Доклад «Реализация инновационных подходов в образовании на уроках русского языка и литературы».
статья по теме

Реутова Ирина Викторовна

В статье изложен опыт работы по применению приёмов и методов ТРКМ на уроках русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Новые требования общества и то новое, что окружает нас в современном мире (новые технологии и новые модели действий) подразумевают «новую грамотность», – говорится в материалах ЮНЕСКО.5 Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество и общество знаний  предъявляет качественно новые требования к системе образования. В 21 веке обучение, ориентированное на ученика, отличается от традиционного, в центре которого стоял учитель, различными подходами к содержанию образования, методике обучения, атмосфере в классе, оценке и технологиям. Целью образования становится не только подготовка человека к будущей деятельности (прежде всего, профессиональной) за счет накопления впрок как можно большого объёма готовых, систематизированных знаний, но и развитие личности, овладение ею способами приобретения существующих и порождения новых знаний.

В школе 21 века ученики:

работают над сложными творческими заданиями, которые требуют глубокого проникновения в предмет и умения управлять своим собственным образованием;

сотрудничают со сверстниками и специалистами, работая над заданиями, требующими навыков мышления высокого уровня;

используют информационные технологии для творчества, решения задач и принятия решений.

Чтобы помочь ученикам в наиболее полной самореализации, учителям важно постоянно формировать и развивать следующие знания и умения, необходимые в 21 веке, которые помогут ученикам адаптироваться к постоянно изменяющемуся обществу и технологиям:

ответственность и адаптивность – проявление личной ответственности

-1-

и гибкости в личной жизни, на рабочем месте и в общественной жизни,

постановка целей и стремление к их достижению, терпимое отношение к многообразию мнений;

навыки коммуникации – умение воспринимать, понимать, создавать и передавать устные, письменные, мультимедийные сообщения;

творчество и познавательный интерес – развитие, применение, распределение новых идей, открытость к восприятию новых идей и возможностей;

критическое и системное мышление – осознанное и аргументированное понимание альтернатив, умение делать выбор в сложных ситуациях;

навыки информационной и медийной грамотности – получение, анализ, управление, интегрирование, оценка и создание различных форм аудиовизуальной информации;

навыки межличностных отношений и совместной деятельности – умение управлять и работать в команде, принимать различные роли и брать на себя ответственность, продуктивно работать с другими людьми, уважать непохожие точки зрения;

постановка и решение задач – умение вычленять, анализировать и решать проблемы;

самоконтроль – понимание своих образовательных потребностей, умение находить нужные ресурсы, перенос обучения из одной области в другую;

социальная ответственность – ответственные действия, этичное поведение в жизни.

Почему навыки 21 века так важны для детей и не только для детей?

-2-

Уже сегодня каждый молодой человек живет и конкурирует в едином экономическом пространстве.

Природа труда и функциональные обязанности сотрудников изменяются.

Требования к персоналу изменяются.

Необходимо, чтобы молодые люди стали полноценными гражданами 21 века.

Каждый ребенок должен:

 знать основные предметы;

  обладать навыками самообучения;

  обладать навыками критического мышления;

  обладать навыками  ИКТ грамотности;

  обладать навыками работы с информацией 21 века;

   обладать навыками совместной работы.

Грамотность в области информационных технологий наряду с критическим мышлением и сотрудничеством является ключевым навыком учебного курса Intel «Путь к успеху». Прохождение курсов в облЦИТе в 2007 году дало возможность развить интерес как педагога к данной программе, работаю по этому курсу четвёртый год. Эта программа помогает развивать способности использовать компьютер для общения, решения проблем, сбора, организации и обмена информацией. Ученики получают возможность на практике учиться выполнять различные задания с помощью компьютера и исследовать его возможности. Они могут не только использовать компьютер для поиска информации в Интернете, но и учиться рисовать картинки (графика), писать (работа с текстом), решать математические задачи (электронные таблицы), создавать презентации (мультимедиа). В программе «Путь к успеху»

-3-

обучение компьютерной грамотности осуществляется через систему практических занятий.

Это значит, что, хотя учителя иногда и передают ученикам знания, всячески поощряется, чтобы ученики самостоятельно находили ответы на свои вопросы. Ребята должны привыкнуть к мысли, что можно решать задачи с помощью одноклассников. Они могут экспериментировать с компьютером. Они могут искать ответы в сети Интернет или в книгах. Одной из таких книг является справочник «Практическое руководство». Здесь они могут найти пошаговые инструкции, объясняющие, как решить ту или иную задачу. Справочник похож на словарь, в котором можно быстро найти только нужную нам в данный момент информацию.

Критическое мышление также является ключевым навыком учебного курса. Оно включает умение решать проблемы. Учащиеся вовлекаются во множество процессов, которые помогают им развить и продемонстрировать умение решать проблемы и мыслить критически. Так, например, работая над заданиями и проектом, мои ученики  планируют, проверяют выполненное и обсуждают свою работу.

Сотрудничество подразумевает командную работу – умение работать вдвоём или в группе над выполнением задания. Программа курса предусматривает создание условий для совместной деятельности. Ученики не только вдвоём или в группе пользуются одним учебником, но и работают за одним компьютером над заданиями и проектами. Это значит, что они помогают друг другу учиться, решать проблемы, заниматься творчеством. Проходит совсем немного времени, как ребята начинают чувствовать, какое удовольствие приносит совместная работа. Сотрудничество помогает ученикам достичь неплохих успехов в обучении, поскольку они должны задавать вопросы, обсуждать идеи, исследовать пути решения, учиться

-4-

размышлять. Кроме того, они учатся помогать друг другу, меняться ролями, делиться, принимать помощь других, то есть учатся важным социальным навыкам.

Особенностью проекта является также то, что он ориентирован, прежде всего, на детей, не имевших ранее возможности обучаться работе на персональном компьютере.

Все задания и проекты, которые выполняют учащиеся в рамках программы, ориентированы на нужды и проблемы местного сообщества – школы, микрорайона, поселка, города и направлены на активное вовлечение детей в жизнь своего сообщества, поиск путей его развития и совершенствования.

Программа делает детей социально адаптированными, учит работать в команде, выявлять проблемы, искать решения и все это, используя информационные технологии.

Комплексность подхода является наиболее интересной характеристикой проекта, поскольку не только формируются навыки работы с компьютером, но и развиваются навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе, выбора профессии, умении работать с другими людьми.

В каждом моём занятии есть общие этапы, скажем, все уроки начинаются вступлением и заканчиваются заключением. А вот то, что происходит между ними, зависит от темы занятия.

По окончании работы над технологией, мы с ребятами приступаем к презентации. Для них это возможность выбрать одну из работ и представить её всем ученикам класса. На презентации ученики обсуждают работы друг друга и обмениваются идеями. Частью презентации является раздел «Таблица критериев оценки». В разделе «Планирование» всех заданий и

-5-

проектов есть напоминание о необходимости обращаться к таблице критериев оценке на всех этапах работы. «Таблица критериев оценки» помогает оценить успехи в нескольких категориях. Эти категории включают оригинальность, обязательные элементы, технические навыки, выразительность, сотрудничество. В каждой категории работа оценивается как превышающая требования, соответствующая требованиям, приближающаяся к требованиям и нуждающаяся в доработке.

После того, как ученики закончат работу над заданиями и перед тем, как начнут работу над проектом, они выполняют задание «Альбом на память». В этом задании ученики создают мультимедиа презентацию, в которой представляют все лучшие работы из каждой технологии.

Курс Intel «Путь к успеху» заканчивается созданием проекта в рамках одной из пяти тем:

Путешествие

Парк

Стихийные бедствия

Будущее

Проблемы

До этого момента мы с ребятами  развиваем навыки владения компьютерными технологиями, критического мышления и совместной деятельности, выполняя различные задания, посвящённые местному сообществу. Проектный подход это метод обучения, в центре которого находится проект. Проекты основываются на изучении определённой темы, выполняются группой учеников, которые исследуют проблему и ищут ответы на вопросы, которые они поставили перед собой.

-6-

Я использую проектный подход для того, чтобы ученики:

воспользовались на практике своими знаниями и навыками;

активно занимались планированием, созданием, проверкой и обсуждением своей работы;

на практике использовали навыки критического мышления: объясняли, проверяли, задавали вопросы;

проявляли инициативу и брали на себя ответственность за свои идеи и работу;

могли осмысленно и целенаправленно взаимодействовать с людьми и окружающей средой.

Ребята так же планируют, проверяют и обсуждают свою работу, как на предыдущих занятиях.

  Хочу сказать, что работа по программе Intel «Путь к успеху» помогла мне как учителю развить в детях самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, умение работать с разными источниками информации. Самое главное – самостоятельно добывать знания, самореализовываться и социализироваться в современном мире.

Приёмы и методы ТКМ легко перенести на учебные занятия по любому предмету с детьми любого возраста. В школе я преподаю русский язык и литературу, на уроках часто использую методы и приёмы данной технологии.

В прошлом году я проводила диагностику умений работать с текстом в 6 классе. Анализ диагностики показал, что особые трудности у учащихся вызвали задания на формулировку вопросов на размышление и структурирование материала в таблицу, поэтому выбор мною технологии критического мышления для преподавания русского языка и литературы был неслучаен. Приемы и стратегии данной технологии помогают ликвидировать

-7-

 подобные «пробелы» в обучении.

Эта технология известна в России с 1997г. Ее авторы – американские педагоги. С точки зрения психологии, критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд); использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата, отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью ( Д. Халперн). В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Исходя из этого критическое мышление, по мнению авторов, может развивать следующие качества ученика: 1. готовность к планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в знании); 2. гибкость (восприятие идей других); 3. настойчивость (достижение цели); 4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения); 5.осознание (отслеживание хода рассуждений); 6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятие решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний).

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником. Технология критического мышления, сориентированная не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельное участие самого ученика, а также создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии критического мышления, учащиеся реализуют свои потребности и возможности учиться решать проблемы самостоятельно, а также обучаются способам оценки своей собственной деятельности.  Это комплексная технология, формирующая умение обосновывать предпочтение одной идеи другой, решать сложные проблемы, аргументировано вести спор.  Основными этапами урока при использовании технологии критического мышления являются этапы вызова, осмысления, рефлексии.

-8-

ВЫЗОВ. На стадии вызова с помощью различных приемов (рассказ – предположение по ключевым словам, по заголовку; мозговая атака; верные и неверные утверждения; проблемные вопросы, создание кластеров ) необходимо рассказать своими словами о том, что учащиеся уже знают по изучаемой теме. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.

ОСМЫСЛЕНИЕ. На стадии осмысления идёт активная самостоятельная работа учащихся. Обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст, просматривая фильм, прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. На этом этапе используются такие приёмы, как чтение текста методом ИНСЕРТ, взаимоопрос, двойные и тройные дневники.

  РЕФЛЕКСИЯ (размышление). Многие приёмы, использованные на первых двух стадиях, логически переходят в стадию «размышление». На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища и аргументировано защищать свое мнение. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений. Здесь можно применить такие приёмы, как  создание кластера,  синквейна, эссе, мини-сочинений – всё это даёт возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы.

-9-

Технологию критического мышления  можно широко использовать не только на  предметах гуманитарного цикла. В основном эту технологию можно использовать на уроках – лекциях, уроках обобщения материала. Можно использовать отдельные модули этой технологии.

Хочется поделиться опытом использования отдельных приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Первый прием – это кластер («гроздь»), смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде грозди. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке. Правила очень простые.

Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. Ученики легко используют этот прием, они с удовольствием используют кластеры.  (Приложение  1)

Советы по работе с «гроздьями»:

1.Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «гроздья»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?
2. Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова или фразы.
3. Озвучьте «гроздья». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.
4. Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.
5. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту «веточку» ярче.

-10-

Приём "Понятийное колесо" (колесо знаний) может быть заполнено после изучения темы “Словообразование” (5 класс). (Приложение2)

К работе с этим материалом можно подойти дифференцированно. В слабом классе может быть оценено заполнение самого “колеса”. Остальным можно предложить задание – пояснить каждую запись. На уроке может быть организована работа по принципу “Снежный ком”: начинает пояснять записи в “колесе” один, продолжает другой, затем третий и т.д. Может быть выделена группа учащихся, которые дополняют и исправляют ответы. Их работа оценивается.

Прием “Концептуальная таблица” используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. ( Приложение 3)

В зависимости от цели, поставленной учителем, таблица может заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем может быть проведено обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление.

В дальнейшем учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или линии сравнения.

В зависимости от уровня класса учитель может давать дифференцированные задания по составлению таблицы. Такая таблица может быть составлена как учениками 5 класса, так и учащимися 11 класса (в 5 классе необходимо взять меньше линий сравнения).

Этот приём можно успешно применить на заключительном этапе изучения творчества М.Ю Лермонтова в 9 классе, когда мы сравниваем творчество двух классиков - Пушкина и Лермонтова. Или при сравнении Евгения из «Медного всадника» А.С. Пушкина и Акакия Акакиевича из «Шинели» Н.В.Гоголя.

Приём «Синквейн» – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или

-11-

осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. (Приложение 4)

Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1. Одно слово – имя существительное тема синквейна

2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами (описание предмета)

3. Три слова – глаголы (описание действия)

4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна

5. Одно слово – ассоциация (синоним) к первой строке – теме синквейна

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.

На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.

Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Приём  “Плюс – минус – интересно(?)”.

Данный прием используется на стадии осмысления. Цель этого приема – формирование разнообразного отношения к тексту, формирование навыков анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.

Значки “+”, “–”, “?” можно ставить в процессе работы с текстом рядом с его отдельными элементами, а можно заполнять таблицу:

-12-

“+”

“–”

“?”

 

 

 

В графу “+” записываются все факты, элементы текста уже известные ученику или вызвавшие у него положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается.

В конце работы можно провести обсуждение спорных вопросов. Это один из приемов активной работы с текстом.

Приём «корзина» понятий, идей.  (Приложение 5)

Учащиеся вспоминают всё, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.

Все сведения кратко записываются учителем на доске (без комментариев).

Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Приём «чтение текста методом Инсерт».

Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения.

interactive интерактивная

noting размечающая

S- system система

effective для эффективного

reading and чтения и

T- thinking размышления

“V” - уже знал

«+»- новое

«-»- думал иначе

-13-

«?»- не понял, есть вопросы.

Правила чтения текста:

1. Ставь значки по мере прочтения текста на полях;

2. Прочитав один раз, вернись к своим первоначальным прогнозам, вспомни, что знал или предполагал по данной теме раньше, возможно количество значков увеличится.

3. Заполни таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки. (Это очень важно, так как обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение, такая работа позволяет лучше осмыслить материал, расширить знания).

инсерт

«V»

«+»

«-»

«?»

Поставьте на полях «V», если что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думаете, что знаете.

Поставьте на полях «+», если то, что вы читаете, является для вас новым.

Поставьте на полях «-», если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знаете, или думали, что знаете.

Поставьте на полях «?», если то, что вы читаете непонятно, или вы хотели получить более подробные сведения по данному вопросу.

 Приём «Чтение с остановками», прием «Дерево предсказаний».

 Схема реализации приема «Чтение с остановками» выглядит следующим образом:

рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этим произведением (не более 3-4 минут);

обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием?

-14-

основной этап: учитель заранее выделяет в тексте 2-3 остановки – в зависимости от размера текста. Во время этих остановок  задаются вопросы, которые помогают пробудить интерес к дальнейшему чтению, вовлечь в работу различные стороны мышления, проанализировать средства художественного произведения. В работе с вопросами использую классификацию американского психолога Бенджамина Блума. Выделяется шесть типов вопросов:

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал.

Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что—то хорошо, а что—то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»

Практические (творческие) вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя?»

Такая классификация помогает научить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению (на любом этапе работы). Данную работу можно производить в парах, группах и индивидуально.

-15-

После первой или второй остановки при работе с сюжетными текстами я использую прием «Дерево предсказаний». На стрелочках – линиях соединения – школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста. Тема, которая записывается в «стволе», должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасется ли главный герой?» и другие. Детям очень нравится составлять «дерево предсказаний».  При использовании этого приема необходимо помнить следующее: не стоит использовать прием больше одного раза на уроке; все версии должны быть аргументированы, основываясь на предложенном тексте, а не на своих домыслах, фантазиях; после прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят какие из них сбылись, а какие нет и почему.

 Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

Один из простых приемов – таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

-16-

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного,  развёрнутого ответа «толстые» вопросы. (Приложение 6) Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов, необходимо заранее познакомить их с разными видами вопросов (о них говорится выше).

Приём «РАФТ».

Название представляет собой сокращение:

Р(оль)- А(удитория)- Ф(орма)- Т(ема).

Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица, также пишем обычные сочинения. (Приложение 7)

Использование таких заданий позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. Предложенные приёмы – далеко не весь набор методических приемов и стратегий ведения урока. Каждый из приёмов призван решить определенные задачи: формирование понятий, умение сравнивать объекты, умение формулировать вопросы, систематизировать материал и т.д., и все вместе нацелены на развитие критического мышления ребенка, на развитие его личности.

Применение приемов ТРКМ позволило повысить интерес учащихся класса к литературному чтению, повысить уровень речевого развития.

 Чтобы узнать мнение детей об уроках литературы,  мною было проведено анкетирование учащихся 7, 8 классов. Детям предлагалось ответить на несколько вопросов, среди которых были вопросы, касающиеся урока литературы. 96% учащимся  нравятся уроки литературы, так как они узнают

новое, выполняют творческие задания; 60%  отметили, что ничего не хотят менять в уроках литературы.

Я достигла следующих результатов:

изменила отношение детей к уроку литературы (после изучения произведения какого-либо автора ученики идут в библиотеку и продолжают самостоятельно знакомиться с творчеством писателя);

-17-

повысила познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);

развила положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера (ребята участвуют в научно – практической конференции школьников);

изменила у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности);

смогла мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру);

смогла создать атмосферу доверия, сотрудничества, выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

ребята участвуют в конкурсах, общешкольных мероприятиях, применяя умения и навыки, полученные на занятиях по программе Intel «Путь к успеху», также применяют умения и навыки на других предметах

(участвовали в областном конкурсе УДОД по информационным технологиям «Моя малая Родина» в номинациях «Мой родной край», «Моя семья» Стаценко Родион, Гареева Мария, были отмечены дипломами;

участвовали в районном читательском конкурсе «Азбука чувств» в номинациях «Азбука чувств» в прозе, «Азбука чувств» в стихах, ребята писали стихи и оформляли читательский дневник в виде презентации; 2 место заняли в районном этапе акции «Наследники Победы – Победителям» в рамках 12 Международного конкурса – фестиваля «Детство без границ»; в районном конкурсе творческих работ с использованием информационных технологий «Школьный ералаш» заняли 1 место (Кудренко Дима), 2 место (Кудренко Александр), 2 место (Козменко Ксения); ребята являются

-18-

постоянными участниками и победителями поэтических конкурсов (Точилова Анна, Хомченко Юлия, Вейбер Зинаида, Тарханов Манолис); в 2008 г Козлова О. изучала школьный сленг и приняла участие в  научно-исследовательской конференции школьников на районном уровне; в районном конкурсе «Зелёная волна» в номинации сочинение Гареева М. заняла 3 место, сочинение было рекомендовано на областной уровень; учащиеся сотрудничают с местной газетой «Весточка»; на уроках английского языка в конце изучения тем многие ребята защищают проекты, используя ИКТ).

Я стараюсь не отставать от своих учеников: выступаю с докладами, делюсь опытом  на заседаниях МО гуманитарного цикла, на педагогических советах, педагогических чтениях, участвую в профессиональных конкурсах. В 2008 году выступала с докладом на педагогическом совете  школы по теме «Информационная культура школьника», ежегодно участвую в районных педагогических чтениях. Приняла участие в конкурсе  педагогических инициатив в номинации «Применение средств ИКТ в образовательном процессе – необходимое условие современного урока».

Я согласна с ведущими методистами-практиками, что данная технология, выходя за рамки классической технологической стратегии, тем не менее, представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направление своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. В основе данной технологии лежит базовая трехфазовая модель. Немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже

-19-

знакомых традиционных форм урока. Каждый из нас ищет себя, пытается найти нужные приемы и методы для своего предмета. Главное понять, что одна технология не является «панацеей» в этом вопросе. Думаю, можно утверждать, что каждый ученик успешен, талантлив, уникален абсолютно во всем. Технология критического мышления позволяет определить сферу комфортности для каждого.

 

-20-

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дмитриевская средняя общеобразовательная школа

Доклад

Реализация инновационных подходов в образовании на уроках русского языка и литературы.

Автор доклада:
Реутова Ирина Викторовна,

учитель русского языка и литературы

1 категории
МОУ Дмитриевской СОШ

2011 г.

Литература

1. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя /

И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.

2. Intel «Путь к успеху»: материалы тренинга для преподавателей. - корпорация Intel, 2006-2007.

3.  Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя /

 С. И. Заир-Бек, И. В.Муштавинская. – М. : Просвещение, 2004.

4.  Учим детей мыслить критически: Пособие для учителя / И. О. Загашев,

С. И. Заир-Бек, И. В.Муштавинская. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.

-21-



Подписи к слайдам:

Реализация инновационных подходов в образовании на уроках русского языка и литературы.
*
Умения и навыки 21 века:
ответственность и адаптивность – проявление личной ответственности и гибкости в личной жизни, на рабочем месте и в общественной жизни, постановка целей и стремление к их достижению, терпимое отношение к многообразию мнений;навыки коммуникации – умение воспринимать, понимать, создавать и передавать устные, письменные, мультимедийные сообщения;творчество и познавательный интерес – развитие, применение, распределение новых идей, открытость к восприятию новых идей и возможностей;критическое и системное мышление – осознанное и аргументированное понимание альтернатив, умение делать выбор в сложных ситуациях;навыки информационной и медийной грамотности – получение, анализ, управление, интегрирование, оценка и создание различных форм аудиовизуальной информации;навыки межличностных отношений и совместной деятельности – умение управлять и работать в команде, принимать различные роли и брать на себя ответственность, продуктивно работать с другими людьми, уважать непохожие точки зрения;постановка и решение задач – умение вычленять, анализировать и решать проблемы;самоконтроль – понимание своих образовательных потребностей, умение находить нужные ресурсы, перенос обучения из одной области в другую;социальная ответственность.
*
Почему навыки 21 века так важны для детей и не только для детей?4 причины
*
Уже сегодня каждый молодой человек живет и конкурирует в едином экономическом пространстве.Природа труда и функциональные обязанности сотрудников изменяются.Требования к персоналу изменяются.Необходимо, чтобы молодые люди стали полноценными гражданами 21 века.
*
Каждый ребенок должен: знать основные предметы; обладать навыками самообучения; обладать навыками критического мышления; обладать навыками ИКТ грамотности; обладать навыками работы с информацией 21 века; обладать навыками совместной работы.
Навыки 21 века - обзор
*
Программа «Учимся с Intel»
Информационные технологии поиск и умение работать с информацией;Критическое мышление умение решать проблемы, самостоятельность;Совместная деятельность (социальная компетентность)умение работать в команде, принимать совместные решения.
Основные компоненты:

*
100 м
Этот знак нужен рядом с больницей.
ГРАФИКА
МаркаРожь Дмитриевского колхоза, из которой получается ароматный, добрый хлеб.
*
Фоновый рисунок
*
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Объявления
*
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ
Фамилия
Имя
Адрес
Телефон
Возраст
День рождение
Интересы
Азаркин
Вячеслав
ул. Садовая, д.5
50-100
18
28-май-1989
музыка
Иванов
Алёша
ул. Садовая, д.5
50-125
15
15-дек-1991
футбол, хоккей
Цвиль
Николай
ул. Мира, д.1
50-110
29
17-мар-1979
книги
*

Технологии и местное сообщество
Цели
Грамотность в области ИТ, критическое мышление, сотрудничество
Аудитория
Учащиеся 4-7 классов, не имеющие или имеющие малый опыт работы с компьютером
Навыки ИТ
Базовый уровень: Интернет, графика, работа с текстом, электронные таблицы, мультимедиа
Тематика
Местное сообщество – люди и место, к которым мы принадлежим
Структура
Знакомство с курсомГрафика Работа с текстомЭлектронные таблицыМультимедиаПовторение (создание альбома)Проект
Задания
Ученики работают в парах над выполнением 20 заданий (по пять заданий в рамках каждой технологии) на тему сообщества, к которому они принадлежат.
Проекты
Ученики работают в группах по 3-5 человек над презентацией проекта своего видения решения одной из проблем местного сообщества.
*
Приемы и методы ТРКМ
«Мозговой штурм» Прогнозирование по ключевым словам  Кластер «Понятийное» колесо«Чтение с остановками»РАФТ (Роль, Аудитория, Форма, Тема)«Дерево предсказаний»«Снежный ком»
«Концептуальная таблица»ИНСЕРТЭссе, мини-сочинения«Толстые» и «тонкие» вопросы«Корзина» идейСинквейн«Плюс-минус-интересно»«верные и неверные утверждения»
Что такое мышление?
Мышление (одна из психических функций) — процесс обработки информации головным мозгом. ru.wikipedia.org/wiki/Мышление Мышление - умственный процесс интерпретации того, что воспринято.www.bookap.by.ru/psyanaliz/zelensk/gl13.shtm Мышление - познавательный процесс, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.www.dipsy.ru/state/AA:navID.40/AC:-1.1614316436/AB:navID.40/
*
Что такое критическое мышление?
Процесс, при помощи которого разум перерабатывает информацию, чтобы понять установившиеся идеи, создать новые идеи или решить проблемы. Д.Х.Кларк и А.У.Бидл
*
Учебные условия, которые способствуют формированию навыков критического мышления.
Предоставлять время и возможность для приобретения опыта критического мышления.Давать возможность ученикам размышлять.Принимать различные идеи и мнения.Способствовать активности учащихся в учебном процессе.Убеждать учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения.Ценить проявления критического мышления.
*
Качества, присущие мыслящему человеку
умеют решать проблемы проявляют настойчивость в решении проблем контролируют себя, свою импульсивность открыты для других идей умеют сотрудничать с другими людьми умеют слушать собеседника эмпатичны терпимы к неопределенности умеют рассматривать проблемы с разных точек зрения умеют устанавливать связи между явлениями терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных взглядов могут рассматривать несколько возможностей решения проблемы часто задают вопросы «что, если..?» умеют строить логические выводы размышляют о своих чувствах, мыслях – оценивают их умеют строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели любознательны и часто задают «хорошие вопросы» активно воспринимают информацию
*
Педагогическая технология развития критического мышления через чтение и письмоДж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер
*
Технологические этапы
Вызов
Осмысление
Рефлексия
Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)Информационная (ученик вспоминает (вызывает из памяти) все, что ему уже известно по данной теме, определяет свой уровень знаний (ничего не знаю, знаю кое-что),готовится увязать имеющиеся знания с новымиКоммуникационная (демонстрация знаний – активная мыслительная деятельность с помощью устной и письменной речи, бесконфликтный обмен мнениями)
*
Реализация (осмысление)
Информационная (получение новой информации по теме, поддержание активности и интереса)Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний, соотнесение новой информации с установившимися представлениями (критический анализ, сравнительный анализ, синтез), поддержка усилий по отслеживанию собственного понимания)
*
Рефлексия (размышление)
Коммуникационная (обмен новой информацией, ученики выражают новую информацию и новые идеи своими словами)Информационная (приобретение нового знания)Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
*
*
КластерТема: «Понятие о простом и сложном предложениях». (5 класс)
предложение
СП
ПП
Союзные
БСП
ССП
СПП
«Понятийное колесо»Тема: «Способы образования слов». (5 класс)
*
сложение
Переход из ч.р. в.др.
Бессуффик.
Прист-суфф.
суффиксальный
приставочный
*
«Концептуальная таблица»Тема: Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа Л.Н.Толстого «После бала». (8 класс)
Полковник
Наказываемый
Высокий военный в шинели и фуражке.
Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное.
Шёл твёрдой, подражающей походкой.
Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу…подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперёд, то падал наперед – и тогда унтер – офицеры…тянули его назад.
Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.
Сморщенное от страдания лицо.
Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура.
Спотыкающийся, корчащийся человек.
Тема: «Пророк» М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина. (10 класс)
*
Пушкин
Лермонтов
Преображение человека в пророка
Мир отвергает пророка для службы человечеству
Ясный гармоничный мир
Мир страданий и слёз
Богатство, разнообразие мира
Контраст света и тени, добра и зла
Торжество настоящей и будущей жизни
Отрицание жизни, несмотря на утверждение высших ценностей
*
Синквейн
Тема: Россия в лирике С.Есенина. (11 класс)Россия. Бесконечная, огромная. Верит, страдает, любит. Россия, страдая, любит всех. Матушка.
Тема: Любовная лирика А.С.Пушкина. (9 класс)Любовь.Таинственная, многогранная.Страдает, верит, прощает.Жертвует ради любимого человека.Свет.
(Плюс –Минус –Интересно)
«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»«?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»
*
*
«Корзина» идейТема: Типы речи. (5 класс)
«Корзина» позволит вызвать «на поверхность» имеющиеся знания, активизировать учащихся для дальнейшей работы. Алгоритм работы:- Учитель задаёт прямой вопрос: «Что вы знаете о типах речи? - Сначала каждый вспоминает и записывает в тетради всё, что знает или делает какие-то предположения по теме. (1-2 мин.) - Затем идёт обсуждение информации в парах или группах (не более3 мин.).- Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно свойство или предположение, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).- Все сведения кратко записываются учителем в «корзине» идей (без комментариев).- Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.Например, предположения пятиклассников на уроке по теме «Типы речи».Повествование:- о чём-то повествует;- какая-то повесть;- рассказывает о чём-то;- разговор, диалог, монолог.Описание:-описание предметов, природы, сюжета, картины, людей;-как выглядит, внешность, возраст.Рассуждение:-думать о чём-то;-объяснять, уточнять что-то.
Инсерт (условные значки)
*
V(осознать новые знания)
+(исправить неверные предположения)
-(исправить неверные предположения
?(побудить дальнейший интерес к теме)
Я это знал
Это для меня абсолютно новое
Это противоречит тому, что я знал
Я хочу знать об этом больше
Сама ТЕМА - это «ствол дерева»«Листочки» - это ПРОГНОЗ«Веточки» - это АРГУМЕНТЫ, обоснования прогнозов
«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
Ромашка Блума
Простойвопрос
Уточняющийвопрос
Оценочныйвопрос
Творческийвопрос
Вопросинтерпретация
Практическийвопрос
?
Ромашка Блума
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памятиУточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на урокеТворческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
*
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
*
«толстые» вопросы
«тонкие» вопросы
Дайте три объяснения, почему…?Объясните, почему…?Почему вы думает6е…?Почему Вы считаете…?В чем различие…?Предположите, что будет, если…?Что, если…?
Кто…?Что…?Когда…?Может…?Будет…?Мог ли…?Как звать…? Было ли…?Согласны ли Вы…?Верно ли…?
*
Итоги успеваемости по литературе по годам.
*
год
класс
СОК %
Успеваемость %
Успешность %
2007-2008
5
77
100
90
2008-2009
6
75
100
84
2009-2010
7
70
100
50
год
класс
СОК %
Успеваемость %
Успешность %
2008-2009
5
70
100
82
2009-2010
6
70
100
82
Итоги успеваемости по литературе в 2010-2011 уч. году.
*
четверть
класс
Успеваемость %
Успешность %
1
8
100
55
2
100
55
3
100
52
четверть
класс
Успеваемость %
Успешность %
1
7
100
69
2
100
69
3
100
80
четверть
класс
Успеваемость %
Успешность %
1
7, 8
100
61
2
100
61
3
100
64
*
РЕЗУЛЬТАТЫ:
изменила отношение детей к уроку литературы (после изучения произведения какого-либо автора ученики идут в библиотеку и продолжают самостоятельно знакомиться с творчеством писателя);повысила познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);развила положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;изменила у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности);смогла мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру);смогла создать атмосферу доверия, сотрудничества, выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;ребята участвуют в конкурсах, общешкольных мероприятиях, применяя умения и навыки, полученные на занятиях по программе Intel «Путь к успеху», также применяют умения и навыки на других предметах.
*
*

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решен...

Использование инновационных методов оценивания качества образования на уроках русского языка и литературы

Считаю необходимым использовать в своей работе инновационные методы оценивания качества образования на уроках русского языка и литературы, такие как рейтинговая система оценивания, тесты, безотметочна...

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В статье представлен материал  из опыта работы по применению ЛОП (личностно ориентированного подхода в обучении). На сегодняшний день актуальной потребностью нашего времени, времени сотворчества ...

«Современный урок. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы»

laquo;Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»    Александр Пятигорский...

Доклад: "Системно-деятельностный подход в обучении на уроках русского языка

Системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании  человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего. Он нацелен на развитие личности, на формирование...

Инновационные технологии как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы

Статья, освещающая современные инновационные педагогические технологии...

Методический семинар "Пути реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы"

Методический семинар "Пути реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках  русского языка и литературы"...