите дату и тему.

Задание: составить кластер  к тексту  §16.1 и сформулируйте задачу урока.

3. Осмысление. Работа с кластером. Какую задачу вы поставили?

(Конкретизирую задачу: выделить особенности древнерусского зодчества, источник происходящих перемен в архитектурном облике Древней Руси).

Учитель: В каком году Русь приняла христианство? (988г. при князе Владимире)

 С принятием православия на Русь пришёл и новый стиль строительства.

Какие особенности в зодчестве вы выделили?

Слайд 3. Собор Святой Софии в Киеве и Софийский храм в Великом Новгороде.

Посмотрите на храмы, что в них общего?

 (тип храма-крестово-купольный, каменная постройка).

Опишите храмы, используя кластер.

 Собор Святой Софии в Киеве: (пятинефный крестово-купольный храм; стены выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем – плинфой, чередующимися с розовой цемянкой – раствором извести, песка и толченого кирпича; сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало зданию особую нарядность;13 куполов (двенадцать куполов напоминают об апостолах (учениках Иисуса Христа), купол, находящийся в центре, символизирует самого Христа)

Храм Святой Софии новгородской: (пятинефное крестово-купольное сооружение, 5 куполов в центре: длинные проемы окон в сочетании с гладкими стенами и лопатками делают храм выше, строже, монолитнее.)

Какие отличительные особенности храмов вы можете назвать?

Какова роль храмов? (место защиты)

Назовите еще один храм Святой Софии. (храм Святой Софии в Византии) (слайд 4)

Учитель: Появление трех однотипных в своей основе Софийских соборов подчеркивало политическое и культурное единство Руси, духовную связь с Византией.

4. Рефлексия.  Какое впечатление оказывают соборы на вас?

- Какие ассоциации вызывают образы храмов?

Напишите синквейн.

Чтение синквейнов.

5.Подведение итога урока.  Оцените вашу работу на сегодняшнем уроке (приложение 2)

6. Домашнее задание: §16.1, описание одного их храмов по плану (приложение 3): создание ситуации: "Я - экскурсовод".

Приложение 1. Кластер по теме  "Архитектурный облик Древней Руси". 

Приложение 2

Лист самооценки: 
1.На уроке я работал… - активно / пассивно 
2.Своей работой на уроке я… - доволен / не доволен 
3.Урок для меня показался…- коротким / длинным 
4.За урок я -не устал / устал 
5.Мое настроение - стало лучше / стало хуже 
6.Материал урока мне был -понятен / не понятен  полезен / бесполезен  интересен/не интересен 

Приложение 2.

 План описания храма.

1. Какое ощущение может испытывать посетитель? Принадлежность к виду архитектуры (объёмные сооружения, ландшафтная, градостроительство)

2. Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей, использование определенных архитектурных форм, распределение света в архитектурном памятнике?

3. Что видит посетитель, стоя перед фасадом?

4. Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?

5. Какими средствами архитектор выделяет главное (тип храма, количество и форма куполов, высота собора, длина собора, ширина собора).

6. Художественные средства и приёмы создания архитектурного образа (симметрия, пропорции, светотень, цветовая моделировка, материал, который лёг в основу и т.д.)

7. Попробуйте представить, какие события могут чаще происходить в данном архитектурном сооружении?

8. Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: купол, арка, свод, стена, башня, штиль?

9.Каково название произведения? Культурно-историческая эпоха. Век. Местонахождение архитектурного объекта.

10. Что по-вашему хотел передать людям автор произведения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока истории на тему "Культура и искусство Киевской Руси"

урок истории для 7 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Культура и искусство Киевской Руси"....

урок по истории «Феодальная раздробленность Киевской Руси»

Обобщить и систематизировать знания учащихся о развитии феодального строя, его характерных чертах. Решать проблемные задачи, работать с картой....

Открытый урок по истории. Тема урока: "От киевской Руси к Московскому государству".

Повторительно-обобщающий урок по истории на тему  "От киевской Руси к Московскому государству" с применением информационных технологий....

Урок истории по теме "Культура Киевской Руси"

Первый урок из двух по теме "Культура Киевской Руси". Содержит презентацию и карточки для домашнего задания....

Урок "Культура Киевской Руси" презентация к уроку

Презентация к уроку "Культура Киевской Руси", конспект где-то рядом должен быть...

Урок. Былины - источник знаний о Киевской Руси. 7 класс.

Разработан для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....

Презентация к уроку "Былины - источник знаний о Киевской Руси".

Составлена к уроку по учебнику Б.П. Пузанова " История России" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 7 класс....