СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
методическая разработка на тему

Ковальчук Ольга Михайловна

 

У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательными потребностями, желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным. Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sposoby_aktivizacii.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете.

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Хороших методов существует

ровно столько, сколько существует

хороших учителей

Д. Пойа

1. Применение нетрадиционных форм урока.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из них: уроки – «погружения»; уроки – деловые игры; уроки – пресс-конференции; уроки – соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки – консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки – аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки – зачеты; уроки сомнения; уроки – творческие отчеты; уроки – формулы; уроки – конкурсы; бинарные уроки; уроки обобщения; уроки – фантазии; уроки – игры; уроки – «суды»; уроки поиска истины; уроки – лекции «Парадоксы»; уроки – концерты; уроки – диалоги; уроки – «Следствие ведут знатоки»; уроки – ролевые игры»; уроки – конференции; уроки – семинары; уроки – игры «Поле чудес»; уроки – экскурсии; межпредметные уроки.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, по мнению И.П. Подласого, практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.

2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий.

1) Интегрированные (межпредметные) занятия, объединенные единой темой или проблемой.

2) Комбинированные (лекционно-семинарские и лекционно-практические) занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала.

3) Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества (субъект – субъектных отношений) и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда (субъект-объектных отношений).

Непосредственной целью проектных занятий является развитие умений управлять своей деятельностью, т.е. самостоятельно намечать свои цели, выбирать партнеров, планировать свои действия, практически реализовывать план, представлять результаты своей деятельности, обсуждать их, самому себя оценивать.

Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя и т.д.).

Творческая мастерская как организационная форма обучения имеет целью творческую самореализацию отдельных учащихся или творческих групп.

Автономное учение – необходимое для развития самостоятельности обучающихся с учетом индивидуальных темпов их продвижения и с учетом тех каналов и средств обучения, которые им наиболее подходят.

Вполне понятно, что от целевых приоритетов зависит и ожидаемый результат не только всего процесса обучения, но и каждого учебного занятия, а соответственно и тот путь, который ведет к данному результату, т.е. этапность занятия, последовательность видов работы, выбор и сочетание способов и приемов общения и содержательная логика. При разных подходах различные формы учебных занятий объединяются в разные по структуре циклы, блоки и другие группировки.

3. Применение игровых форм, методов и приемов обучения.

               Ролевые        дидактические        имитационные        организационно-

                                                                                                        деятельностные

4. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект-субъектному).

Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.

5. Широкое применение проблемно-задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

Виды ситуаций:

- ситуация – выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);

  1. ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
  2. ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей, что, кстати, часто встречается на практике;

- ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;

  1. ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых;
  2. ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;
  3. ситуация-несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, и многие другие.

6. Использование всех форм учебной работы учащихся.

        

        

7. Повышение удельного веса интерактивных методов обучения.

Метод обучения - это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса. Методика обучения - система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения предмету.

Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная классификация, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические и т. д. В основании этой классификации лежит способ предъявления учебной информации обучаемым. Но данная классификация не позволяет судить о том, какие из методов являются интерактивными. Если же в основу классификации положить, например, степень самостоятельности учащегося в приобретении знаний, то получается другой набор; репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Такая классификация, как и классификация по уровню исследовательской деятельности обучающихся, напрямую связанных между собой, помогает оценить степень их активности.

        

        

        

        

8. Систематическое использование различных дидактических средств: тестовые задания, дидактические карточки, проблемные вопросы, терминологические кроссворды др.

9. Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приемов.

1) «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере своей удовлетворенности полученным ответом).

2) «Для меня сегодняшний урок…» (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий).

3) «Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов).

4) «Работа в диадах» (предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа).

5) «Сообщи свое Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй сделал так…»).

6) Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Самым трудным для меня было…», «Я однажды наблюдал в жизни своей…»).

7) Пантомимическое изображение предмета разговора.

8) Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак, пиктограмма) и др.

10. использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.

Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет ее направленность. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательными потребностями, желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным.

Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:

  1. Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.
  2. Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающе-развивающаяся кооперация.
  3. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного • отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности.
  4. Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, ' сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно ориентированного развивающего подхода.

«Мотивы учебной деятельности»

Цель: выявить мотивы учебной деятельности школьника  методом анкетирования.

Анкета

  1. Учусь потому, что на уроках интересно.
  2. Учусь потому, что заставляют родители.
  3. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.
  4. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.
  5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.
  6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе.
  7. Учусь потому, что нравится узнавать новое.
  8. Учусь потому, что нравится учитель.
  9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.
  10. Учусь потому, что хочу больше знать.
  11. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.

Диагностический сравнительный анализ

Критерий

класс

класс

класс

класс

класс

Всего по списку

10 «Б»

10 «А»

8 «Б»

8 «Г»

8 «А»

Выполнили работу

17

14

22

23

18

Выполнили верно задание №

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

1

11

65

10

71

15

66

10

46

8

44

2

4

24

5

36

1

4,5

7

30

7

39

3

4

24

6

43

8

36

8

35

5

28

4

12

71

12

86

19

86

20

86

13

72

5

9

53

10

71

12

55

14

61

10

56

6

5

29

-

-

2

9

-

-

-

-

7

7

41

6

43

13

59

7

30

9

50

8

6

35

1

7

1

4,5

7

30

5

28

9

4

24

4

29

5

23

11

48

6

33

10

9

53

9

64

18

82

12

52

9

50

11

7

41

4

19

14

64

4

17

5

28

12

1

6

1

7

4

18

-

-

-

-

Проведя классификацию мотивов, их можно разделить на следующие группы:

а) широкие социальные мотивы – 4,5

б) мотивация благополучия – 1,11

в) престижная мотивация – 6,12

г) мотивация содержания – 7,10

д) мотивация прессом – 2,9

е) узкие социальные мотивы – 3,8

Игровые формы

Формы учебной работы учащихся

Парные

Коллективные

Групповые

Бригадные

Индивидуальные

Фронтальные

По уровню самостоятельности:

Творческий

Поисковый

Репродуктивный

Частично-поисковый

По уровню исследовательской деятельности:

Моделирующий, (исследовательский)

Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Проблемно-поисковый

Эвристический, программированный

Мотивы учебной деятельности

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Номера вопросов

10 «Б»

10 «А»

8 «Б»

8 «Г»

8 «А»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического инновационного опыта "Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках черчения"

Главным условием эффективного осмысленного усвоения знаний и умений учащимися является собственная познавательная деятельность ребенка. Активизация познавательной деятельности - важнейшая задача...

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся      Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает со...

Обобщающее повторение геометрии 7-11, как способ активизации познавательной деятельности учащихся.

Данный материал можно использовать при итоговом повторении темы " Вписанные и описанные многоугольники"  в 9 и 11 классах.Презентация содержит задачи на готовых чертежах.На уроках повторения можн...

Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии

Сегодня разнообразные проекты – наиболее перспективная форма организации практико-ориентированной работы....