Социализации личности и процесс формирования компетенций.
статья по теме

Буторова Анна Иннокентьевна

Мой  взгляд на процесс формирования личности в профессиональном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

А.И. Буторова

с. Тарбагатай ,  Республика Бурятия

  Социализации личности и  процесс  формирования компетенций.

  Процесс внедрения новых стандартов третьего поколения потребовал от каждого образовательного учреждения системы НПО-СПО детальной рефлексии, путем соотнесение   своих возможностей с требованиями к ее освоению; в том числе – с уже ранее существующими о ней представлениями. Поскольку эти представления изначально были подвижны, подобный подход помог нам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать индивидуальный профессиональный путь.

Мой индивидуальный опыт осмысления структуры и содержания нового стандарта третьего поколения начинался с понимания его социально-личностных аспектов.

 Профессиональной деятельности принадлежит особая роль в социальном формировании человека, его образа жизни и поведении. В процессе жизни человек  проходит  целый ряд фаз   формирующих его как субъекта профессиональной деятельности:

Первая фаза, наступает тогда, когда люди думают о моделях поведения, связанных с новой для них ролью, экспериментируют с ними и примеряют их к себе.  Эту фазу социологи называют антиципативной социализацией - она  призвана служить для подготовки членов общества к новым социальным ролям или к профессиональному самоопределению.

Вторая фаза, наступает в тот момент, тогда когда личность начинает модифицировать, адаптировать свою новую социальную роль, то есть происходит погружение в профессию – профессиональное обучение, учебная и производственная практика.

Третья фаза приходит с осознанием того факта, что принимая на себя все новые и новые роли, мы должны также освобождаться от многих, уже не актуальных ролей, - то есть профессиональная деятельность, повышение квалификации, переквалификация.

Как образовательное учреждение в системе  начального профессионального образования, мы  активно охватываем все три фазы  в процессе профессиональной подготовки обучающихся. При этом адаптация, идентификация, развитие, актуализация личности обучающегося проходит в виде вторичной социализации, где формальные  взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент регулируется нормативно-правовыми документами, в частности федеральными государственными образовательными стандартами профессионального образования.

Стандарты третьего поколения достаточно ориентированы на эффективную профессиональную социализацию. Так в части требований к освоению основной  профессиональной образовательной программы НПО выделены профессиональные и общие компетенции определяющие профессионально-личностную зрелость выпускника. Именно они являются основными ориентирами успешной социализации. Исходя из понимания каждой, отдельно взятой компетенции формируется базовая модель специалиста-выпускника системы НПО.

 Будучи участником Федеральной экспериментальной площадки ФИРО с 2007-2010 гг. с темой «Модель саморазвития специалиста-выпускника системы НПО-СПО» мы  пришли к выводу, что успешность наших выпускников заключатся  в овладении всеми значимыми   ключевыми компетенциями и профессиональными навыками, а так же в способности  иметь стойкую гражданскую позицию. В эту модель вошли следующие компетенции: научное мировозрение, высокая нравственная культура, креативный менталитет и стремление к развитию,  профессиональная компетентность, компьютерная грамотность, лингвистическая компетентность, организаторские и коммуникативные навыки и этнокультурная компетентность.

Сегодня, в условиях реализации ФГОС третьего поколения, выбранные компетенции органично вписался в базовую  компетентностную  модель выпускника, определив внутреннюю стратегию образовательного процесса с ориентацией не только на сформированность профессиональных,  но и на развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. При этом мы расставили основные акценты:

на практическое применение знаний и  выработку технологической составляющей;

на сложную, комплексную составляющую природы результата образования;

на формирование личностных качеств обучающегося, соотносимых с профессионализмом и общей культурой.

Поскольку общие компетенции несут основной личностно-социальный аспект социализации, мы определили общие показатели оценки результатов освоения общих компетенций через:

 ОК  1. -Проявление активного интереса к будущей профессии;

ОК 2. Эффективность и качественность выбора и применения методов и способов решения задач в своей профессиональных области;

ОК  3.  Самоанализ,  коррекция  результатов своей профессиональной деятельности;

 ОК 4.  Умение эффективно организовать поиск необходимой информации с использованием различные виды источников, включая электронные ресурсы;

 ОК    5. Эффективное использование информационно-коммуникационные  и инновационных  технологии в своей профессиональной деятельности;

 ОК  6.  Умение организовать свое взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерам, членами коллектива в ходе обучения;

ОК 7. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил организации и работы в производственных помещениях,  безопасного режима труда.

ОК 8. Готовность к исполнению воинской обязанности, своего гражданского долга.

Это предельно точно иллюстрирует понимание профессиональной социализации в услолвиях современной стремительно изменяющейся жизни, когда приходится «освобождаться» от устаревших стереотипов и взглядов, которые не соответствуют сегодняшней социально- экономической обстановке и  реформирующейся действительности.

Литература:

 Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель)//Проблемы качества образования. Кн. 2. М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

Ярочкина Г.В., Ефимова С.А. Методика   проектирования    учебных    материалов    на    модульно-компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования. Методическое пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования, 2006.

http://studentu-vuza.ru/sotsiologiya/lektsii/sotsializatsiya-lichnosti.html

Сведения об авторе

Ф.И.О.

Должность ,ОУ , место нахождения

1.

Буторова Анна Иннокентьевна

Методит , ГОУ СПО «Бурятский республиканский колледж технологий и предпринимательства» Тарбагататйский филиал , с.Тарбагатай  ,  Республика Бурятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития " Социализация личности как одно из условий модернизации образования"

В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации обр...

Социализация личности ребенка в условиях общеобразовательной школы

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого- педагогические условия через содержание учебных предметов и ад...

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ

В статье раскрыты понятия "социализация", "адаптация", "социальная адаптация", обозначены причины социальной дезадаптации, поднимается вопрос о повышении эффективности социальной адаптации детей...

Формирование коммуникативной компетенции как одно из условий социализации личности

Педагогичесий проект, в котором рассматривается важность речевого развития для социализации личности....

Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности

Доклад на тему: «Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности&raq...

Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации

Педагогика и психология профессиональной деятельности...

Основные элементы структуры личности. Социализации личности

План-конспект учебного занятия по ОГСЭВ.05 Социология и политология...