мастер-класс "Фантазия и творчество в графике"
методическая разработка по теме

Казанцева Галина Никитична

Мастер – класс «Фантазия и творчество в графике» разработала Казанцева Галина Никитична учитель технологии высшей категории

МОУ СОШ п. Алексеевка Хвалынского района Саратовской области.

Цель:

  • обобщение и распространение собственного опыта, путем прямого и комментированного показа, через графическое выполнение орнамента; 
  • предоставление педагогам возможности повышения профессионального мастерства и уровня профессиональной компетенции, применив творческие способности.

Актуальность  темы:данную тему можно реализовывать по технологии в разделах:

«Черчение и графика»,

«Создание изделий из текстильных и  поделочных материалов»: лоскутное шитье (6 класс), декоративная обработка древесины и металла, роспись по дереву, на ткани(8 класс),

«Творческие, проектные работы»;

«Сельскохозяйственный труд: растениеводство»;

«Геометрия». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Фантазия и творчество в графике»

разработала Казанцева Галина Никитична учителя технологии высшей категории

МОУ СОШ п. Алексеевка Хвалынского района Саратовской области

Форма: Ролевая игра;

Количество часов: 40-45 минут

Раздел: «Технология. Черчение и графика».

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый,  практический с элементами творчества;

Средства: ПК, мультимедийный проектор, экран, наглядные пособия;

Оборудование:  линейка, карандаш, циркуль, ластик;

Материал: альбомный лист:  формат А4.

Наглядные пособия: образцы орнаментов, проекционный материал: слайды.

Цель:

  1. обобщение и распространение собственного опыта, путем прямого и комментированного показа, через графическое выполнение орнамента;  
  2. предоставление педагогам возможности повышения профессионального мастерства и уровня профессиональной компетенции, применив творческие способности;
  3. выполнить орнамент «розетка».

Задачи:

  1. ознакомиться с видами орнамента «розетка» и технологией построения   на основе деления окружности на равные части;
  2. способствовать выполнению орнамента «розетка», применяя фантазию и творчество.

Актуальность  темы: данную тему можно реализовывать по технологии в разделах:

  1. «Черчение и графика»,
  2. «Создание изделий из текстильных и  поделочных материалов»: лоскутное шитье (6 класс), декоративная обработка древесины и металла, роспись по дереву, на ткани (8 класс),
  3. «Творческие, проектные работы»;
  4. «Сельскохозяйственный труд: растениеводство»;
  5. «Геометрия».

Ход занятия:

  1. Организационная часть: 

Внешняя готовность – наличие инструментов и материалов на столах; внутренняя – психологический настрой участников занятия.

Вопрос: хотите повысить свою педагогическую компетентность?

Озвучивание целей мастер-класса.

  1. Актуализация прежних знаний:
  1. Демонстрация орнаментов на доске.

Вопрос: Какие изображения Вы видите  на доске?

Предполагаемые ответы: рисунок, чертёж, орнамент. 

Вопрос: Как вы думаете, что означает слово: орнамент?

Проведём тестирование: Слово "орнамент", с латинского "ornamentum", означает "……………………………….……." (вставить нужное слово)

  1. декоративный элемент
  2. украшение
  3. узор
  4. архитектура
  5. мотив

Вопрос: Какие типы орнамента вы знаете?

Предполагаемые ответы: линейный, орнамент-розетка.

На слайде типы орнаментов: сетчатый, меандр(греческий орнамент), линейный, замкнутый «розетка».

Мы с Вами познакомимся ближе с орнаментом «розетка», с этим элементом украшения можно много фантазировать и воплощать в графике и рисунке.

  История орнамента «розетка»:

Розе́тка, розе́тта (от фр. rosette, буквально «розочка») в архитектуре — мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины, аналогично ботанической розетке.

Этот цветок, если смотреть на него сверху, олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами. Её круглая форма, обозначала идею круговорота явлений во Вселенной, как сказано о том в Библии — «всё возвращается на круги своя».

           Формы орнамента «розетка»: геометрические и растительные.

Ранние формы орнамента (15—10 тыс. лет до н. э.)  — геометрические  состоят из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.п.

 Мы с вами на практике ознакомимся с орнаментом «розетка» геометрической формы.

  1. Актуальность нашей темы в чём? 

В каких разделах по технологии можно изучать данную тему?

  1. Практическая часть с элементами творчества:

Как Вы думаете, с чего начинается построение этого орнамента? Анализ форм орнамента. Делаем выводы, что технология построения орнамента начинается с построения окружности и деления её на равные части.

Демонстрация орнаментов на слайдах с разным делением окружности.

Есть таблица, по которой можно делить окружность на 20 равных частей, с помощью коэффициента (таблица на слайде).

Но проще построить с помощью циркуля и линейки.

Демонстрация на классной доске: построение окружности и деление её на равные части: 3 или 4, 6 или  8 и т.д.

 Точки деления соединим с центром окружности «О». Используя лучи, построить орнамент.

Условия  построения  орнамента:

  1. Все вспомогательные линии должны быть тонкими.
  2. Лучи расходятся из центра окружности.
  3. Как можно меньше стирать линии ластиком.
  4. Проведённые ошибочно линии или штрихи превратить в элемент орнамента, повторяя его симметрично и радиально.

Давайте с вами выработаем критерии к орнаменту:

  1. Аккуратность.
  2. Эстетичность.
  3. Ориринальность.
  4. Соответствовать условиям построения.

Техника безопасности во время работы:

  1. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
  2. Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя.
  3. При работе с циркулем не оставлять циркуль в раскрытом виде, не держать циркуль вверх концами.

Творческая индивидуальная работа:

1.  Построить окружность  с центром «О» и радиусом «R».

2.  Провести диаметр АВ.

3.  Разделить окружность на 3 или 4, 6 или 8 и т.д. равных частей с помощью циркуля и линейки.

4.  Точки деления на окружности соединить с центром «О».

5.  Выполнить на лучах геометрический орнамент «розетка», применяя свою фантазию и творчество.

6.  Дать название своей работе: элементу  украшения.

  1. Заключительный этап:

Демонстрация выполненных работ и озвучить название орнамента.

  1. Рефлексия:

Оценочный лист

  1. Как вам работалось ….?   Почему?
  2. В моей профессиональной деятельности мне это пригодится_______
  3. В моей профессиональной деятельности мне это  не пригодится_____

Самоанализ: достижение цели, актуальность темы.

Что получилось и что не получилось.  

Вывод:

Изучение орнамента — особый раздел художественной грамоты, необходимый всем, кто имеет дело с оформлением или формированием художественного облика предметов и сооружений. Зная элементы построения можно фантазировать и творить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс «Фантазия и творчество в графике» Казанцева Галина Никитична учитель технологии высшей категории МОУ СОШ п. Алексеевка Хвалынского района Саратовской области 2011 год

Слайд 2

Форма: Ролевая игра; Количество часов: 40-45 минут Раздел: «Черчение и графика». Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, проектный; Средства: ПК, мультимедийный проектор, экран, наглядные пособия; Оборудование: линейка, карандаш, циркуль, ластик; Материал: альбомный лист: формат А4.

Слайд 3

Тестирование Слово "орнамент", с латинского " ornamentum ", означает «…………………." (вставить нужное слово) декоративный элемент украшение узор архитектура мотив

Слайд 4

Цель: обобщение и распространение собственного опыта, путем прямого и комментированного показа, через графическое выполнение орнамента; предоставление педагогам возможности повышения профессионального мастерства и уровня профессиональной компетенции, применив творческие способности; выполнение орнамента.

Слайд 5

Тип орнамента Сетчатый, или раппортный орнамент Меандр-знаменитый греческий орнамент

Слайд 6

Тип орнамента Линейный (ленточный) Замкнутый орнамент ( розеты )

Слайд 7

Задачи: ознакомиться с видами орнамента «розетка» и технологией построения на основе деления окружности на равные части; способствовать выполнению орнамента «розетка».

Слайд 8

Орнамент «розетка» розе́тка , розе́тта (от фр. rosette , буквально «розочка» ) в архитектуре — мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка этот цветок, если смотреть на него сверху, олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.

Слайд 11

Формы орнамента: геометрические и растительные

Слайд 12

Актуальность темы: данную тему можно изучить по технологии в разделах: «Черчение и графика». Геометрия. «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» : л оскутное шитье (6 класс), декоративная обработка древесины и металла, роспись по дереву, на ткани (8 класс). «Творческие, проектные работы». «Сельскохозяйственный труд: растениеводство».

Слайд 20

20

Слайд 21

22

Слайд 22

8

Слайд 23

12

Слайд 24

1 6

Слайд 25

8

Слайд 27

Деление окружности на 20 равных частей Длина хорды: L = D × K ( D – диаметр окружности)

Слайд 28

Условия построения орнамента Все вспомогательные линии должны быть тонкими. Лучи расходятся из центра окружности. Как можно меньше стирать линии ластиком. Проведённые ошибочно линии или штрихи, превратить в элемент орнамента, повторяя его симметрично и радиально.

Слайд 29

Критерии к орнаменту Аккуратность. Эстетичность. Оригинальность. Соответствовать условиям построения.

Слайд 30

Техника безопасности во время работы Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других. Передавать колющие предметы «ручкой» от себя, располагать их на столе острым концом от себя. При работе с циркулем не оставлять циркуль в раскрытом виде, не держать циркуль вверх концами.

Слайд 31

Творческая индивидуальная работа 1. Построить окружность с центром «О» и радиусом « R » 2. Провести диаметр АВ. 3. Разделить окружность на 3 или 4, 6 или 8 и т.д. равных частей с помощью циркуля и линейки. 4. Точки деления на окружности соединить с центром «О». 5. Выполнить на лучах геометрический орнамент «розетка», применяя свою фантазию и творчество. 6. Дать название своей работе: элементу украшения.

Слайд 32

Рефлексия Как вам работалось ….? Почему? В моей профессиональной деятельности мне это пригодится_______ В моей профессиональной деятельности мне это не пригодится_____

Слайд 33

Выводы Изучение орнамента — особый раздел художественной грамоты, необходимый всем, кто имеет дело с оформлением или формированием художественного облика предметов и сооружений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество художника- графика МАУРИЦ ЭШЕРА.

Зрительный ряд к уроку ИЗО 6 класс по теме "Понятие формы" по программе Б.М.Неменского....

Разработка урока изобразительного искусства 6 класс по теме «Пейзаж в графике Владимирского художника творчества Б.Ф. Французова.»

Данная разработка является  завершающим уроком при знакомстве учащихся 6 класса с темой "Человек и пространство в изобразительном искусстве.По времени занимает 40 минут. В ходе урока исполь...

«Рисунок – основа изобразительного творчества. Знакомство с видами графики и графическими материалами»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Переславля-Залесского     Конспект урока по изобразительномуискусству в 6 классе«Р...

Компьютерная графика как синтез науки и искусства в творчестве учащихся

Компьютерная графика как синтез науки и искусства в творчестве учащихся...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Графика, мультипликация и художественное творчество»

Программа анимационной деятельности ориентирована на потребность младших школьников в познавательной деятельности  и опирается на различные виды технической, творческой и познавательной активност...

Календарные учебные графики к адаптированной программе "Творчество руками ребенка" (базовый уровень)

Календарный учебный график- это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных часов по программе....

Фантазия и творчество в графике

Орна́мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов, архитектурных сооружений,...