Конспект урока "Театр Древней Греции"
план-конспект урока по мхк (7 класс) на тему

Бондаренко Марина Юрьевна

Данный материал поможет учителю МХК при изучении наследия древнегреческой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_drevney_gretsii.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

Театр Древней Греции

      Древняя Греция была родиной не только демократии, но и европейского театра. Древнегреческий театр, собиравший тысячи зрителей, считался «школой для взрослых», школой гражданства, мужества, мудрости и играл в жизни грека огромную роль.  Каждый гражданин полиса был обязан  посещать театральные представления. Недаром Периклом был выпущен закон о денежной помощи неимущим гражданам для посещения театра.

Как же возникло это удивительное, очищающее сердце искусство театра?

      Подарил нам это зрелищное искусство «бог веселый винограда» Дионис. Именно с религиозными празднествами в честь этого ликующего бога весны, солнца и плодоносящей земли, покровителя виноделов связано зарождение в VI в. до н.э. театра. Дионис (его  другое имя Вакх, или Бахус) был сыном Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. Послушав совет ревнивой Геры, Семела попросила Зевса явиться во всем величии, и молнии Зевса испепелили бедную царевну и ее дом. Зевс успел лишь выхватить сына из пламени.

      Спутниками Диониса были проказливые весельчаки  и забияки  сатиры –лесные божества с козлиными рогами, лошадиными ушами, хвостами и копытами и менады (или вакханки) в шкурах пятнистого оленя и с длинными тирсами (жезлами).

      Два раза в году (осенью и весной) древние греки устраивали в честь бога виноделия «страсти Диониса» - празднества, которые освобождали человека от мирских забот и уравнивали всех: крестьян и аристократов, ремесленников и полководцев. Осенью на селе устраивались Сельские Дионисии. В Афинах эти представления превратились в более праздничное действо, которое отмечалось весной в течение пяти дней и называлось Великие, или Городские, Дионисии. В 534 г. до н.э. тиран Писистрат сделал культ Диониса государственным, чем снискал любовь и уважение демоса.  В первый день Великих Дионисий проходили шествия и жертвоприношения, а в течение остальных четырех дней показывались спектакли. Также во время Сельских Дионисий земледельцы одевали козлиные шкуры и маски, подражая сатирам. Они пели в честь Диониса хвалебные песни-гимны – дифирамбы – и изображали какой-нибудь его чудесный подвиг. Эта группа певцов называлась хором. В первых представлениях пел только хор, но позже руководитель этого хора – корифей – и изображавший бога Диониса актер стали вести с хором и  друг с другом разговор – диалог. Так из хоровых песен козлоногих спутников Диониса возникли главные жанры греческого театрального искусства: трагедия и комедия. Слово «трагедия» в дословном переводе означает «песнь козлов». Комедия же родилась из песен веселых поселян, шествие которых во время Сельских Дионисий называлось комос. Позднее появился третий тип греческой драмы – «драма сатиров» («трагедия, которая шутит»).

      Трагедия, рассказывая о богах и героях из мифов, поднимала вечные проблемы, например о чести и доблести, о добре и зле. Персонажи комедий были обыкновенными людьми, пороки и ошибки которых высмеивались с выдумкой, весельем и грубоватыми шутками.

       Первоначально театрализованные выступления проходили на рыночных площадях, но позднее в греческих городах стали строить по склонам гор и холмов открытые театры. Греческий театр был связан с окружающей средой. Крыши и стен не было, а декорациями служили голубое небо, горы и бирюзовое море.

       Театр состоял из трех основных частей: театрона, орхестры и скены.

        Театрон («место для зрелищ») – зрительные скамьи, сооруженные на склоне холма и вмещавшие тысячи людей. Они разделялись проходами на секторы. На «входных билетах» - жетонах из свинца или обожженной глины – буквой указывался определенный сектор, где разрешалось занимать любое место. Знатные люди занимали специальные каменные сиденья в первом ряду.

        Другая часть театра – орхестра («место для пляски»), представляла собой круглую площадку, на которой выступали актеры и хор. В центре орхестры находился алтарь, который использовался для жертвоприношений богу Диониса, что еще раз доказывает возникновение греческого театра из религиозного обряда. Выходил хор на орхестру через боковой проход – парод.

         У края орхестры против мест зрителей возводилась скена («палатка») – небольшое здание, где устанавливались декорации. Первоначально скена действительно играла роль палатки, где переодевались актеры, т.е. была своеобразным закулисным помещением. Но позднее она стала играть роль архитектурного и декорационного фона к спектаклю. Из трех элементов театра скена была наиболее подвержена изменениям. Позднее она стала возводиться в два этажа, а действие пьесы переносилось на крышу первого этажа – эпискенион, и перед скеной – в проскений. Убранство скены менялось в зависимости от типа пьесы. По Витрувию, для представления трагедии нужны были элементы дворцовой обстановки: колонны, фронтоны, статуи. В комедиях персонажи выступали в более простой среде, и декорации изображали частные дома с балконами и окнами с видами на окружающую местность. Сатировская драма требовала декораций с изображением видов природы: леса, гор, пещер. Часто на скене использовались простейшие механизмы для актеров, изображающих летающих по воздуху богов или птиц (как, например, в комедии Аристофана «Птицы»). Однако греческий театр не был натуралистичным. То, чего нельзя было изобразить, домысливал сам зритель.

Список использованной литературы:

1. В.М.Пивоев. Культурология, Ведение в историю и теорию культуры. М.2011.

2. Культурология. Под ред. Профессора А.Н.Марковой. М. 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Древняя Греция" 5 класс

Урок в игровой форме.Можно использовать на уроке истории в 5 классе...

Конспект урока "Древняя Греция"

Конспект урока предназначен для обобщающего урока по Древней Греции в 5 классе...

Конспект урока : Древняя Греция от ранних цивилизаций до расцвета полиса.

Древняя Греция от ранних цивилизаций до расцвета полиса....

Конспект внеклассного мероприятия "Греция. Мифы древней Греции"

Познакомить воспитанниц с культурой Греции. Помочь оценить воспитанницам красоту художественных образовдревнегреческих мифов.Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

5 класс. Конспект урока "Древнейшая Греция. Греки и критяне"

План-конспект урока с применением технологии критического мышления....

План - конспект урока "Древняя Греция"

План - конспект повторительно - обобщающего урока всеобщей истории по теме "Древняя Греция"....

Конспект урока "Древняя Греция"

Обобщающий урок по теме "Древняя Греция" дл я 5 кл...