Проект «Традиции русской народной культуры».
проект по мхк на тему

Грекова Ольга Александровна

 «Чтобы воспринять культурные ценности во всей их полноте,

 необходимо знать их происхождение,

процесс их созидания и исторического изменения,

заложенную в них культурную память».

Д.С. Лихачев.

 

Социально-экономические условия развития нашего общества требуют от выпускников школы умения предвидеть проблемы и находить пути их решения, искать информацию, продумывать и выбирать варианты действий. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулированы важнейшие задачи современной школы, одна из которых – это формирование «личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Таким образом, необходимо с первых лет обучения закладывать у детей такие качества, которые бы дали им возможность в дальнейшем активно строить свою жизнь. С другой стороны, внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий уменьшает возможность формирования многих практических навыков у обучающихся, необходимых для деятельности в конкурентном мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_traditsii_proekt.docx47.94 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в школе.

«Традиции русской народной культуры».

 «Чтобы воспринять культурные ценности во всей их полноте,

 необходимо знать их происхождение,

процесс их созидания и исторического изменения,

заложенную в них культурную память».

Д.С. Лихачев.

Социально-экономические условия развития нашего общества требуют от выпускников школы умения предвидеть проблемы и находить пути их решения, искать информацию, продумывать и выбирать варианты действий. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулированы важнейшие задачи современной школы, одна из которых – это формирование «личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Таким образом, необходимо с первых лет обучения закладывать у детей такие качества, которые бы дали им возможность в дальнейшем активно строить свою жизнь. С другой стороны, внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий уменьшает возможность формирования многих практических навыков у обучающихся, необходимых для деятельности в конкурентном мире.

 Мы, молодое поколение, должны приобщаться к национальной культуре, т.к. наше сегодня, как когда-то наше прошлое, также творит традиции и обычаи будущего.  .А нужно ли нам, современному поколению, знать обычаи, которыми руководствовались наши далёкие предки? Да, это нам необходимо. «Мы ничего не должны растерять из нашего великого наследия», - говорил Д.С. Лихачев. Мы должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции и обычаи национальной культуры; осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой, например, русские национальные обычаи.

        Культуру России невозможно представить себе без народного творчества, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории. Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества – одно из главных условий развития его художественно-творческих способностей.

         Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. Реализация данного проекта позволит интегрировать урочную и внеурочную деятельность, использовать интерактивные формы работы с обучающимися, обеспечит тесное сотрудничество с родителями воспитанников и окружающим социумом. В процессе реализации проекта обучающиеся будут осваивать навыки поисковой деятельности, учиться общаться со сверстниками и взрослыми, создавать своими руками предметы декоративно – прикладного творчества и т. п.  В процессе творческой деятельности, основанной на изучении  традиций русского народа  у  детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.

Тема данной работы : «Традиции русской народной культуры». Обращение к духовным ценностям русской культуры  достаточно актуально в современном обществе. Обряд, традиция, обычай являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.

       Актуальность рассматриваемой темы состоит в том,  что общество вновь и вновь оборачивается к своим истокам. Страна переживает духовный подъём, начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое,  и оказывается, что обряд, обычай направлен на сохранение вечных человеческих ценностей:

- мира  в семье,

- любви к ближнему,

- сплочённости,

- нравственного добра,

- скромности, красоты, истины,

- патриотизма.

Проблема в том, что в зависимости от того, насколько мы осознаём ценности своей культуры, умеем их хранить, бережно передавая из поколения в поколение, настолько определяется и благополучие нашего народа. В этой связи становится понятным мой интерес к обычаям русского народа.

         Цель: Воспитывать нравственные качества личности,  формировать коммуникативные компетенции в процессе освоения культуры и традиций русского народа.  (Создание оптимальных условий для развития личности ребёнка через творческое самовыражение)

         Задачи:      

  • ознакомиться с русскими национальными обычаями и обрядами как важнейшим блоком в системе духовной культуры русского народа;
  • исследовать современное знание обычаев русского народа среди учеников;
  •  Развивать познавательную сферу: внимание, мышление, память.
  • Развивать навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми моральными и нравственными нормами;
  • Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру;
  • Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа

       Ожидаемые результаты: 

  • Учащиеся должны знать и уважать такие традиции своего народа, как любовь к Отечеству, к родной земле и своему дому, любовь к ближним и уважение к старшим.
  •  Должны осознать роль труда в жизни россиян, знать и хранить историко-духовную память, культуру и быт своего народа, традиции защитников нашей Родины, уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни.

                                                                   

       Сроки реализации проекта: февраль-март

Этапы реализации проекта:

Первый этап

Содержание деятельности учащихся

Функции и ключевые задачи педагога

  • Обсуждение содержания проекта, составление плана мероприятий.
  • Посещение экскурсий в природу, библиотеку, музей.
  • Прослушивание музыкальных произведений: русских народных песен, мелодий.
  • Чтение и анализ русских народных сказок, других художественных произведений.
  • Заучивание пословиц и поговорок, закличек о весне, солнце, птицах.
  • Знакомство с русскими промыслами

Оказание организационной и консультативной помощи.

Организация посещения музея, библиотеки.

Привлечение к совместной деятельности родителей и партнеров.

Второй этап

Содержание деятельности учащихся

Функции и ключевые задачи педагога

  • Знакомство и обсуждение праздника  «Широкая масленица»
  • Работа над сценарием, ролями, репетиции.«Широкая масленица»
  • Работа в творческой мастерской, изучение народных промыслов .

Совместно с детьми распределить роли, организовать репетиции.

Привлечь родителей к оформлению декораций, костюмов.

Подготовить выставку детского творчества.

Третий этап

Содержание деятельности учащихся

Функции и ключевые задачи педагога

  • Оформление выставки детского творчества. «Художественные промыслы России».
  • Проведение праздника «Широкая масленица»
  • Подведение итогов.

Помочь в художественном оформлении выставки.

Распределение обязанностей и назначение ответственных

Привлечение родителей.

Организация диалога по обсуждению результатов совместной деятельности.

План  мероприятий.

класс

Мероприятия

Задачи

Ожидаемый результат

1

5 класс.

Экскурсия в природу. Первые приметы весны

Развивать эмоциональное восприятие окружающего мира.

Расширять словарный запас, связную речь.

Воспитывать навык правильного поведения в природе( лесу, парке)

Умение наблюдать,  устанавливать причинно-следственные связи.

Способность составлять краткие описательные рассказы, используя образные средства родного языка.

Способность бережно относиться к природе.

2

5 класс.

Изобразительная деятельность по теме ”Весенние напевы ”(рисование, аппликация)

Формировать навыки работы с изобразительными материалами.

Учить четко определять свои творческие замыслы, доводить начатое дело до конца.

Развивать чувство композиции, цвета.

Воспитывать эстетическое восприятие.

Умение работать кистью, красками, добиваться аккуратности, доводить начатое дело до конца.

Способность воплощать свои впечатления в рисунке.

Интерес к изобразительной деятельности.

3

6 класс

Чтение литературных произведений о весне и  русских народных сказок

Конкурс чтецов.

Знакомить с творчеством русских писателей и поэтов.

Развивать память (слуховую, эмоциональную).

Развивать правильную дикцию, интонационную сторону речи.

Воспитывать интерес к поэзии, умение понимать образный язык поэзии.

Способность на слух воспринимать поэтические произведения.

Владеть дикцией и выразительными средствами речи.

Проявлять интерес к чтению русской литературы.

4

7 класс

Беседа-диалог “Труд крестьян весной. Народный календарь”

Познакомить с историей создания календаря.

Развивать познавательную активность, слуховое восприятие, внимание.

Воспитывать интерес к традициям русского народа.

Способность внимательно слушать, вступать в диалог с педагогом, давать полный ответ на поставленный вопрос.

Уважительно относиться к труду, традициям русского народа.

5

6-7 классы

Прослушивание музыкальных произведений о весне ( П.И.Чайковский, А.Вивальди) и русских народных песен.

Знакомить детей с творчеством П.И.Чайковского, А.Вивальди.

Учить детей внимательно слушать музыку. Знакомство с русскими народными песнями.

Развивать слуховое восприятие, способность эмоционально откликаться на музыку.

Стремление к прослушиванию музыки.

Интерес к классической и народной музыке .

6

6 класс

Рисование по теме прочитанных сказок.

Конкурс детского творчества.

Учить детей определять содержание рисунка в соответствии с содержанием сказки.

Формировать навыки общения и способность активно включаться в совместную деятельность.

Учить получать новые цвета и оттенки способом смешивания красок.

Умение определять сюжетное содержание, находить цветовое решение, работать аккуратно.

Умение адекватно оценивать свою работу и работу товарищей.

5-8 классы

Экскурсия в городской краеведческий музей.

“Традиции встречи весны в Сибири”

Познакомить с традиционными весенними русскими праздниками.

Развивать умение воспринимать и усваивать информацию.

Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Умение внимательно слушать и рассматривать музейные экспонаты.

Способность проявлять интерес к традициям русского народа.

Знание правил поведения в общественных местах.

7 класс

Беседа – диалог “Старинные обычаи встречи весны”

Рассказать о старинных обычаях встречи весны на Руси.

Развивать познавательный интерес, диалогическую речь.

Учить понимать образность русских пословиц и поговорок.

Воспитывать интерес к традициям русского народа.

Способность внимательно слушать собеседников, владеть навыками культурной речи.

Умение понимать образность русского языка.

Проявлять уважение к традициям русского народа.

8 класс

Интегрированное занятие «Художественные промыслы России»

 Уточнить и   расширить знания детей промыслах России

Развивать познавательную активность, обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Воспитывать бережное отношение традициям русского народа.

Умение слушать собеседника, точно и ясно выражать свои мысли.

Уметь работать различными материалами и представить работы на ярмарке.

Защита работ.

8 класс

Практическое занятие по изготовлению разделочных досок, подносов, лавок.

Развивать умение планировать и выполнять работу в логической последовательности.

Развивать навыки самоконтроля при выполнении работы.

Развивать навыки взаимодействия, сотрудничества, взаимопомощи.

Умение планировать свою работу.

Способность доводить начатое дело до конца, умение адекватно оценивать результат своего труда.

Умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми, оказывать необходимую помощь.

7 класс

Знакомство с русским народным праздником “Сороки”. Выпекание печенья в форме жаворонков.

Развивать познавательный интерес, произвольное внимание.

Развивать связную речь, умение обращаться с вопросами к окружающим.

Формировать практические навыки обращения с тестом.

Воспитывать интерес к традициям русского народа.

Умение внимательно слушать и вступать в диалог.

Практические навыки по кулинарии.

Интерес к традициям русского народа.

5-8 классы

Участие в городской выставке детского творчества.

Развивать творческие способности.

Воспитывать целеустремленность, настойчивость при достижении поставленной цели.

Формировать адекватную самооценку.

Увлеченность художественным творчеством.

Способность доводить начатое дело до конца.

Умение адекватно оценивать результат своего труда и труда своих товарищей.

Подготовка к празднику «Широкая масленица»

  • составление сценария праздника
  • распределение ролей
  • изготовление костюмов, декораций, масленицы
  • изготовление блинов
  • разучивание забав и хороводов

Формировать навыки планирования, умение распределять содержание работы между участниками совместной деятельности.

Воспитывать навыки сотрудничества.

Развивать творческие навыки.

Воспитывать интерес к русским народным традициям.

Умение планировать работу и доводить начатое дело до конца.

Навыки работы с различными материалами.

Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения коллективной работы.

Ответственность за порученное дело.

Проведение праздника «Широкая масленица»

  • встреча гостей
  • демонстрация детского творчества
  • чаепитие с блинами
  • организация забав и хороводов

Формировать у детей мотивацию на совместную творческую деятельность.

Развивать у детей навыки взаимодействия и сотрудничества.

Воспитывать активность, желание принимать участие в коллективных мероприятиях.

Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, оказывать необходимую помощь.

Потребность участвовать в общественной жизни.

Подведение итогов проекта.

Развивать навыки диалогической речи, умение давать оценку своим действиям и действиям партнёров.

Формировать адекватную самооценку, чувство уверенности в своих возможностях.

Формировать умение использовать приобретённые навыки в других практических ситуациях.

Умение внимательно слушать, вступать в диалог.

Умение адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Умение переносить практические навыки с одной ситуации на другую.

Заключение.

Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Например, среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества

Православные обычаи – это вера, преобразившая быт, это обычаи, в которых отразились основные стороны жизни. Мы увидели на примере русских национальных обычаев, почитаемых и ныне, что они помогают сплачивать народ в единое целое.

Православные обычаи народа – это сформированный веками уклад его жизни, в пределах которого каждому человеку открывается  путь правильного развития природных способностей,  путь к жизненному успеху.

Главная задача русского человека сегодня – сделать духовный выбор: соединиться со своим народом в его тысячелетней судьбе, в его благодатных православных обычаях и традициях, идущих из глубины веков, обрести спасительную веру, отвечающую на все насущные вопросы жизни, и навсегда приобщиться к историческим обычаям и нормам жизни нашего народа.

Сегодня многие из нас понимают, что очень важно не утратить духовные ценности русского народа (доброту, религиозность, патриотизм, сплоченность), способствовать их передаче следующим поколениям путём приобщения к богатой русской национальной культуре.

        Исторические обычаи русского народа уникальны. Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.

Список источников и литературы:

  1. Домострой  / Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В. В. Колесова: Подгот. текстов В. В. Рождественской, В. В. Колесова и М. В. Пименовой: Худож. А. Г. Тюрин. – М.: Сов. Россия, 1990. – 304 с.
  2. Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях / Н. И. Костомаров. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях / И.Е. Забелин. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. – Смоленск: «Русич», 2002. – 560 с.
  3. Русский праздник:  Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. / Авт.: О. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др. – СПб.: Искусство – СПБ, 2001. – 672 с.
  4. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собранное М. Забылиным  репринтное воспроизведение издания 1880 г. М.: «Книга-Принтшоп» 1990  - 519 с.
  5. Народные праздники на Святой Руси. Н.П.Степанов. М.: Российский раритет. 1992.
  6. Полная энциклопедия быта русского народа. И. А. Панкеев. Тт. 1,2. М.: ОЛма-Пресс, 1998
  7. http://www.prostranstvo.ru.
  8. http://folklorus.narod.ru/
  9. http://www.slavya.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Традиции русской народной и православной культуры в педагогической системе"

Проект "Традиции русской народной и православной культуры в педагогической системе" был реализован в ДОУ на занятиях кружка как иксперемент. Результаты проекта отражены в мониторинге....

Авторская программма по изучению традиций,обрядов,праздников русской народной культуры на уроках по развитию речи,чтению,на внеклассных занятиях "Чем дальше в будущее входим,тем больше старым дорожим".

Данная программа разработана в целях речевого и эстетического развития умственно-отсталых школьников при обучении предметам - чтение,развитие речи, а также во внеклассной работе воспитателей и педагог...

Рабочая программа курсов по выбору «Традиции русской народной культуры»

Программа курса по выбору «Традиции русской народной культуры» в рамках реализации школой предпрофильной подготовки,  представляет собой надпредметный курс, предназначенный для обучающихся 8 клас...

Проект Традиции русского народного костюма

Цель проекта: изучить особенности русского народного костюма;разобраться в элементах костюма;выявить различия между женским и мужским костюмамиЗадача проекта:познакомиться с культурой русского ко...

Календарно-тематическое планирование кружка "Традиции русской народной культуры"9 класс

Кружок "Традиции русской народной культуры" рассчитан на 34 часа для обучающихся 9-ых классов. Он содержит интересный материал для учителя и обучающихся....

Проект "Развитие духовности детей школьного возраста через приобщение к русской народной культуре"

ПАСПОРТ ПРОЕКТАПамять о минувшем, уважение к минувшему – вот отличающая черта образованности.А.С. Пушкин...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская горница»

В нашей школе активно действует творческое объединение «Русская забава», где мы поем народные песни, проводим фольклорные праздники и, конечно же, наряжаемся в русские народные костюмы. Но для проведе...