Развитие рефлексивной позиции обучающегося в условиях профессионального образования
статья на тему

Буторова Анна Иннокентьевна

Статья была опубликована в Четвертом Сборнике материалов II Федеральной сетевой

экспериментально площадки( 2010)  научные редакторы: Т.М. Скобелева, старший

преподаватель УЦ ФИРО, В.И. Тютрин, Министерство образования и науки РБ, Т.Г. Угрюмова, БФ МЭСИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие рефлексивной позиции  обучающегося в условиях профессионального образования

Буторова А.И. методист

Тарбагатайский филиал  ГОУ СПО БРАТТ

Сегодня, в соответствии с государственной образовательной  политикой Российской Федерации, целью современного образования является воспитание личности, способной к самоопределению,  самообразованию, саморазвитию. Необходимым условием саморазвития личности сегодня для нас является рефлексивная  сформированность.  

В философии, понятие рефлексии означало размышления индивида о происходящем в его сознании.

В общепсихологическом контексте рефлексия предполагает познание субъектом внутренних психических актов и состояний.

Социально-психологическое понимание рефлексии основано на осознании действующим лицом того, как он воспринимается партнером по общению, способности мысленного восприятия позиции «другого». По мнению И.И. Семенова, рефлексия – это процесс преобразования стереотипов опыта, внутренние условия выхода в инновационную (порождение новых идей, построение нового опыта) практику.

Профессиональная рефлексия - это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия; в том числе – с существующими о ней представлениями. Эти представления подвижны – они развиваются. Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.

 Невозможно воспитать компетентного специалиста в любой сфере жизнедеятельности без наличия у него  четкой рефлексивной позиции, которая выражается в способности осмысления себя не только как личности, неповторимой по своей психофизической организации, но и как будущего специалиста - субъекта профессиональной деятельности.  Здесь важно отметить, что процесс формирования рефлексии у обучающихся должен начинаться как можно раньше.

Принято считать, что развитие рефлексивной позиции во многом зависит от специфики будущей профессии. Чем  многофункциональнее, многопрофильнее деятельность, обусловленная высоким уровнем образованности, тем выше требования,  предъявляемые к процессам осознания личности его места и роли  в процессе обучения и воспитания. Ранее, было принято считать, что наличие рефлексирующего субъекта более характерно для системы ВПО.

Однако, модель саморазвития выпускника системы НПО-СПО, разработанная в результате эксперимента, проводимого сетевой экспериментальной площадкой, универсальна и применима к любой профессиональной деятельности, не зависимо от уровня получаемого образования. Поэтому рефлексивная компетентность обучающегося системы НПО - СПО,  тоже  приобретает универсальный характер.  Мы можем представить ее как  

 1) готовность к адекватной самооценке будущей профессиональной деятельности;

2) способность  креативно, творчески подойти к  решению любой проблемы возникающей в профессиональной деятельности;

3) способность предвидеть, спрогнозировать и принять верное решение, которое бы предвосхищало возможное развитие событий.

Формирование рефлексии обучающегося возможно только при полной его готовности   к саморазвитию и самоизменению своих способностей, при применении  адекватных средств решения образовательных и воспитательных задач  профессионального обучения.  В нашей экспериментальной деятельности наиболее эффективными   оказались следующие   педагогические способы организации обучения:   использование практикоориентированного подхода в обучении, использование проектных, информационно-коммуникационных технологий, личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества. Использование этнокультурных основ мироощущения в контексте культурных традиций народов Республики Бурятия в учебно-воспитательном процессе позволило создать особую среду для развития рефлексирующего учащегося, осознающего себя и свою роль в социуме, как субъекта культуры и культурообразующей деятельности. Отметит, что Тарбагатайский филиал БРАТТ изначально был нацелен на   саморазвитие учащихся через развитие их этнокультурной компетентности.

 Со стороны педагогов,  контроль и оценка достижений учащихся способствует повышению их мотивации, развивает  целеустремленность, способность к анализу.

В качестве  способов оценки достижений обучающихся, формирующих и развивающих рефлексивную позицию в процессе эксперимента, мы использовали следующие средства:

Портфолио обучающегося

Психологическое и педагогическое тестирование

Рейтинговую систему оценки достижений и т. д. 

  Рефлексия должна быть детерминантна, закономерна  относительно других профессиональных компетенций, поэтому аудиторная и внеаудиторная деятельность  в режиме эксперимента организованы так, что  уже с первого курса  рефлексия формируется   не стихийно, а целенаправленно. Важно разделить два уровня рефлексии: рефлексия по поводу собственного профессионального обучения с позицией «обучающийся» и рефлексия по поводу организации обучения с позицией – «будущий квалифицированный специалист».

     Как правило, возможность выступать в роли специалиста появляется  лишь   во время производственной практики. Однако использование методики «погружения в профессию» на ранних этапах обучения ускоряет этот процесс.

 Внедрение различных способов, методов, средств и форм обучения способствует развитию не только профессиональных компетенций будущего специалиста, но и его личностных качеств.  Уровень приближенности реального выпускника наших образовательных учреждений к  модели саморазвития   в значительной степени зависит не только от уровня осознания им профессиональных обязанностей, но и от его способности к самопознанию, самосовершенствованию.  Формирование и развитие рефлексии у обучающихся это длительный и трудоемкий  процесс. Его осуществление невозможно в рамках только традиционной системы обучения. Эксперимент с его возможностью рационального применения инновационных технологий, нетрадиционных форм организации учебно-воспитательного процесса является   на сегодня реальной возможностью создания благоприятной среды для развития рефлексивной позиции обучающегося в  профессиональном образовании.

Использованная литература:

1.Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А.В. Карпов // Психологический журнал. – 2003. – № 5. – С. 45–57.

2. Ю.Н.Кулюткин, И.В.Муштавинская Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб, 2002

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивации школьников как условие качественного образования

основные мотивации качественного образования...

"Социализация и развитие детей-инвалидов в условиях дополнительного образования"

   В настоящее время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные псих...

СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Государственная политика в области традиционной художественной культуры, к сожалению, пока не дает основания говорить, что этот уникальный вид культурной деятельности имеет устойчивую и эффективную за...

о «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания" Дополнительное образование – важнейшее средство интенсивного развития социальных умений,усвоения социальных ролей и профессиональн

Данная презентация была представлена на районных педчтениях "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания"в качестве иллюстритивного матер...

ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ КАТЕГОРИИ «ДЕТИ-СИРОТЫ» В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: адаптация, дети – сироты, постинтернатное сопровождение, инновационный проект. С целью получения дополнительной информации, реализации и внедрения нового опыта работы со студентам...

современный подросток в условиях профессионального образования

это выступление было озвучено на Всероссийской конференции "От Советской школы-к Российской школе 20 века, опубликовано в журнале "Работа социального педагога в школе и микрорайоне" № 5...