Городской открытый урок «Афинский акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции» по предмету «История изобразительного искусства».
план-конспект урока по мхк

Щербакова Елена Владимировна

 


 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_afinskiy_akropol.docx290.85 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок для 2 класса ДШИ

программы ДПП «Живопись»

по предмету «История изобразительного искусства ».

Тема урока: «Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции».

Дата: 05.12.2018

Преподаватель: Щербакова Е.В., МБУДО «ДШИ №2».

Оборудование и материалы: презентация Power Point, гипсовые слепки капителей колонн, бумажные объёмные элементы макетов храмов Ники Аптерос и Парфенона, карточки с изображением богов: Афина Промахос, Афина Парфенос и Ника Аптерос.

Оформление классной доски: заставка слайд презентации с надписью «Настоящая архитектура прекрасна даже в развалинах»- Ле Корбюзье.  (слайд 1) 

Литература:

  1. Храмы, надгробия и сокровища/ Пер. с англ. Н. Белова.- М.: ТЕРРА, 2000.- 168с.: ил.- (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»).
  2. Аксёнова М.Д. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 2001.- 688 с.
  3. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности.- М.: «Изо.искусство», 1988.- 161 с.
  4. Десять книг об архитектуре/ Витрувий; пер. с лат. Ф.А. петровского.- СПб.: Азбука, Азбука- Аттикус, 2017.- 320 с.

Цель урока: сформировать целостное представление и знания у учащихся об Афинском Акрополе, охарактеризовать каждый его памятник архитектуры в синтезе со скульптурой.

Задачи урока:

Образовательные:

  • В течение урока учащиеся должны усвоить значение афинского Акрополя в жизни древних греков и европейской цивилизации в синтезе таких видов изобразительного искусства, как скульптура и архитектура.
  • Уметь: понять суть Панафинейских празднеств, узнавать и давать правильные названия памятникам афинского Акрополя.

Развивающие:

  •  развивать мотивацию и познавательный интерес к изучению предмета;

Воспитательная:

  • воспитывать художественно-эстетический вкус;

Формы работы: фронтальная[1], групповая.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • уметь применять полученные знания из прошлых занятий;
  • узнавать памятники архитектуры и скульптуры афинского Акрополя;
  •  объяснять строение храмов;
  • заполнять текст, составлять бумажные макеты из готовых элементов храмов.

Метапредметные: 

Регулятивные:

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные: 

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные:

  • выделять главную информацию и представлять её в сжатой словесной форме; 
  • излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи.

Личностные:

  • готовность к конструированию процесса диалога.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: ознакомление с новым материалом и его применение на практике.

Методы и приемы: беседа, рассказ, просмотр слайдов, сборка макетов.

Понятия, формируемые на уроке: акрополь, Панафинейские празднества, агора, Пропилеи, Ника Аптерос, Парфенон, Эрехтейон, кариатида. Исторические деятели: Перикл, Фидий, Мнесикл, Иктин, Калликрат.

Ход урока:

  1. Организационный этап: 1 мин.
  2. Проверка знаний: 10 мин.
  3. Определение темы урока: 5 мин.
  4. Актуализация знаний: 38 мин.
  5. Рефлексия: 5 мин.
  6. Домашнее задание: 1 мин.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний, приветствие детей. Учитель проверяет готовность класса к уроку, наличие необходимых принадлежностей. Ученики занимают свои места. Эмоционально положительный настрой на урок, мотивация на рабочий ритм. Приветствуют учителя.

  1. Проверка знаний

Учитель: На прошлом занятии мы с вами подробно разобрали строение древнегреческого храма. Давайте вспомним, что значит ордерная система?

Дети: Ордерная система («строй», «порядок»), что значит единый архитектурный язык.

У.: В чём его суть?  (слайд 2)

Д.: Ордерная система заключалась в соотношении между частями зданий: колоннами и перекрытиями. Весь ордерный строй делится по вертикали на три части:

1) опору – стилобат (ступенчатое основание);

2) несущую часть (колонны, стены);

3) несомую часть – антаблемент (балки и перекрытия).

У.: Какие ордерные стили колонн вы можете назвать и в чём их отличие? (слайд 3)

Д.: Колонны дорического (мужественного) стиля делятся на две части: ствол и капитель. На стволе колонны имеются канелюры (вертикальный желобок на стволе колонны), которые примыкают  друг к другу без дорожек между ними. В этом ордере канелюры не глубокие, с острыми гранями. Капитель состоит из круглой подушки и квадратной.

Ствол ионической (женственной) колонны делится на три части: основание (база), ствол, капитель. Капитель в виде волют, а канелюры отделялись выраженными гранями дорожек. Ионическая колонна всегда более стройная, чем дорическая.

Ствол коринфской (девичья) колонны ещё более стройнее, чем ионический, а колоколообразная капитель покрыта стилизованными листьями аканта.

У.: Молодцы, ребята. Вы хорошо усвоили пройденный материал. И я не случайно проверила ваши знания, полученные на прошлом уроке потому, что сегодня они вам пригодятся.

  1. Определение темы урока.

(По мере знакомства учеников с новыми памятниками они записывают себе в тетрадь их названия.)

У.: Человек всегда создавал памятники, в которых он воплощал волновавшие его мысли и настроения. Находясь около этих памятников, возникает чувство общения с людьми, которые воздвигли эти сооружения, вошедшие в историю.

(слайд 4) Трудно понять искусство Египта, не ощутив давящей массы простых по форме пирамид; нельзя составить представление о Москве, не увидев Кремля. Так и Акрополь в Афинах, древнейшей столице Греции, с его прекрасными сооружениями до сих пор живо воплощает величие бессмертной культуры Эллады.

(слайд 5) Тема нашего урока «Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции».

IV.  Актуализация знаний.

(слайд 6) В VI в. до н. э. Афины вступили в пору расцвета. Город возглавлял первый стратег Перикл. Около него группировалась интеллектуальная элита: люди искусства и науки: поэт Софокл, скульптор Фидий, «отец истории» Геродот, знаменитые философы того времени. Искусство греков показывало, каким должен быть человек: физически и нравственно прекрасным, гармонически развитым. И в этом смысле искусство V—IV в. до н. э. справедливо стали называть классикой, оно явилось образцом для подражания. В своей знаменитой речи Перикл произнес: «Город наш —школа всей Эллады». 

(слайд 7) Здесь родилось искусство театра, впервые были записаны греческие поэмы. На склоне афинского Акрополя в знаменитом театре Диониса представляли трагедии Эсхилла, Софокла, Еврипида. Здесь устраивались первые Панафинейские торжества в честь богини Афины.

У.: Какая идея заключена в Панафинейских празднествах? Вам было дано домашнее задание: узнать и подготовить рассказ об этом.  (слайд 8)

Д.: Первоначально раз в год, а позднее —раз в четыре года в середине лета по священной дороге от Афин к Акрополю тянулось шествие с дарами богине Афине. Это была одежда — пеплос, которую ткали лучшие афинские девушки и вели на заклание жертвенных быков. Так начинались Панафинейские празднества, что значит «Всеафинские празднества»  в честь богини — покровительницы города.

Начинался праздник с ночного факельного шествия и музыкальных представлений с танцами. На следующий день совершалось торжественное шествие афинян с агоры (рыночная площадь) на Акрополь. Во главе процессии шли самые заслуженные и авторитетные граждане полиса. По завершении религиозной церемонии начинались конные состязания. Со временем стали проводить также Панафинейские игры. Вначале это были только состязания атлетов. При Перикле праздник украсили поэтическими и музыкальными состязаниями. Победитель состязаний в Панафинейских играх получал расписную амфору, наполненную оливковым маслом.

У.: И так, главным центром Афин становится Акрополь. Мы уже встречались с вами с понятием «акрополь». Что это такое?

Д.: Верхний город- крепость в городе Микены, который имел оборонительное значение.  (слайд 9)

У.: Всё верно. Но афинский Акрополь (слайд 10) приобретает другое значение в жизни греков. В отличии от микенского акрополя здесь не жили. Этот скалистый холм с пологой вершиной, возвышаясь над городом, был  местом для нахождения царя, местом для возношения молитв греческим богам и приношению им жертв. Акрополь не только украшал великий город. Прежде всего, он был святыней, около которой проходила вся общественная жизнь греков. Акрополь объединял горожан и защищал их от врагов. Греки бесспорно понимали  высокую художественно-эстетическую значительность его памятников.

Разрушенный во время персидского нашествия Акрополь некоторое время находился в запустении. Заново отстроить афинский Акрополь выпало архитектору Фидию.  (слайд 11) 

16 лет жизни Фидий отдал Акрополю и создал бессмертный памятник, в котором архитектура и скульптура выступают в нерасторжимом единстве. Осуществляя общий надзор за строительством, он с учениками исполнил скульптуры главного храма Акрополя- Парфенон.

 (слайд 12) Акрополь не стоит отдельным ансамблем в панораме всего города, он вступает в общую структуру города как разумно организованного целого. Рассматривать Акрополь следует в единстве со всеми сооружениями вокруг него. Из любой точки Афин можно видеть вытянутый с востока на запад холм с плоской вершиной. Он возвышается над городом, над его площадями, сеткой улиц, низкими домами. Древние строители старались сделать не слишком резким переход от низких домов города к храмам Акрополя. Священный холм был окружен прославленными в древности сооружениями. Около него располагались театр Диониса, рыночная площадь — агора, храмы, святилища, которые объединяла Панафинейская дорога, украшенная мемориальными памятниками, портиками.  (слайд 13)

Афиняне располагали по тогдашним масштабам большими материальными средствами. Однако ансамбль Акрополя не производит впечатления чрезмерной грандиозности и роскоши. Масштабы храмов и монументальных статуй не подавляли человека своей величиной, а были соразмерны ему.

У.: В архитектуре V в. до н. э. развивался все тот же тип храма-периптера. Что это за тип храма?

Д.: В эпоху архаики храм строился на каменном основании – стереобате и окружался по периметру колоннами. Такой тип храма получил наибольшее распространение и назывался периптер.  (слайд 14)

У.: Только в эпоху высокой классики пропорции его стали стройнее, гармоничнее, приобрели большую логику, ясность и простоту. Число колонн стало определенным: по длинной стороне вдвое больше, чем по короткой, плюс одна (например, 13:6 или 17:8). (слайд 14, появляется по щелчку другое фото)

У.: Я предлагаю вам сегодня представить себя участниками Панафенейских процессий и пройти весь путь, чтобы понять всю последовательность этого грандиозного сооружения.  (слайд 15)

И так, мы прошли с вами по главной улице процессии и подошли к парадному входу на холм — Пропилеи.  (слайд 16)

Справа от Пропилеи на выступе скалы Акрополя, на высоком постаменте стоит маленький храм. Какой храм вам напоминает он?  (включается слайд с изображением реконструкции храма Ники Аптерос без названия).  (слайд 17)

Д.: Храм в антах.                      (слайд дополняется по щелчку храмом в антах)

У.: А в чём их отличие.

Д.: У храма на слайде в отличии от храма в антах отсутствуют анты, поэтому портик (крытая галерея) с боков не ограничен глухими стенами.

У.: Какой тип колонны в этом храме?

Д.: Ионический.

У.: Всё верно. И ещё со стороны главного входа в Акрополь храм оформлен  дополнительным портиком. (слайд дополняется по щелчку храмом со стороны Пропилеи и показывается бумажный макет храма Ники Аптерос)- (приложение 1)

Храм этот посвящён Нике. Что это за богиня?

Д.: Богиня Победы.

У.: Найдите изображение Ники среди представленных на карточках? И объясните почему вы выбрали это изображение.  (слайд 18)

Д.: Не смотря на то, что богиня изображена без крыльев и рук, в которых она обычно держит лавровый венок, мы можем утверждать, что это богиня победы Ника. Потому что её пеплос развивается на ветру, будто она находится в момент полёта.

У.: Всё верно. В этом храме находилась деревянная скульптура бескрылой богини Ники Аптерос, что значит Ника Бескрылая. Есть красивая история о том, что афиняне создали такой образ для того, чтобы победа никогда не покидала их.

В период создания афинского Акрополя скульпторы и архитекторы достигли наивысшего мастерства. Они умело соединяли такие виды изобразительного искусства, как скульптура и архитектура. Это мы можем проследить в храме Ники Аптерос. На антаблементе храма располагались рельефы, посвящённые историческому эпизоду греко- римской войны.

У.: Где находится фриз? (дети указывают на антаблемент и объясняют в какой его части находится фриз на храме Ники                                                    (слайд 19)

У.: Новизна этого фриза состояла в выборе сюжета на историческую тему (раньше это была только мифологическая тематика) и в большей эмоциональности. Например, полон лирического очарования мотив Ники, развязывающей сандалию перед входом в храм. (слайд 19 по щелчку дополняется изображением Ники развязывающей сандалию) 

На балюстраде, окружающей храмик, были изображены фигуры крылатых Ник, прославляющих богиню Афину.

И так, прежде чем отправиться нашей процессии дальше, посмотрите налево. В левом крыле Пропилей афинского Акрополя находилось собрание картин, принесённых в дар богине Афине- Пинакотека.  (слайд 20)

От храма Ники мы отправляемся через главный вход Пропилеи дальше. (слайд 21)

У.: Какой тип колонны здесь вы видите?

Д.: Доричекие колонны.

У.: Верно. Некоторая строгость дорических Пропилей как бы приостанавливает процессию и вводит её в особый мир- «архитектурный космос» Акрополя. Пройдя Пропилей, мы оказываемся на главной площади Акрополя. Перед нами возникает бронзовая статуя Афины Промахос. Что значит это прозвище Афины?  (слайд 22)

Д.:  Сражающаяся впереди.

У.: Найдите из представленных карточек изображение Афины Промахос. (слайд 23)

Согласно преданию, блеск золочённого копья, который держала в руке Афина, был виден мореплаветелям уже у мыса Сунион- наиболее выступающей в море части аттической земли. Богиня как бы окидывала взором горизонт, охраняя подвластный ей город. Судя по остаткам фундамента, возможно, постамента Афины, есть основание полагать, что статуя была поставлена не фронтально перед входом из Пропилей, а под некоторым уклоном. Такой уклон был необходим для того, чтобы по мере приближения путника к статуе ему открывался вид на храм Афины- девы Парфенон. Статуя Афины находящейся в храме Парфенон носит прозвище Парфенос. Создана она по образу Афины Паллада.                                           (слайд 24)

Создана была эта статуя Фидием. В высоту она достигала 13 метров. И заключала в себе образ Афины Паллада. Как она изображалась?

Д.: На голове её шлем со сфинксом и крылатыми конями. Правой рукой она опиралась на колонну, держа двухметровую крылатую богиню Нику, в левой руке у богини Афины был щит с изображением Медузы Горгоны. На груди маска Медузы Горгоны.

У.: У Афины Парфенос на щите ещё  было изображение битвы греков с амазонками, среди которых присутствует изображение самого скульптора Фидия. (по щелчку слайд 24 дополняется изображением щита Афины) Рядом со щитом Фидий поместил изображение громадного священного змея. Выполнена статуя в хрисоэлефантинной технике. Основа её деревянная, лицо Афины, руки, маска Медузы Горгоны на груди были выполнены из пластин слоновой кости, глаза —из драгоценных камней, одежда и оружие —из пластин золота. Афина находилась внутри помещения, полумгла которого несколько смягчала и ослабляла блики металла.

(слайд 25) Но вернёмся обратно на главную площадь к статуе Афина Промахос. Наша процессия направляется к центральному храму Акрополя — Парфенону. Парфенон (слайд 26) стал совершеннейшим созданием греческой архитектуры. Он величественно возвышается над Акрополем, подобно тому, как сам Акрополь возвышается над городом и его окрестностями. Сегодня вы будете архитекторами Древней Греции и сами возведёте макет Парфенона, используя отдельные его части из бумаги и картона.

(На столе стоит макет Парфенона в разрезе и его элементы, которые необходимо будет дополнять детям по мере рассказа учителя)- (приложение 2).

У.: Какой тип храма представляет собой Парфенон?

Д.: Периптер.

У.: Верно. Соотношение колонн в нём 8:17. Какой тип колонны в нём представлен?

Д.: Дорический.

У.: Верно. Если сравнить Парфенон с ранними постройками храмов, то мы можем отметить: колонны в нём поставлены чаще, чем в ранних дорических храмах, а боковые колонны чуть толще остальных, иначе они казались бы тонкими не используй архитектор такую хитрость. (слайд 27) (Один из присутствующих учеников дополняет Парфенон недостающими колоннами)

У.: Как называется главное помещение внутри храма? И что в нём находилось?

Д.: Целла, в которой находится святилище и статуя богини Афины. (слайд 28) (Двое из присутствующих учеников добавляют стену колонн целлы и устанавливают статую Афины, а учитель добавляет стену колонн между целой и сокровищницей (казна города)).

У.: Что теперь мы поместим сверху колонн храма?

Д.: Антаблемент. (Макет храма дополняют антаблементом)

У.: Антаблемент в Парфеноне облегчен, поэтому кажется, что колонны держат перекрытие легко. Не хватает последнего элемента, который находится сверху антаблемента. Что это?

Д.: Фронтон.  (Макет храма дополняется перекрытием с фронтоном)

У.: Центральная часть фасада, увенчанного фронтоном, зрительно давит на колонны и стилобат с большей силой, чем боковые стороны фасада, а совершенно прямая  горизонтальная линия основания храма казалась бы зрителю слегка изогнутой. Поэтому изменению оптического эффекта поверхность стилобата и другие горизонтали храма делались несколько выгнутыми. А колонны имеют невидимые наклоны к центру.  (слайд 29)

У.: Какой декоративный элемент расположен на антаблементе?

Д.: Фриз, состоящий из метопов и триглифов.

У.: Верно. Мрамор колонн Парфенона, красный и синий цвета фронтонов и метоп (слайд 30), деликатно введенная позолота сообщали храму праздничность. Фронтоны и 92 метопы Парфенона были украшены Фидием и его учениками, а также художниками старшего поколения. (слайд 31-34) Скульптуры Парфенона прославляли богиню Афину. На восточном (сохранившемся лучше) фронтоне «Рождение Афины из головы Зевса», на западном — «Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой». В метопах восточной стороны — сцены битвы богов с гигантами, северной —падение Трои, южной — борьба греков с кентаврами, западной — битва греков с амазонками. Скульптуру Парфенона можно с полным правом считать гениальным творением Фидия. Идеальная красота, глубокая человечность богов и богинь, им изображенных, прекрасного Диониса, Афродиты, отдыхающей на коленях своей матери Дионы, богинь судьбы Мойр и других,—не только радовали глаз, но и вселяли уверенность в современников, возвышали их над обыденной жизнью. В этом было огромное воспитательное значение искусства Фидия.

Среди мифологических сюжетов были и сцены, непосредственно отражающие современную жизнь Афин: на рельефном фризе за колоннами вокруг наоса (вокруг стен целлы внутри) Парфенона, Фидий изобразил Панафинейское празднество. Уже современники говорили о неистощимой фантазии Фидия при этом ни разу не повторяется пластика движений.  (слайд 35)

(слайд 36) Вот мы с вами и собрали конструкцию храма Парфенон. В завершении этого хотелось сказать, что история Парфенона и его скульптурного убранства полна трагичности. В средние века Парфенон был превращен в христианскую церковь, затем использовался турками как пороховой склад. В XVII в. при осаде Акрополя венецианцами в Парфенон попало ядро и он был разрушен. Многие скульптуры погибли. Большинство из сохранившихся рельефов в настоящее время хранится в Британском музее в Лондоне.

Но самое главное то, что в основу образного воздействия Парфенона легли героизация и возвеличивание человека. Соразмерное человеку, легко обозримое с первого взгляда сооружение полностью соответствовало эстетическим  идеалам классики. Чувство пропорций, точность в расчетах делают Парфенон безупречным произведением искусства. Он становится поистине классикой совершенных, продуманных форм в архитектуре и скульптуре Древней Греции.

Дальше наша процессия, несущая дары Афине, не останавливается у западного фасада, а направляется к главному входу со стороны восточного фасада вдоль северной стороны Парфенона. Подойдя вплотную к длинной северной стороне Парфенона, участник процессии видел слева и чуть впереди живописный, изящный Эрехтейон. (слайд 37) Этот последний храм Акрополя был посвящён Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтейю, так называемый Эрехтейон. Располагался он на месте мифического спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой.

Ребята, посмотрите на этот сложный рельеф холма. (на слайде 38,39 показывается рельеф склона холма Акрополя, где находится храм Эрехтейон) 

Как построить храм не прибегая к таким кардинальным мерам, как срезание большей части холма?  (дети высказывают свои предположения)

У.: Необходимо конструктивную особенность храма подчинить рельефу места. Поэтому древние архитекторы  его восточную часть сделали на 3 м выше западной, срезав только небольшую часть холма.

Западная часть храма посвящена Посейдону и Эрехтею, восточная Афине (на слайде 40,41 добавляются недостающие элементы храма). На одном из трех портиков храма (на слайде 42 добавляется ещё один элемент храма) антаблемент поддерживают вместо ионических колонн женские фигуры — кариатиды, что дополнительно обогащало художественную выразительность храма. Такая живописная асимметричность храма объединила в себе сразу несколько древнейших святилищ. Такое решение здания было новым моментом в развитии зодчества. Каждая из фигур разниться еле уловимым оттенком пластического состояния: чуть изменённой  характеристикой драпировок. Иной постановкой полусогнутой в колене левой ноги, небольшим оттенком в посадке прямостоящей головы. Тем самым в них присутствует принцип свободы от повтора. (слайд 43)

Интересна история возникновения образа кариатид в архитектуре храма. Вот одна из версий древнеримского архитектора Витрувия: «Пелопонесский город Кария заключил против Греции союз с неприятилями- персами; впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам. И вот, взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели их жён в рабство, при этом не позволив им снять ни их  длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступление своих сограждан. Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы потомство помнило о наказании карийцев.» [4,с.8]

(слайд 44) Оставив свои дары Афине, наша процессия огибает храм Эрехтейон и возвращается назад к главному входу Акрополя- Пропилеям. Сейчас в Афинах запрещено строительство высоких домов, которые могли бы заслонить Акрополь. Этот кремль царит над современным городом как свидетельство величия древнегреческой культуры. Мы заканчиваем с вами наше Панафинейское шествие по Акрополю. Пройдя весь этот путь, мы можем с полной уверенностью сказать, что Акрополь по праву может считаться элегантным синтезом стилей и идеала красоты Древней Греции. В этом главный вклад греков в культуру Эллады и европейской цивилизации в целом.

V.  Рефлексия.

У.: Назовите памятники афинского Акрополя обозначенные цифрами на слайде.  (слайд 45)

Д.: 1- Пропилеи

      2-Пинакотека

      3-Храм Ники Аптерос

      4- Храм Парфенон

      5-Храм Эрехтейон

      6-Афина Промахос

У.: Молодцы ребята. Вы хорошо усвоили тему сегодняшнего урока.

VI.  Домашнее задание

У.: Домашнее задание: выучить названия всех памятников афинского Акрополя, узнавать и давать им правильные названия.

Спасибо за урок. До свидания.

Приложение 1

Бумажный макет храма Ники Аптерос состоящий из отдельных деталей.

F:\открытый урок афинский Акрополь\1.jpeg

Приложение 2

Детали храма Парфенон (бумага, картон, полимерная глина).

F:\открытый урок афинский Акрополь\2.jpegF:\открытый урок афинский Акрополь\79BFD5E6-5F94-4023-A677-5CDE0A298E90.jpeg                       F:\открытый урок афинский Акрополь\12C1CC3F-CC0B-443F-8B89-DC32940BB429.jpeg


[1] Учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по предмету "История изобразительного искусства" на тему "Тихая радость и светлая грусть в пейзаже И. Левитана"

В данном конспекте описывается краткие сведения из биографии И. Левитана, описание основных его произведений, выявлены особенности живописной техники великого художника-пейзажиста...

Программа по учебному предмету "История изобразительного искусства" на 5 лет

Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства "Живопись" по предмету "История изобразительного искусства" 5 лет....

Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «

        Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...

Диагностика знаний учащихся отделения изобразительного искусства ДШИ по предмету «История изобразительного искусства».

Среди предметов художественно-эстетического цикла «История изобразительного искусства» занимает важное место. Основными типами контроля знаний учащихся являются: устный опрос, тестирование...

Рабочая программа учебного предмета "История изобразительного искусства" 2 класс

Программа составлена на основеОСНОВНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЖИВОПИСЬ».УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ПО.02.УП.02. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАРабо...