Игровые технологии как средство мотивации к обучению
методическая разработка по теме

Шерманова Ольга Юрьевна

игровые технологии -средство мотивации к обучению и воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii_kak_sredstvo_motivacii.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые  технологии  как средство мотивации к обучению

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся на уроках и классных часах при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые  выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Имеется несколько классификаций игровых технологий, мы пользуемся классификацией Г.К.Селевко.

В первую очередь выделяются игры по виду деятельности:

  1. физические,
  2. интеллектуальные,
  3. трудовые,
  4. социальные
  5. и психологические.

По характеру педагогического процесса:

  1. Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие.
  2. Репродуктивные, продуктивные, творческие.
  3. Познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие.
  4. Комммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

По игровой методике различают предметные, сюжетные, ролевые, деловые, оргдеятельностные, эвристические, имитационные, драматизации, тренинговые.

По содержанию игры с готовыми правилами: предметные, музыкальные, театральные, трудовые, технические, спортивные, военные, обществоведческие и т. д.

Специфику игровой деятельности во многом определяет игровая среда: различают игры с предметами и без, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные и с ТСО, технические, со средствами передвижения. Игровая модель имеет собственную структуру.

Элементы игровой модели

Конструктивные приемы

Цели игры

Формулирование игровых целей

Сценарий игры

Создание « катастроф».

Задание поведенческих противоречий.

Сжатие или растяжение игрового времени по отношению к реальному времени протекания процесса в объекте имитации.

Повышение импровизационности игры.

Комплект ролей

и функций игроков

Введение противоположных по интересам ролей.

Введение двойных ролей ( смена ролей в процессе игры)

Создание портрета роли.

Градация роли по оттенкам.

Введение персонажа Икс в игру.

Конструирование игровых прав и обязанностей игроков.

Правила игры

Конструирование игровых правил ( в дополнение к реальным).

Комплект игровой

Документации

Игровая « упаковка» документации.

Создание опознавательных знаков, символов, эмблем.

Оформление материалов игры с использованием графики.

Система оценивания

Система критериев, баллов, визуальное представление результатов оценивания.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет ( содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно – рекреактивными возможностями. В том и состоит феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современном обучении, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  2. как элементы (  иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  3. в качестве урока ( занятия) или его части ( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  4. как технологии внеклассной работы.

Понятие « игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной деятельностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр( см. Приложение №    2  ).

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические     (  двигательные) , интеллектуальные( умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

Обширная типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь некоторые из них: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры – драматизации. По предметной области выделяются игры по всем обучаемым дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Спектр целевых ориентаций.

  1. Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение знаний, умений и навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
  2. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комуникативности.
  3. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
  4. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение на тему: "Коллективное музицирование как средство мотивации к обучению"

В основу образовательного процесса ДМШ положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений находится в неразрывной...

Проект "Вундеркиндами рождаются, а успешными - становятся ( Дни Науки как средство мотивации к обучению школьников 5-11 классов)"

Данный проект реализуется в нашей школе с 01.01.2013 года. Актуальность проекта: для инновационного развития экономики Московской области требуются новые кадры, обладающие навыками и умениями, обеспеч...

Применение технологий проблемного обучения и учебных ситуаций как средство мотивации к обучению учащихся на этапе актуализации знаний по биологии в 6 классе

Материал предложеный в этой работе поможет учителю создать проблемную ситуацию на укорах биологии в 6 классе при изучении темы "Строение растений"...

"Коллективное музицирование как средство мотивации к обучению. На примере опыта работы в ансамбле РНИ».

В данной презентации представлены некоторые способы развития мотивации в обучении через инструментальное ансамблевое исполнительство. Показаны методы работы с колективом ансамбля, направленные на разв...