«ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
материал по теме

Издавна начальная школа была важным звеном в образовании и воспитании молодого поколения. Ребенок младшего школьного возраста податлив на воспитывающее воздействие извне. Психологами установлено, что для младшего школьника характерно стремление к деятельности, к контактам с людьми, что позволило сделать вывод, что важнейшими развивающими способами являются деятельность и общение. В дошкольном детстве основным видом деятельности детей была игра, которая предоставляла им большие возможности для общения. С приходом в школу меняется их деятельность: ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в деятельности ребенка при переходе в школу. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Поэтому и на этапе школьного обучения игра должна занимать определенное место.

Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchno-issledovatelskaya_rabota.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

«ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Сделать серьезное занятие

для ребенка занимательным

вот задача первоначального

                                обучения.

К.Д. Ушинский.

Издавна начальная школа была важным звеном в образовании и воспитании молодого поколения. Ребенок младшего школьного возраста податлив на воспитывающее воздействие извне. Психологами (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина и др.) установлено, что для младшего школьника характерно стремление к деятельности, к контактам с людьми, что позволило сделать вывод, что важнейшими развивающими способами являются деятельность и общение. В дошкольном детстве основным видом деятельности детей была игра, которая предоставляла им большие возможности для общения. С приходом в школу меняется их деятельность: ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в деятельности ребенка при переходе в школу. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Поэтому и на этапе школьного обучения игра должна занимать определенное место.

Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.

       Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

       Игра  занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве.

     Актуальность проблемы определила выбор темы моей научно – исследовательской работы.

Объектом исследования – явился учебно-воспитательный процесс по предмету «Окружающий мир».

     Предмет исследования – игровая деятельность учащихся младших классов.

     В связи с этим была поставлена цель: разработать и обосновать методику применения игровой деятельности для формирования знаний учащихся младших классов курса «Окружающий мир».

     Цель исследования, его предмет и объект определили следующие задачи:

1. Выявить актуальность проблемы формирования системы знаний в курсе «Окружающий мир» путем применения игровой деятельности.

2. Изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления психофизиологических особенностей учащихся младших классов, позволяющих судить об их готовности к восприятию  игр.

3. Разработать методику формирования знаний учащихся младших классов с использованием игровой деятельности на уроках «Окружающего мира».

 4. Экспериментальным путем обосновать эффективность использования игровой деятельности на уроках «Окружающего мира».

   В связи с этим мною была выдвинута  Гипотеза – о том, что формирование знаний младшего школьника будет проходить эффективно при условии разработанности игровой деятельности предусматривающей:

  1. Повышение интереса учащихся к урокам «Окружающего мира» на основе применения различных форм игровой деятельности.
  2. Использование различных видов дидактических, настольных, словесных, интеллектуальных игр:

— кроссворды;

— шарады;

— ребусы;

— загадки;

— игры-путешествия;

  1. Закрепление полученных знаний в процессе игровой деятельности.

         

 Я попытались проделать эксперимент по обоснованию эффективности игры в формировании знаний на уроках «Окружающего мира» с мая 2008 г по январь 2009 г, который предусматривал следующие этапы: констатирующий, организационно-практический (формирующий), обобщающий (контрольный).

 Для исследования мною были выбраны 3 «А» и 3 «Б» классы, при этом 3 «А» класс – в качестве контрольного, 3 «Б» - как экспериментальный.

     В ходе проведения научно - исследовательской работы я использовала следующие методы исследования:

1) Педагогическое наблюдение.

2) Анализ и обобщение передового  практического опыта работы и существующих взглядов на рассматриваемые вопросы по материалам специальной литературы.

3) Анкетирование.

4) Естественный  педагогический эксперимент.

5) Математическая обработка результатов исследования.

Чтобы проверить, действительно ли игра дает положительные результаты в  формирование знаний младшего школьника на констатирующем этапе эксперимента мне необходимо, было выявить первоначальный уровень сформированности системы знаний в курсе «Окружающий мир».

Я проводила первичную диагностику уровня знаний экспериментального и контрольного класса, в виде тестирования, разработанного автором А.А.Плешаковым, как проверку домашнего задания. И в контрольном, и в экспериментальном классах результаты первого тестирования были приблизительно одинаковы.

    Несколькими уроками позже в экспериментальном классе были проведены разработанные мною  уроки, в которые включены игры. В этом случае, как показывают  наблюдения, дети на уроке были более активны, высказывали много своих суждений и проявляли интерес к предмету. Стеснительные и робкие дети стали поднимать руку и пытаться ответить.

   После проведения занятий в экспериментальном классе состоялось повторное тестирование 3 «А» и 3 «Б» классов.

В экспериментальном классе после проведения эксперимента результат тестирования изменился.  Из вышесказанного следует, что уровень знаний в экспериментальном классе  после проведения занятий стал выше.

После того как в уроках «Окружающего мира» я ввела методику формирования знаний учащихся с использованием игровой деятельности, которая способствовала  повышению интереса учащихся к урокам, так же  значительно улучшилось качество знаний. И составило 83,3% и в то же время в контрольном классе качество знаний остается на  низком уровне и составляет 56,3%.

Полученные в ходе преобразующего этапа экспериментальной работы данные были подвергнуты математико-статистической обработке. Результаты расчетов показали наличие статистически достоверных различий между контрольным и экспериментальным классами по всем выделенным показателям. Таким образом, можно констатировать, что проведенная мною экспериментальная работа дала исчерпывающее подтверждение эффективности внедрения  методик применения игровой деятельности для формирования знаний учащихся младших классов в курсе «Окружающий мир».

Подводя итоги проделанной научно-исследовательской работы я сформулировали следующие выводы:

Чтобы повысить уровень интереса учащихся к урокам "Окружающего мира и закрепить полученные знания необходимо:

  1.  учитывать психологические особенности  младшего школьника;
  1.  использовать в работе разнообразные методы и приемы игровой деятельности;
  1.  работу по использованию игровой деятельности на уроках "Окружающего мира" вести систематически;
  1.  применять разнообразные методы, приемы и формы работы нужно в системе и в комплексе, взаимодополняя друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игровой деятельности учащихся регионального ресурсного центра МОУ СОШ № 21 в курсе изучения физики.

Современному человеку необходимо быть креативным, эффективным, конкурентоспособным профессионалом, коммуникабельным, ответственным  гражданином, способным решать проблемы как личные, так и коллек...

Организация внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности учащихся младших классов в условиях введения ФГОС

Данной методической разработке отражено  спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности учащихся   начальных классов, как компонент ФГОС....

Формирование финансовой грамотности через проектно-игровую деятельность учащихся (на примере собственного профессионального опыта)

Статья посвящена технологии игрового проектирования в области экономического образования в школе. Игровые технологии не потеряли свою актуальность и значимость, они становятся популярными и востребова...

Формирование математического мышления в процессе игровой деятельности учащихся

Формирование  математического мышления в  процессе игровой деятельности учащихся...

Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности учащихся младших классов ШИ

В данном проекте описаны здоровьесберегающие технологии для работы с младшими школьниками ШИ на музыкальных  занятиях....