Реализация личностно-ориентированного обучения через интеграцию предметов на примере физики, математики, химии и литературы.
методическая разработка по теме

Ахметова Нязиля Джафяровна

В данной работе затрагиваются проблемы личностно-ориентированного обучения через интеграцию предметов.Представлено выступление по данной проблеме. К выступлению прилагаются планы конспекты уроков проведенные по данной проблеме, а также в качестве наглядного материала к урокам представлены презентации. Данная работа была представлена на 48-ых Евсевьевских чтениях.Работа была представлена в форме выступления по теме: "Реализация личностно-ориентированного обучения через интеграцию предметов: физика, математика, химия" на Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых, посвященной 50-летию института, 23-25 мая 2012

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannoe_obuchenie.rar2.33 МБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»

Г.о.Саранск республики Мордовия.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ И ГЕОМЕТРИИ

ТЕМА

«Треугольники. Геометрическая и волновая оптика»

Тип урока : Общественный смотр знаний

ПОДГОТОВИЛИ И ПРОВЕЛИ

учитель  физики

Ахметова Нязиля Джафяровна

учитель математики

Сургучева Галина Яковлевна

Г.о. Саранск,2011

Цели:

1)Выяснить прочность и глубину усвоения знаний по теме         «Треугольники. Геометрическая и волновая оптика».

2) Выявить умения применения теоретических знаний по данным темам при решении задач.

3) Подготовка к итоговой аттестации учащихся по физике и математике.

4)Развитие познавательной активности и творческих способностей ребят.

5)Привить самостоятельность в поиске новых знаний. 6)Формирование осознанного восприятия учебного материала.

Эпиграф к уроку: 

Геометрия – прекрасное средство проверки наших интеллектуальных сил, но отнюдь не объект их приложения.

Блез Паскаль

Билеты для общественного смотра знаний

по физике и геометрии в 11 классе.

Билет №1.

1. Измерение скорости света (астрономическим методом)

2. Треугольник (определение), основные элементы треугольника. Медиана, биссектриса и высота треугольника.

3. Если в дифракционном спектре максимум третьего порядка возникает при оптической разности хода волн 1,5мкм, чему будет равна длина волны?

Билет №2.

1. Измерение скорости света(лабораторным методом)

2. Признаки равенства треугольников. Формулировки признаков равенства.

3. Вода освещена красным светом, для которого длина волны в воздухе 0,7мкм. Какова будет длина волны в воздухе?

Билет №3.

1. Законы отражения света (Доказательство первого закона)

2. Виды треугольников в зависимости : а) от углов , б) от сторон.

3. Найдите площадь равнобедренного треугольника, если боковая сторона равна 20см, а угол при основании 300.

Билет №4.

1. Законы преломления (Доказательство первого закона)

2. Равнобедренный треугольник. Свойства равнобедренного треугольника

3. Сколько длин волн излучения при частоте 600ТГц укладывается на отрезке 1м?

Билет №5.

1.  Абсолютный и относительный показатель преломления.

2. Теорема о сумме углов треугольника (желательно доказательство)

3. Найти меньшую высоту треугольника со сторонами, равными: 24см, 25см, 7см.

Билет №6.

1.  Оптический инвариант (вывод формулы)

2. Теорема  о соотношениях между сторонами и углами треугольника.

3. Высота, проведенная к основанию равнобедренного треугольника, равна 7,6см, а боковая сторона треугольника равна 15,2см. Найдите углы этого треугольника.

Билет №7.

1. Явление полного отражения. Закон полного отражения.

2. Прямоугольный треугольник. Свойства прямоугольного треугольника.

3. Один из углов прямоугольного треугольника равен 600, а сумма гипотенузы и меньшего  из катетов равна 26,4см. Найдите гипотенузу треугольника.

Билет №8.

1. Линзы (основные характеристики линз). Виды линз.

2. Неравенство треугольника(Формулировка). Следствие.

3. Для определения периода решетки на нее направили световой пучок через красный светофильтр, пропускающий лучи с длиной волны 0,76мкм. Каков период решетки. Если на экране, отстоящем от решетки на 1м, расстояние между спектрами первого порядка равно 15,2см?

Билет №9.

1. Построение изображения в линзе.

2. Теорема Пифагора.

3. Определить угол отклонения лучей зеленого света( длина волны 0.55мкм)в спектре первого порядка, полученном с помощью дифракционной решетки, период которой равен 0.02мм.

Билет №10.

1.  Формулы тонкой линзы и их объяснение. Оптическая сила и линейное увеличение линзы.

2.  Признаки равенства прямоугольных треугольников.

3. Угол падения на границу раздела воздух-вода составляет 400. Чему равен угол преломления?

Билет №11.

1.  Дисперсия света.

2. Формулы площади треугольника.

2. Под каким углом должен падать луч на плоское зеркало, чтобы угол между отраженным и падающим лучами был равен 700?

Билет №12.

1. Интерференция механических волн.

2. Площадь треугольника (S= 0,5ah – доказательство)

3. Два внешних угла треугольника при разных вершинах равны. Периметр треугольника равен  74см, а одна из сторон равна 16см. найдите две другие стороны треугольника.

Билет №13.

1. Условия интерференционного минимума и условие интерференционного максимума.

2. Подобные треугольники.(Определение)

3. Из стекла требуется изготовить двояковыпуклую линзу с фокусным расстоянием 10см. Каковы должны быть радиусы кривизны поверхностей линзы, если известно, что один из них в 1,5 раза больше другого?

Билет №14.

1.  Интерференция в тонких пленках.

2. Отношение площадей подобных треугольников.

3. В дно водоема глубиной 2м вбита свая, на 0,5м выступающая из воды. Найти длину тени от сваи на дне водоема при угле падения лучей 700.

Билет №15.

1. Кольца Ньютона.

2. Признаки равенства прямоугольных треугольников.(формулировки)

3. Вычислить предельный угол полного отражения при прохождении луча света из стекла в воздух?

Билет №16.

1. Применение интерференции (просветление оптики)

2. Признаки подобия треугольников(без докозательства)

3. Найдите стороны треугольника АВС, если угол А равен450, угол С равен 300, а высота АD равна 3м.

Билет №18.

1. Дифракция механических волн.

2.Синус, косинус, и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

3. Изображение предмета имеет высоту 4см. Какое фокусное расстояние  должна иметь линза, расположенная от экрана на расстоянии 5м, чтобы изображение указанного предмета на экране имело высоту 1,5м.

Билет №19.

1. Дифракционные картины от различных препятствий.

Основное тригонометрическое тождество.

2.Теорема синусов.

3. В прямоугольном треугольнике один из катетов равна  b, а прилежащий к нему угол равен α. Выразите второй катет, прилежащий к нему острый угол и гипотенузу через b и α.

Билет №20.

1. Границы применимости законов геометрической оптики.

2. Значения синуса, косинуса, тангенса 300, 450, 600.

3. Площадь треугольника АВС  - 60см2. Найдите сторону АВ, если АС=15см, угол А равен 300.

Билет №21.

1.  Дифракционная решетка.

2. Четыре замечательные точки треугольника.

3. Около прямоугольного треугольника АВС с прямым углом С описана окружность. Найдите радиус этой окружности, если : АС=8см, ВС=6см.

Билет № 22.

1. Поперечность световых волн . Поляризация света.

2. Вписанный треугольник (определение). Теорема без доказательства.

3. Определить оптическую силу рассеивающей линзы, если известно, что предмет, помещенный перед ней на расстоянии 40см, дает мнимое изображение, уменьшенное в 4раза.

Билет № 23.

1. Поперечность световых волн и электромагнитная природа света.

2. Описанный треугольник(определение) Теорема без доказательства.

3. В равнобедренном треугольнике основание равно 10см , а боковая сторона равна 13см. Найдите радиус окружности, вписанной  в этот треугольник.

Итоги общественного смотра знаний

На общественном смотре присутствовали: 14 учеников

На уроке ответили: на «5»- 6учеников;

на «4»- 8 учеников;

на «3» - нет;

на «2» -нет.

Процент качества: 100%

Процент успеваемости: 100%

Средний балл: 4,4

В ходе устных ответов учащиеся показали хорошие теоретические знания по теме «треугольники. Волновая и геометрическая оптика». Ребята умеют логически рассуждать, знают основные законы физики и формулы как по геометрии так и по физике, умеют приводить примеры из жизни.

Большинство ребят умеют выводить законы и доказывать теоремы.

Часть ребят затрудняются применять теоретические знания при решении задач. Некоторые ребята допускают ошибки при формулировке законов или теорем. Часть ребят допускали ошибки при вычислениях.  

Из результатов видно, что многие ребята получили на уроке более высокую отметку по сравнению с полугодовым результатом. Подобные смотры знаний способствуют повышению качества знаний по предметам. Хотелось бы, чтобы подобные уроки проходили в системе. Эти уроки ребят дисциплинируют, формируют большую ответственность и способствуют повышению качества образования в целом.

На уроке были сделаны попытки  активного включения детей в различные виды деятельности. На всех этапах урока учителя старалась активизировать мыслительную  деятельность учащихся. На протяжении всего урока фиксировались затруднения в индивидуальной деятельности ребят.      На уроке постоянно ребята с помощью учителя находили пути выхода из затруднительных ситуации, выдвигая предположения. На уроке постоянно учителя старалась  подводить детей к правильным ответам с помощью подводящего и побуждающего диалога. На уроке использовалась компьютерная  презентация, где были обозначены: Тема урока, основные цели урока, эпиграф к уроку.        На уроке со стороны ребят наблюдался высокий уровень мотивации к учебной деятельности: стремление больше узнать, интерес к предмету, радость от своих ответов, интерес к изучаемой теме. На протяжении всего урока ребята вместе с учителями находились в самостоятельном поиске знаний, работали, выполняя с интересом все задания, предложенные в билетах, а также активно отвечали на дополнительные вопросы, ребята четко  делали научные выводы по основным положениям тем . Все задачи , предложенные учителями , носили творческий характер.

С целью подведения итогов урока , на этапе рефлексии, ребята высказали свое мнение по уроку. В основном урок понравился всем и получили полное удовлетворение от своих ответов и полученных результатов. На мой взгляд, цели, поставленные на уроке были достигнуты.

Подобные смотры знаний способствуют повышению качества знаний по предметам. Хотелось бы, чтобы подобные уроки проходили в системе. Эти уроки ребят дисциплинируют, формируют большую ответственность и способствуют повышению качества образования в целом.

Список использованной литературы

1.Мякишев Г.Я. Физика. Учебное пособие для 11 классов. М.: Просвещение, 2006г.

2. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11классы.М.: Дрофа,2003.

3. Атанасян А.Г.  Геометрия. Учебное пособие.10-11классы. М.:      Дрофа, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация личностно-ориентированного обучения через интеграцию предметов на примере физики, математики, химии и литературы.

Сегодняшний день требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ребе...

Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий

В статье рассказывается об олыте работы по теме самообразования: "Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий"...

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении устно-речевой компетенции через проблематизацию учебного материала

Тему авторской разработки "Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении устно-речевой компетенции через проблематизацию учебного материала" считаю актуальной в современной общеобразователь...

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении устно-речевой компетенции через проблематизацию учебного материала

Активизация учащихся,интенсификация всего учебного процесса,путем использования разнообразных приемов и способов оптимальных для данного класса....

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ПРЕДМЕТОВ (НА ПРИМЕРЕ ФИЗИКИ, МАТЕМАТИКИ, ХИМИИ И ЛИТЕРАТУРЫ)

Сегодняшний день требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ребе...

Реализация личностно ориентированной технологии через интерактивное обучение

В статье содержиться материал о результативном практическом опыте по использованию личностно ориентированной технологии на уроках биологии в 5-9х классах....

"Личностно-ориентированные методы обучения через проектную деятельность"

Школа должна ребенка: “научить учиться”, “научить жить”, “научить жить вместе”, “научить работать и зарабатывать” (из доклада ЮНЕСКО – “В но...