Здоровьесберегающие технологии
методическая разработка по теме

Барадулина Татьяна Александровна

Данная папка содержит в себе различные виды упражнений которые можно применять на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc384.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

Воспитатель: Барадулина Т.А.

Применение здоровьесберегающих технологий

Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие и работоспособность.

Во время занятий значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы работающей руки. Правильный подбор 3-4 физкультминуток значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся. Проведение физкультминутки во время занятий  имеет и оздоровительную направленность, являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает появление сколиоза.

  Физкультминутка состоит из комплекса, включающего 3-4 упражнения на потягивание, упражнения для рук, туловища, ног, головы. Упражнения эти простые, не требуют сложной координации движения. В зависимости от видов деятельности их можно выполнять сидя, стоя. Продолжительность – 1-2 минуты. В осеннее-весенний период физкультминутка проводится при открытой форточке. Дети очень любят эти физкультминутки.

  Эти упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Такие физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой.

физкультминутки в стихах:

       «Буратино потянулся,            

 Раз – нагнулся, два – нагнулся,

 Руки в стороны развел,         

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

 Нужно на носочки встать»

«Ветер дует нам в лицо,          

  Закачалось деревцо,                

  Деревцо все выше, выше,        

  А ребята – тише, тише»              

                                             

«Раз, два – выше голова

 Три, четыре – руки шире

 Пять, шесть – всем присесть

 Семь, восемь – встать попросим

 Девять, десять – тихо сесть

«Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!

  Раз – росой она умылась, два – изящно покрутилась,

  Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!»

   Опорно – двигательный аппарат продолжает интенсивно формироваться. Результатом этого является осанка. Осанка – это приобретение человеком в ходе роста и развития привычное, непринуждённое положение тела. Мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, обычно развиты слабее. Поэтому неправильная, вынужденная поза во время школьных занятий способствует прогрессированию нарушений опорно – двигательного аппарата. Несоблюдение гигиенических норм, неправильная посадка, не соответствие возрасту физические нагрузки могут легко привести к нарушению осанки, связанным с чрезмерным увеличением или уменьшением выраженности изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах. Серьёзным нарушением является сколиоз, при котором искривление позвоночника сопровождается смещением, поворотом и деформацией позвонков.

    Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется в двух направлениях – это создание оптимальных гигиенических условий и в то же время проведение упражнений в течение дня.

Упражнения на профилактику нарушений осанки:

    Ходьба.

         а\ на месте;

         б\ на носках, руки вверху;

         в\ на пятках, руки за головой.

                   Мы проверили осанку

                   И свели лопатки.

                   Мы походим на носках,

                   Мы идём на пятках.

    Котик.

                   Лучик котика коснулся,

                   Котик сладко потянулся.

    Самокоррекция.

Построиться в колонну. Раз – посмотреть налево; два – направо. Подровняться.

                   Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.

                   Смотрим влево, смотрим вправо.

                   Спинка ровная у нас,

                   А осанка – высший класс.

    Ёлочки.

«Ели» -стоя на носках, руки вверх.

«Ёлки» - руки в стороны, ступни ног прижаты к полу.

«Ёлочки» - присесть, руки вперёд.

Следить за спиной, спина прямая.

                   Есть в лесу три полочки-

                   Ели – ёлки – ёлочки.

                   Лежат на елях небеса,

                   На  ёлках – птичьи голоса,

                   Внизу на ёлочках – роса.

    Кузнечики.

Спина прямая, руки на поясе.

                   Поднимайте плечики,

                   Прыгайте, кузнечики!

                   Прыг – скок, прыг – скок!

                   Сели, травушку покушали,

                   Тишину послушали.

                   Выше, выше высоко!

                   Прыгай на носках легко!

    Аист.

Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают  то правую ногу, то левую, согнутую в колене. И так же плавно опускаются.

                   -Аист, аист длинноногий,

                   покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

                   -Топай правою ногою,

                   Топай левою ногою,

                   Снова - правою ногою,

                   Снова – левою ногою.

                   После -  правою ногою,

                   После – левою ногою,

                   И тогда придёшь домой.

    Зимняя зарядка.

Следить за положением туловища и рук.

                   Чтобы сильным стать и ловким,

                   Приступаем к тренировке.

                   Носом вдох, а выдох ртом.

                   Дышим глубже, а потом

                   Шаг на месте, не спеша.

                   Как погода хороша!

                   Не боимся мы пороши,

                   Ловим снег – хлопок в ладоши.

                   Руки в стороны, по швам.

                   Хватит снега нам и вам.

                   Мы теперь метатели, бьём по неприятелю.

                   Размахнись рукой – бросок!

                   Прямо в цель летит снежок.

    В лесу.

Ноги на ширине плеч.

Руки на поясе. Шаги на месте, следить за положением туловища. Присесть, касаясь руками пола, смотреть вперёд.

                   Мы шли, шли, шли.

                   Земляничку нашли.

                   Сели, поели и опять пошли.

Упражнение повторяется 3-4 раза, меняются только названия ягод.

                    Мы шли, шли, шли,

                   Наконец, домой пришли.

  На занятиях используют игры на внимание и физкультминутки для профилактики заболеваний органов зрения (зарядка для глаз), массаж активных точек на лице и пальчиках: «Водичка, водичка…», «Пальчики» и др. («Мои первые прописи», О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, 1 класс)

Пальчиковая гимнастика

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке будут буковки писать.

Идет по парте человечек, переставляет ножки.

А если ножки смотрят вверх, что получилось? Рожки!

Мы пришли смотреть балет, гаснет в зале верхний свет.

Ах, какой балет хороший! Мы похлопаем в ладоши!

Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.

Наши пальчики согнем и другой рукой согнем.

Раз, два, три, четыре, пять – будем сверху нажимать.

Наши пальчики сцепились и тянулись, и крутились.

Каждый хочет победить и награду получить.

А теперь одну ладошку развернем наоборот

И похлопаем немножко – пусть другая отдохнет.

Руки вытянем вперед, а потом свои ладошки

Развернем наоборот и похлопаем немножко.

Вот идет по полю гусь. Он не страшный, ты не трусь.

Он тебя совсем не тронет, только клюв к земле наклонит.

В парке есть глубокий пруд, караси в пруду живут.

Чтобы стаю нам догнать, нужно хвостиком махать.

«Я сильней наверняка!» - молвит правая рука.

«Почему же? Вот и нет!» - спорит левая в ответ.

Пара ножниц есть у нас, пригодятся нам не раз.

Кто из нас такой отважный, что разрежет лист бумажный?

Вася, Петя, Миша, Боря сели рядом на заборе.

Малыши сидят, мечтают, вместе ножками качают.

   Веселые стихи помогают учащимся снять моральное напряжение, пальчикам – дать полноценный отдых.

   Пальчиковая гимнастика приносит и огромную пользу. На пальцах и ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся.

    Здравствуйте.

         Дети поочерёдно касаются подушечками пальцев каждой руки большого пальца этой же руки.

         Подушечками пальцев одной руки дети поочерёдно касаются подушечек пальцев другой руки

    Лесная история.

         Выбежали зайки на поляну. Прыг-скок, прыг-скок.

Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте, изображая зайчиков.

         Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно.

Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты.

         Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостом она заметала следы.

Дети имитируют движения хвоста, покачивая кистью то в одну, то в другую сторону.

         Зайцы увидели её и бросились врассыпную.

Ударами сразу всех пальцев обеих рук дети имитируют заячьи прыжки.

    Солнышко.

         Как светит солнышко летом ?

Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони.

         Как светит солнышко осенью?

Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты.

         Как светит солнышко зимой?

Пальцы собираются в щепотку.

    Моем ручки.

Дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук.

    Волны.

Пальцы сцеплены в замок. Поочерёдно открывая и закрывая ладонь, дети имитируют движение волны.

    Ребро, ладонь, кулак.

Дети работают обеими руками одновременно. Поочерёдно на парту кладут ребро ладони, открытую ладонь и кулак.

    Семья.

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Локти стоят на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, поднимая по одному пальчику.

         Этот пальчик – бабушка.

         Этот пальчик – дедушка.

         Этот пальчик -  папа.

         Этот пальчик – мама.

         Этот пальчик – я.

         Вот и вся моя семья.

    Ёлка.

         Ёлка быстро получается,

         Если пальчики сцепляются.

         Локотки ты подними,

         Пальчики ты разведи.

Пальцы сцепляются в замок. Затем пальцы поднимаются вверх и опускаются вниз. Получается ёлочка.

    Солнечные зайчики.

         Мы писали, мы писали,

         Наши пальчики устали.

         Вы скачите, пальчики,

         Как солнечные зайчики.

         Прыг-скок, прыг-скок,

         Прискакали на лужок.

         Ветер травушку качает,

         Влево, вправо наклоняет.

         Вы не бойтесь ветра, зайки,

         Веселитесь на лужайке.

Дети придумывают на каждую строчку жесты, изображающие движения зайчиков.

    Домик.

         Раз, два, три, четыре, пять.

Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.

         Вышли пальчики гулять.

Ритмично разжимаем все пальцы вместе.

         Раз, два, три, четыре, пять.

Поочерёдно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.

         В домик спрятались опять.

Возвращаются в исходное положение.

    Ручки. 

         Где ладошки - тут? Тут.

Дети показывают открытые ладошки.

         На ладошках – пруд? Пруд.

Хлопают в ладоши. Потом на каждую строчку стихотворения массируют каждый пальчик.

         Палец большой – гусь молодой.

         Указательный палец – поймал.

         Средний палец – пощипал.

         Этот пальчик – печь топил.

         Этот пальчик – суп варил.

         Полетел гусь прямо в рот. Вот.

Очень важно на занятиях делать гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, гимнастика для улучшения слуха.

 Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.

      Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. Близорукость у детей является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях и теряет способность к чёткому видению отдельных предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями школьного обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем: необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ


Домик

Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Очки

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

Флажок

Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Лодка

Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Пароход

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Стул

Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

Стол

У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

Грабли

Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя


Цепочка

Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Скворечник

Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

Шарик

Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.

Елка

Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

Корзинка

В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.

Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.

Колокольчик

Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.

Собака

У собачки острый носик,
Есть и шейка , есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Кошка

А у кошки ушки
Ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

Мышка

Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Зайка и ушки

Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный пальцы. Ими шевелить в стороны

Зайчик в норке

У елки на пригорке
Спрятался зайчишка в норке.

Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.

Зайка и барабан.

Зайка взял свой барабан
И ударил трам - трам - трам.

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

Лошадка

У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

Зайка и зеркало

Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

Коза

У козы торчат рога,
Может забодать она.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

Гусь

Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

Петушок

Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.

Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Курочка

Курочка прыг на крыльцо:
Я снесла тебе яйцо.

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

Осы

Осы любят сладкое, к сладкому летят.
И укусят осы, если захотят.

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны.

Жук

Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

Птенчики в гнезде

Птичка крылышками машет
и летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
где она взяла зерно.

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Краб

Краб ползет по дну,
Выставив свою клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

Замок

Пальцы сплетем и замок мы получим.
Повторим еще, и получится лучше.

Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.

Слон

В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.

Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

Дерево

У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Птичка

Пальчики - головка,
Крылышки - ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.

Филин

Сидит филин на суку
И кричит бу - бу - бу - бу.

Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос).

Волк и лиса

Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.

Волк.
Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки" - верхнюю и нижнюю челюсти.

Лиса.
Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.

Крокодил.

Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зеленый весь, как тина,
От макушки до хвоста.

Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и без

Зрительная гимнастика

        1.  Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

    2. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

    3. Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

4. Рисование носом.

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

    Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает плодотворное воздействие на органы зрения.

Упражнений для развития слуха

    1. Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.

    2.   Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

    4. Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.

    5. Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз.

    6. Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.

    7. Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.

    8. теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).

 

       При выполнении дыхательных упражнений следует обратить внимание на то, что ребёнок в силу анатомических особенностей почти не может увеличить объём каждого отдельного вдоха, поэтому усиление газообмена обеспечивается значительным учащением дыхания. Физические упражнения, подвижные игры, дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, окне, фрамуге.

Дыхательные упражнения

    Чудо – нос.

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.

                   Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,

                   Как угодно.

                   Выполню задание,

                   Задержу дыхание…

                   Раз, два, три, четыре –

                   Снова дышим: глубже, шире.

    Охота.

Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи и т.д.)

    Ныряние.

Нужно два раза глубоко вдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребёнок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.

Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.

    Шарик.

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт -1, 2, 3, 4 – дети делают 4 глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.

    Скороговорки.

         -музыкальные.

После глубокого вдоха поётся любой слог. Важно стараться петь на одном дыхании и делать вдох лишь тогда, когда воздух полностью заканчивается.

         -речитатив.

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух заканчивается, ребёнок должен запомнить сколько Егорок он назвал.

    « На Егорке возле горки жили тридцать три Егорки : раз Егорка, два Егорка, три Егорка…»

    Каша кипит.

Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить 8 раз.

    Ветерок.

Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).

Можно взять полоску бумаги и дуть на неё легонько.

К одному из направлений здоровьесберегающих технологий можно отнести  ароматотерапию. Эту технологию можно использовать при профилактике простудных заболеваний. Во время эпидемий гриппа в классах и школьной столовой используются бактерицидные и противовоспалительные свойства некоторых растений (лука, чеснока). Во всех классах много комнатных растений, которые очищают воздух.

Большое внимание необходимо уделять рассаживанию учащихся. Рассаживая учащихся, принимать во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и склонность к простудным заболеваниям. Детей небольшого роста усаживать ближе к доске, более рослых – сзади. Один раз в месяц менять местами учеников, не нарушая принципов правильной осанки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски; во-вторых, создает более равномерные условия освещения.

Су-Джок


      В конце XX века мир облетела сенсационная весть. Профессор сеульского национального университета Пак Чже Ву, 30 лет своей жизни посвятивший изучению восточной медицины, разработал оригинальный метод самоисцеления, получивший название «Су-Джок» (в переводе с корейского «су» — кисть, а «джок» — стопа). С его помощью можно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача. Главное же заключалось в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести организму человека никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата.


Основные системы соответствия
Основными называются системы соответствия, в которых все тело целиком проецируется на кисть или стопу. При этом большой палец соответствует голове, ладонь и подошва туловищу, III и IV пальцы кистей и стоп соответствуют ногам, а II и IV пальцы кистей и стоп - рукам.

При поиске точек соответствия кисть располагается ладонью вперед. Указательный палец правой кисти и мизинец левой кисти соответствуют правой руке. Средний палец правой кисти и безымянный палец левой кисти соответствует правой ноге. Безымянный палец правой кисти и средний палец левой кисти соответствуют левой ноге. Мизинец правой кисти и указательный палец левой кисти соответствуют левой руке. Возвышение ладони у основания большого пальца соответствует грудной клетке, а ладонь в целом соотносится с областью живота.

Система соответствия стопы основана на тех же принципах, что и основная система соответствия кисти.
Стопа по строению подобна кисти, кисть подобна телу. Поскольку стопа при движениии подвергается значительной естественной стимуляции, система соответствия, расположенная в ней, особенно эффективна.
И кисти, и стопы — единственные части человеческого тела, для которых такое структурное подобие характерно. Они являются, по мнению самого автора системы Су Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Эти лечебные системы функционируют, как своего рода маленькие клиники, естественным образом излечивающие болезни тела». На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела.
 

Преимущества
Метод включает в себя несколько направлений: диагностику, лечение, профилактику и оздоровление. Неоспоримыми достоинствами Су-Джока являются:
  Высокая эффективность - при правильном определении точек воздействия эффект наступает в течение нескольких минут.
  Полная безопасность - неправильное применение метода не вызывает побочных реакций и осложнений.
  Простота применения. - ваша рука и знания всегда с вами. А подходящий инструмент для проведения лечения вы без труда найдете.
  Универсальность — лечению поддаются буквально все болезни, особенно в комплексе с традиционными фармакологическими методами лечения, в несколько раз увеличивающими его результативность.

 

Игровые упражнения для развития мелкой моторики с использованием «ёжика» Су Джок:

 

Вот помощники мои

Вот помощники мои.

(показать пальцы)

Их, как хочешь поверни.

По дорожке белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

(шариком провести по руке, до локтя)

Чок, чок, чок,

Чок, чок, чок –

Скачет резвый табунок.

(повторить с другой рукой)

 

На лужок

На лужок пришли зайчата ,

Межвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

(поочередно надеваем кольцо на каждый палец)

На зеленый ты лужок

Приходи и ты, дружок!

(катаем шарик по ладошке)

 

Капустка

Мы капустку рубим, рубим,

(ребром ладони стучим по шарику)

Мы капустку солим, солим,

(подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы капустку трем, трем

(потираем ладошками о шарик)

Мы капустку жмем, жмем.

(сжимаем шарик в кулачке)

 

Рыбки

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

(перекидывать шарик из руки в руку)

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

(сжимать, разжимать шарик в кулачке)

 

Игрушки

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(поочередно катаем шарик Су Джок к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

 

Вот все пальчики мои

Вот все пальчики мои

Их, как хочешь, поверни-

И вот этак, и вот так,

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не сидится им опять. Постучали,

(постучать пальцами о шарик)

Повертели (повертели шарик на ладошке)

И работать захотели.

Дали ручкам отдохнуть,

А теперь обратно в путь.

Информационные ресурсы

Ильющенков В.В. Берсенева Т.А. Здоровье и образование.-СПб., 1993.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

Попов С.В. О физическом благополучии школьников.- СПб.: Союз,1997.

Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе» - М.: АРКТИ, 2005

Советова Е.В. «Оздоровительные технологии в школе» - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

Ткачёва В.И. Играем каждый день// Методические рекомендации.-Мн.: НИО,2001.

Цыбина С.А. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» - Волгоград: Учитель, 2009.

Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов)  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)

Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...