Использование ИКТ на уроках МХК
статья по мхк на тему

Данный материал содержит информацию об использовании мной информационно-коммуникактивных средств на уроках мировой художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.odt22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования

 «Использование ИКТ на уроках МХК»

Учитель  МХК

МБОУ СОШ № 1

Хабаху Э.Ш.

Уважаемые коллеги! Цель моего выступления — ознакомить Вас с личным опытом использования ИКТ[1] на уроках искусства.

Я веду предметы:

· МХК  9-классы

- Принимаю участие в Олимпиадах муниципального и регионального уровней

· Участвую в различных конкурсах и проектах (лично и с учениками).

Трижды повышала свою квалификацию в данном направлении:

За эти годы накоплен богатый опыт использования ИКТ на уроках  в частности

· сформированы цифровые коллекции иллюстративного материала по различным темам, а так же — цифровые коллекции детских работ, отправленных на конкурсы городского и российского масштаба;

Конечно, компьютеризированное рабочее место, которое стимулирует качество и результативность учительского труда, в моем кабинете появилось не сразу: компьютер в кабинете . Как Вы понимаете, для того, чтобы были созданы такие условия, пришлось немало потрудится — самообразование, курсы повышения квалификации и, как следствие, — обоснования необходимости создания стационарного рабочего места учителя именно в кабинете, т. к. современные тенденции в образовании, накопленный личный опыт и специфика предметов искусства уже не позволяют подготовить и провести качественный урок без использования ИКТ!

Таким образом, если говорить о выделении компьютерной техники в кабинет, — это не самоцель учителя, не дань времени и моде на новые технологии! Это насущная необходимость, которая напрямую отвечает требованиям Концепции модернизации российского образования и созданию условий для повышения качества общего образования.

Если говорить о результатах использования компьютерной техники — это значительно повышает результативность урока во всех отношениях (подача материала — скорость и качество, мотивация интереса учащихся к учебному процессу и т. д.).

Тем не менее, хотелось бы ответить на вопросы:

· В чем, все-таки, полезность и эффективность использования ИКТ на уроках эстетического цикла?

· Что изменилось, и каковы результаты использования ИКТ на моих уроках?

Итак,

1. Проблема иллюстративной поддержки уроков.

Как известно, на уроках  МХК необходимо показывать огромное количество репродукций. Порой, чтобы подтвердить всего лишь один постулат в истории искусства, необходимо продемонстрировать десяток изображений произведений искусства.

Благодаря использованию электронных образовательных ресурсов, Интернета, сканера, проектора решаются проблемы:

· отсутствия достаточного количества наглядных пособий в качественном полиграфическом исполнении;

· отдаленности от музеев и выставочных залов, где хранятся известные мировые шедевры изобразительного искусства.

2. Раздаточный материал — эта та область полиграфической продукции, которая практически отсутствует, не предусмотрена в качестве методического обеспечения на уроках искусства. Учителю приходится изготавливать материал самостоятельно, т. к. необходимость в этом существенная. Ребенок пользуется раздаточным материалом на протяжении всего урока, неоднократно обращается к нему. Раздаточный материал играет важную роль в формировании умений и навыков на уроках искусства.

Решить обозначенную проблему помогают сканер, принтер, ксерокс.

3. Методические пособия, например, презентации.

Кроме иллюстративного ряда, презентации, в зависимости от своей структуры и назначения, помогают решать конкретные задачи на уроке. Они могут сопровождать объяснение учителем новой темы, могут являться алгоритмом действия, могут быть помощником в написании опорного конспекта, в выделении ключевых мыслей и т. д.

4. Конспект урока в электронном виде обеспечивает удобство работы с текстом (корректировка, дополнения, изменения), а так же возможность тиражирования и использования материала для различных мероприятий (проекты, конкурсы и т. п.). Так же, эстетический вид распечатанного конспекта или плана урока, к которому учитель обращается на уроке в случае необходимости, несомненно выигрывает в сравнении с рукописным.

5. Электронные образовательные ресурсы (CD-диски) можно использовать для переработки и создания на основе них собственного продукта. Так же, бывает удобно пользоваться предложенной навигацией и даже привлекать учащихся на уроке к самостоятельному поиску заданной информации, выполнению какого-либо теста и т. д.

6. Web-страница может быть использована как для урока, так и для общения с детьми, родителями и коллегами за рамками школьного времени (учебного процесса).

7. Интернет. Вне урока — для поиска информации, на уроке — это оперативный доступ в реальном режиме времени к огромному информационному полю, а в определенных обстоятельствах — это организация сетевой работы на уроках.

8. Из технических средств отдельно выделю мультимедиапроектор, т. к. для предметов искусства он играет колоссальную роль! Это средство коммуникации позволяет транслировать информацию и обеспечивать крупный, качественный показ материала целому классу ребят одновременно, без потери драгоценного времени на уроке! В отличие, например, от демонстрации той же репродукции из книги!

И, в доказательство выше сказанного, я продемонстрирую подготовку и проведение блока уроков по теме «Русские художественные лаки. Палех» для 5-го класса в рамках темы года «Декоративно-прикладное искусство и мир интересов человека» по предмету ИЗО.

Как правило, в подготовке и проведении урока у меня присутствуют две составляющие — это традиционная подготовка и использование ИКТ.

(рассмотрим обе составляющие)

ТРАДИЦИОННАЯ — в данном случае это:

· работа со спецлитературой (несмотря на всё, бумажные носители информации, в частности — альбомы по искусству — это важнейшая эстетическая составляющая наших предметов);

· работа с учебником (это неотъемлемая часть учебного процесса);

· непосредственная демонстрация изделий лаковой миниатюры (если есть возможность, то всегда лучше посмотреть сами изделия);

· изготовление и демонстрация учебно-наглядного пособия (в данном случае это необходимо для того, чтобы дети наглядно, в живую увидели работу кисти и красок, а так же четко усвоили этапы выполнения росписи);

· подбор и использование видео фильма о русской лаковой миниатюре (в этом фильме ребята наглядно знакомятся с технологическим процессом изготовления папье-маше и росписи лаковых изделий);

· использование классной доски для опорного конспекта (в связи с наличием достаточно сложной терминологии была обоснована необходимость работы учителя на доске).

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — в данном цикле уроков это:

·

· компьютер, сканер, принтер (было отсканировано учебно-наглядное пособие ручного изготовления, обработано на компьютере, структурировано в файл и распечатано на цветном принтере для того, чтобы каждый ребенок мог взять в руки и близко рассмотреть, положить рядом с собой и постоянно обращаться к основным этапам выполнения работы).

Подводя итог, можно сказать следующее!

Образовательный процесс, обеспечиваемый предметами искусства, существенно отличается от традиционного учебно-воспитательного процесса. Его значимость и специфика определяются задачей формирования и развития эмоционально-образной сферы, связанной с ценностным отношением к действительности, а так же первичным опытом творческой деятельности обучающихся.

Учитывая, что на изучение изобразительного искусства для современного маленького человека отводится всего чуть больше 8-ми астрономическихсуток за весь период обучения в общеобразовательной школе, то за это короткое время учитель должен оптимально использовать все возможные технологии для того, чтобы ребенок прикоснулся, проникся, осознал и полюбил эту наиважнейшую область из всех областей человеческой деятельности!

На своих уроках благодаря использованию ИКТ я обнаружила следующие результаты:

· у детей значительно повысился интерес к различным областям искусства, они стали больше задавать вопросов;

· очень часто ребята самостоятельно дома, в Интернете или в печатной литературе находят дополнительную информацию и приносят на урок;

· проявляют инициативу и активно выступают с найденным материалом;

· повысилось качество творческих работ (из-за доступногоиллюстративного и информационного материала);

· к ребятам приходит осознание глобальности и значения искусства в их личной жизни, и многие начинают мечтать об экскурсионных поездках в разные страны мира, чтобы увидеть то, о чем узнали на уроке! /Слайд 22/

Таким образом, использование ИКТ позволяет проектировать мне, как учителю, грамотный, профессиональный, технологичный урок! А это, в свою очередь, позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков!

И, последнее. Всем, кто сочтет предлагаемую технологию завышенной по отношению к своим возможностям, можно ответить: необходимо понять, что общество уже несколько лет живет в другом столетии и даже тысячелетии и, что нельзя развиваться, ничего не меняя в себе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция "СПИД - это..."

презентация обобщение опыта работы, материалы конференции...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

План - конспект урока обществознания с использование ЦОР. Тема урока "Правовое государство"

Использовались материалы Единой коллекции ЦОР и Федерального портала школьных ЦОР....

Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"

Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...

Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР. Тема урока"Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"

Ответить Данная работа содержит план-конспект урока-структуру и ход урока, разработку современного урока  химии в 9 классе "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон....

Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop. Составление и использование кроссворда на уроке в режиме онлайн на сайте http://puzzlecup.com/crossword-ru/

Использованы материалы сайтов: http://www.nachalka.com/node/1419. Тема 11. Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop. Втр, 2010-07-27 17:13 — Лариса Плахотник; «Фабрика к...