Разработка урока МХК "Страна восходящего солнца"
план-конспект урока по мхк (10 класс) на тему

Логинова Екатерина Андреевна

Бинарный урок-концерт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-kontsert.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Форма урока: Бинарный урок концерт (МХК+История)

Вид урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Обучающие: - знакомство учащихся с культурой другой страны.

Развивающие: - развитие навыков эстетического восприятия произведений искусства; их оценка; навыки сравнительного анализа.

Оборудование: ПК, проектор, презентация, музыка.

Формы работы: фронтальная.

Момент урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Орг. момент

2 мин

Приветствие учителя, организация тишины в классе, проверка степени подготовки к уроку, отметка об отсутствующих.

Организованно приветствуют учителя, рассаживаются по местам, соблюдая тишину, оповещают учителя об отсутствующих.

3. Переход к теме урока.

5 мин

Слайд 1.

Учитель зачитывает цитату и предлагает ученикам определить к представителям какой страны её можно отнести?

Слайд 2.

На этом же этапе учитель задаёт вопрос, а что ещё дети могут рассказать об этой стране. Определяется уровень знания по данному предмету (и выработавшиеся на данном уровне развития стереотипы).

Внимательно слушают. Отвечают на поставленный вопрос, опираясь на уже имеющиеся у них знания и представления: страны Востока, Япония.

4. Основная часть

80 мин

Учитель истории: Да, ребята, вы совершенно правы. Сегодня мы с вами окунёмся в мир японской культуры.

Япония-это страна глубоких традиций и новейших открытий, древнейшей философии и современного оборудования. Давайте же разберёмся, что лежит в основе культуры этой страны.

Слайд 3.

Учитель МХК:  А начнём мы наше исследование с архитектуры Японии.

Слайд 4.

Для традиционной японской архитектуры характерны сооружения из дерева с массивными крышами и относительно слабыми стенами. Это не удивительно, если учесть, что в Японии теплый климат и часто идут обильные, сильные дожди. Кроме того, японские строители всегда должны были считаться с опасностью землетрясения.

Слайд 5.

      Но не только в прочности дело. Дерево позволяет оптимально соединить, слить воедино творения рук человеческих и творение природы - окружающий ландшафт. Гармоническое сочетание архитектуры с пейзажем, считают японцы, возможно только тогда, когда они состоят из одного и того же материала,

Слайд 6.

Японский храм-монастырь сливается с окружающей рощей, становится как бы ее рукотворной частью - с высокими стволами колонн, сплетающимися ветвями кронштейнов, зубчатыми кронами пагод. Природа "прорастает" архитектурой, и архитектура затем, в свою очередь, "прорастает" природой. Иногда лесная стихия и самым непосредственным образом вторгается в искусство.

Слайд 7.

 Ствол живого большого дерева становится опорным столбом в традиционной японской хижине или колонной в сельском святилище, сохраняя нетронутой первозданную красоту своей фактуры. А внутри монастырских двориков, моделируя не только и не столько окружающий пейзаж, но природу, вселенную в целом, развертывается своеобразный сад камней, сад сосредоточенности и размышлении.

      Учитель истории: Японский дом - это навес, причем навес над пустым пространством. Это, прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор. Здесь нет ни кон, ни дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть, можно и вовсе снять. Когда такие легко вынимающиеся из пазов раздвижные створки служат наружными стенами, то есть выполняют роль окон, они оклеиваются белой рисовой бумагой, похожей на папиросную, и называются седзи.

       Когда впервые видишь внутренность японского жилища, больше всего поражаешься полному отсутствию какой бы то ни было мебели. Вы видите лишь обнаженное дерево опорных столбов и стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплеты седзи, рисовая бумага которых мягко рассеивает пробивающийся снаружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами — жесткие, пальца в три толщиной маты из простеганных соломенных циновок. Пол, составленный из этих золотистых прямоугольников, совершенно пуст. Пусты и стены. Нигде никаких украшений, за исключением ниши, где висит свиток с картиной или каллиграфически написанным стихотворением, а под ним поставлена ваза с цветами.

      Учитель МХК: На особенностях японского дома заметно сказалась натура его обитателей. Раздвижные стены отражают стремление быть ближе к природе, не отгораживаться от нее. Первородная красота некрашеного дерева, рисовой бумаги, соломенных матов, а также сама сезонность этих материалов (седзи полагается заново оклеивать каждый год, а татами менять раз в два года) также напоминают о близости к природе.

       Японский храм, независимо от того, синтоистский он или буддийский, - это не отдельное здание, как привычно думать, а целая система специальных культовых сооружений, подобно старинным русским монастырским ансамблям. Японский храм-монастырь состоял первоначально из семи элементов - семи храмов: 1) внешние ворота (самон), 2) главный, или золотой храм (кондо), 3) храм для проповеди (кодо), 4) барабанная или колокольная башня (коро или серо), 5) библиотека (кёдзо), 6) сокровищница, то, что по-русски называлось ризница (сёсоин) и, наконец, 7) многоярусная пагода. Крытые галереи, аналог наших монастырских стен, как и ведущие на территорию храма ворота, нередко представляли собой примечательные в архитектурном отношении самостоятельные сооружения.

Слайд 8.

Слайд 9.

      Современные же японские сооружения- это передовые технологии, большое количество стекла в сооружениях и всё то же свойственное японцам движение вверх.

Слайд 10.

Слайд 11.

  1. Составление кластера «Архитектура Японии».
  2. Объяснение материала.

    Учитель истории:  Неотделимо от построек и садово-парковое искусство Японии.

Слайд 12.

История садово-паркового искусства Японии насчитывает тридцать столетий. Она тесно связана с японской живописью – изображениями водопадов, озер, долин, гор, скал. Парк или сад предназначался для уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты, воплощенной в садовой композиции. Достижение безмятежного настроение у человека было главной целью японского ландшафта.

     Существенный отпечаток на садово-парковое искусство Страны восходящего солнца наложили естественно-природные условия. Это и влажный субтропический климат: местами с различным количеством осадков, солнечных дней и колебаниями температур. Это и своеобразный рельеф, явившийся основным элементом композиции, подчас рукотворный с разнообразными водными устройствами – прудами, речками и водотоками, скалами различной величины и формой, богатым ассортиментом древесных пород: вечнозеленых, хвойных, лиственных, красиво цветущих деревьев и кустарников.

       Учитель МХК:  Древесно-кустарниковая растительность для оформления сада подбиралась очень тщательно. Почти отсутствовал цветочный декор. Вечнозеленая флора в саду являлась источником блаженства и покоя. Доминирующим элементом считалась сосна обыкновенная, ценившаяся за высокий стройный ствол, стойкость и ажурность кроны. В одиночной посадке, как солитер, она воспринимается на фоне газона акцентом и дает эффектное отражение в воде. Палитра хвойных многокрасочна: здесь и кедр, и ель, и можжевельник, и тис, и кипарис и др. то же можно сказать, и о лиственных, и о красиво цветущих породах: наряду с плодовыми весьма часто применяются рододендроны, магнолии, форзации. Реликтовое дерево гингко и камфорное дерево – не редкость.

        Японцы всегда любили вишню сакуру и персиковое дерево за красоту цветения в весенний период, клен за великолепную пурпурную осеннюю листву. Часто недалеко от дома высаживались банановые деревья специально, чтобы во время дождя слушать «музыку капель» и дополнять зрительные впечатления слуховыми.

       А лотосы на прудах — в особом почете. Однако предпочтение отдается ирисам, хризантемам и пионам. Вдоль аллей сплошь покрывающие склон холма стриженые кустарники создают зеленый фон, демонстрируя свои «прически» в виде шаров и кубов. Трудно представить японский сад без бамбука — «подлинного классика», а среди травянистых прочное место завоевали хосты с их сердцевидными элегантными листьями.

Старинный японский сад не знал газона. Открытые пространства покрываются речным песком, украшенным бороздками, иногда со сложными узорами. Японцы не стремятся к яркому красочному антуражу своего сада. Он скорее одноцветен. Один из одобряющих штрихов природы — мох разных оттенков и одноцветный. Весь пейзаж строится на массе нюансов крон деревьев или побегов кустарников или их листвы.

Слайд 13.

Слайд 14.

Слайд 15.

Слайд 16.

Слайд 17.

Слайд 18.

         Учитель истории:     Особое место в культуре Японии занимает сад камней.

Слайд 19.

Сад камней –это культурно-эстетическое сооружение Японии, разновидность японского сада, появившаяся в период Муромати.

Слайд 20.

      Обычно сад камней представляет собой ровную площадку, большая часть которой засыпана песком или мелкой галькой. Но главным элементом являются, на первый взгляд, хаотично расположенные на ней группы неотесанных камней.

Слайд 21.

 Однако беспорядочность только кажущаяся, на самом деле расположение и композиция камней в группах подчиняются определенным правилам, исходящим из мировоззренческих концепций дзэн-буддизма. Камни в группах располагают по три, в соответствии с буддийской триадой.

Слайд 22.

 На поверхности сада с помощью граблей делаются бороздки, идущие вдоль длинной стороны сада и образующие кольцевые окружности вокруг камней. Традиционно считается, что поверхность сада символизирует океан, а камни — острова, но посетитель сада может представить на его месте что-то своё. Сад камней продолжает архитектуру дома и зависит от его интерьера. Функционально сады камней предназначены для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем. Конструкция подобных сооружений, подчиняясь нормам дзэн-буддизма, подчеркивает тягу японцев к любованию природой, размышлению, уединению. Здесь в явном виде выступают такие принципы, как умение видеть прелесть обыденного и изящество простоты.

Слайд 23.

       Также, одной из основных особенностей сада камней является то, что в какой бы точке ни стоял наблюдатель, его взор упадёт на равное число камней.

     Учитель МХК:   Невозможно рассматривать культуру Японии без изобразительного искусства. В первую очередь мы познакомимся с живописью.

Слайд 24.

Учитель истории: Японская живопись - один из наиболее древних и изысканных японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала. Другим предметом, который широко распространен в японской живописи, является изображение сцен из повседневной жизни и тематических картин, которые часто переполнены цифрами и деталями. Эта традиция, несомненно, началась в период раннего средневековья под влиянием Китая, но со временем стала рассматриваться как часть японских традиций, которая существует и сегодня.

Слайд 25.

Слайд 26.

Слайд 27.

Слайд 28.

Слайд 29.

Слайд 30.

Слайд 31.

Учитель МХК: Ещё одним видом изобразительного искусства Японии является калиграфия.

Слайд 32.

 Каллиграфия пришла в Японию из Китая. С середины II тысячелетия до н. э. в древнекитайские пиктограммы постепенно упрощались, приспосабливались для более быстрого написания. К началу нашей эры пиктографические мотивы превратились в собственно иероглифы с квадратообразной формой. Они слагалась из комбинаций линий, штрихов и точек и со временем оформилось несколько стилевых направлений: устав (полное изображение иероглифов), полускоропись и скоропись.

Слайд 33.

 Дальневосточная каллиграфия является одним из ведущих видов искусства. Идеограммы обозначают целые понятия и обладают глубоким философским смыслом. Такая форма фиксации информации способствует формированию структурно-образного восприятия людей. Важно не просто понять написанное, но и увидеть и почувствовать, как написано.

Слайд 34.

Учитель истории: Далее мы рассмотрим декоративно-прикладное искусство Японии.

Слайд 35.

А начнём мы с нэцкэ. Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ, которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости (называемые сагэмоно). Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были ящички (инро), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру (одзимэ). Инро крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси -отверстий нэцкэ, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.

Слайд 36.

Слайд 37.

Слайд 38.

Учитель МХК: Следующим направлением в декоративно-прикладном искусстве Японии, которое мы сегодня рассмотрим , будет икебана. 

Слайд 39.

Икеба́на (буквально «живые цветы») - традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.

Слайд 40.

Слайд 41.

Слайд 42.

Слайд 43.

Учитель истории: Следующее направление, которое мы сегодня рассмотрим - это оригами.

Слайд 44.

 Орига́ми («сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги.

Слайд 45.

Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.

Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Бо́льшая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой (1911—2005).

Слайд 46.

Классическое оригами предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц. При этом часто для шейпинга (shaping) сложной модели, то есть придания ей формы, или для ее консервации используется пропитка исходного листа клеевыми составами, содержащими метилцеллюлозу.

Слайд 47.

Слайд 48.

Учитель МХК: И напоследок рассмотрим такое направление, как бонсай.

Слайд 49.

Бонса́й ( «выращенное в подносе») — искусство выращивания точной копии настоящего (иногда карликового) дерева в миниатюре. Рост растений регулируется за счет плоской корневой системы.

Слайд 50.

Слово «бонсай» происходит от китайского слова «пэньцай» (китайское прочтение тех же иероглифов) и означает «выращенное в подносе»

Одна из легенд гласит, что некий император повелел создать миниатюрную империю со всеми деревьями, городами, реками и горами. Для этой цели и были созданы миниатюрные деревья.

Считается, что в Японию искусство принесено в VI веке буддистскими монахами. Выращиваемые растения использовались для украшения ниши дома, максимальная высота деревьев поэтому составляла около половины метра. Спустя некоторое время, в связи с развитием техники любования бонсай, его начинают использовать при проведении чайной церемонии. В это время искусство называется хати-но-ки — «дерево в горшке». С XVIII века японцы окончательно превращают эту технику в искусство, возникает множество стилей. В эру Токугава парковый дизайн получил новый толчок: выращивание азалий и клёнов стало времяпрепровождением богатых людей.

Развивали это искусство и буддисты, которые считали, что человек, выращивающий бонсай, приравнивается к богу, потому что в их видении мир выглядит, как сад Будды, где он садовник.

Слайд 51.

Сейчас для бонсай используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезаниям и различным другим методам. При этом соотношения размеров корневой системы, ограниченной объёмом плошки, и наземной части бонсай соответствует пропорциям взрослого дерева в природе.

Ученики внимательно слушают объяснение учителя. Самое основное записывают.

6.Домашнее задание.

3 мин

Написать доклад на тему «Быт Японии» (одежда, интерьер, еда, времяпрепровождение)

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме " Япония-страна восходящего солнца"

Общая характеристика государства, причины экономического лидерства и самобытность страны. Дополнительный материал по японской культуре (сообщения)...

Япония - страна восходящего Солнца

Урок географии  "Япония - страна восходящего Солнца" проводится в 10 классе. На уроке используется деятельностный подход....

Япония - страна восходящего Солнца

Конспект урока "Япония - втрана восходящего Солнца"...

Живопись страны Восходящего солнца

Живопись страны Восходящего солнца...

Япония - страна восходящего солнца

Данный урок в 11  классе по теме "Региональная география" с использованием ИКТ в виде урока-путешествия....

конспект урока по теме искусство страны восходящего солнца

На уроке  МХК в 10 классе по теме «Искусство Страны Восходящего Солнца» учащиеся знакомятся с культурой Японии, с особенностями архитектуры, скульптуры, садово-паркового дизайна, театрально...

тест по теме искусство страны восходящего солнца

итоговый тест по теме "искусство страны восходящего солнца"...