План-конспект урока МХК в 11 классе: «АРХИТЕКТУРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ КОНЦА XV-XVII ВЕКОВ»
план-конспект урока по мхк (11 класс) на тему

На уроке раскрываются особенности архитектуры Московского Кремля. В основе урока - поисковая деятельность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mhk_arhitektura_moskovskogo_kremlya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕСПУБЛИКА  ТАТАРСТАН

ТУКАЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МОУ «БЕТЬКИНСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

ФРАГМЕНТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО

мировой художественной культуре

«АРХИТЕКТУРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ  КОНЦА XV-XVII ВЕКОВ»

                                                                                                     Разработка урока учителя МХК

Лысенковой Светланы Лукьяновны

19 февраля 2008 г.

  ЦЕЛИ:   1. Содействовать формированию представления об особенностях архитектуры                                                                          

                      Московского Кремля.

                  2. Содействовать развитию мышления, логики, наблюдательности; развитию коммуни-

                      кативных умений; развитию умений делать выводы, анализировать информацию.

                  3. Содействовать формированию таких качеств, как требовательность к себе, активность

                      на уроке; содействовать воспитанию бережного отношения к культурному наследию.

 

ЗАДАЧИ: 1. Научить определять основные стили в архитектуре Древней Руси.

                  2. Определять особенности этих стилей.

                  3. Различать храмы по принадлежности к архитектурным школам.

НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Мультимедийный проектор.

                                                                         2. Интерактивная доска.

                                                                         3. Презентации.

                                                                         4. Учебники.

                                                                         5. «Словарь терминов».

                                   

I.  ОРГАНИЗАЦИЯ   УРОКА.

   На фоне музыки появляется видеоряд с изображениями архитектурных памятников.

   Учитель: Архитектурные памятники безмолвны. Веками хранят они свои тайны от тех, кто не умеет вслушиваться и вглядываться в прошлое. Но любознательному и вдумчивому они расскажут многое. Софийские соборы в Киеве и Новгороде Великом – о днях своей юности, о светлой вере первых русских христиан. Древние, построенные еще до монгольского нашествия храмы Владимира, Суздаля – о могуществе и славе владимирских князей, их честолюбивых замыслах, о любви к своей земле. Немало может рассказать и Московский Кремль, который по словам Михаила Юрьевича Лермонтова, «окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки».

    Итак, сегодня мы поговорим о Московском Кремле, особенностях его архитектуры. «Расскажут» нам об этом два замечательных памятника архитектуры, вошедшие в ансамбль Московского Кремля – это Успенский собор и Архангельский собор.                                                                                  Но чтобы говорить об архитектуре Московского Кремля, нужно вспомнить уже изученный материал, который поможет нам  определить, традиции каких школ продолжила Москва, что оказало влияние на формирование собственного стиля.

II.  ПОДГОТОВКА   К   АКТИВНОЙ   ПОИСКОВОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 

1.  Беседа по вопросам:             

!). Какие типы храмов получили распространение в эпоху раннего христианства?

2). Что общего в декоре  раннехристианских храмов любого типа?

    В чем заключаются отличия?

3). В чем состоят особенности византийского стиля?

4). Каков порядок размещения декоративного убранства в крестово-купольном храме?

5). Отметьте стрелками местонахождение изображений, украшающих подкупольное       пространство крестово-купольного храма?

6). Какие отличия характерны для локальных архитектурных школ Древней Руси?

2. Учитель: Спасибо. Вы обнаружили неплохое знание пройденного материала. Я думаю, что это поможет вам обозначить особенности архитектуры Московского Кремля, а именно Успенского и Архангельского соборов.

   Вашему вниманию предлагаются небольшие исторические справки об этих архитектурных памятниках, которые заранее подготовили для нас Катя и Алена.

   Познакомившись с сообщениями,  вы должны будете выполнить задание-поиск. Для работы предлагаю разделиться на 2 группы: 1-ый ряд займите места за первым столом, 2-ой ряд – за вторым столом.

   Задание для 1-ой группы:

   Найти общие для Успенского и Архангельского соборов черты византийского стиля и продемонстрировать их.

   Задание для 2-ой группы:

   Найти черты владимиро-суздальского зодчества в архитектуре и декоре данных храмов.

   А сейчас слово Кате.

   Демонстрация презентации «Успенский собор».

   Спасибо. Алена расскажет нам об Архангельском соборе.

   Демонстрация презентации «Архангельский собор».

III.   РАБОТА   В   ГРУППАХ  (поисковая  деятельность).

Учитель: На работу вам отводится 5 минут. Вы можете пользоваться учебниками, записями в тетрадях, «словарем терминов».

IV.   ПРОВЕРКА   САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ   РАБОТЫ   В   ГРУППАХ.

Учитель: Первая группа отвечает на свой вопрос (зачитывается вопрос).

Ответ учащихся: 1. В основе данных соборов лежит византийский храм крестово-купольного                    

                                    типа.

                                 2. В храме три нефа, три апсиды (мы это наблюдали в храме Св.Софии в

                                     Константинополе).

                                 3. Центральный купол опирается на столбы при помощи парусов.

                                 4. Пилястры коринфского ордера вместо традиционных лопаток (что в свою

                                     очередь было заимствовано из античности).

                                  5. Иконостас очень схож с византийским. Отчасти это объясняется тем, что в

                                      московской школе живописи того времени одним из направлений было                  

                                      византийское, в котором работали приглашенные из Византии художники.

                                  6. Порядок размещения декоративного убранства схож с убранством

                                      византийского храма.

Учитель: Спасибо. Ответ вполне исчерпывающий. Вторая группа отвечает на свой вопрос (также зачитывается вопрос).

Ответ учащихся: 1. В Успенском соборе архитектор воспроизвел основу Владимирского собора,

                                    который представлял собой несколько вытянутый с запада на восток

                                    прямоугольный объем с шестью столбами, тремя нефами, тремя апсидами,

                                    что в свою очередь восходит к Византии.

                                2. Как и у соборов во Владимире стены разделены на части – прясла –

                                    лопатками.

                                3. Прясла завершаются закомарами.

                                4. Арки повторяются в очертаниях оконных проемов и порталов.

                                5. Аркатурный пояс.

                                6. Перспективные порталы, т.е. сужающиеся вглубь входы-порталы, похожие на

                                    воронки, подчеркивающие толщину стены.

V.   ПОДВЕДЕНИЕ   ИТОГОВ   РАБОТЫ   В   ГРУППАХ.

Учитель: Итак, подведем итог нашей работы в группах.                                                                                                      

Мы определили черты византийского стиля в архитектуре Московского Кремля. Это: (см.выше).

И нашли черты Владимирской школы в архитектуре и декоре Успенского и Архангельского соборов. Такие как: (см.выше).

VI.  ИТОГИ   УРОКА.

Учитель: Таким образом, сегодня мы наглядно убедились, что Московский Кремль – это сложный архитектурный ансамбль, впитавший в себя черты различных архитектурных стилей,  направлений, школ, а следовательно – культур, но при этом Московская архитектурная школа выработала свой собственный неповторимый стиль.

 

  

 

                         

АРХИТЕКТУРА                                   МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ                                      КОНЦА XV-XVII ВЕКОВ

АРХИТЕКТУРА                                   МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ                                      КОНЦА XV-XVII ВЕКОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РОССИЯ В XVII ВЕКЕ»

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Россия в XVII веке»....

Урок в 10 классе по теме "Церковный раскол XVII века"

Урок с использованием проблемно-диалогической технологии образовательной системы "Школа 2100", ...

План конспект открытого урока в 6 классе по теме «Еда и напитки» по системе Преобразования обучения в XXI веке

План конспект открытого урока в 6 классе по теме «Еда и напитки» по системе Преобразования обучения в XXI веке...

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...