Рабочая программа факультатива «История мировой культуры (углубленный курс)»
рабочая программа по мхк на тему

Воробьев Андрей Михайлович

Рабочая программа ориентирована на углубленное изучение истории мировой культуры в старших классах школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._prog-a_fakultativa_imk_uglublennyy_kurs.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа факультатива «История мировой культуры».

Общая характеристика учебного предмета.

Программа разработана в соответствии с Примерными программами среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (под общ. ред. академика РАО М. В. Рыжакова) и на основе Учебно-методического комплекта «МХК. 10-11 класс». Емохоновой Л. Г.

Нормативный срок освоения программы.

Программа факультатива рассчитана на 34 недели (2 ч. в неделю).

Специфика программы: 

Целью факультатива является сформировать у обучающихся представлений о современных процессах в социокультурной сфере. В основе лежит проблемный подход к культуре как формирующемуся явлению. Акцент делается на актуальные вопросы и проблемы культуры.

Форма обучения – очная.

Вклад учебного предмета в достижение целей образования

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования основными целями изучения культурологии:

  1. завершение формирования целостного представления о мире;
  2. формирование у обучающегося представлений о человеке как творце культуры;
  3. обеспечения условий духовно-нравственного развития обучающихся, формирование ценностных ориентаций, освоение толерантности на основе диалога культур, социокультурное становление личности;
  4. обеспечение условий формирования гражданской идентичности;
  5. подготовка обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории.

Результаты освоения учебного предмета.

Изучение культурологии направлено на формирование следующих компетенций:

Личностные УУД:

  1. готовность к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории;
  2. готовность к осознанному выбору своей роли в современных социокультурных процессах.

Регулятивные УУД:

  1. умение выстраивать траекторию индивидуальной познавательной и интеллектуальной деятельности, ставить цели и определять пути их достижения в данной области;
  2. прогнозировать результаты индивидуальной познавательной и интеллектуальной деятельности;
  3. контролировать результаты индивидуальной познавательной и интеллектуальной деятельности и сравнивать их с намеченными целями для последующей корректировки;
  4. способность к внесению необходимых дополнений в план индивидуальной образовательной деятельности;
  5. выработка способности к оценке полученных навыков и умений;
  6. получения навыка мобилизации интеллектуальных и творческих сил ради достижения целей дополнительного образования.

Коммуникативные УУД:

  1. способность формулировать цели, форму и план индивидуальной познавательной и интеллектуальной деятельности, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  2. способность формулировать вопросы и критерии ответа на них, призванные служить ориентирами в сборе и анализе информации;
  3. способность к диалогу с целью разрешения конфликтов столкновения интересов;
  4. умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

Общеучебные:

  1. самостоятельное определение и формулирование познавательной цели;
  2. поиск и выделение необходимой информации;
  3. структурирование и систематизация знаний;
  4. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  5. способность анализировать и выделять смысл при работе с различными источниками информации;
  6. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  7. умение работать с различными формами информации;
  8. умение понимать специфику культуры, ее особенности и основные феномены.
  9. способность оперировать основными терминами и понятиями предметной области «Культурология» и понимать их взаимосвязь с другими гуманитарными дисциплинами.

предметные:

  1. давать определение понятиям и явлениям мировой культуры;
  2. наблюдать, описывать и понимать явления культуры использую для этого соответствующую терминологию;
  3. усвоить особенности языка различных культур;
  4. представлять место и роль культуры в обществе и жизни отдельного человека;
  5. выработка устойчивого интереса к явлениям культуры;
  6. структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников;
  7. представлять место и роль культуры в жизни человека и общества;
  8. представлять систему человеческих ценностей;
  9. осознавать и уважать ценность культуры разных народов мира;

Логические универсальные действия:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ пп

Наименование тем / модулей

Всего, час.

В том числе:

Форма контроля

Лекции

Практические занятия (семинары, лабораторные занятия)

1.

МОДУЛЬ 1. Мировые Религии.

14

11

3

Тема 1. Буддизм.

4

3

1

Тема 2. Христианство.

6

5

1

Тема 3. Ислам.

4

3

1

2.

МОДУЛЬ 2. Искусство как способ познания мира.

12

10

2

Тема 1. Первобытная культура.

2

2

0

Тема 2. Культура Древнего Египта.

4

3

1

Тема 3. Культура Месопотамии.

4

3

1

Тема 4. Культура Доколумбовой Америки.

2

2

0

3.

МОДУЛЬ 3. Античность как тип культуры.

8

6

2

Тема 1. Культура Др. Греции

4

3

1

Тема 2. Культура Др. Рима.

4

3

1

4.

МОДУЛЬ 4. Культура Средних веков и Возрождения.

21

18

3

Тема 1. Общая характеристика средневековой культуры.

2

2

0

Тема 2. Культура Византии.

4

3

1

Тема 3. Культура темных веков.

2

2

0

Тема 4. Романская архитектура..

3

3

0

Тема 5. Готика.

4

3

1

Тема 6. Итальянское Возрождение.

4

3

1

Тема 7. Северное Возрождение.

2

2

0

5.

МОДУЛЬ 5. Культура Раннего Нового времени.

9

8

1

Тема 1. Реформация и Контрреформация.

1

1

0

Тема 2. Барокко.

4

3

1

Тема 3. Научная картина мира.

2

2

0

Тема 4. Классицизм.

2

2

0

Промежуточная  аттестация (по четвертям /  семестрам)

2

0

2

Итоговая аттестация

2

0

2

Итого

68

53

15

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Наименование  модуля/ раздела/ темы.

Содержание обучения, а также наименование и тематика практических занятий (семинаров, лабораторных занятий),  форм организации занятий, видов деятельности обучающихся  используемых образовательных технологий и рекомендуемых методических материалов, литературы, Интернет-ресурсов

МОДУЛЬ 1. Мировые Религии.

Тема 1. Буддизм.

Понятие и признаки мировых религий. Личность Будды. Основные идеи и течения. Буддийское искусство Индии, Китая и Японии.

Тема 2. Христианство.

Основные идеи. Библия как памятник культуры. История христианства, основные течения. Христианский храм. Икона.

Тема 3. Ислам.

История возникновения. Мухаммед. Коран как памятник культуры. Основные идеи и течения ислама. Искусство мусульманских стран.

МОДУЛЬ 2. Искусство как способ познания мира.

Тема 1. Первобытная культура.

Антропогенез и культурогенез. Темы и особенности наскальной живописи. Пещера рук, Альтамира и Капова. Менгиры, дольмены, кромлехи. Протогорода. Аркаим.

Тема 2. Культура Древнего Египта.

Миф об Осирисе, Книга мертвых,  заупокойный культ. Долинные, скальные и полускальные храмы. Реформа Эхнатона.

Тема 3. Культура Месопотамии.

Шумеро-аккадская культура. Эпос о Гильгамеше. Ассирия, Вавилон. Персеполь.

Тема 4. Культура Доколумбовой Америки.

Конкиста. Майя, Инки, Ацтеки. Религия, архитектура, литература.

МОДУЛЬ 3. Античность как тип культуры.

Тема 1. Культура Др. Греции

Эгейская цивилизация (Кносс, Троя, Микены). Греческая вазопись и скульптура. Ордерная система.

Тема 2. Культура Др. Рима.

Особенности римской культуры. Скульптура. Принципы архитектуры. Римские дороги, акведуки, амфитеатры, форумы, термы.

МОДУЛЬ 4. Культура Средних веков и Возрождения.

Тема 1. Общая характеристика средневековой культуры.

Источники средневековой культуры. Проблема датировки. Катакомбы. Основные категории средневековой культуры.

Тема 2. Культура Византии.

Константинополь, Равенна. Миниатюры. Влияние.

Тема 3. Культура темных веков.

Скандинавы (мифология, ДПИ, архитектура, походы викингов). Иллюминированные рукописи, культура империи Карла Великого.

Тема 4. Романская архитектура..

Устройство базилики. Собор, колокольня и баптистерий в Пизе. Монастырское строительство (Санкт-Гален, Марии Лаах, Клюни), замки.

Тема 5. Готика.

Готическая конструкция. Городские соборы Франции, Англии, Германии. Кирпичная готика.

Тема 6. Итальянское Возрождение.

Гуманизм. Живопись: художники, темы, памятники.

Тема 7. Северное Возрождение.

А. Дюрер, Л. Кранах, И. Босх, П. Брейгель, ван Эйк.

МОДУЛЬ 5. Культура Раннего Нового времени.

Тема 1. Реформация и Контрреформация.

М. Лютер и идеи реформации. Э. Роттердамский. Контрреформация. Иезуиты.

Тема 2. Барокко.

Караваджо, Дж. Бернини, Рубенс, ван Дейк, Рембрандт, музыка барокко.

Тема 3. Научная картина мира.

Н. Коперник, Везалий, Парацельс, Т. Браге, Г. Галилей, Р. Декарт, Кеплер, И. Ньютон.

Тема 4. Классицизм.

Парижская Академия. Классицистический канон. Н. Пуссен, Ж.-Б. Шарден.

Практические занятия (семинары, лабораторные занятия) - темы

семинар «Жанровые системы Китая, Древней Руси, Западной Европы».

семинар «Стиль как образ эпохи».

Используемые образовательные технологии

Технология развивающего обучения;

Технология опережающего обучения;

Технология развития критического мышления;

Игровые технологии.

Перечень рекомендуемых методических материалов, литературы, Интернет-ресурсов

Учебники и пособия:

Ильина Т. В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней. Любое издание.

Энциклопедии и справочники:

Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. – М.: Эллис Лак, 1997.

Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т., /Гл. ред. С.А. Токарев. Любое издание

Народы и религии мира. Гл. ред. В. А. Тишков. Любое издание.

Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.

Дополнительная литература:

5555 Шедевров живописи. [Электронный ресурс]: – М.: Директмедиа, 2002. – 1 электр. опт. диск.

Барокко. [Электронный ресурс]: – М.: Директмедиа, 2004. – 1 электр. опт. диск.

Библейские сюжеты. [Электронный ресурс]: – СПб.: Государственный Эрмитаж, 2006. – 1 электр. опт. диск.

Библейские сюжеты в искусстве. [Электронный ресурс]: – М.: Директмедиа, 2003. – 1 электр. опт. диск.

Даниэль С. М. Европейский классицизм. Эпоха Пуссена. Эпоха Давида, 2003.

Даниэль С. М. Рококо. От Ватто до Фрагонара – Любое издание.

Искусство: энциклопедический словарь школьника / сост. П.Кошель. – М., 2000.

История русского искусства (под ред. Д.В.Сарабьянова). Любое издание.

Музыкальная Энциклопедия. [Электронный ресурс]: – М.: Директмедиа, 2005. – 1 электр. опт. диск.

Натюрморт. [Электронный ресурс]: – М.: Директмедиа, 2004. – 1 электр. опт. диск.

Очерки русской культуры XIX века : [Сб. : В 6 т / Редкол.: Л.Д. Дергачева и др.]. - М : Изд-во МГУ, 1998.

Портрет. [Электронный ресурс]: – М.: Директмедиа, 2003. – 1 электр. опт. диск.

Раздольская В. И., Европейское искусство XIX века : классицизм, романтизм / Вера Раздольская. – Любое издание.

Романтизм. [Электронный ресурс]: – М.: Директмедиа, 2004. – 1 электр. опт. диск.

Рыбаков Б.А. Очерки русской культуры XVIII века. В 4 ч. М.: Изд-во МГУ. 1985-1990

Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. – Любое издание.

Якимович А. К. Новое время. Искусство и культура XVII—XVIII веков. Москва: Азбука- классика, 2004.

Ресурсы сети Интернет:

WIKIPAINTINGS visual art encyclopedia. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.wikipaintings.org/ru 

Библиотека по культурологи. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.countries.ru/library.htm

В мире оперы. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.belcanto.ru 

Живопись, литература, философия. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.staratel.com

Искусство. Газета издательского дома «Первое сентября». - [Электронный ресурс]. URL: http://art.1september.ru

Искусство в школе: научно-методический журнал. - [Электронный ресурс]. URL: http://art-in-school.narod.ru

История искусств. - [Электронный ресурс]. URL: www.artyx.ru 

История мирового искусства. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldarthistory.com

Итальянский Ренессанс: пространство картин. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.italyart.ru 

Классическая музыка. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.classic-music.ru

Классическая музыка (mp-3-архив). - [Электронный ресурс]. URL: http://classic.chubrik.ru 

Натюрморт. Картинная галерея. - [Электронный ресурс]. URL:http://stilleben.narod.ru 

Портал «Музеи России». - [Электронный ресурс]. URL: http://www.museum.ru 

Российский общеобразовательный портал. Коллекция: мировая художественная культура. - [Электронный ресурс]. URL: - http://artclassic.edu.ru/ 

Российский общеобразовательный портал. Музыкальная коллекция. - [Электронный ресурс]. URL: http://music.edu.ru 

Теория и история культуры в персоналиях. - [Электронный ресурс]. URL: http://ortlib.narod.ru/cult00.htm 

Христианство в искусстве. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.icon-art.info 

Энциклопедия итальянской живописи. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.artitaly.ru 

Энциклопедия французской живописи. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.artfrance.ru 

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ  И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Форма аттестации

семинар «Жанровые системы Китая, Древней Руси, Западной Европы».

семинар «Стиль как образ эпохи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 8 класс,углубленный курс

Рабочая программа алгебры 8 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа по математике ориентирована на уча...

Рабочая программа по математике 9 класс углубленный курс

Пояснительная записка        Данная программа разработана на основе:- федерального компонента государственного стандарта общего образования  образов...

Рабочая программа по истории мировых религий. 4-5 класс.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, нормативные документы, календарно тематическое планирование....

Рабочая программа факультатива "История и современность кубанского казачества"

Измененная программа "История и современность кубанского казачества"...

рабочая программа по истории 10 класс (углубленный уровень)

Рабочие программы по истории 10 - 11 класс (углубленный уровень)....

Рабочая программа по истории. 10 класс (углубленный уровень).

Рабочая программа по истории рассчитано на углубленный уровень изучения истории в 10 классе (102 часа)....