Конспект и самоанализ урока МХК "Жак Луи Давид - основоположник неоклассицизма"
методическая разработка по мхк (11 класс)

Рудакова Наталья Юрьевна

Конспект и самоанализ урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_mhk_na_temu.docx49.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по МХК на тему «Жак Луи Давид – основоположник неоклассицизма»

Организационный момент

Слайд 1

У.: Приветствую вас, ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие - в мир искусства.

Слайд 2

А что же такое искусство?

- ответы детей

У.: Какие виды искусства вы можете назвать?

- Литература, театр, музыка, живопись, архитектура и т.д.

Мотивация

У.: А зачем нужно искусство в нашем мире? Чтобы найти ответ, обратимся к статье Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Прочитайте  отрывок из статьи об искусстве  и скажите, что дает человеку искусство.

Слайд 3

Искусство делает всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее... Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а, следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.

Чтобы понимать серьезную живопись, надо учиться.

У.: Давайте выделим  ключевые слова в этой статье: см. выше

Таким образом, искусство, по мнению академика – вечно, оно помогает нам жить, украшает наш мир, играет огромную роль в жизни общества, делает людей нравственно лучше и счастливее, учит понимать прошлое, и соответственно, - жить в настоящем.

Слайд 4

Какая главная фраза в этой статье?

- Последняя фраза – это смыслообразующее звено – чтобы понимать серьезную живопись – надо учиться.

Вот мы с вами и будем  учиться понимать прекрасное, разбираться в искусстве. Обратимся к живописи.

Повторение ранее изученного материала

Слайд 5

У.: В изобразительном искусстве существует бессчетное количество направлений. Чаще всего новый стиль возникает на основе уже существующего, и развиваются они параллельно. А какие стили в искусстве вы знаете?

- ответы детей

Слайд 6

У.: Предлагаю рассмотреть вам три картины и составить о них рассказ, используя те слова, имена и даты, которые вам даны. Работать вы будете в парах.

- ученики выполняют задание, через 5 минут проверка:

Слайд 7

«Союз Земли и Воды» - картина нидерландского живописца Питера Рубенса, написана в 1618 году, хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. На картине изображены мифологические персонажи: богиня брака и плодородия Гера, повелитель морей Нептун, богиня победы Ника, сын Нептуна Тритон. В картине хорошо переданы красота, сила и живые эмоции героев.  

Слайд 8

«Качели» – картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара с легким и воздушным сюжетом написана в 1767 году, хранится в Собрании Уоллеса в Лондоне. На фоне густой растительности сада парит на качелях красавица. Художник изобразил довольно пикантную ситуацию. Кто-то на заднем плане – слуга или даже муж – раскачивает качели, а за живой изгородью притаился счастливый любовник, который любуется красивыми ножками своей возлюбленной. Картина выполнена причудливо изогнутыми линиями, которые видны и в изображении воздушного платья девушки и в изящных ветвях деревьев.

Слайд 9

Картина французского художника Николы Пуссена «Триумф Нептуна и Амфитриты» написана в 1637 году, хранится в Художественном музее в Филадельфии. В основе картины – мифологический сюжет о брачном союзе древнегреческих богов – морского царя Нептуна и нимфы Амфитриты. Мы видим, как Амуры осыпают персонажей цветами роз, что является символом любви и брачного союза, а два Тритона трубят славу Амфитрите.

У.: А теперь, попробуйте определить, к каким стилям относятся эти картины. В задании 1 маршрутного листа запишите ответы и по три слова-ассоциации к каждому стилю.

- ученики самостоятельно выполняют задание, через 5 минут обсуждение ответов.

Слайд 10

Барокко – насыщенная палитра цветов, резкие контрасты, торжественность, величественность, пышность, грандиозность

Слайд 11

Рококо – изогнутость, нежность, цветовые переливы, капризность, красота, изящество, наслаждение

Слайд 12

Классицизм – античность сюжетов, мифология, внутренняя и внешняя красота героев, возвышенность чувств, четкость линий, гармония, высокие, вечные темы.

Слайд 13

У.: А теперь давайте рассмотрим вот эти две картины:

Портрет французской светской красавицы 18 века Жюльетты Рекамье и картина на один из основных библейских сюжетов – явление Иисуса Христа народу. Чем данные картины отличаются от предыдущих?

- ответы детей (нет пышности, торжественности, строгость и реалистичность изображения, умеренность и четкая прорисовка деталей, правдоподобность, разумность и сдержанность изображения).

Какой вывод можно сделать? – эти картины выполнены в другом стиле.

В каком? – пока затруднительно ответить

Таким образом, целью нашего урока сегодня будет знакомство с новым стилем в искусстве, а задачами – изучение истории возникновения данного стиля и его особенностей.

Изучение нового материала

У.: Стиль, в котором выполнены данные картины, называется неоклассицизм (новый классицизм). Зародился он во второй половине 18 века. Давайте познакомимся с историей возникновения данного стиля.

Слайд 14

В 1760-х годах в Европе начинается критика рококо. Намечается возврат к строгости форм и драматичности содержания. Параллельно, благодаря раскопкам в Помпеях, ярко вспыхивает интерес к античности. Живописцы знакомятся с фресками и другими образцами древнего искусства, обращаются за вдохновением к сюжетам античной истории и мифологии. Также у них появился интерес к национальным легендам и эпосам. А портреты неоклассицистов приобрели строгую величественность: художники стремились отобразить внутреннюю силу человека.

Следует отметить и влияние Просвещения: философы проповедовали рационализм, призывали к опоре на разум, стремились к познанию мира, изучению законов природы. Эта философская платформа стала базисом и для неоклассицистов.

Неоклассицизм более реалистичен, порой — более резок и суров, чем ранний классицизм. Под влияние барокко проявилась драматизация живописи. Драматический эффект на многих полотнах достигается за счёт использования контрастов света и тени.

Основоположником неоклассицизма в Европе считается французский живописец Жак Луи Давид.

У.: На основе данной информации выполните задание 2 в маршрутном листе: вставьте пропущенные слова и даты.

- ученики выполняют задание, проверка через 2 минуты

Слайд 14

У.: Итак, основоположник нового стиля – Жак Луи Давид. Давайте познакомимся с биографией художника и выполним задание 3 в маршрутном листе.

- учитель рассказывает биографию, ученики заполняют задание 3 в маршрутном листе

Слайд 15

Родился 30 августа 1748 г. в Париже в семье богатого буржуа. Мальчик рано обнаружил склонность к рисованию. В 22 года его приняли в Королевскую академию живописи и скульптуры, а через 8 лет после нескольких неудачных попыток Давид получил Приз де Рима, правительственную стипендию за одну из своих картин. В эту премию была включена поездка в Италию, и в 1775 году он отправился в Рим, где изучал итальянские шедевры и руины древнего Рима.

Вернувшись в Париж через 5 лет, Давид выставил несколько работ, заинтересовавших критиков. А в 1783 году полотно «Андромаха, оплакивающая Гектора» подтолкнуло его к избранию  в члены Королевской академии живописи.

Растущая популярность помогла Давиду добиться успеха и в личной жизни. В 1782 году он обвенчался с Шарлоттой Пекуль – дочерью процветающего подрядчика строительных работ при дворе короля Людвига XVI.

Настоящей сенсацией стало полотно Давида «Клятва Горациев» (1784 г.), выставленное на официальном парижском Салоне 1785 года. Картина стала символом борьбы за правое дело, призывом к оружию в связи с возрастающим недовольством французов правлением короля.

В 1789 г. произошла Великая французская революция. В этот период Давид пишет несколько картин на патриотическую тему, которые сразу становятся очень популярны и делают Давида признанным художником Французской революции.

В 1792 году Давид близко сошелся с французскими революционерами Робеспьером и Маратом и стал активным участником большой революционной пропаганды. Но за революционные взгляды уже в 1794 году его арестовали и посадили в тюрьму. Это отразилось и на личной жизни художника: Шарлотта была убежденной роялисткой, что и подтолкнуло ее к разводу. Но, к счастью, любовь для женщины выше политических пристрастий, и после возвращения Давида в 1796 году из тюрьмы они снова обвенчались.

В 1797 году художник явился свидетелем триумфального входа Наполеона в Париж и с этого момента стал ярым приверженцем императора, а в последствии Наполеон сделал Давида главным придворным художником. Он оказался необыкновенно плодовит, сделал множество портретов императора, его жены Жозефины, придворных и генералов, а также запечатлел торжественные события.

После падения Наполеона в 1815 году Давид бежал сначала в Швейцарию, а затем в Брюссель (Бельгия). Через девять лет после изгнания он был поражен экипажем, получив травмы, от которых он никогда не оправится.

Жак-Луи Давид умер 29 декабря 1825 года в Брюсселе, перенеся пред этим инсульт. Поскольку он участвовал в казни короля Людовика XVI, Давиду не разрешили быть похороненным во Франции, поэтому он был похоронен на кладбище святой Гудулы в Брюсселе.

У.: Итак, какая же картина принесла успех и признание в обществе Давиду?

- написанная в 1774 году, «Клятва Горациев». Слайд 16

Давайте рассмотрим ее и ответим на вопросы в маршрутном листе.

На основе какой древнеримской легенды написана картина?– просмотр видео, запись ответа

Слайд 17

На основе древнеримской легенды 7 века до н.э., когда Рим воевал против соседнего города Альба-Лонга, и было объявлено, что разрешить конфликт должна дуэль между 3 братьями из рода Горациев и тремя братьями Куриациями. Этим семьям предстояло породниться, поэтому стало ясно, что победителей в любом случае не будет. После боя в живых остался лишь один из братьев Горациев, но, возвратившись домой, он был проклят сестрой за убийство ее жениха. В гневе он ударил свою сестру ножом, был приговорен к смерти, но затем помилован. Источником вдохновения для художника стала пьеса Пьера Корнеля «Гораций».

Слайд 18

Какие детали в картине можно являются символом дружбы и единства братьев? – брат обнимает брата, одинаковые позы, одинаковые профили соединенные мечи в руках отца

Слайд 19

Каким общим горем объединены женщины на полотне? – Ответ на этот вопрос давайте попробуем найти в отрывке из пьесы Корнеля «Гораций»

Слайд 20

Гораций

Сестра, ты знаешь ли? Высокое заданье

Жених твой получил.

Камилла

О, новые терзанья!

Гораций

Достойной воина яви себя сестрой,

И, если я умру, сражен его рукой,

Ты жениха встречай не как убийцу брата, -

Как мужа честного, что долг исполнил свято,

Что, родину свою столь доблестно любя,

Для всех героем стал и заслужил тебя.

И счастья вашего я, мертвый, не разрушу.

Но если из него мой меч исторгнет душу,

Победному венцу ты должное воздай,

За гибель милого меня не упрекай.

Ты плачешь, грудь твою тоска сжимает властно;

Поддайся слабости, кляни в тревоге страстной

Богов, людей и рок, но, овладев собой,

О павшем не тужи, когда решится бой.

Ответ: Горем потери, скорбью о близких: одна из них потеряет брата, другая – жениха, как бы не закончился поединок

Слайд 21

Зачем художник изобразил на картине скорбящих сестер Горациев?

- На фоне их безвольных, скорбящих фигур братья выглядят еще более твердыми в своих намерениях, подчеркивается непреклонная воля братьев к победе. Плавные линии одеяний женщин, светлые тона одежды контрастируют с яркими цветами одежд братьев, также подчеркивая их волю и решимость.

Какое значение имеет трёхпролетная арка на заднем плане картины?

- делит пространство картины на три группы и акцентирует внимание на трех образных группах

Какая античная атрибутика использована в картине?

- древнейшая легенда в основе картины, античная красота героев, жесты и позы героев, скрещенные руки и мечи – символ величия и оправданности приносимой жертвы

Почему картина имела огромный успех у современников и сделала художника знаменитым?

- чтение отрывка пьесы «Гораций»

Слайд 22

Гораций

Что? Сожалеть о том, кто пал за честь страны?

                 Удел высоких душ - такой кончины слава,

                 И горевать о них мы не имеем права…..

Гораций

Судьбою нам дано высокое заданье,

                 И твердость наших душ взята на испытанье.

Сражаться за своих и выходить на бой,

                 Когда твой смертный враг тебе совсем чужой, -

                 Конечно, мужество, но мужество простое;

                 Нетрудно для него у нас найти героя….

Но смерть нести врагу за честь родного края,

                 В сопернике своем себя же узнавая,

                 Когда защитником противной стороны -

                 Жених родной сестры, любимый брат жены,

                 И в бой идти скорбя, но восставая все же

                 На кровь, которая была своей дороже, -

                 Такая доблесть нам недаром суждена:

                 Немногих обретет завистников она.

Ответ: Основная идея картины – передать противоречия между гражданским долгом и личными чувствами людей. Но, несмотря на эти противоречия, братья полны решимости идти на бой во имя торжества справедливости. Картина имеет патриотический настрой, который охватил общество накануне революции. Она воспринималась как символ борьбы, призыв к свержению власти любой ценой.

Закрепление полученных знаний:

Слайд 23

Составить кластер «Характерные черты неоклассицизма в живописи»:

Присутствуют ли пышные детали в картине? - нет

  • Строгость и сдержанность

Присутствуют ли в изображении вычурность, запутанность, размытость, причудливость линий? - нет

  • отказ от барочно-рокайльной затейливости;
  • чёткость линий, скульптурность форм на полотнах;

Можно ли рассмотреть мазки кисти на полотне или оно выглядит гладким?

  • требование к гладкости в технике: зритель не должен видеть мазки кисти;

Какие человеческие ценности воспевает художник?

  • воспевание вечных ценностей, самопожертвования, героизма;

Как можно описать героев? Какие они?

величественность и аристократичность (патрицианство) образов;

Какие чувства вызывает картина? Восхищает, затрагивает за живое, как трагедия

  • драматизм и эпичность сюжетов

Картина написана на основе чего? – древней истории

  • большой интерес к истории, к античности

Составить синквейн к личности Жака Луи Давида

одно слово (существительное или местоимение), выражающее тему

Давид

два слова (прилагательное или причастие), описывающие свойства, признаки

Французский, талантливый

три слова (глаголы или деепричастия), описывающие действие

Писал, изучал, побуждал

фраза или предложение из четырех слов, выражающее отношение автора к теме

Поражал людей своими картинами

одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы, резюме

Революционер, основатель

Подведение итогов урока

ВЫВОДЫ:

1) Неоклассицизм – это новый стиль в европейском искусстве, зародившийся во 2-ой половине 18 века.

2) Он возник в связи с новым открытиями в области античного искусства, которое художники-неоклассицисты взяли за основу.

3) Основателем неоклассицизма стал французский живописец Жак Луи Давид.

4) Успех и признание художнику принесла картина «Клятва Горациев», написанная в 1784 году, т.к она была созвучна настроению в обществе накануне Великой французской революции.

Слайд 24-25

Разгадайте кроссворд

  1. Французский император, сторонником которого был Давид.
  2. Политическое событие во Франции в 1789 году
  3. Стиль искусства, в котором начинал писать свои картины Давид
  4. Кем Давид был при дворце Наполеона?
  5. Имя жены художника.
  6. Имя художника
  7. Какая эпоха лежит в основе неоклассицизма?
  8. Где был похоронен художник?
  9. В каком городе учился Давид?
  10. Из какого рода происходили братья из Рима, которые должны были сразиться с братьями Куриациями из Альба-Лонга?
  11. Город – родина Давида.
  12. Какое гражданское чувство воспевал Давид в своих революционных работах?
  13. Имя французского революционера, сторонником которого был Давид.

1

Н

А

П

О

Л

Е

О

Н

2

Р

Е

В

О

Л

Ю

Ц

И

Я

3

Р

О

К

О

К

О

4

Х

У

Д

О

Ж

Н

И

К

5

Ш

А

Р

Л

О

Т

Т

А

6

Ж

А

К

7

А

Н

Т

И

Ч

Н

О

С

Т

Ь

8

Б

Р

Ю

С

С

Е

Л

Ь

9

Р

И

М

10

Г

О

Р

А

Ц

И

И

11

П

А

Р

И

Ж

12

П

А

Т

Р

И

О

Т

И

З

М

13

М

А

Р

А

Т

Выставление оценок за работу на уроке

Слайд 26

Домашнее задание: подготовить сообщение на любую из тем:

«Наполеон в творчестве Ж. Л. Давида»

«Смерть Марата»- вершина творчества Ж. Л. Давида»

«Давид – ведущий художник-портретист»


Самоанализ урока МХК в 11 классе

на тему «Жак Луи Давид – основоположник неоклассицизма»

Уважаемые коллеги, только что вам был представлен урок МХК на тему «Жак Луи Давид – основоположник неоклассицизма».

Данный урок проходил в 11 классе. Ребята в классе активные, идут на контакт, хорошо выполняют задания. Психологическая атмосфера в классе благоприятная, обучающиеся на уроке чувствовали себя комфортно, - активно работали, вели диалог с учителем, не стеснялись высказывать свое мнение.

Я выбрала тип урока согласно классификации системно-деятельностного подхода -  урок открытия нового знания.

Урок открытия нового знания в рамках системно-деятельностного подхода предполагает наличие двух целей: содержательной и деятельностной. На данном занятии содержательной целью являлось изучение направления в искусстве – неоклассицизм (его особенностей, истории возникновения, жизни и творчества его основоположника), а деятельностной –научить ребят давать характеристику произведений искусства, выполненного в данном стиле.

Задачами являлось формирование основных универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • знание моральных норм,
  • умение выделить нравственный аспект поведения;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • положительное отношение к учению.

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли
  • владение монологической и диалогической формами речи;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
  • умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; 

Регулятивные УУД:

  • осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению;
  • умение поставить учебную задачу
  • развитие рефлексии.

Познавательные УУД:

  • знание особенностей неоклассицизма, истории его возникновения, жизни и вторчества основоположника неоклассицизма;
  • умения вести поиск и выделять необходимую информацию;
  • умения строить сообщения в устной и письменной форме;
  • поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
  • умения обрабатывать, анализировать и передавать (различными способами) информацию.

Урок был построен по системно-деятельностному подходу с элементами кейс-технологии и технологии учебного диалога и состоял из следующих этапов:

Для мотивации к учебной деятельности была проведена работа со статьей Д.С. Лихачева, что позволило ребятам задуматься о том, что такое искусство и его роли в нашем мире и нацелило на то, что надо учиться понимать искусство.

Для актуализации знаний были даны картины и набор карточек, задание в маршрутном листе с использованием упражнения «Ассоциации». На данном этапе учащиеся работали в парах. Ребята составляли связное сообщение о картинах, определяли направление живописи и его особенности, таким образом повторяя ранее изученный материал. Ученики показали подготовку и знания в области искусства, а также такой вид работы формирует умение строить связное сообщение и развивает коммуникативные навыки.

Чтобы выявить затруднения, учащимся было предложено сравнить уже известные им картины с новыми и выявить отличия.        

На этапе построения проекта выхода из создавшейся ситуации с  учащимися мы сформулировали тему и цель урока, а также им был предложен способ достижения этой цели – познакомиться историей возникновения стиля, с биографией художника, проанализировать его творчество.

На основном этапе урока ученики работали в маршрутных листах, что позволяет работать всем видам памяти - зрительной, слуховой и письменной, что способствует лучшему усвоению материала. Маршрутный лис создает ситуацию успеха, т.к. ребята если не знают ответ, то в ходе обсуждения могут найти правильное решение проблемы.

В ходе урока с обучающимися велась беседа. Ребята отвечали на вопросы, доказывали свою точку зрения. Это позволяло формировать умение оформлять свои мысли, доказывать свое мнение.

На этапе первичного закрепления знаний были использованы такие методы работы, как кластер и синквейн. В ходе обсуждения ученики выделили особенности неоклассицизма и обобщили свои знания о биографии Давида.

Для повторения материала был использован кроссворд.

Затем было дано домашнее задание в соответствии с потребностями учащихся.

На этапе рефлексии учебной деятельности        учащиеся проговорили, что они узнали сегодня на уроке. Учащимся за хорошую работу были выставлены оценки.

На занятии были использованы следующие методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный (показ видео, презентации, пояснения к ним).
  • Проблемный метод (постановка проблемы перед учениками – в чем особенности нового стиля, чем он отличается от рассмотренных ранее).
  • Частично-поисковый (поиск решения проблемы – через изучение истории возникновения стиля, анализ произведений искусства).

Эти виды деятельности, которые сменяли друг друга один за другим, позволяли поддерживать интерес школьников.

Использовались приемы: Кластер, Ассоциации, Синквейн, кроссворд, маршрутный лист, видеоролик и презентация.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Метапредметные связи: литература, история.

Использовались следующие ресурсы:

  • Технические средства обучения: компьютер, проектор.
  • Дидактические средства: информационный материал, карточки с заданиями, картины, маршрутные листы.
  • Оборудование: __________________________________
  • Цифровые образовательные ресурсы: авторская презентация, видеоролик «Клятва Горациев Давида – история написания картины»

Урок имел практическую направленность. Цели были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". Самоанализ урока

Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися....

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

Конспект и самоанализ урока по изобразительному искусству в 6 классе "Сатирические образы человека"

Конспект урока и презентация по изобразительному искусству "Сатирические образы человека"...

Конспект и самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС, 1 класс.

Тема урока: «Ведение мяча на месте и в движении».Тип урока:  урок общеметодологической направленности.Цель урока: Совершенствование технических элементов: ловли и передачи мяча, ведения мяча на м...

Презентация к уроку "В. Я Брюсов - основоположник русского символизма"

Презентацию "В. Я. Брюсов- основоположник русского символизма" можно использовать на уроках литературы.Содержание презентации включает в себя наличие материала для повторения, изучение нового, самосто...

Конспект и самоанализ урока по физической культуре 8 класс

Цель урока: развивать основные физические качества посредством игры в волейбол.Задачи:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:1.           совершенствовать приём мяча сверху ...