Использование коллективных средств обучения в организации учебной деятельности учащихся
статья по теме

Гусев Вадим Вячеславович

 

      Цель моей педагогической деятельности – организация учебной работы, направленной на формирование ключевых компетентностей учащихся посредством использования коллективных способов обучения. В условиях традиционной классно-урочной формы организации обучения, где главная роль принадлежит учителю, а деятельность ученика в основном репродуктивная, невозможно формирование ключевых компетентностей на высоком уровне. Современность требует от учителя использования наиболее рациональных методов, приемов, технологий, обеспечивающих решение этих задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский Государственный Областной Гуманитарный   институт

Факультет повышения квалификации

Практико-значимый проект на тему

 «Использование коллективных средств обучения  в организации учебной деятельности учащихся».

Выполнил:

слушатель ФПК

учитель русского языка

и литературы

МОУ СОШ № 1

г.о. Орехово-Зуево

Гусев Вадим Вячеславович

г.о. Орехово-Зуево, 2012 г.

Содержание работы:

Введение.  Обоснование актуальности опыта ………………стр. 3

Теоретическое обоснование опыта ……………………… ….стр.  5

Типы группового обучения  ………………………………….стр. 7

Описание собственного опыта  ……………………………...стр. 8

Индивид. работа  с уч-ся как звено процесса обучения ……стр. 13

Виды работ в парах …………………………………………   стр. 16

Карта наблюдений особенностей организации инд.работы ..стр.19

Заключение  …………………………………………………....стр.26

Используемая литература и Интернет-сайты ……………..   стр.27

              Введение.  Обоснование актуальности опыта.

В концепции модернизации российского образования говорится: «Образовательная политика – важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышение темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизация общества, роста культуры». Так сформулированы основные цели и задачи образования России 21 века. Ключевыми являются слова «личность», «гуманизация», «развитие», «культура». Таким образом, приоритетной целью образования становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Для современного выпускника недостаточно только глубоких знаний, умений и навыков. «Социуму нужны не всезнайки и болтуны, а  выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные решать встающие перед ним жизненные и профессиональные проблемы.

А это во многом зависит не от полученных знаний, умений, навыков, а от других дополнительных качеств, для обозначения которых употребляются понятия «компетентности» и «компетенции», более соответствующие пониманию современных целей образования». Таким образом, ведущим становится компетентный подход к обучению, который означает переход от накопления учащимися знаний и умений к созданию условий для овладения различными компетенциями, которые позволят выпускнику решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной жизни, дадут ему возможность быть успешным.

       Среди ключевых компетенций выделяются такие, как коммуникативная (умение непринужденно общаться, быть понятым), автономизационная (способность к саморазвитию, самообразованию), социальная (умение жить и работать с людьми, в трудовом коллективе, в команде) и другие.

       В условиях традиционной классно-урочной формы организации обучения, где главная роль принадлежит учителю, а деятельность ученика в основном репродуктивная, невозможно формирование ключевых компетентностей на высоком уровне. Современность требует от учителя использования наиболее рациональных методов, приемов, технологий, обеспечивающих решение этих задач.

      В соответствии с этим цель моей педагогической деятельности – организация учебной деятельности, направленной на формирование ключевых компетентностей учащихся посредством использования коллективных способов обучения.

     Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

овладение навыками организации парной и групповой работы учащихся;

формирование у учащихся культуры общения, умения работать в команде;

создание ситуаций, требующих самоорганизации, самостоятельной деятельности учащихся;

последовательное развитие ключевых компетентностей учащихся (коммуникативной, социальной, автономизационной и др.)

                      Теоретическое обоснование опыта.

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

         Преимущество данной педагогической технологии определяется тем,  что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования:

противоречия между мотивацией и стимуляцией учения школьников. Коллективная учеба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве;  

между пассивно-созерцательными и активно-преобразовательными видами учебной деятельности. Коллективная учеба включает каждого ученика в активную работу на весь урок в сменных парах и микрогруппах;

между психологическим комфортом и дискомфортом: коллективные способы обучения создают условия живого, непринужденного общения, тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 40 минут держать в руках весь класс – эту «многоголовую гидру» (А.П.Чехов);

между воспитанием и обучением. На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем («Не разговаривайте!», «Не подсказывайте»). На уроках же коллективного обучения все наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга!

между субъект - субъектными и субъект - объектными отношениями. На классическом уроке всегда присутствует принцип взаимоотношений (субъект-объект). Коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения.

       Специфика коллективных способов обучения состоит в соблюдении следующих принципов:

наличие сменных пар учащихся;

их взаимообучение;

взаимоконтроль;

взаимоуправление.

      В свое время А.Г.Ривин разработал несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:

изучение текстового материала по любому учебному предмету;

взаимопередача текстов;

взаимообмен заданиями;

взаимные диктанты;

разучивание стихотворений в сменных парах;

выполнение упражнений в парах;

работа по вопросникам.

                   По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, т.е. содержать в себе различные формы: групповую (один учит многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым технологиям можно отнести:

классно-урочную организацию;

лекционно-семинарскую систему;

дидактические игры;

бригадно-лабораторный метод и др.

      При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы

позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей

цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и

контроль.

Типы группового обучения:

обучение партнеров (в парах);

группа, сидящая вместе;

маленькая команда;

задание для всего класса.

                     Сущность группового обучения состоит в следующем. На групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися, академические знания помогают выявить главные жизненные ценности.

           В условиях групповой работы происходит преобразование, перестройка позиций личности, изменяются ценностные установки, смысловые ориентиры, цели обучения и само взаимодействие каждого из участников учебного процесса. Изменение позиции определяет переход школьников на новый уровень освоения учебной деятельности, к новым формам взаимодействия учеников друг с другом и с учителем. В условиях совместной работы наиболее полно и отчетливо раскрывается система отношений школьника к миру, одноклассникам, к самому себе. Эта форма работы не позволяет ему остаться пассивным в учебном процессе, безразличным к другим членам группы, к выполняемому заданию, стимулирует такие важные способы взаимодействия, как групповая дискуссия, сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание, преодоление замкнутости учеников.

        Деятельность учителя как участника и основного организатора работы на уроке состоит в отборе и применении форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса, его конкретным условиям.

3. Описание собственного опыта.

       В обучении родному языку необходимы средства, способы, а также приёмы обучения, при которых развитие личности посредством овладения знаниями происходит не только путём заучивания по учебнику программного материала, сколько через самостоятельное добывание информации приобретения опыта творческой деятельности, необходимых для дальнейшего обучения и личностного роста учащихся. Этому способствуют новые личностно-развивающие методики, одна из которых -  коллективные способы обучения. Данную методику я использую в своей работе уже несколько лет.

        Известно, что школьники любят работать коллективно, им нравится активный характер учебного труда, их увлекают задания более трудные, но, разумеется, посильные, требующие напряжения, интеллектуальных усилий. Чаще всего это происходит у учащихся 5-7 классов. Кроме этого, учащиеся средних классов в отличие от учащихся начальной школы обладают  большими возможностями как в отношении умений самостоятельно работать над книгой и другим учебным пособием, так и в отношении логического и абстрактного мышления. Всё это увеличивает удельный вес учебной работы, требующей отвлечённого мышления. Эти особенности не могут не учитываться учителем.

       Выбранная методика даёт возможность:

при опросе формулировать основные  и дополнительные вопросы таким образом, чтобы не направлять учащихся на шаблонные или заученные ответы, а приручать строить свою умственную деятельность в зависимости от заданного вопроса. Такое требование заставляет учащихся анализировать учебный материал и отбирать из него нужное, существенное.

при объяснении нового материала, учитывая прежние знания учащихся, активно вовлекать их для обсуждения вопросов, возникающих в ходе объяснения.

во всех частях урока (объяснение нового материала, закрепление материала, опрос) признавать допустимым при известных условиях «ситуации затруднения», создаваемые при решении различного рода заданий. Однако допускать лишь такие затруднения, которые являются доступными для преодоления силами самих учащихся.

приручать учащихся делать выводы и обобщения самостоятельно на основе тех фактов и рассуждений, которые приводятся самими школьниками в процессе изучения учебного материала.

Активность, самостоятельность мыслительной деятельности учащихся развивается при организации учебной работы, которая пробуждает их проявлять эти качества (не механически «бездумно» воспринимать объяснения учителя, а активно мыслить, размышлять при этом, осмысленно заучивать учебный материал, пользуясь рациональными приёмами, давать обдуманные, а не просто заученные ответы).

     Как же учителю строить свою работу?

Первый этап -  подготовка к выполнению заданий.

подборка учителем материала, который учащиеся смогут сами усвоить (в группах) при помощи вопросов.

Комплектация групп учащихся с учётом их познавательной активности, положения в социуме, взаимных симпатий, а также наличия навыков самостоятельной работы и ответственности за неё.

Иногда приходится сталкиваться с тем, что некая группа не принимает у себя кого-либо из-за низкой работоспособности, а зачастую из-за обыкновенной лени, свойственной некоторым учащимся. Здесь проявляется одна из функций личности – ответственность (перед группой, перед классом, перед собой).  В связи с этим доцент педагогики, профессор МГОГИ В.В. Афанасьев спрашивает и сам отвечает: «Ответственность за что? За всё. Чем выше эта переживаемая личностью сфера ответственности, тем более развита личность. Ответственность перед кем? Перед собой, обществом, природой. Причём эта личная ответственность в отличие от различных социально нормированных её проявлений носит подлинно нравственный характер».

    3) перед учащимися следует поставить языковую или речевую задачу, инструктировать о последовательности действий при выполнении заданий и

раздать дидактический материал по подгруппам.

       Второй этап – сама групповая работа.

Здесь школьники знакомятся с дидактическим материалом, планируют пути решения поставленных задач, распределяют задания в группе. Далее – реализация путей решения задачи на практике, то есть индивидуальное выполнение заданий. После выполнения ребята обсуждают индивидуальные результаты и общее задание группы, выставляют оценки за работу.

         Кроме традиционных форм проверки можно рекомендовать:

самопроверку учениками своей работы, то есть сверку с ответами, заранее приготовленными на экране (можно в любом формате)  или запасной стороне доски;

взаимопроверку работ, когда дети меняются тетрадями и оценивают выполнение заданий друг у друга с последующим обсуждением типичных ошибок;

до начала урока учитель проверяет у сильных и слабых учащихся готовность к уроку.

       Не лишним будет отметить, что на этом этапе работы важной проблемой является выработка у учащихся навыков самоконтроля, позволяющего анализировать, проверять, оценивать свою деятельность, исправлять ошибки и недочёты. Эту работу следует начинать с формирования навыков самопроверки после письма. Такой самоконтроль основан на зрительном восприятии, то есть на процессе познания. Выработка навыков самоконтроля способствует развитию активности и самостоятельности  у учащихся, воспитанию у них интереса к изучению родного языка, желанию и умению трудиться, работать со справочной литературой; повышает чувство ответственности за выполнение учебного труда, в частности письменных упражнений; помогает ученику преодолеть пассивность в работе. Самостоятельное нахождение и исправление ошибок как письменных, так и устных самим учеником вызывает у него удовлетворение, стремление грамотно оформлять свою работу. Всё это повышает эффективность обучения родному языку.

     Новый вид работы  - взаимопроверку – учащиеся восприняли с большим интересом. Им нравится быть «учителями», указывать на ошибки своему товарищу.  В первое время между учащимися было много споров, в которых одна сторона доказывала правильность написания слова, другая утверждала обратное. Эти споры заставляют школьников доискиваться истины: справляться в учебнике, словаре, в случае сомнений обращаться за справками к учителю. Стараясь найти хотя бы одну ошибку, дети по несколько раз сличают выполнение учеником упражнения с ключом ответов на запасной доске или экране, вглядываясь в написание каждого слова. Безусловно, такая проверка способствует развитию орфографической зоркости, что не может не сказаться на улучшении грамотности учащихся: даже слабоуспевающие ученики обнаруживают почти все орфограммы на изученные правила.

      Третий этап – заключительный. Один ученик от каждой группы  делает сообщение о выполнении  задания, то есть представляет найденный совместный результат. Оглашаются оценки, полученные учащимися за самостоятельно выполненные задания. Учителем делается вывод о работе каждой группы и достижении поставленной задачи. Каждый учащийся получает оценки за знание теории и за качество выполнения практического задания. Руководителю группы оценку ставит учитель. В целом, работа в группе строится на принципах доверия  и уважительного отношения друг к другу.

       Методика коллективных способов обучения эффективна также при выполнении творческих заданий,  а также защиты проектов.

       Учащиеся распределяются на группы постоянного или сменного состава, получают задание на команду, в котором определены тема работы, примерный план, необходимый для решения поставленной задачи, литература, к которой можно обратиться  в случае затруднения ( сюда могут относиться словари, справочники, а также тексты художественной литературы). Конечно, сначала ведётся подготовительная работа, которая часто основана на самостоятельном поиске и сборе материала. Поэтому учащиеся, работая в паре или группе, заранее распределяя между собой обязанности, стараются как можно  больше «добыть» необходимой информации. Всё это работает на результат.

      Данная методика может быть использована при изучении новой грамматической темы: во-первых, у учащихся развивается   инициатива и творчество, во-вторых, экономно расходуется время на уроке, так как учащиеся, заранее подготовившись, могут выступить с сообщением. Уроки обобщения и повторения проходят более насыщенно, так как каждая подгруппа принимает активное участие. Цель таких занятий – приучать учащихся делать самостоятельно выводы и обобщение  на основе тех фактов и рассуждений, которые приводятся самими школьниками в процессе изучения учебного материала.

       Из проведённого мною анкетирования выявлено,  что у учащихся, активно работающих в группе, меньше времени уходит на выполнение домашнего задания, так как они уже обучены делать работу по алгоритму  - сначала повторить правила, обратиться в случае затруднения к справочному пособию и только после этого приступать к выполнению заданий. Перегрузок учащиеся не испытывают, а именно в этом и состоит главная задача здоровьесберегающих технологий, в том числе и КСО.

Индивидуальная работа  с учащимися как звено процесса обучения.

    Наше время – время перемен. Очень важно, чтобы дети были творчески развитыми, так как социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. А для этого нужна правильная организация учебного процесса, индивидуальной работы  с учащимися.

       Индивидуальная работа на уроке входит органической частью во все звенья процесса обучения. В зависимости от содержания, характера учебного материала задания могут быть простыми, сложными, непродолжительными, длительными по времени, требующие от учащихся интенсивной познавательной деятельности. Все задания индивидуальной работы должны быть творческого характера, т.е. не имеющие однотипного решения, способствующие ребенку мыслить согласно своим возможностям и способностям. При этом задания должны требовать от учащихся случайных умственных операций:

– анализ;
– обобщение;
– классификация;
– изучение причин;
– проигрывание возможных воздействий;
– стратегия предотвращения ошибок;
– умение придумать, продолжить, закончить (например, рассказ).

     Анализ передового педагогического опыта и результатов исследований позволяет констатировать, что рационально организованная и систематически проводимая учителем, согласно требованиям, на уроке индивидуальная работа учащихся способствует овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями, активизация умственных операций, развитию познавательных сил и способностей к интеллектуальной длительной деятельности.

     Организация индивидуальной работы учащихся на уроке не снижает руководящей роли учителя. Правильная работа самостоятельного умственного труда учащихся требует от учителя большого мастерства и высокой методической подготовки. Учитель организует индивидуальную работу, зная особенности и конкретные затруднения отдельных уч-ся, планирует ход умственных операций, проявляя индивидуально – дифференцированный подход, способствует накоплению определенного фонда знаний и формированию у ребят необходимых приемов умственной деятельности, приемов усвоения знаний, приемов правильного анализирования, синтезирования, соотношения, сопоставления, приемов полноценных обобщений, аналогий и абстрагирования.

      Исключительно важное значение для правильной организации индивидуальной работы как средства развития творческого мышления учащихся имеет рациональная постановка всей подготовительной работы учителя с классом, предваряющей выполнение учащимися  задания индивидуально.

    Включая индивидуальную работу школьников в учебный  процесс урока, не стоит думать, что будет  целесообразным упразднение домашней учебной работы. То, что учащиеся благодаря рационально организуемой и систематически проводимой на уроке индивидуальной работе будут  усваивать учебный  материал, создает возможности для лучшей организации и упорядочивания домашней работы.

Цель наблюдения -  выявить:

особенности организации индивидуальных работ на уроках гуманитарного цикла;
2) с какой целью учитель организует индивидуальную работу уч-ся на уроках гуманитарного цикла;
3) какие задания в индивидуальной работе учитель использует для развития творческого мышления уч-ся младших классов;
4) как часто учитель использует на уроках гуманитарного цикла индивидуальные работы для развития творческого мышления детей;
5) как дети относятся к выполнению индивидуальных работ творческого характера.

Виды работы в парах

Раскроем виды работы в парах используемые, при работе по основным методиках коллективных учебных занятиях.
1) Обсуждение.
Обсуждать можно какую-либо тему, вопрос, выраженные как в тексте некоторого автора, так и текстах, высказываниях друг друга. Во время обсуждения позиции обучающихся не отличаются. Цель обсуждения в том, чтобы понять, где и в чем мнения совпадают, а затем за счет друг друга свои представления расширить.
Обсуждение включает несколько приемов:


– восстановить то, что сказал учитель или ученик, или что прочитал в книжке.
– интерпретировать текст (мысли) автора, т.е. высказать свое мнение, отношение к этим мыслям, дать свою оценку, выразить оценки других авторов.
– задавать вопросы.

Указанные приемы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности.
2) Совместное изучение. Совместно можно изучать то, чего никто из двоих еще не знает. Оба напарника находятся в позиции изучающих. Предмет совместного изучения – это тексты третьего. В этом уже есть отличие изучения и обсуждения; предмет последнего вида работы – как тексты третьего, так и друг друга. Для изучения текстов разных стилей нужны разные техники: научные тексты требуют логической работы, художественные – понимания чувств, образов, ассоциаций автора. В свою очередь, необходимо разрабатывать специфические приемы для изучения разных по типу абзацев тех же научных текстов – фрагментов, отражающих понятия, абзацев, описывающих процессы или события, текстов-рассуждений.
3) Обучение. Обучение в паре может быть организовано как в одну сторону, так и взаимно. Во время обучения участники выступают в разных позициях: один – обучающий, другой – обучаемый. За счет организованного взаимодействия второй становится носителем того, чем владеет первый. Таким образом, предмет обучения – информация (знания) или способы действования, которыми владеет напарник.
Необходимые условия для осуществления взаимообучения:


– Ученики, объединившиеся в пару, должны знать разные фрагменты содержания: один ученик знает одно, второй – другое. Обеспечить взаимообучение можно только на новом материале!
– Эти фрагменты не должны зависеть друг от друга.
– Обучать нужно малыми порциями.


«Учитель» должен изложить небольшой фрагмент материала, затем удостовериться, понят ли он, и лишь убедившись, что фрагмент понятен «ученику», переходить к следующему.
4) Тренировка.
За счет работы в парах можно эффективно обеспечивать разные аспекты закрепления изученного материала. Когда важно довести действия до автоматизма, можно использовать взаимотренаж. В паре выделяются две позиции: тренера и тренирующегося. Цель взаимотренажа – инициировать учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет. Забота «тренера» – наличие действий у «тренирующегося» по решению задач (ответа на вопрос) и его ответ. Если «тренер» владеет материалом, то ему достаточно иметь только набор заданий. Однако взаимотренаж удобен тем, что позволяет использовать как средство даже тех учеников, которые пока не могут сами по некоторой теме проверить ход мысли напарника. Для этого необходим специальный дидактический материал с заданиями и готовыми ответами. Взаимотренаж можно использовать для закрепления всевозможного материала: можно упражняться в устном счете, заучивать таблицу умножения, формулы, сведения, факты, находить орфограммы, давать толкования понятиям и т.п.
5) Проверка. Когда важно за счет закрепления получить не автоматизированные действия, а осознанные, то хорошо подходит такой вид работы в паре, как проверка. Она может быть взаимной или односторонней. При проверке в паре различаются две позиции: проверяющего и проверяемого. В отличие от тренажа проверка направлена не на ответ. Предмет проверки – содержание действий по решению задачи, вопроса: связка между логикой, ходом мысли по решению задачи и ответом. Отметим два достоинства такой проверки. Во-первых, в ходе комментирования, объяснения своих действий ученик часто сам обнаруживает ошибки. Во-вторых, проверка осуществляется «здесь и сейчас»; если ошибка обнаружена, то здесь же и исправляется, а не вдали от ученика.

Карта наблюдений особенностей организации индивидуальной работы на уроках гуманитарного цикла.

Цель беседы (с учителем):

1) выявить особенности организации индивидуальной работы на уроках гуманитарного цикла младших школьников;
2) выяснить, какие виды упражнений использует учитель для развития творческого мышления уч-ся на уроках гуманитарного цикла.

Вопросы

– Как часто и систематически ли проводится индивидуальная работа на уроках гуманитарного цикла?
– Каковы особенности в организации индивидуальной работы учащихся младших классов на уроках гуманитарного цикла?
– Какие виды индивидуальной работы чаще всего организуются на уроках гуманитарного циклах? Какие из них наиболее успешные?
– Какие задания вы используете для развития творческого мышления детей младшего школьного возраста?
– Как дети относятся к индивидуальной работе?
– Есть ли трудности в организации индивидуальной работы для развития творческого мышления детей на уроках гуманитарного цикла?
– Как вы преодолеваете трудности в организации индивидуальной работы?

             Изучение гибкости мышления при создании слов.

Дается слово ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ. Необходимо из букв этого слова составить как можно больше новых слов. Время выполнения задания – 5 минут. Два раза одну и ту же букву в словах использовать нельзя. Задание предъявляется на отдельном листе, на котором ребёнок записывает и свои слова.

Для оценки гибкости мы подсчитываем количество умственных операций верно составленных слов.

Высокий уровень развития способности -  9 и более слов.

Средний уровень – 7–8 слов.

Низкий уровень – 6 и менее слов.

Детям предлагают следующие задания.

Задание 1.

Записать за 5 мин как можно больше слов, т.о., чтобы следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего. Продолжить словарный ряд: адрес, салют...

Задание 2.

Составить и записать как можно больше слов из букв слова ПИЛКА.

Задание 3.

Подобрать и написать как можно больше слов, родственных слову СНЕГ.

Задание 4.

Составить и записать окончание сказки: “Жил-был врач в сельской местности. Был у него дом, а собаки не было. Однажды он ушел на вызов к больному, а вместо собаки оставил дома чернильницу. А тут как раз решил залезть в его дом вор...”.

Оценка результатов заданий теста:

В 1, 2 и 3-м заданиях подсчитывается количество верно написанных слов. В 4-м задании ответ ребенка оценивается по пятибалльной шкале:

1 балл – ребенок отказался от выполнения задания.

2 балла – не написано ни одного целого предложения. Написанное представляет набор словосочетаний или отдельных слов.

3 балла – написано хотя бы одно целое, законченное предложение.

4 балла – написано хотя бы два законченных предложения. Предложения связаны логикой и единым замыслом.

5 баллов – написанная ребенком сказка имеет конец. Ясно выражена идея произведения, можно выделить кульминацию и выводы.

Количество слов в первых трех заданиях и оценку по четвертому заданию складываем и получаем суммарный балл по тесту.

Определить его значение можно по следующим  критериям:

Высокий уровень развития  - 13 баллов и более

Умеренно высокий уровень - 11–12 баллов

Средний уровень развития   - 10 баллов

Умеренно низкий уровень развития 8–9 баллов

Низкий уровень развития 7 баллов и меньше

Учимся представлять последствия событий

Выбери одну из причин. Объясни свой выбор:

а) Снег начал таять потому, что

...ярко светит солнце

...повысилась температура воздуха

...подул южный ветер

...наступила весна

...температура стала выше нуля

б) Слово “Марина” пишется с большой буквы потому, что

...это имя девочки

...все имена пишутся с большой буквы

...так принято писать

...по-другому будет считаться ошибкой

в) Колобок не сумел уйти от лисы потому, что он

...был простофилей

...Лиса была хитрая

...Лиса перехитрила Колобка

...Лиса съела Колобка

Учимся объяснять образное сравнение

Объясни, что означает выражение, придумай короткие истории, объясняющие их смысл.

Золотая середина ___________

Золотые руки ______________

Козел отпущения ___________

Рыльце в пуху ______________

Белая ворона _______________

Не все золото, что блестит ____

Не красна изба углами, а красна пирогами ______________

Волков бояться - в лес не ходить ______________________

Не плюй в колодец - пригодится воды напиться __________

Учимся подбирать слова, противоположные по значению

В сравнении разных предметов (лиц) нужно сопоставлять только признаки, противоположные по значению. Найди ошибки и исправь их.

На тарелке лежало два яблока: одно было зеленое, а другое кислое

Было у одной вдовы 2 дочери: одна была красивая и работящая, а другая сварливая и злая.

Было у отца двое сыновей. Старший был умен и толков, все у него ладилось, а младший дурень ничего как следует не понимая.

У меня собака большая, умная, а у тебя маленькая, некрасивая. У меня картина яркая, красочная, а у тебя грустная.

Учимся классифицировать и соединять слова в предложение

Среди написанных ниже слов выдели такие группы, которые могут быть обозначены одним общим словом или словосочетанием.

Животное, пихта, сосна, растение, кролик, щука, рысь, корова, овца, лось, береза, мак, василек, дерево, цветы, липа, дуб, волк, лошадь, хищник. Получившуюся группу слов выпиши в столбик

а) б) в)     г) д) е)

Учимся согласовывать слова в предложении

1. Расставь строки стихотворений в нужном порядке:

Но стена тюрьмы крепка,
Два железные замка.
Ночь темна. Лови минуты!
У ворот ее замкнуты.

Н.П. Орлов

В косматой его бороде
Трещит по замерзлой воде,
Идет, по деревьям шагает,
И яркое солнце играет

Н.А. Некрасов

Закипит громада вод,
Смело, братья! Туча грянет,
Глубже бездна упадет!
Выше вал сердитый встанет.

Н.М. Языков.

2. Напиши как можно больше предложений, у которых слова начинались бы с указанных букв.

Б У... Ж... Б...

С О... Н... С

С... О... Н... С

Заключение

     На сегодняшний день благодаря сотрудничеству педагогов и психологов разработано достаточно большое количество методических приемов развития творческого воображения школьников. Это и индивидуальный подход к прошлому опыту, занятиям ребенка, и объективация его представлений, и драматизация, а также различные виды творческих сочинений, коллективное творчество, проблемные ситуации, сюжетно – ролевые и интеллектуально – развивающие игры, аутотренинг.

     Важным фактором развития творческого воображения  школьников является педагогическое творчество учителя на уроках. Учитель руководит и контролирует творческую деятельность учащихся. Задача учителя – создать условия, необходимые для формирования у  школьников развернутой и полноценной учебной деятельности, что в свою очередь будет способствовать психическому развитию детей, в том числе и развитию творческого воображения. Поэтому для успешного развития творческого воображения необходимы следующие условия:

– учащиеся имеют широкое познание об окружающей действительности;
– деятельность способствует раскрытию внутреннего мира ребенка;
– в процессе учебной деятельности использовать систему занятий для развития воображения;
– создавать положительные межличностные отношения.

    Из всего этого с очевидностью вытекает, что преподавание должно быть построено таким образом, чтобы индивидуальная  работа школьников пронизывала весь учебный процесс, по всем учебным предметам, все годы обучения, т.к. этот процесс важен для общего развития школьника, для становления его личности, для формирования жизненного опыта.

Используемая литература и  Интернет-сайты

1. П.И.Третьяков, И.Б.Сенновский. Технология модульного обучения в школе. М., «Новая школа», 1997г.

2. Личностно-ориентированное образование школьников. Сборник статей. МГОПИ, Орехово-Зуево, 2006г.

3. Н.И.Дереклеева. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. М., Методкнига, 2008 г.

4. http\\1september.ru\

5.http\\educom.ru\

6. http\\mosoblobrazovanie.ru\

7. http\ ucheba.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения уроков по органической химии в 10 классе блоками и организация учебной деятельности учащихся в условиях адаптивной системы обучения.

В связи с нехваткой учебного времени для  изучения материала органической химии в полном объеме и закрепления учащимися полученных знаний, я делюсь опытом преподавания органической химии блоками ...

Методические рекомендации по использованию коллективных форм обучения для формирования мотивации учащихся

В статье представлены основные варианты коллективных форм обучения студентов для формирования их мотивации к знаниям...

Тригонометрические формулы. Разработки серии уроков с использованием коллективных средств обучения.

Предлагаемый материал содержит алгоритм работы, карточки индивидуальных заданий (как домашних, так и для контроля усвоения материала в классе) для серии уроков алгебры по теме "Тригонометрические форм...

Виды самостоятельной работы как средство организации учебной деятельности учащихся при обучении математики

Виды самостоятельной работы учащихся на уроке математике и их кратоке содержание....

Методы, формы и средства организации учебной деятельности учащихся

Методы, формы и средства организации учебной деятельности учащихся...