Отчёт по теме самообразования
материал (11 класс) по теме

Руднев Алексей Николаевич
Использование ИКТ на уроках биологии, химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Otchyot_po_samoobrazovaniyu_2009-2010.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках биологии позволит повысить интерес к предмету, повысить качество обучения, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Использование ИКТ на уроках биологии открывает передо мной, как учителем,  широкие возможности: структурирование большого объема информации, вовлечение учащихся в учебную деятельность, возможность увидеть процессы, которые невозможно воспроизвести в реальности.

Из выделяемых типов компьютерных средств использую в обучении: презентации, дидактические материалы, программы-тренажеры, программные системы контроля знаний, обучающие игры и развивающие программы.

Из компьютерных средств в основном мною используются презентации. При составлении презентаций большее внимание уделяю иллюстративному материалу. Текстовая часть презентации представляет собой только основные мысли по теме или термины для обязательного запоминания.

Очень интересны презентации по изучению биологического разнообразия растений и животных. Большой восторг у учащихся вызывает наглядный материал данных презентаций, когда они могут очень хорошо разглядеть, то или иное растение или животное.

Так при изучении темы: «Многообразие и систематические группы рыб» в 7 классе, проводил урок-презентацию, в ходе которого учащиеся не только ознакомились с основными систематическими группами рыб, но и смогли увидеть фотографии редких видов представителей надкласса.

В 6-11-х классах для создания таких презентаций делаю подборку основных терминов, встречаемых при изучении тем: «Эволюция органического мира», «Основы генетики» (урок-практикум по решению задач по генетике в 9 классе). «Происхождение человека» (Эволюция неоантропов), «Видоизменения подземных побегов» (6 класс).  Это уроки с использованием презентации.

Дидактические материалы способствуют повышению качества знаний учащихся. Функции дидактических материалов выполняют программы-тренажеры, которые отслеживают ход решения и сообщают об ошибках. Системы контроля знаний: опросники, тесты, неоконченные утверждения. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Обучающие игры и развивающие программы – это  разнообразные задания и игры, в ходе которых дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре. Так, в 8 классе, проведены уроки с использованием составленных мною презентаций по, так называемым, гиперссылкам. Это уроки-контроля ЗУН по темам: «Опорно- двигательная система, Мочевыделительная система». Данные виды деятельности позволяют отработать навыки «опознавания» объектов, топографии органов человека. Но, как показывает опыт работы, для учащихся 8 класса это достаточно сложно, так материал ими не пройден на уроках информатики и никто из них не имеет домашнего персонального компьютера.

Во внеклассной работе при проведении недели биологии, химии мною проведено мероприятие «Счастливый случай», в ходе которого состязались две команды. Работа была организована не только в формате использования презентации, но и флеш-игры по химии «Химическое казино» (с которой учащиеся 9-11 классов столкнулись впервые).

В 2009-2010 учебном году вёл целенаправленную работу по изучению программ автоматизированного тестирования. Мною изучены программы: AnsTester, mtest2, hotpot, MegaTest. Данные тестовые программы имеют как преимущества - позволяют составлять тесты с выбором одного или нескольких ответов, тесты с пропущенными словами. Но имеют и ряд недостатков – невозможность использования рисунков, некоторые ограничены количеством вводимых символов (до 50), что, учитывая специфику преподавания биологии, делает их малоэффективными. К тому же все они распространяются бесплатно или условно - бесплатно в сети Internet. Это, вероятно, делает невозможным их использование  как лицензионный продукт.  

При изучении тестовых программ изучал вопросы создания теста в PowerPoint с управляющими элементами (но данный метод требует знаний программирования и достаточно трудоёмкий).

Но, в сети Internet, столкнулся с работой учителя информатики Россошанской школы – интерната Комаровского А.Н.. Работа представляет собой готовые программируемые шаблоны для создания тестов в среде PowerPoint с выбором одного или нескольких ответов. Легки в управлении, есть возможность вставки рисунков и анимации, установление уровня сложности, автоматизированная система проверки и вывод номеров неверных ответов. Всё это делает удобным для меня применение данной методической разработки как в ходе урока (апробировано на уроке в 9 классе), но и при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

Мною созданы тесты по темам: Биогеоценоз, эволюция человека, варианты ЕГЭ прошлых лет как части А, так и части В.

 Программа и Государственные стандарты образования предусматривают формирование различных компетенций у учащихся, поэтому стараюсь развивать на уроках следующие компетенции:

  • коммуникативные – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
  • информационные – владение информационными технологиями;
  • автономизационные – способность к самоопределению, самообразованию;
  • социальные – умение жить и работать в коллективе;
  • нравственные – способность, потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам.

Использование вышеперечисленных компетенций позволяет научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения, развивать интегрированные способы учебной деятельности. Для развития ключевых компетенций на уроках биологии необходимо: создание условий, апробирование и внедрение информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса с использованием ИКТ, отбор содержания на уровне предмета.

Если на начальных этапах я использовала ИКТ только на уроках усвоения новых знаний, когда необходимо использовать большое количество наглядного материала (с учетом возрастных особенностей учащихся), сейчас провожу следующие типы уроков:

Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе ;

Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет.

Развитие навыков работы на компьютере позволяет учащимся не только управлять готовой программой, но и самим изготовить какой-либо продукт, будь то доклад, презентация или тестовый тренажер. Это расширяет диапазон условий для креативной деятельности учащихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку. В результате использования информационных технологий на уроках биологии стало наблюдаться повышение мотивации учебной деятельности.

Таким образом, применение информационных технологий на уроках биологии интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс.

А также позволяет мне и моим ученикам значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы, способы ее восприятия. ИКТ создает условия для использования наиболее эффективных методов и форм обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному), вместе с тем способствуя экономии учебного времени, энергии преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорение темпа.

Материал, предлагаемый учащимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета. Способствует развитию креативности детей через создание образовательных информационных продуктов, психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и самовоспитания.

При изучении данной темы в 2009-2010 учебном году выявлены проблемы, которыми я планирую заниматься в следующем учебном году:

  • Увеличить долю уроков с использование ИКТ в преподавании биологии.
  • Вовлечение учащихся в создание презентаций, тестовых работ.
  • В условиях нехватки лабораторного оборудования и материала изучить и внедрить в деятельность компьютерные лабораторные практикумы.
  • Продолжить работу по изучению опыта других преподавателей и распространение собственного педагогического опыта, используя среду  Internet.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования

Отчёт учителя физики МОУ Буравцовской СОШ по теме самообразования  "Использование информационных (компьютерных)  технологий и элементов интеграции как средство повышения эффективности обучен...

Отчёт по теме самообразования

Применение метода проектов при изучении информатики На протяжении последних лет моя личная методическая тема самообразования звучит следующим образом: «Метод проектов, как технология формирования ключ...

Отчёт по теме самообразования

План работы по теме самообразования "Блочная система сруктурирования учебного материала, как условие оптимизации современного урока истории", цели, задачи, литература, этапы работы....

Отчёт по теме самообразования "Активные формы работы на уроках английского языка и во внеурочное время в процессе обучения и развития творческого потенциала и самостоятельности учащихся"

По данной теме работаю уже третий год. Накоплено много интересных и занимательных находок. Работа опубликована в ежегодном школьном методическом сборнике за 2012 - 2013 учебный год....

ОТЧЁТ по теме самообразования «Использование игровых моментов на уроках английского языка в начальной школе».

Существует много приемов и методов повышения творческой активности учащихся. Эмоциональные и игровые приемы являются необходимыми элементами в решении познавательных, воспитательных задач в обуч...

Отчёт по теме самообразования.

Краткий отчёт по теме самообразования "Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста с помощью подвижных игр" ....