Здоровье детей, важная часть учебной и воспитательной работы в школе.
статья по теме

Статья о здоровье детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_detey.rar13.65 КБ

Предварительный просмотр:

           

Организационно - управленческая деятельность школы по укреплению здоровья учащихся.

   Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос «Что для нас важнее  - их  физическое состояние или обучение».

            Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый  нищий  счастливее больного  короля».

По статистике из 1 миллиона относительно здоровых детей, приходящих в 1 класс, уже через 9 месяцев  у каждого четвертого врачи фиксируют отклонения в работе сердечно – сосудистой системы.

            А что происходит в нашей школе сегодня?   Мы продумываем каждый урок, увеличиваем объем письменных работ, задач, примеров, а физические компоненты остаются вне поля зрения. Здоровье детей катастрофически падает. Растет количество учащихся, приобретающих хронические заболевания во время обучения в школе.

Изучение медицинских карт  наших  учащихся позволило дать оценку состояния их здоровья за  2004-2005 учебный год

Всего учащихся

Количество

%

2004-2005 учебный год

407

Состоят на «Д»  -учете

169

41,5%

в том числе школьники- инвалиды

4

1,1%

туб. инфицированные

42

10,2%

Заболевание нервной системы

28

6,9%

Заболевание костно-мышечной системы

16

3,9%

Заболевание желудочно-кишечного тракта

15

3,7%

Снижение зрения

15

3,7%

Лор-заболевания (хронические)

13

3,3%

Заболевания дыхательных путей (хронические)

8

1,9%

Заболевания мочевыводящих путей

11

2,6%

Эндокринные заболевания

4

0,9%

Заболевания сердца

4

1,1%

Аллергические заболевания

4

0,9%

Кожные заболевания

2

0,4%

Сосудистые заболевания

1

0,2%

Другие

3

0,8%

Не имеют заболеваний

76

18,6%

        Увеличивается объём работ на уроке, физическая деятельность учеников остаётся в стороне. В нашей школе у обучающихся, начиная с 7-го класса, снижается интерес к урокам физкультуры. По результатам анкетирования  проведенного в 7-9 классах, причинами не посещения являются:

  1. лень переодеваться;
  2. отсутствие красивой, спортивной обуви и формы;

Наиболее интересным видом деятельности на уроке школьники считают спортивную игру, сегодня мы вам покажем «Турнир мужества».

Количество детей, пробовавших курить увеличивается:

      5кл -   21%         (папы курят  63%)

        7-е кл   47%          (53%)

     8-е кл.   43%        (55%)

     9-е кл.   50%         (29%)

           Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург Николай Петрович Пирогов, «всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы – быть руководителем жизни на пути к будущему.»  

           В настоящее время возникло особое направление в педагогике «педагогика оздоровления», а также термин «здоровьесберегающие  технологии» .  Это понятие объединяет в себе все направления школы по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

             Здоровьесбережение,  по нашему представлению, зависит от 2-х видов деятельности (учебной и воспитательной) и может иметь следующую схему:

Здоровье ребенка

Учебная деятельность

Воспитательная деятельность

Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями  СанПиНа

Целевые подпрограммы

- «Здоровый образ жизни»

- «Здоровье»

- «Антинарко»

Чередование видов деятельности на уроке.

Общешкольные праздники, конкурсы, смотры

Высокая эффективность урока

- организация урока

- содержание урока

- проведение физкультминуток

Спортивно – массовая работа

Дни здоровья

Зарница

Турслет

Спортсоревнования и др.

Систематическая работа на уроках биологии, химии, ОБЖ, физической культуры, трудового обучения по формированию здорового образа жизни

Работа кружков

 – «Земля  - наш общий дом»

- «Этот удивительный мир»

Малый объём домашнего задания

Система  классных часов 1-11 классов  по формированию здорового образа жизни.

Подвижные игры на переменах

План работы школьной медицинской сестры

- формирование базы данных,

- профилактические  беседы

- своевременное проведение прививок

Создание ситуации успеха для всех групп учащихся

Лекторий для родителей

Здоровый психологический климат на уроке

Информационная деятельность

       В рамках подпрограмм «Здоровье» и «Образ жизни» во время урока учителями используются наиболее эффективные методы активизации детей:

  1. расширение зрительно- двигательной активности школьников  и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров;
  2. точечная гимнастика;
  3. самомассаж и другое.

Учителя нашей школы нацелены на снижение объёма домашнего задания школьника и повышение эффективности урока.

      Для достижения целей в рамках этих подпрограмм в школе используется три группы средств оздоровления:

Средства оздоровления

Средства двигательной направленности

Оздоровительные силы природы

Гигиенические средства

  К средствам  двигательной направленности относятся:

  1. физкультминутки;
  1. оздоровительная гимнастика;
  2. подвижные игры на перемене;
  3. самомассаж;
  4. психогимнастика;
  5. точечная гимнастика;
  6. расширение зрительно – двигательной активности школьников;

         Замедлить процесс утомляемости, повысить общую работоспособность возможно также благодаря правильному питанию (а горячее питание у нас получают 85% детей,  калорийность его составляет 500-600 ккал), витаминизации школьников (с 1 октября по 25 мая), употреблению ежедневно йодированной соли.

       Оздоровительные силы природы – это солнце, воздух и вода. В апреле , мае, сентябре, октябре уроки физической культуры проводятся на свежем воздухе. В течение лета 2005 года 105 учащихся школы организованно отдыхали на Черноморском побережье. Весной и осенью в группе дошкольников (5-6 лет) ведется закаливание детей под руководством преподавателя. Работа этой группы тоже будет представлена сегодня.

       К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих технологий обучения, способствующим укреплению здоровья, является выполнение санитарно – гигиенических требований, регламентированных СанПиНами (в школе ежедневно осуществляется влажная уборка, каждый четверг – генеральная);  полностью укомплектован штат уборщиков служебных помещений. Учащиеся самостоятельно только с 8-го класса осуществляют влажную уборку после уроков.

        В целях улучшения освещения учебных помещений в  2005 году полностью заменены электропроводка,  старые осветительные приборы на новые. В  2004 году срублено 40 старых деревьев, затемняющих классные кабинеты. Вместо них в год 60-летия Победы   посажено 100 березок, названных «Аллеей ветеранов» .

     К сожалению, мы по- прежнему не выполняем требования СанПиНа по приобретению мебели, соответствующей группе роста каждого школьника.

      Мебель в школе очень изношена, в этом году будут поступления мебели на 200 тыс.

     В школе организован лекторий для родителей, где вопросы гигиены и здорового образа жизни является главными.

   Антинаркотическая программа, имеющаяся, в школе, способствует формированию здорового образа жизни детей. В течение года в школе проводятся  беседы с врачом- наркологом, работниками ОВД.

      Как сказал  П.С.  Брегг, «В вашем распоряжении 9 врачей, данных природой, всегда готовых помочь в создании 100% здоровья. Это: солнце, воздух, чистая вода, правильное питание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, разум, психологическое здоровье».

Школа обязана  создать условия, вынуждающие каждого ученика беречь и укреплять свое здоровье, Все 9 врачей должны быть на службе у человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная деятельность как форма организации учебно-воспитательной работы в школе.

Статья и презентация выступления на школьном методическом обединении....

Программа "Здоровый Образ Жизни" для реализации в воспитательной работе школ, гимназий, лицеев

Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воз...

"Воспитательная работа в школе как неотъемлемая часть формирования духовно - нравственного сознания ребенка (из опыта работы)

Данная работа представляет собой фрагмент из представления  опыта работы классного руководителя по формированию духовно-нравственного сознания школьников....

История х. Черный Ерик в контексте ее ценности для учебно-воспитательной работы в школе

В соавторстве с М. Б. Солодким и Е. А. БарановойПатриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Для того, чтобы ребёнок осознал себя как гражданин и патриот России, необходимо восп...

Воспитательная работа в школе - часть учебного процесса . Конкурс "Минута Славы"

Конкурс детской самодеятельности "Минута Славы" - важная часть учебного и воспитательного процесса в ГБОУ Школа 2109...

«Задачи и основные направления воспитательной работы в школе-интернате для детей с ОВЗ».

Основная цель воспитательной работы школы: подготовить к жизни человека, физически и нравственно способного и желающего жить в современном мире, посильно участвовать в труде и общественной жизни....