Базарова О.Л. Выступление на круглом столе городского этапа конкурса «Педагог года – 2012» Тема: Применение технологий личностно-ориентированного обучения на современном этапе.
статья по теме

В статье рассмотрены преимущества и трудности применения новых педагогических технологий сотрудничества, критического мышления, деятельностного метода и проектов в учебном процессе. Предлагаемая сводная таблица обобщает основные сведения по данным технологиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Базарова О.Л.

Выступление на круглом столе городского этапа конкурса «Педагог года – 2012»

Тема: Применение технологий личностно-ориентированного обучения

 на современном этапе.

Модернизация системы российского образования ставит нас, учителей, перед необходимостью изменения содержания образования, ориентированного на обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации.

         На наш взгляд, решение современных образовательных задач возможно осуществить путём внедрения путём внедрения новых педагогических технологий – технологий личностно-ориентированного обучения. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям являются:

  1. Технология сотрудничества;
  2. Технология критического мышления;
  3. Технология деятельностного метода;
  4. Проектная технология.

Выбор перечисленных технологий не случаен, поскольку все эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к личности человека, чёткая ориентация на сознательное развитие критического мышления и активной познавательной деятельности.

С мая 2009  по октябрь 2011 года на базе МАОУ «Гимназия им. Н.В.Пушкова» осуществлялась образовательная инициатива «Педагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогов города». В рамках работы Ресурсного центра учителя нашей школы делились опытом с педагогами Троицка, Московской области и регионов России. Мои коллеги продемонстрировали своё мастерство в применении технологий на материале открытых уроков и мастер-классов.

Обобщив опыт коллег, я составила сводную таблицу «Новые педагогические технологии – технологии личностно-ориентированного обучения» (Приложение 1). Направленность учебного процесса на использование данных технологий обусловлена, прежде всего, наличием в их содержании общих позиций:

  1. Все эти технологии направлены на активизацию познавательной и речевой деятельности учащихся;
  2. Все технологии формируют способность к целеполаганию;
  3. В центр учебного процесса поставлено формирование навыков самостоятельной деятельности;
  4. Применение этих технологий формирует способность к рефлексии.

Использование этих технологий предусматривает также разнообразие видов работ учащихся:

  1. В технологии сотрудничества группа даёт оценку каждому участнику. Успешность каждого взаимосвязана с успехом работы группы. Форма работы – взаимообучение.
  2. Технология критического мышления делает акцент на развитие индивидуального стиля работы, самоанализа и самооценки.
  3. Технология деятельностного метода сконцентрирована на организации активной деятельности детей на каждом этапе, на открытии новых знаний и развитии индивидуальной самооценки.
  4. В проектной технологии дети учатся самоорганизации,  них развивается чувство ответственности. Важное условие применения технологии – межпредметные связи.

Трудности использования этих четырёх технологий специфичны:

  1. В технологии сотрудничества учитель выступает не только в роли педагога, но и психолога от отбора состава группы до организации учебной деятельности.
  2. В технологии критического мышления задачей учителя становится необходимость остаться в «тени» и выступить организатором дискуссии, что требует тщательной подготовки учителя к этой работе.
  3. В технологии деятельностного метода учителю необходимо работать над культурой выдвижения гипотезы, а для этого должны быть домашние заготовки гипотез и варианты выхода из проблемных ситуаций.
  4. В проектной технологии вероятна возможность перегрузок учащихся в случае частого применения.

Из приведённых примеров видно, что все эти технологии направлены на формирование не только узкопредметных знаний, умений и навыков, но и на развитие универсальных учебных действий. Это позволяет учащимся применять полученные знания, умения и навыки не только на отдельном уроке, но и во внеурочной деятельности или в другой сфере жизни.


Новые педагогические технологии – технологии личностно- ориентированного обучения

Название технологии

Технология сотрудничества

Технология критического мышления

Технология деятельностного метода

Проектная технология

Цели

1) Активизировать познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы;

2) Обеспечить достаточной устной практикой для формирования необходимых навыков и умений;

3) Организовать самообучение и взаимообучение.

4) развивать чувство коллективизма как нравственного качества.

1) формировать и развивать исследовательские, информационные, коммуникативные умения

2) развивать мышление и креативные способности;

3) формировать социально значимые нравственно-ценностные мотивы поведения учащихся;

4) воспитывать инициативность, коммуникативность и динамизм.

1) активизировать мышление учащихся в условиях проблемной ситуации;

2) способствовать самостоятельному анализу проблемных ситуаций;

3) развивать навыки формулировки проблем и их решения посредством выдвижения гипотез, их обоснования и доказательства;

4) развивать  навыки самостоятельной проверки правильности решения.

1)способствовать повышению личной уверенности каждого ученика;

2) развить «командный дух» и «чувство локтя»;

3)обеспечить механизм развития критического мышления;

4) развивать исследовательские умения учащихся.

Теоретические позиции

1)усвоение учебного материала в рамках совместной работы в группе учеников с разными учебными возможностями.

2) учет психологической совместимости учеников при формировании групп;

3) оценивание работы всей группы (совместных учебных усилий учащихся);

4)личностно-ориентированный подход: умение работать в коллективе, умение анализировать результаты деятельности.

1) обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

2) возможность объединения отдельных дисциплин – метапредметные связи;

3) создание условий для вариативности и дифференциации обучения;

4) формирование направленности на самореализацию

1) побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений;

2) Использование учебных и жизненных ситуаций;

3) организация межпредметных связей;

4) побуждение учащихся к анализу и сравнению, сопоставлению фактов и предварительному обобщению;

5) варьирование задачи, переформулировка вопроса.

1) личностно- деятельностный подход, ученик – субъект учебной деятельности;

2) комплексный подход – опора на знания различных учебных дисциплин;

3) связь обучения с жизнью;

4)личностно-ориентированный подход: умение работать в коллективе, умение анализировать результаты деятельности.

Этапы

1) Целеполагание;

2) Распределение учебных задач в группе;

3) Выполнение задания каждым членом группы;

4) Консолидация выполненных заданий в группе;

5) Защита работы выбраннным учеником (учениками);

6) Оценка работы группы (каждого участника)

1) стадия «Вызова» (актуализация имеющихся знаний, постановка целей обучения);

2) стадия «Осмысление содержания» (получение новой информации, корректировка  учеником поставленных целей);

3) стадия «Рефлексия»  

( размышление, рождение нового знания, постановка учеником новых целей обучения).

1) мотивирование к УД;

2) актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений;

3) выявление места и причины затруднений;

4) построение проекта выхода из затруднения;

5) реализация построенного проекта;

6) первичное закрепление с проговариванием;

7) самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

8) включение в систему знаний и повторение;

9) рефлексия учебной деятельности.

1)Целеполагание;

2)Планирование;

3)Выбор методов проверки принятых гипотез;

4) Выполнение;

5) Защита;

6) Оценка.

Требования

1) умение взаимодействовать и выполнять задачи группы;

2) индивидуальная ответственность каждого члена группы;

3) улучшение личных достижений  - повышение результативности группы.

1) готовность к планированию (упорядоченность мысли- признак уверенности);

2) гибкость (готовность воспринимать идеи других);

3) настойчивость в напряжении ума;

4) готовность исправлять свои ошибки

5) осознание (умение отслеживать ход суждений)

6) поиск компромиссных решений.

1) доступность пониманию учащихся;

2) посильность;

3) формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся;

4) естественность постановки проблемы.

1)Качество представленного материала;

2) объем и глубина знаний по теме;

3) культура речи, наглядность;

4) устные ответы на вопросы учащихся.

Виды работы

1)Обучение в команде: успех команды – успех каждого, командно-игровая деятельность, индивидуальная работа в команде.

2)Обучение в сотрудничестве «Пила» («встреча экспертов»)

3) Обучение в сотрудничестве «Учимся вместе» (усвоение всего материала через усвоение тем)

1) кластеры; 2) концептуальное колесо; 3) инсерт; 4) «тонкие» и «толстые» вопросы; 5) стратегия решения проблем «Идеал»; 6) «fish bone” – рыбья кость; 7) стратегия ЗХУ (знаю, хочу знать, узнал); 8) синквейны; 9) стратегия «Рафт»; 10) чтение с остановками; 11) «шесть шляп мышления».

1) фронтальная работа со всем классом;

2) групповая работа;

3) индивидуальная работа.

1)Информационные;

2) Исследовательские;

3) Монопредметные и межпредметные;

4) Ролево-игровые;

5) Практико-ориентированные;

6) Творческие.

Преимущества

(Ожидаемые результаты)

1)взаимозависимость членов группы – коллективизм;

2) личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

3) совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

4) общая оценка работы группы

1)повышение эффективности восприятия информации;

2) повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к процессу обучения;

3) формирование направленности на самореализацию;

4) выработка собственной индивидуальной технологии обучения.

1) развитие умственных сил учащихся;

2) развитие самостоятельности (в видении проблемы, в формулировке проблемного вопроса, в выборе плана решения)

3) развитие творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения)

4) развитие аналитического и логического мышления;

5) более прочное усвоение знаний.

1) связь проекта с реальной жизнью;

2) Интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников;

3) самоорганизация и ответственность участников проекта;

4) межпредметный характер проектов;

5) временная и структурная незавершенность проектов.

Трудности

Необходимость тренингов на: 1) знакомство учащихся друг с другом;

2) сплочение ученического коллектива в целом, отдельных групп учащихся;

3) освоение азов межперсональной и групповой коммуникации;

4) развитие умений участвовать в диалоге, вести дискуссию;

5) изучение индивидуальных стилей обучения, социально-психологических типов учащихся, работающих в одной группе.

Необходимость учителю:

1) умения создать в классе атмосферу открытости и ответного сотрудничества;

2)владения приемами КМ и умения их ситуативно использовать в соответствии с учебной задачей.

3) умения превратить процесс обучения в совместный и интересный поиск;

4) умения выбирать информативный материал, способствующий развитию критического мышления.

1) не всегда легко сформулировать учебную проблему;

2) не весь учебный материал можно построить в виде проблем

3) ПО не способствует отработке навыков;

4) ПО не экономично, так как требует больших затрат времени.

Слишком частое обращение к проектам ведет к: 1) быстрому утомлению учащихся;

2) перегрузке;

3) нежеланию принимать активное участие в них.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Изображение пространства» 6 класс с применением технологии Личностно-ориентированного обучения

«Изображение пространства» 6 класс с применением технологии Личностно-ориентированного обучения...

Урок географии с применением технологии личностно-ориентированного обучения.

Разработка урока из курса географии 9 класса с применением методов личностно-оринтированное обучения.Тема урока:    Народы России. Культура, религия и быт....

Учет индивидуальных особенностей ребенка при подготовке к ГИА. ( в рамках применения технологии личностно-ориентированного обучения)

Личностно-ориентированное обучение.Материал для работы с родителями, учителями - предметниками....

Формирование компетенции личностного самосовершенствования учащихся на уроках математики путем применения технологий личностно-ориентированного обучения

Материал представлен для аттестации учителя. Актуальность темы очевидна, так как развитие общества, современной науки, высоких технологий, введение в учебный процесс новых предметов обучения требуют о...

Выступление на семинаре «Применение технологий личностно-ориентированного обучения на уроках технологии в условиях перехода на ФГОС ОО»

Выступление на семинаре «Модернизация содержания и технологий обучения предметной области «Технология» на базе ПМЦПКиППРО ИпиО КФУ.  Тема выступления:«Применение технологий личностно-ориентирован...

Второй этап конкурса "Педагог года - 2019" - "Педагог - профи"

В данной папке представлен сценарий педагогического совета, технологическая карта и самоанализ....

Анкета участника муниципального этапа конкурса "Педагог года 2019-2020"

Анкета участника конкурса "Педагог года 2019-2020"...