Резервы повышения качества образования: Вопросы, проблемы, возможности
материал по теме

 

Сообщение на методическом совете

Приложение 1.Мониторинг качества

         обучения, воспитания и развития студентов:

          методическая памятка педагогу

 

Приложение 2. Этапы и виды деятельности

          образовательного процесса


 

Приложение 3. Блок-схема взаимосвязи

          процессов системы управления

          качеством подготовки специалистов


Список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_na_metodsovete_2007_g..doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство культуры Республики Коми

ГОУ СПО «Коми республиканский  

 колледж культуры им. В.Т. Чисталева»

Резервы повышения качества образования

Вопросы, проблемы, возможности

Сообщение на методическом совете

преподавателя Гусевой Надежды Федоровны

(декабрь 2007 года)

Сыктывкар

2007


Содержание

1. Резервы повышения качества образования:

    Вопросы, проблемы, возможности                                                      3

2. Приложение 1.Мониторинг качества

         обучения, воспитания и развития студентов:

          методическая памятка педагогу                                                           6    

      3. Приложение 2. Этапы и виды деятельности

          образовательного процесса                                                                 10      

      4. Приложение 3. Блок-схема взаимосвязи

          процессов системы управления

          качеством подготовки специалистов                                                  15  

Список литературы                                                                                         16      


Новой эпохе необходим человек нового типа, способный на равных войти в мировую культурную и интеллектуальную элиту. Правомерно говорить о новой иерархии ценностей, заключающихся в диалоге культур и толерантности, в формировании не узкого профессионала, а многомерного человека, для которого культура, прежде всего, образ мысли, состояние души и жизнедействия и затем – арена профессиональной самореализации.

Поэтому и задача ВУЗов и ССУЗов культуры – подготовка будущих специалистов, компетентных не только в своей профессиональной деятельности, но и отличающихся  высокой культурой, обладающих гражданской и социальной ответственностью, разделяющих гуманистические идеалы и нравственные ценности.

Успешному решению этой задачи способствует уникальность образовательных учреждений культуры и искусств, генерирующих в своей образовательной среде особый интеллектуальный, эстетический и творческий микроклимат, который формирует тип специалиста, обладающего неповторимым целостным мироотношением, особым стилем мышления, гармонично сочетающим логику с воображением и интуицией, пиетет к культурному наследию с чувством нового, склонность к философским обобщениям с владением межкультурными коммуникациями, новейшими социальными технологиями, дополнительными профессиональными квалификациями.

Качество

– степень превосходства, которой обладает вещь;

– исключительные качества и ценные свойства;

– соответствие инструкциям по обращению;

– пригодность к использованию;

– пригодность процесса, изделия или услуги относительно их заданных целей;

– качество это не только внешняя сторона вещей, но и ее внутренняя составляющая;  соответствие требованиям;

– отсутствие дефектов.

Качество – это восприятие, а восприятия меняются.
Поиск качества – это не поиск конца, а путешествие, в которое всегда вносятся изменения.

Что такое качество образования?

– Образовательные результаты (предметные и межпредметные компетенции);

–   Цена достижения образовательных результатов (затраты сил, времени, здоровья, средств);

–  Условия достижения образовательных результатов (организационно-педагогические, валеологические, кадровые и т.д.).

Для кого важна информация о результатах оценивания качества образования?

– Для студентов и их родителей о том, какое это учреждение, чем оно занимается, каков его уровень.

– Для самого ОУ, чтобы оно могло наметить программу действий по своему совершенствованию.

– Для органов управления образованием, для принятия тех или иных решений.  

Внешняя оценка качества образования

Системы образования

  1. Аттестация;
  2. Аккредитация;
  3. Лицензирование;
  4. Контроль.

Социума

  1. Мнение профессионального сообщества;
  2. Мнение абитуриентов;
  3. Мнение родителей;
  4. Мнение работодателей;

Внутренняя оценка качества образования

  1. Мониторинг;
  2. Самоаттестация;
  3. Самообследование;
  4. Самоэкспертиза;
  5. Внутренний контроль;
  6. Педагогическая экспертиза.

Системное управление качеством

– Программа развития учреждения, ориентированная на повышение качества (стратегия и тактика).

– Мониторинг качества образования – информационная основа принятия управленческих решений (здесь и сейчас).

– Информирование о достигнутых результатах.  

Жизнь – это не преодоление трудностей, а поиск возможностей…

Резервы повышения качества образования

Сегодня реальностью стали новые формы хозяйствующих субъектов, новые виды деятельности и организаций. Среди них общественные фонды, научные общества, профессиональные объединения, лиги, ассоциации, союзы, обслуживающие профессиональное сообщество вспомогательные службы – профильные СМИ, рекламные агенства, консалтинговые, посреднические, дилерские и продюсерские фирмы, бизнес-структуры, образующие инфраструктуру современной культуры как отрасли национальной экономики.

Кроме того, в связи с информатизацией и виртуализацией культурного пространства актуальны проблемы принятия управленческих решений с использованием новых информационных технологий, информационной аналитики, Интернет-ресурсов.

И сегодня именно мы можем обеспечить кадрами эти новые направления развития отрасли. К сожалению, органы управления культурой, заказчики кадров далеко не всегда готовы в своей кадровой политике видеть более широкие горизонты.

Профориентационная работа

     - Мониторинг востребованности выпускников на рынке труда

     - День карьеры

 Реализация вариативных образовательных потребностей студентов

     - рост мотивации к овладению профессией

     - снижение отсева

Реализация многоступенчатых образовательных программ

Повышение качества образования в системе «колледж- ВУЗ».

Повышенный уровень квалификации.

Расширение числа профессий (специализаций) по Общероссийскому классификатору.

Дистанционное обучение.

Перечень должностей основных категорий специалистов

Образование

    - воспитатели;

    - педагоги-организаторы;

    - музыкальные руководители;

    - концертмейстеры;

    - аккомпаниаторы;

    - Руководители кружков (клубов по интересам, коллективов, любительских объединений, туристических групп и др.).

Инновационная структура колледжа

Учебный центр традиционной культуры и искусства.

Развитие опытно-экспериментальной деятельности, имеющей значение для региона.

Создание системы многофункциональных лабораторий: студенческая редакция;  студенческая аналитическая служба; центр управления проектами; лаборатория-мастерская театра кукол и т.п.

На наш взгляд, в отрасли необходимо формирование инновационной кадровой политики, которая могла бы  наиболее эффективно использовать реальный потенциал колледжа культуры, обеспечить привлечение и закрепление в отрасли специалистов с базовым образованием по широкому спектру современных специальностей и направлений профессиональной подготовки.

Приложение 1

Мониторинг качества

обучения, воспитания и развития студентов

МЕТОДИЧЕСКАЯ   ПАМЯТКА   ПЕДАГОГУ

Что такое мониторинг?

Мониторинг - это постоянно организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопо ставления последовательно сменяющих друг друга состояний с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких-либо процессов по четко определенным показателям.

Уровни мониторинга: студент - педагог (преподаватель, куратор) - методист (председатель мето дической комиссии) - руководители колледжа.

Аспекты мониторинга:

-    мониторинг качества образования,

-    мониторинг внедрения государственных образовательных стандартов,

-  мониторинг образовательных потребностей (формирование условий для непрерывного про фессионального образования)

-   мониторинг результативности образовательного процесса,

- мониторинг опытно-экспериментальной работы (внедрение и эффективность инновационной де ятельности),

-  мониторинг качества профессиональной подготовки.

Виды мониторинга: социологический (администрация), психологический (психолог, педагоги), педагогический (администрация), образовательный (администрация, педагоги, студенты), медицинский  (медицинский работник, педагоги), валеологический (преподаватели физвоспитания).

Психологический мониторинг включает психодиагностику, психологическое консультирование, психопрофилактику, психокоррекцию.

Первый курс - оценка психоэмоционального состояния (в динамике), определение степени психо логической напряженности в период адаптации, определение потребности в психологической помощи, определение акцентуации характера, определение социального статуса студентов, исследование отношения студентов к здоровому образу жизни, выявление основных мотивов обучения.

Второй курс - определение социального статуса (повторно), определение потребности в психологи ческой помощи.

Третий курс - определение потребности в психологической помощи, исследование отношения студентов к здоровому образу жизни и блок методик, направленных на изучение формирования у выпускников первой ступени профессионально важных качеств.

Четвертый курс - определение потребности в психологической помощи; блок методик, направленных на изучение формирования у выпускников второй ступени профессионально важных личностных качеств.

Объекты психологического мониторинга: познавательная, личностная, мотивационно-потребностная и социальная сферы студента с точки зрения индивидуально-личностного развития и профессионального становления.

Основные направления психологического мониторинга:

-  получение максимально полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в колледже,                                                                                                                                        

-  получение данных через диагностирование,

-  анализ результатов через обработку данных диагностик,

-  рекомендации, реализующиеся в коррекционных мероприятиях,

-  формирование профессиональных качеств будущего специалиста, развитие личностных качеств студента.

Педагогический мониторинг рассматривает формирование содержания образования по уровням:

-  уровень подготовки по специальности (основная профессиональная образовательная программа),

-   уровень учебной дисциплины (рабочие учебные программы),

- уровень учебно-методического обеспечения дисциплины (учебно-методические комплекты),

-  уровень производственного обучения (рабочая учебная программа производственного обучения).

В ходе образовательного мониторинга выясняется:

-  достигается ли цель образовательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии студента в сравнении с результатами предыдущих диагностических исследований,

-  существует ли предпосылка для совершенствования работы преподавателя,

-  соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающегося и т.д.

Критерии профессиональной подготовки специалиста в системе мониторинга: профессиональная направленность личности, нравственно-профессиональная ориентация, профессиональный интеллект, эмоционально-волевые качества, адекватность самооценки.

Основные показатели мониторинга:

-  полнота, системность, прочность знаний (разноуровневые тесты, контрольные работы),

-  действительность знаний (лабораторно-практические занятия),

-  обобщенность знаний (итоговые отметки, аттестация).

Мониторинг внедрения государственных стандартов начального, среднего или высшего профес сионального образования включает следующие направления:

-  диагностику учебно-программной документации,

-  диагностику эффективности педагогической деятельности,

-  диагностику качества знаний студентов,

-  диагностику развития личности студента и т.д.

Способы мониторинга:

-  текущее наблюдение,

-  метод тестовых ситуаций, анализ результатов учебно-профессиональной деятельности,

-  тестирование,

-  оценка и самооценка.

Этапы мониторинга:

1.   Стартовая диагностика (обзор первичной информации и студенте).

2.   Прогнозирование (описание ожидаемого результата).

3.  Экспресс-диагностика.

4. Коррекция (разработка и реализация коррекционных мероприятий).

5.  Финишная диагностика (заключительная оценка результатов).

По частоте процедур мониторинг бывает разовый, периодический, систематический. Диагностическая деятельность педагога-исследователя включает следующие виды работ:

-  определение объектов, цели и задачи диагностики,

-  определение критериев, показателей диагностирования объекта,

-   подбор методик для решения поставленных задач диагностики,

-  сбор информации с помощью диагностических методик,

-  количественная и качественная обработка полученных результатов,

- выработка и формулировка педагогического диагноза как заключения о состоянии диагностического объекта и причинах, вызывающих данное состояние,

- выработка и формулировка педагогического прогноза, тенденций развития данного объекта,

-  выработка коррекционных мер в форме определенного плана педагогических и других воздействий на объект с целью приведения его в желаемое состояние.

Мониторинг эффективности педагогической деятельности включает работу с учебно-программной документацией, с учетно-отчетной документацией, работу по развитию учебно-методического комплекса студентов и педагога, по индивидуальной методической теме, по внедрению инновационных педагогических технологий, работу учебного кабинета, анализ качества знаний по дисциплине, карту анализа посещенных уроков, изучение новинок педагогической литературы и др.

Учебная деятельность педагога включает:

-  определение эталонов усвоения учебного материала для всех студентов в соответствии с госу дарственными стандартами начального и среднего профессионального образования,

-  определение уровня усвоения учебных единиц (узнавание - понимание - применение - анализ-синтез-оценка),

-  подбор контролирующих средств,

- разработку итогового контролирующего задания.

Предлагаются следующие этапы контроля:

-  входной контроль (тесты для проверки знаний по дисциплине, тесты для проверки мышления и т.д.),

-  промежуточный контроль (фронтальные и индивидуальные беседы, индивидуальные и групповые письменные работы, тесты, карточки-задания, контрольные вопросы, предметные диктанты, зачеты, самопроверка и взаимопроверка работ, лабораторно-практические работы, работа с дидактическим материалом, тесты I, II, III уровней усвоения, упражнения для развития логического мышления, рефераты, деловые игры и т.д.),

-  итоговый контроль (письменные экзаменационные работы, аттестация, экзамены и т.д.). Анализ результатов мониторинга по дисциплине подводит к решению следующих вопросов:

-  определение базового объема знаний, необходимого для успешного овладения дисциплиной по данной специальности,

-  осуществление личностно-ориентированного подхода в обучении,

-  своевременное проведение корректировки заданий, выносимых на лабораторно-практические занятия и на самостоятельную работу,

-  прогноз результатов обучения по дисциплине,

-  анализ целесообразности продолжения обучения студента по данной специальности, учитывая психологическую особенность.

Оформление результатов мониторинга:

-  сводные таблицы,

-  показатели-диаграммы на каждого студента, учебную группу, учебный предмет,

-  текстовый анализ всех видов работ,

-  электронный вариант мониторинга,

-  планы индивидуальной коррекционной работы,

-  различные информационные листы.

Приложение 2

Этапы и виды деятельности образовательного процесса,

исполнители и документы деятельности; нормативные документы, регламентирующие деятельность

Виды деятельности

образовательного

процесса

Исполнители и

документы деятельности

Нормативные документы,

регламентирующие

деятельность

Проектирование образовательного процесса

1.     Разработка комплексного учебно-методического обеспечения образовательного* процесса по специальностям подготовки;

2.   Подбор кадрового обеспечения по специальностям подготовки (их квалификация и учебная нагрузка);

3.   Наличие кабинетов, аудиторий и лабораторий в соответствии с Государственными требованиями, разработанными рабочими учебными планами и рабочими программами по учебным дисциплинам специальностей подготовки;

4.  Оснащение кабинетов, аудиторий (лабораторий) специализированным и лабораторным оборудованием по учебным дисциплинам специальностей подготовки

Заместитель         директора

колледжа      по      учебной работе,            председатели

цикловых комиссии

 Документы:

1)  Профессиональные образовательные программы, включающие:

-    требования  колледжа к выпускнику;

-  рабочий учебный план по специальности подготовки;

-     рабочие учебные программы по учебным дисциплинам и производственной прак тике, включенные в план;

-  программа итоговой Государственной аттестации выпускников специальности.

2)     Кадровое обеспечение подготовки специалистов колледжа 3)          Схемы расположения кабинетов и лабораторий

4)    Сведения об обеспеченности и план оснащения кабинетов (лабораторий) специали зированным  и лабораторным оборудованием   по учебным дисциплинам специальностей подготовки

1.   Типовое положение об образовательном учреждении    среднего    профессионального образования (среднем   специальном учебном заведении),   утвержденное постановлением Правительства Российской

Федерации от 03.03.2001 г. № 160;

2.    Государственные  образовательные стандарты СПО по специальностям подготовки;

3.   Примерные программы по учебным            дисциплинам, производственной практике по специальностям подготовки;

4.      Устав колледжа

Планирование проектирования образовательного процесса

Создание  моделей,  схем управления процессами, включая диагностирование и коррекцию в деятельности преподавателя и студента

Заместитель         директора

колледжа      по      учебной работе,            председатели

цикловых             комиссий,

преподаватели

Документация: -календарно-тематические планы        по        учебным дисциплинам;

-методические        пособия, рекомендации                  по

учебным         дисциплинам,

проведению практических (лабораторных) работ, по курсовому и дипломному проектированию. Сведения о наличии и планы                              по

приобретению      (изданию) литературы         учебников,

учебных        и        учебно-методических          пособий (рекомендаций) по учебным дисциплинам специальностей подготовки;

1.   Учебные рабочие планы по специальностям подготовки;

2.   Рабочие учебные программы по учебным дис циплинам и производственной практике, включенные в рабочие учебные планы.

3.   Графики учебного процесса на учебный год по специальностям подготовки.

4.   Программы итоговой Государственной аттестации по специальностям и уровням подготовки и фор

мам обучения

5.   Инструкция о видах учебных занятий и формах контроля учебной деятельности курсантов колледжа

6.   Положения:

-    по планированию, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий в колледже

-    об организации выполнения и защиты курсовых работ (проектов) курсантами колледжа

-    об организации и проведении промежуточной аттестации курсантов колледжа

-    об организации итоговой Государственной аттестации выпускников колледжа базового уровня подготовки

-    об организации итоговой Государственной атте стации выпускников колледжа повышенного уровня подготовки

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Комплексное учебно-методическое обеспечение

образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям    подготовки в   целом включают средства обучения и средства контроля.

Средства обучения: технические    средства, оргтехника; лабораторное и       учебно-производственное оборудование и материалы.

Средства контроля: на бу мажном носителе и технические средства (компьютерные   кон трольные программы)

Заведующие кабине тами (лабораториями), преподаватели

Документация:

-     сведения об обеспеченности и планы оснащения   кабинетов (лабораторий) специализированным и лабораторным оборудованием по учебным дисциплинам специальностей под готовки;

-   учебно-наглядные пособия по учебным дисциплинам.

средства контроля

1.    Рабочие учебные программы по учебным дисциплинам и производственной практике по специальностям подготовки.

2.   Положение об отделе хозяйственного обеспечения.

Процесс обучения и воспитания

Проведение учебных (тео ретических   и практических)занятий; лабораторных и самостоятельных работ по разработанным материалам и технологиям

Преподаватели

 Документация:

журналы учебных групп

журналы консультаций Классные    руководители учебных групп Документация:

планы  по организации воспитательной работы;

- сводные ведомости ус певаемости   студентов за отчетный период.

1.    Программа развития воспитания в системе СПО

2.     Календарно-тематические планы по учебным дисциплинам;

3.    Методические пособия и рекомендации по учебным дисциплинам, проведению практических (лабораторных) работ, по курсовому и дипломному проектированию.

4.   Инструкция о видах учебных занятий и формах контроля учебной деятельности курсантов колледжа

5.   Положения (см. нормативные документы, рег ламентирующие этап «Планирование проекщхвания образовательного процесса»);

6.   Инсгругагия по оформлению учебной иучебно-мегодической документации в колледже.

7.   Положения о структурных подразделениях:

-     учебного отдела колледжа; учебных отделениях;

-     отдела практического обучения;

-     библиотеки; спортивночхздоровительного комплекса

Контроль образовательного процесса

Контроль посещаемости и качества учебных занятий

Директор колледжа, за меститель директора кол леджа по учебной работе

Документация:

-   журнал посещения занятий   администрацией колледжа

методисты колледжа -Документация

-   анализ посещения занятий;

рапортички;

-   сводные ведомости посещения занятий.

1.    Единый план-график внутриколледжного контроля   учебно-методической, организационной    и учебно-воспитательной работы на учебный год.

2.    График контроля учебно-воспитательного процесса

Контроль знаний студентов

-   промежуточная аттестация

-   итоговая аттестация

Преподаватели

Документация:

-    экзаменационные билеты и ведомости по учебным дисциплинам;

-     экзаменационные ведомости по курсовым работам,

всем видам практики

1.    Инструкция о видах учебных занятий и формах

контроля учебной деятельности студентов колледжа

2.    Положение об организации и проведении промежуточной аттестации студентов колледжа

Государственная аттестационная комиссия –

экзаменационные билеты, протоколы заседаний аттестационных комиссий

Положения:

-    об организации итоговой Государственной аттестации выпускников колледжа базового уровня подготовки

-    об организации итоговой Государственной аттестации выпускников колледжа повышенного уровня подготовки

Приложение 3

Блок-схема взаимосвязи процессов системы

управления качеством подготовки специалистов

Общесистемные процессы

       

Процессы жизненного цикла формирования специалистов

 

 

 

Процессы обеспечения ресурсами

(процессы взаимодействия и обеспечения)

- управление персоналом; - управление финансами;

- менеджмент инфраструктуры;

- управление производственной средой

Литература

  1. Конасова, Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся /Н.Ю.Конасова. – СПб.: КАРО, 2006. – 112 с.
  2. Методические занятия с педагогическим коллективом: гражданское образование и воспитание /Сост. В.Ю.Розка. – Волгоград: Учитель, 2007. – 102 с.
  3. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование /Авт.-сост. Г.П.Попова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 124 с.