Реализация этнорегионального компонента при изучении курса МХК
статья по мхк (11 класс)

Ларина Наталия Петровна

Наше общество нуждается в национальной системе личностного развития интеллектуально-одаренных людей, обладающих такими качествами, как инициативность, толерантность, творческое мышление. Поэтому основная задача учителя – развитие всех видов интеллекта, соприкасающихся с наукой, научным и художественным творчеством, искусством, интеллектуально-творческим мышлением.

Вхождение личности в мировую культуру через национальную и этническую,  осознание себя в качестве объекта и субъекта культуры и истории в большей  степени происходит в подростковом возрасте

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon larina_n.p_2.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация  этнорегионального  компонента

при изучении курса МХК.

Учитель музыки, искусства. МХК

МОУ «СОШ №24»

 Ларина Наталия Петровна

Наше общество нуждается в национальной системе личностного развития интеллектуально-одаренных людей, обладающих такими качествами, как инициативность, толерантность, творческое мышление. Поэтому основная задача учителя – развитие всех видов интеллекта, соприкасающихся с наукой, научным и художественным творчеством, искусством, интеллектуально-творческим мышлением.

Вхождение личности в мировую культуру через национальную и этническую,  осознание себя в качестве объекта и субъекта культуры и истории в большей  степени происходит в подростковом возрасте

Для развития общества и государства необходима способная к творческому преобразованию мира личность. Поэтому мировая художественная культура – это не только предмет в учебном процессе, но и способ познания мира и себя в этом мире.

        Анализируя этапы творческого процесса на уроках мировой художественной культуры, можно прийти к выводу, что дети, стараясь показать и раскрыть свой социальный опыт, сами создают реальные ситуации общения, служащие импульсом для размышления и аргументирования своей точки зрения, учатся формулировать кратко и точно свои мысли. Именно предмет мировая художественная культура помогает ученику понять себя, заняться поиском смысла, узнать о том, как этот поиск шел в других эпохах

       Сегодня одной из актуальных в школе остается проблема художественно-эстетического образования учащихся. Открытие ребенком красоты окружающего мира и себя в этом мире становится возможным благодаря приобщению его к человеческой культуре, под которой мы понимаем систему общечеловеческих ценностей, закрепленных в ее творениях через развитие исторической памяти, творческих способностей и задатков школьников. Потребность в красоте заложена с рождения человека. При этом все люди видят, чувствуют и понимают по-разному, особенно, если это касается искусства. Все, что веками создавало человечество, исторически закреплено в произведениях искусства, в традиционных народных промыслах.

     Введение этнокультурной составляющей в содержание образовательного процесса позволяет знакомить учащихся с национальными особенностями культурного развития своего народа, дать представления о духовных ценностях народной культуры, рассказать о культурно- историческом наследии родного края; решить задачи духовно- нравственного и патриотического воспитания учащихся, развитие творческого потенциала детей через приобщения к миру народной культуры и искусства.

     На сегодняшний день в образовании в приоритете использование регионального компонента. Сам по себе данный факт говорит о том, что в настоящее время прилагаются усилия по разработке подходов, способствующих патриотическому воспитанию, формированию российского самосознания, сохранению своей самобытности и национальной культуры.

   Национально-региональный компонент в содержании общего среднего образования призван обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан, обладающих высокой нравственностью. Он позволяет организовать занятия, направленные на изучение родного языка и литературы, исторических, природных, социокультурных и экономических особенностей региона как неотъемлемой части Российской Федерации.

   Первостепенную роль в формировании национальной идентичности играет широкое знакомство с историей, культурой, природой, духовными ценностями той местности, в которой проживает человек, с его «малой родиной» как частью России. Воспитать бережное, трепетное отношение к родному краю, чувство гордости за свою малую Родину – одна из важнейших задач, поставленных перед современным учителем и перед новой школой в целом. В нашей республике, как известно, педагоги общеобразовательных учреждений уделяют этому вопросу большое внимание, так как прежде чем ребенок станет гражданином страны, он должен быть гражданином родной школы,  города, знать их традиции и жить их жизнью и заботами.

                                            Информация об опыте.

             Мы все живем в Мордовии. И необходимо, чтобы дети знали свои истоки, традиции мордвы, природу и историю края. Современные школьники получают огромное количество информации через компьютер, различные средства массовой информации, но далеко не всегда дети могут ответить на элементарные вопросы о знаменитых земляках, о культурных и исторических памятниках своей малой Родины. Меня всегда беспокоил вопрос как при изучении мировой художественной культуры  сохранить у учащихся интерес к культуре своего родного края.

            В своей школе я преподаю уроки музыки, искусства и МХК. Поэтому сохраняется преемственность в региональном направлении на уроках эстетического цикла с 5 по 11 класс, в которых я преподаю.  

          На уроках искусства  в 8-9 классах я реализую  этнорегиональный компонент на протяжении всего курса.  ( Темы: «Искусство рассказывает о красоте Земли», «Человек в зеркале искусства: жанр портрета.», «Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка», «Храмовый синтез искусств», «Архитектура исторического города.»,  «Архитектура современного города», « Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества», « Декоративно-прикладное искусство».), на уроках МХК - это предположительно 11 класс , темы , связанные с рассмотрением искусства 20-21 веков.

    Предметы эстетического цикла - прекрасная возможность знакомить учащихся с творчеством великих мордовских мастеров. На уроках искусства 8-9 класс, следуя тематическому планированью, очень удобно включать в материал и информацию о мордовских мастерах. Рассказывать о ярких личностях, чьи имена  уже известны не только в нашей стране, но и за рубежом, а также  знакомить с работами  наших современников. Ведь спустя несколько десятилетий и их имена войдут в историю мордовского края. В нашей школе  большое количество  детей обучаются  в различны учреждениях дополнительного образования. Это и музыкальные школы, художественные, школы искусств. И в частности учащиеся, посещающие ДХШ №4, имеют возможность проносить на урок свои работы, которые мы непосредственно  сопоставляем с работами великих мордовских мастеров. (Это и живописные полотна, и работы ДПИ).  И совместно с учениками приходим к такому мнению, что  эти талантливые дети  могут в будущем стать известными мордовскими мастерами.

     Именно через урок учащиеся имеют возможность больше узнать о народной культуре как о части мировой культуре. Учащиеся приобщаются к идеалам веками накопленной народной культуры, к бережному отношению к традициям, формируется любовь к родному краю. Следует помнить, что изучение родной культуры способствует воспитанию духовности, патриотических чувств, дарит дополнительные краски « в палитру мира».

    Так, например, урок искусства в 8 классе, 2 четверть  1 урок, тема «Искусство рассказывает о красоте Земли», где идёт знакомство учащихся с жанром «пейзаж». На первом этапе урока идет беседа, связанная с высказыванием А.С.Пушкина «искусство - магический кристалл», затем идёт знакомство с великими русскими пейзажистами: И.Шишкин, И. Левита. Саврасов. Знакомство с жанром пейзаж.

  Пейзаж (от фр. paysage — местность, страна) — один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. «ландшафт» (нем. land — земля и schaft — вид) — общий вид, панорама какой-либо местности.

Однако пейзаж — это не просто изображение общих свойств природы, естественных закономерностей: времени года, суток, погоды, входящих в образную, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада, но это — и выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определенной эпохи.

        В становление пейзажного жанра внесли вклад многие поколения художников разных стран и эпох. Каждый век приобретает новое видение, вдохновляется новыми идеями. Художники изображали те проявления природы, которые отвечали их переживаниям и взглядам.

  В России пейзаж как самостоятельный жанр живописи утвердился в XVIII в. До этого художники изображали только элементы пейзажей в иконописных композициях и книжных иллюстрациях

    Расцвет русской пейзажной живописи связан с именами И. И. Левитана, И. С. Остроухова, В. Д. Поленова, В. А. Серова, А. М. Васнецова, К. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. Э. Борисова - Мусатова, П. В. Кузнецова, Н. Н. Рериха. Существует великое множество пейзажных объектов, форм, и каждый их мотив неповторим, уникален. В зависимости от того, что является объектом изображения, различают следующие виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж: сельский пейзаж, городской пейзаж, парковый пейзаж Индустриальный пейзаж космический или фантастический. По своему настроению пейзажи могут быть созвучны жанрам литературы - лирический пейзаж, романтический пейзаж .эпический пейзаж, героический пейзаж, драматический пейзаж .

  После знакомства с великими русскими пейзажистами идёт знакомство с художниками Мордовии.

.Федот Васильевич Сычков (13.03.1870, с. Кочелаево,— 3.08.1958) — известный российский (советский) художник, Заслуженный деятель искусств РСФСР и Мордовской АССР, народный художник Мордовской АССР. . В живописи работал в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта. Главная тема художника — жизнь крестьян, сельские праздники, народные гулянья, зимние забавы молодежи. Но творчество его гораздо шире. Ранний Сычков малоизвестен. Его пейзажи Рима, Венеции, Неаполя? просто мордовские пейзажи... Тоже плохо знакомы публике. Хотя его он писал очень мягко, в своей "сычковской" манере.

 Попков Валентин Алексеевич (18.11. 1941-16.11 2009г). Живописец, график. Окончил Казанское художественное училище Член Союза художников России (1970). Лауреат Государственной премии МАССР Заслуженный деятель искусств МАССР Заслуженный художник РСФСР). Народный художник МАССР С 1963 года участник республиканских, зональных, всероссийских, международных художественных выставок. В живописи работал в жанрах тематической картины, портрета, пейзажа, натюрморта, интерьера, писал акварелью.

        Мухин Александр 1919 - 1994 г. Заслуженный художник Республики Мордовии. А.А. Мухин (1919-1994) - отдал жанру  пейзажа более полувека, а также  успешно работал как художник-оформитель и монументалист.  Он родился  в селе Старая Михайловка Ромодановского района Мордовии. В 1939 году окончил живописное отделение Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого .Затем был призван в армию, а вскоре  оказался на фронтах Великой Отечественной  войны, но после тяжелого ранения  в 1943 году возвратился в Саранск. Молодой художник начинает активно заниматься рисунком и живописью, экспонирует свои произведения на республиканских и межрегиональных выставках, вступает в  члены Союза художников Мордовии. Большую роль  сыграло его многолетнее общение с Ф.В. Сычковым, ставшим его наставником в творчестве.  Уже с  первых произведений и на всю полувековую творческую жизнь определились его тяготение  к  жанру пейзажа и приверженность к  лучшим традициям русской реалистической живописи. Он традиционно работает в два этапа, создавая вначале этюды с натуры, а затем завершенный пейзаж - картину. Но высокий художественный уровень  пленэрных этюдов А.Мухина делает их не  только рабочим материалом, а вполне самостоятельными произведениями, несущими ощущение  свежести чувства,  радостного открытия красоты природы: «Летом»(1958), «Осень» (1959), «Этюд. Березки» . А. А. Мухин - истинный мастер лирического пейзажа, творчество  которого исполнено любви к родной земле. Он многократно возвращался в различные времена года  к излюбленным мотивам картин природы средней полосы, запечатлевая свежесть первого снега и хрустальную чистоту атмосферы  в солнечные морозные дни, раздольные разливы рек ранней весной и нежность майской листвы,   цветение лугов и ослепительную синеву летнего неба, яркие переливы красок осеннего леса и приглушенные - поздней осени: «Ледоход. Весна» (1957), «Весна. Березки»(1959), «Сухая осень»(1975), «Последний снег» (1978).  При этом  диапазон его  творчества  всегда  был  широк.  Одним из первых в искусстве Мордовии он обратился к индустриальному пейзажу, («Карьер Алексеевского цементного завода» (1967В конце 1960-х-70-х годах он обращался к  эмоциональным пейзажам Не раз работал А.А. Мухин  в Крыму и на Кавказе, писал  живописные берега Черного моря, знаменательные места, где бывал М.Ю. Лермонтов.

     Макушина  Галина Яковлевна Окончила Саранское художественное училище им. Ф.В. Сычкова в 1996 году по специальности  Живопись, по квалификации художник, преподаватель с отличием; ГОУВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» в 2008 году по специальности «культурология» с отличием. В настоящее время продолжает обучение в аспирантуре Мордовского государственного университета. С 2005 года Галина Яковлевна состоит в творческом молодежном объединении «Сияж АРТ». является постоянной участницей творческих выставок. Участвовала во всероссийской выставке «Золотая палитра» (г. Самара, 2007 г.);участие в Межрегиональных фестивалях: национального финно-угорского юмора «Кулдор-калдор» (с.Подлесная Тавла Кочкуровского района, 2009 г.), «Зарнизардон» (г. Ижевск, 2011г.).;15 международная выставка «деловая Мордовия - 2010»(г. Саранск, 2010 г.); выставка-конкурс «Мастер года» (г. Саранск, 2009, 2010, 2011 гг.); выставки молодежного творческого объединения «СияжАрт»:«Все краски осени» (г. Саранск, 2006 г.)  и многое другое.

   Демонстрация работ учащихся школы, написанных в жанре пейзаж. Анализ  и сопоставление с работами великих мордовских мастеров.

   

   Как показал мой педагогический опыт, использование регионального компонента на уроках мировой художественной культуры значительно повышает эффективность урока. Но речь идёт не о формальном использовании материала региональной направленности, когда отдельные часы учебного плана отводятся на рассмотрение вопросов региональной художественной культуры. Речь идёт об умелом включении в содержание урока примеров художественной культуры родного края, о рассмотрении темы урока через призму той культуры, которая непосредственно окружает учащихся, что, в результате, актуализирует далёкие для воспринимающих факты истории мировой культуры. Результативность такого подхода к использованию регионального компонента в художественном образовании обусловлена решением сразу двух задач: освоением мировой художественной культуры и формированием ценностного отношения к культуре родного края.

     

   Например, на уроке «Архитектура как вид искусства» предложенный подход реализуется в стремлении учителя не просто познакомить с архитектурными стилями, а вписать архитектуру Саранска и Мордовии в целом  в мировое архитектурное пространство.

            Преподавание искусства и МХК с использованием регионального компонента в обучении  в школе предполагает как минимум три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся реальной школьной практике они органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников):

            1) получение учащимися «готовых» знаний о мире, стране, крае со слов учителя и из федеральных и региональных учебников;

          2) самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (школьники в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть фактически открывают заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни).

          3) углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес (ученики фактически выступают в роли «юных ученых»-исследователей).

«Тематическая мозаика» исследовательской деятельности педагогов:

 Православные храмы в творчестве  мордовских  художников;

  Городской пейзаж в творчестве мордовских художников ;

 Портрет в творчестве мордовских художников;

 Современная архитектура  города  Саранска;

 Народное декоративно-прикладное искусство: деревянные игрушки, глиняная посуда;

 Национальные обряды, обычаи, традиции, праздники;

 Национальные игры и развлечения, одежда и украшения;

 Литература: писатели, поэты, их произведения;

 Музыка, песня, искусство танца: композиторы, их произведения; исполнители;

 Достопримечательности родного края.

        Я считаю, что педагогическое обучение не должно быть нацелено на механику заучивания для тестового отчета, а воспитывать человека, активно ответственного, умеющего ценить культурно-нравственное наследие человечества.

Школа XXI века должна воспитывать интеллектуально-творческую личность, для которой творчество ассоциируется с сердцем, как гласит вечная библейская истина: «Большое счастье давать, чем получать», которая возможно станет девизом для российской школы настоящего и будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение экологических знаний, их формирование и развитие при изучении курса «Занимательная экология

Материал разработан как методическое пособие к рабочей программе "Занимательная экология"...

Тест по теме "Повторение" после изучения курса "Введение в историю" в 5 классе.

Тест проводиться после изучения курса "Введение в историю" в 5 классе....

Выступление на РМО учителей МХК по теме " Сложные темы в изучении курса МХК: Иконография Богородицы (с презентацией)

Значение Вселенского собора 692 года в возникновении иконописи. Иконография Богородицы. Типы Богородичных икон с описанием и особенностями восприятия и востребованности....

Формирование ключевых компетенций учащихся по географии при изучении курса «Социальная и экономическая география мира» в 10-11 классах.

•освоение системы географических знаний•овладение умениямисочетать  подходы•развитие познавательных интересов•воспитание патриотизма, толерантности•использование полученных ЗУНов•нахождение...

Мастер-класс: «Формирование исследовательских умений учащихся в процессе изучения курса «География человеческой деятельности»

  Аннотация:   Педагогический опыт, накопленный мной по использованию проектно-исследователького метода обучения и развития учащихся, вызвал интерес у коллег-географов. С целью р...

Элективный курс "Компьютерная графика", 10-11 классы (Л.А.Залогова). Начало изучения курса.

Материалы для организации и проведения первых уроков в рамках изучения курса....