Развитие учебно - познавательной компетенции учащихся средствами технологии модульного обучения
статья по теме

Статья "Развитие учебно - познавательной компетенции учащихся средствами технологии модульного обучения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гвоздецкая Олеся Алексеевна

учитель биологии и химии МБОУ Воргинская средняя общеобразовательная школа

Муниципального образования – Ершичский район Смоленская область

Развитие учебно – познавательной компетенции учащихся средствами технологии модульного обучения.

Следуя потребностям современного общества, учащимся необходимо осваивать универсальные учебные действия: уметь выявлять возникающие проблемы, уметь адаптироваться в реальных условиях, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях.  На такой результат направлена модернизация российского образования, стандарты нового поколения, реализующие системно-деятельностный подход. Особое внимание уделяется достижению метапредметных и личностных результатов учащихся.

 В целях реализации повышения мотивации, качества обучения на уроках биологии и  химии,  для успешного выполнения обязательного минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников необходимо оптимально использовать современные технологии обучения.

В своей работе опираюсь на принципы технологий  модульного обучения, проектные и исследовательские технологии, ИКТ – технологии, здоровьесберегающие технологии, использую различные формы организации учебного процесса. Основой методической системы работы является  «Развитие учебно – познавательной компетенции учащихся средствами технологии модульного обучения».

Причины, побудившие к изменению своей педагогической практики:

  1. необходимость перехода от традиционного подхода к компетентностному.
  2. повышение мотивации учащихся и качества знаний
  3. подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ, которые оценивают сформированность компетенций учащихся.      

цель: определить возможности принципов технологии модульного обучения в формировании и развитии учебно – познавательной компетенции учащихся, а также создать необходимые условия для развития учащихся на уроках биологии и химии в соответствии с требованиями данной технологии.  

Задачи, решаемые в ходе работы

  1. Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
  2. Повышение качества и эффективности процесса обучения
  3. отбор наиболее продуктивных методов и приемов, способствующих формированию учебно –  познавательных компетенций
  4. разработка диагностического инструментария для определения уровня сформированности компетенций учащихся и дидактического материала.

Концепция изменений связана с технологии модульного обучения, ИКТ, здоровьесберегающих технологий, деятельностного подхода  в процессе развития  учебно – познавательной компетенции учащихся  на основе составления и включения  дидактического  материала в учебный процесс, и отбора оптимальных методов и приемов для его усвоения.

Сущность педагогического опыта заключается в разработке дидактического материала, способствующего развитию учебно – познавательной компетенции учащихся, формированию целостного представления об окружающем мире и приобретению  школьниками собственного опыта по взаимодействию с ним. Одной из важнейших компетентностей учащихся является учебно-познавательная компетенция,  которая представляет собой совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

На мой взгляд, наиболее приемлема в данном случае технология модульного обучения, целью которой является развитие самостоятельной деятельности учащихся.

Преимущества блочно – модульной технологии, по сравнению с традиционной

Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

Основные мотивы внедрения в учебный процесс модульной технологии:

- гарантированность достижения результатов обучения;

- возможность выбора уровня обучения;

- возможность работы в индивидуальном темпе;

- возможность работы учащихся в парах, в группах;

- возможность общения с товарищами;

Один из элементов модульной технологии обучения – модульная программа (это программа деятельности ребенка по изучению определенной темы).

Другой элемент модульной технологии обучения – модульный урок.

Примерный алгоритм составления модульного урока:

- формулировка темы урока;

- определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения;

- разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ) и определение цели каждого из них;

- подбор необходимого фактического материала;

- определение способов учебной деятельности учащихся;

- отбор методов и форм преподавания и контроля;

- составление модуля данного урока.

Каждый учебный элемент в модульном уроке – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута.

УЭ-0 – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.

УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалом.

УЭ-2 – отработка учебного материала.

УЭ-n (где n – номер последнего учебного элемента) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учетом оценки окружающих).

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно или с минимальной помощью учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, тем самым приобретая  общеучебные умения  и навыки, которые  являются составляющей учебно – познавательной компетенции.

Модульное обучение - одна из эффективных технологий, которая способствует совершенствованию учебного процесс с учетом индивидуальных особенностей школьников. Уровневая дифференциация внутри модулей позволяет адаптировать их к учащимся с разной подготовленностью.

Принципиально меняется положение учителя и его роль в учебном процессе. Задача учителя – осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью школьников через модуль и непосредственно консультировать. В результате изменения его деятельности на учебном занятии меняются характер и содержание его подготовки к ним: теперь учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью школьников. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача учителя состоит в грамотном выделении дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели.

Проделанная работа по апробации технологии модульного обучения на уроках биологии и химии позволяет сделать вывод, что данная технология достаточно в полной мере развивает учебно – познавательные компетенции учащихся. За сравнительно короткий период можно отметить положительные результаты : а) успеваемость составила 100%, качество знаний – от 70 - 89 %  б) выпускники успешно сдают государственные экзамены в) повысился уровень сформированности  учебно – познавательной компетенции большинства учащихся г) выпускники успешно сдают вступительные экзамены по биологии и  химии в ВУЗы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии  9обобщение педагогического опыта)...

Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ.

Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение.В своей статье я показываю, каким образом формирую и развиваю учебно-познавательн...

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках физики

В своей работе я уделяю большое внимание развитию учебно-познавательных компетенций учащихся, включая в процесс обучения элементы семинарских занятий. Семинарское занятие я рассматр...

Модульные уроки как средство развития учебно-познавательных компетенций обучающихся на уроках биологии

В статье представлен материал исследования по организации и проведению модульных уроков....

Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на занятиях по информатике во внеурочное время

В статье Тарасовой О.А. представлен анализ возможностей для развития учебно-познавательных компетенций на занятиях внеурочной деятельностью по информатике....