Развитие дистанционного обучения математики и информатики в школе
статья по теме

Татьяна Сергеевна Зайцева

Дистанционное обучение сегодня только развивается, ищет свои формы и методы. Но уже сегодня трудно переоценить тот вклад, который может сделать данное направление работы в деле развития единого информационного пространства.

В данной статье я описываю преимущества дистанционного образования перед традиционными формами обучения, рассказываю о случаях эффективного использования дистанционного обучения из своего опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие дистанционного обучения математики и информатики в школе

Современные условия информационного общества, развитие телекоммуникаций требуют иных подходов, методов и технологий, в такой важной сфере, как образование. Важнейшей стороной этих перемен является акцент на развитие сотрудничества самой главной составляющей учебно-воспитательного процесса "Учитель – Ученик" на основе нестандартных форм и методов взаимодействия, создания научно-методической системы непрерывного образования (как учителя, так и учащегося) в рамках единого образовательного пространства. Успешность обучения и воспитания ученика во многом зависит от того, как сложится этот тандем сотрудничества, какие формы и методы при этом будут использованы, на основе каких современных технологий они будут построены. Очевидно, назрела необходимость создания такой образовательной среды для школьников, которая позволила бы им, оставаясь на своем микроучастке, получить полноценное образование нужного уровня и профиля. Развитие дистанционного обучения – это возможный ответ на поставленные вопросы.

Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов. 

Преимущества дистанционного образования:

  1. более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, здоровью, месту жительства и т.д., и соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;
  2. повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т.д.;
  3. оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии;
  4. доступность для обучающихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;
  5. повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;
  6. ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут напрямую общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих). 

Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам предлагаются:

  1. компьютерные обучающие программы;
  2. электронные учебные пособия;
  3. компьютерные системы тестирования и контроля знаний;
  4. электронные справочники;
  5. учебные аудио и видеоматериалы;
  6. информационные материалы.

Перечисленные средства способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.

В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании школьников по различным образовательным областям, сочетание различных форм и методов взаимодействия учителя и ученика.

Однако необходимо иметь в виду, что дистанционное обучение предполагает тщательный отбор учебного материала, согласование его с государственным стандартом содержания образования и требованиями на вступительных экзаменах в ВУЗы, разноуровневую структурную организацию учебного материала.

Опыт моей работы с учащимися показал, что дистанционный способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях:

  1. Выполнение проектов и исследовательских работ.
  2. Работа с детьми – инвалидами или часто болеющими. Основной особенностью дистанционного обучения детей с ОВЗ считаю, является акцент на самостоятельную работу обучающихся, что вызывает наибольшую трудность у школьников. Поэтому в своей работе стараюсь создавать условия для формирования у них культуры умственного труда:
  1. организую изучение материала небольшими порциями;
  2. даю краткие и четкие инструкции по работе с материалами и выполнению заданий;
  3. привлекаю «на свою сторону», в качестве помощников и союзников родителей обучающихся;
  4. организую постоянные, оперативные консультации.

Следующее, на что обращаю внимание – это создание условий для того, чтобы каждому ребенку изучение преподаваемого курса было важно «именно здесь и сейчас». Для достижения этой цели даю краткую и «яркую» аннотацию курса, т.е. рассказываю, где и для чего могут пригодиться полученные знания и навыки. Показываю возможности применения полученных ими знаний на практике непосредственно в процессе обучения: участие в сетевых обсуждениях, конференциях, где ребенок может представить свою работу.

  1. При заочной (экстернатной) форме обучения. К серверу школы учащийся, имея личный пароль, получает доступ к учебному процессу: расписание, успеваемость, учебные материалы и т.д. Получив список заданий, учащийся выбирает задание из списка, после чего попадает на соответствующую страницу электронного учебного курса. Учебный материал обогащается мультимедийными возможностями (видеосюжеты, анимация, звуковое сопровождение, иллюстрации и т.д.), разнообразными справочными материалами (биографии, интересные факты, таблицы и т.п.). Также используется система тестирования с возможностью сохранения результатов.
  2. Работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня). В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится, что система поддержки талантливых детей должна быть подкреплена «…распространением электронных образовательных ресурсов, развитием дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет». В работе с одаренными детьми важно поддерживать непрерывность. Целенаправленная организация самостоятельной детской деятельности, с тем чтобы на первом этапе заинтересовать учащихся предметом. Для этого широко использую математические, информационные развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результатов. На втором этапе у учащихся нужно поддерживать устойчивый интерес к занятиям. В них должны быть широко представлены математические, информационные игры и задачи, в которых смоделированы математические, информационные построения, отношения, закономерности.

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме я использую следующие типы информационных услуг:

  1. электронная почта;
  2. гипертекстовые среды (WWW – серверы);
  3. ресурсы мировой сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы);

С помощью каждого из этих типов взаимодействия ученика и учителя решаются специфические и дидактические задачи.

С помощью электронной почты налаживаю общение с учащимся: рассылка учебных заданий, вопросы преподавателя и к преподавателю. Электронная почта намного облегчает массовую рассылку материала, позволяет отслеживать историю переписки с учащимся.

На WWW-серверах размещаю учебные материалы, организованные в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах размещаю не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видеоинформацию.

Ресурсы мировой WWW-сети в процессе обучения использую как богатый иллюстративный и справочный материал. С помощью поисковых систем, справочников по ресурсам Интернет готовлю набор ссылок на WWW-страницах, содержащие интересный материал по изучаемым темам, и сообщаю эти ссылки обучаемым.

При такой организации обучения ученик не получает готового знания, ему предлагается только перечень тем для обсуждения и список дополнительной литературы. Таким образом, реализуется одна из основных задач – идея самообразования учащегося.

Очень важным моментом является организация регулярной связи преподавателя и учащегося - "Горячей линии", то есть предусмотрены день и час консультаций по предметам. Консультирование решает следующие задачи:

  1. оказание помощи учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса;
  1. отработка умений и навыков;
  2. оказание помощи по углубленному изучению интересующих учащихся вопросов;
  3. оказание помощи при подготовке выступлений и презентаций;
  4. оказание помощи для подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам.

В режиме реального времени каждый ученик может получить ответы на свои вопросы, учитель может посоветовать список дополнительной литературы, узнать о проблемах и трудностях учащегося. Такой режим работы позволяет осуществлять оперативную обратную связь учителя и ученика.

При самостоятельном изучении новой темы учащимся предлагаю воспользоваться ресурсами образовательного видео портала: http://interneturok.ru. При подготовке к олимпиадам, конкурсам, викторинам ресурсами центрами дистанционного образования «Эйдос» http://www.eidos.ru, интернет-карусель http://www.karusel.desc.ru, олимпиада «Сократ» http://www.math-on-line.com и др.

Для контроля и закрепления пройденных тем, в курсе предусмотрены тестовые задания, телетестинг в on-line режиме с фиксацией времени, а также электронный журнал. Итоговое занятие организуется по технологии "форум", на котором учащиеся могут вести диалог не только с учителем, но и друг с другом.

Использование дистанционной формы обучения, внедрение в учебно-воспитательный процесс ИКТ технологий является одним из эффективных механизмов, который позволяет личности самореализоваться, а учителю создать такую «развивающую среду», в которой у каждого ученика будут сформированы определенные компетенции, необходимые ему при выборе профессии.

Дистанционное обучение сегодня только развивается, ищет свои формы и методы. Но уже сегодня трудно переоценить тот вклад, который может сделать данное направление работы в деле развития единого информационного пространства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие учебной мотивации в процессе обучения математике и информатике

•С конца семидесятых годов прошлого века в педагогических исследованиях стала всё больше осознаваться необходимость постановки и решения задач предметной мотивации. Был сделан вывод о том, что у...

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Дистанционное обучение служит механизмом развития универсальных учебных действий (способов действия) учащихся; реализации программ воспитания и социализации учащихся. На портале единой среды дост...

Развитие познавательных универсальных учебных действий при обучении математике и информатике с учетом требований ФГОС ООО

Выступление на тему «Развитие познавательных универсальных учебных действий при обучении математике и информатике с учетом требований ФГОС ООО»...

Организация дистанционного обучения математике в школе. Из опыта работы

В данной статье описываются основные способы эффективной организации дистанционного обучения математике из моего личного опыта работы....

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Сейчас ведется множество споров и дискуссий по поводу внедрения дистанционного обучения в школьную образовательную среду: многие поддерживают идею дистанционного обучения, другие являются противниками...