Метод проектов в современной школе
статья по теме

Антоненкова Марина Викторовна

В статье дан обзор возможностей применения метода проектов в современной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Материал на тему: Метод проектов в интегративном пространстве современной     школы.

План

Введение.

1.Что такое «метод проектов».

Основная часть.

2.Из истории методов проектов.

3Первая классификация учебных проектов.

4.Метод проектов как интегрированный компонент в системе образовния.

5.Основополагающие компоненты метода проектов.

6.Направленность метода на смостоятельную деятельность учащихся.

7.Основные требования к использованию метода проектов.

8.Принципы выбора тематики проектов это достижение интеграции знаний.

9.Какова роль учителя в проекте.

10.Виды презентаций проектов.

11.Из личного опыта учителя.

Заключение.

Проект-это метод обучения.

В современной школе пробивают себе дорогу новые принципы личностно ориентированного обраования, индивидуального подхода,субъективности в обучении и эти методы потребовали в первую очередь новых методов обучения. Современной школе нужны такие методы обучения, которые:

-формировали бы активную.самостоятельную позицию учащихся в учении;

-развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские.рефлек-сивные, самооценочные,

-формировали не просто умения.а компетенции, т.е.умения,непосредственно сопряжённые с опытом их применения в прктической деятельности;

-были бы приорететно нацелены  на развитие познавательного интереса учащихся;

-реализовывали бы принципы связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов.обнаруженных в  арсенале мировой и отечественной пе-

дагогической практики,принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной прак-

тически или теоретически значимой проблемы.

На долю учителя остаётся трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Принципиально новая философия построения образовательного роцесса берет своё начало в

трудах Джона Дьюи. Именно этот американский учёный сто лет назад предложил строить об-

чение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика,сообразуясь с его лич

ным интересоми и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как дейст-

вительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни,

знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему предстоит применить уже по-

лученные знания и умения,а также и новые, которые ещё предстоит приобрести.

«Решить проблему значит применить в данном случае

гогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик.

Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952),аме-

риканский философ-прагматик, психолог и педагог. Но ни в одной из своих работ он не упот-

ребляет слово «проект» применительно к педагогическому методу. Дьюи изучает пафос связи организации образовательного процесса в которой является

школы с жизнью, с личным опытом ребёнка коллективным опытом человеческого общества.

Это признаки школы,формой проектная деятельность.

С начала ХХ в. Метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе. Американцы назвали метод проектов- «наш метод школьной работы».

В 1910-е г. Профессор Коллингр,организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:

1.проекты игр-детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности (различные игры,народные танцы, драматизации ,разного рода развлечения и т.д.);

2.экскурсионные проекты,которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

3.повествовательные проекты- разрабатывая их дети имели целью «получать удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»;в устной, письменной,вокальной (песня), художественной (картина),музыкальной (игра на рояле) и т.д.

4.конструктивные проекты нацелены на создание конкретного,полезного продукта:изготовление кормушки для птиц.

В эксперементальной школе,работавшей под руководством Коллингра исключительно по методу проектов,за один первый год работы было задумано,проработано и доведено до конца самими детьми 58 «экскурсионных проектов»,54 «проекта игр»,92 «конструктивных

проекта»,396 «повествовательных проектов».

На рубеже 1910-20-х годов метод проектов входит в практику отечественной школы.Метод проектов предлагалстроить обучение на активной основе,через целесообразную деятельность ученика,сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль в нужную сторону для самостоятельного поиска.Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решать проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей,получить реальный и ощутимый результат.Решение проблемы, таким образом,приобретает контуры проектной деятельности. Родившись из идеи свободного воспитания метод проектов становится в настоящее время интегрированным компонентом разработанной и структурированной системой образования. Но суть остается прежней –стимулировать интерес ребят к определенным проблемам,предполагющим владение некоторой суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем,показать практическое применение полученных знаней. Другим словом от теории к практике.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов- это из области дидактик, частных методик,если он используется в рамках определенного предмета.Метод-дидактическая категория. Это совокупность приёмов,операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.Это путь познания,способ организаций процесса познания. В основу метода проектов положена идея,составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат,который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.Этот результат можно увидеть,осмыслить,применить в реальной практической деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся-индивидуальную,парную,групповую,которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.Этот метод сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны,использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой- необходимость интегрирования знаний и умений из разных сфер науки,техники,технологии,творческих областей.Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема-то конкретное её решение если практическая-конкретный результат, готовый к внедрению.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в творческом плане проблемы/задачи,требующей интегрированного знания,исследовательского поиска её решешния.

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предлагаемых результатов.

3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4.Структуирование содержательной части проекта.

5.Использование исследовательских методов,предусматривающих определённую последовательность действий.

        а) определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования (использование метода «мозговой атаки», «круглого стола»;

        б)  выдвижение гипотезы их решения;

        в) обсуждение методов исследования (статистических,экспериментальных,наблюдений и т.д.);

        г)обсуждение способов оформления конечных  результатов, презентаций, защиты творческих отчётов, просмотров и т.д.;

        д) сбор,систематизация и анализ полученных данных;

        е) подведение итогов,оформление результатов, их презентация;

       ж) выводы,выдвижение новых проблем исследования.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Водних случаях учителя определяют тематику с учётом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов и способностей учащихся. В других- тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творчески прикладные. Важно, чтобы тематика проекта касалась какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний отдельных учеников по этому вопросу, дифференциации процесса обучения.Чаще темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.Таким образом достигается вполне естественная интеграция знаний. Результаты выполненных проектов должны быть материальны,т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий»,компьютерная газета,альманах, доклад и т.д.) В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, родного язука, иностранных языков.

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно поэтому учитель-руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры,

Комплексом творческих способностей. И прежде всего – развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребёнка и его творческого потенциала.Авторитет учителя базируется на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. В определённом смысле учитель перестаёт   быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Учителю  предстоит « прожить» список ролей в ходе руководства проектом.

1.энтузиаст (повышает мотивацию учащихся,поддерживая,поощряя и направляя их в сторону достижения цели)

2.специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких областях)

3.консультант (организатор доступа к ресурсам)

4.руководитель

5.человек, который задаёт вопросы

6.координатор всего группового процесса

7.эксперт(даёт чёткий анализ результатов)

Выбор формы презентации проекта задача не менее сложная, чем выбор формы проектной деятельности. Они могут быть различными, например:

-Воплощение (в роль человека, одушевлённого или неодушевлённого)

-Деловая игра

-Демонстрация видеофильма

-Диалог исторических или литературных персонажей

-Защита

-Игра с залом

-Иллюстрирование, сопоставление фактов

-Инсценировка события

-Научная конференция

-Научный доклад

-Отчёт

-Пресс-конференция

-Путешествие

-Реклама

-Ролевая игра

-Соревнования

-Спектакль

-Спортивная игра

-Телепередача

-Экскурсия

Проект- это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он  формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности,и поэтому он незаменим.

                                Использованная литература

1.Сергеев И.К. Как организовать проектную деятельность учащихся М.,2006.

2.Палат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка (Иностранные языки в школе- 2000- №2,3.)

3..Бычкова А.В. Метод проектов в современной школе.-М.,2000.

4.Палат Е.С.Новые педагогические технологии в системе образования. М.,2005.

5.Кульневич С.В.,Лакоценина Т.П. Современный урок. 2005.

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в современном образовании

Метод проектов в современном образовании Метод проектов становится все более популярным в российском профессиональном образовании. Проектируют все – и первокурсники, и выполняющие дипломные работ...

Метод проектов как современная образовательная технология

В данной статье рассматриваются основные принципы применения и особенности метода проектов....

Использование метода проектов в современной школе

Презентация к выступлению на тему "Использование метода проектов в современной школе"...

Метод проектов как современная педагогическая технология.

В статье рассматриваются задачи,которые решает проектная деятельность и какое место занимает этот метод в современной педагогике....

Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД на уроках математики.

Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД  на уроках математики....

Презентация "Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии формирования УУД на уроках математики"

Презентация"Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии формирования УУД на уроках математики"...

Актуальность метода проектов для современной школы.

Положения современного образования: - от школы заучивания к школе развития; - построение отношений учителя и ученика на основе диалога; - работа в группах, сотрудничество, ведение диску...