"Разноцветный мир детства"программа по воспитательной системе Центра внешкольной работы
рабочая программа по теме

Федосеева Светлана Николаевна

построение воспитательной работы в дополнительном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetlana_nikolaevna.docx559.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы

 воспитательная система

Центра внешкольной работы

.

Составила: педагог - организатор

Светлана Николаевна Федосеева

п. Шолоховский

2011г.

                                                   Содержание

Пояснительная записка                       …………………………………3

Ценностно-смысловое ядро воспитательной работы

педагога дополнительного образования детей………………………4

Возраст детей, участвующих в воспитательной работе и сроки

реализации воспитательной работы                ………………………..4

Принципы, положенные в основу массовых мероприятий  ………..4

Механизм реализации воспитательной работы  ………………….....5

Критерии эффективности воспитательной работы объединения   ...5

Направления воспитательной работы  ………………………………5

Мониторинг результативности воспитательной работы педагога

дополнительного образования детей ………………………………19

Критерии и способы изучения эффективности

воспитательной работы учреждения ……………………………    20

Ожидаемые результаты                     ………………………………….     20

Анализ воспитательной работы по направлениям    …………   21

13.Взаимодействие с образовательными учреждениями…………… 25

14 Заключение                                 …………………………………     27

15 Список литературы                 …………………………………    28

     

        Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации. 

Пояснительная записка

Свой путь на работу я называю  «дорогой приветствий».  Я улыбаюсь  всем детям, которые встречаются, а они здороваются и улыбаются мне в ответ. Я знаю, что в Центре внешкольной работы меня уже ожидают  любимые  воспитанники. Они торопятся рассказать о том, что было без меня, чему я не была свидетелем, перебивают друг друга.  Дети  хотят поделиться всеми  новостями,  что у них появились, о том, что их озадачило.

Значит, все это время я незримо была с ними. Еще А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что  воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет».

Чтобы увидеть свои недостатки и начать исправлять их, стоит заняться воспитанием других, а «…исправлять самого себя и есть наилучшее средство воспитывать детей …»- утверждал Л.Н. Толстой. Это долгий процесс, так как «…вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно воспитание» (К.А. Гельвеций).

Итак, воспитание начинаем с себя!

Методом проб и ошибок я создала свое понимание о системе воспитания в УДО.   В этом мне помогли  труды корифеев воспитания: Януша Корчака, А.С.Макаренко, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и других, я начала задумываться о сущности воспитания. А исповедуя «10 нельзя В.А. Сухомлинского , «10 заповедей воспитания» В.А. Караковского, заповеди от Светланы Казеновой, читая многочисленные работы Н.Е. Щурковой, Е.А. Ямбурга, И.Д. Демаковой,

В основе моего понимания - всем известное понятие о воспитании как о целенаправленном управлении процессом развития личности (Х. Лийметс). Чтобы этот процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера, так называемое «гуманистическое пространство детства» (И.Д. Демакова).

Я сначала четко представляю, чего же я хочу добиться от детей на данном этапе времени, какими я хочу увидеть их в конце года, что я могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать.

Многолетний опыт   работы в должности педагога- организатора позволил  мне описать организацию всей воспитательной работы  с обучающимися Центра внешкольной работы  в программе «Разноцветный мир детства».

Ценностно-смысловое ядро воспитательной работы в ЦВР

Цель воспитательной работы в УДОсоздание единого воспитательного пространства на основе  интеллектуального развития, профессионального самоопределения и образовательно – развивающей деятельности.

Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить

 задачи:

создать условия для интеллектуального, эстетического, физического, коммуникативного, самовыражения личности учащегося;

    -     изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики детей;

воспитывать в детях взаимоуважение  (взаимопомощь, взаимоотношения, доброе отношение друг к другу);

воспитывать бережное отношение к природе;

развивать творческую деятельность;

развивать активную жизненную позицию ребенка;

поиск, инновационные разработки и применение гуманистических, личностно- ориентированных, гибких, вариативных взаимодействующих педагогических технологий, форм и методов воспитания.  

Приоритетным видом деятельности в  моей воспитательной работе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность воспитанников, причем не зрительская, а деятельная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства».

Самооуправление.  Дети младшего школьного возраста  очень любят выполнять  различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Старшие стремятся организовать и руководить сами, быть лидерами в различных делах.

Возраст детей  и

сроки реализации воспитательной работы

 Моя воспитательная работа  ориентирована на все возрастные группы воспитанников и  коллектив родителей УДО.

Основными исполнителями мероприятий воспитательной работы являются педагоги, воспитанники  и их родители.

Принципы, положенные в основу массовых мероприятий

принцип информационной насыщенности, предполагает наличие исторических, краеведческих, культурных, этнических, научно-технических и других сведений и факторов;

принцип диалогичности, предусматривает равноправное взаимодействие взрослых и детей;

принцип вариативности, предполагает использование различных форм работы.

Механизм реализации воспитательной работы

Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

При планировании работы я стараюсь  учитывать традиционные мероприятия,  связанные с юбилейными и государственными датами. Воспитательная работа ЦВР отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Критерии эффективности

воспитательной работы

    .   сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности обучающегося;

проявление индивидуальности каждого воспитанника и педагога в целом;

сформированность коллектива в объединениях ЦВР 

                          НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЦВР

1.Интеллектуальное направление

Цель: оказание помощи обучающимся в развитии, способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Задачи: 

Определить круг реальных  возможностей обучающегося и зону его ближайшего развития.

Создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии.

Формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность.

Формы реализации: 

Воспитательные мероприятия;

доклады и сообщения обучающихся;

участие в  конкурсах.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана эта деятельность. Она  предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

2.Валеологическое  направление

Цели:

1.Использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения;

2. Обучение правилам безопасного поведения обучающихся на улице и на проезжей части дороги;

Задачи: 

Формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу.

Познакомить обучающихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте, на природе.

Познакомить обучающихся с дорожными знаками, сигналами светофора.

Формы  реализации

1 Спортивные праздники и соревнования.   Проведение игр на местности «Учимся выживать»,- спортивной эстафеты «А ну-ка, парни!» и др.

     2. Проект «Модно быть здоровым»

Программа организации мероприятий

в проекте « Модно быть здоровым»

Мероприятия

Срок проведения

участники

1.

«Школа здоровья»:

Актуальные вопросы физического и психического здоровья подростков.

Основы здорового образа жизни.

Стресс. Его значение в жизнедеятельности человеческого организма.

Наркомания и токсикомания-  путь в никуда.

Алкоголизм- глобальная проблема современного общества.

Табакокурение и его вред.

ежемесячно

обучающиеся

2.

«Школа выживания»:

Какие права имеют дети?

Закон и подросток.

Ты и твоя страна.

Ты и правопорядок.

Ты и твой досуг.

Викторина «Я и мои права»

ежемесячно

обучающиеся

3.

Тренинг «Здоровое детство - здоровые дети»

Октябрь- ноябрь

обучающиеся, родители

4.

Тренинг «Умей сказать «Нет!»

апрель

обучающиеся

5.

Праздник «День здоровья»

апрель

обучающиеся, п.д.о.

6.

Правовой турнир

апрель

обучающиеся , п.д.о.

7.

«Веселые старты»

май

обучающ., п.д.о

8.

Игра «Наши семейные ценности»

февраль

обучающиеся , п.д.о.

 Актуальность обучения обучающихся основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений.

Задача педагога - систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данного проекта может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.

3.Нравственное направление

ЦВР работает по проекту года: «Воспитание  толерантной личности» и в рамках этой программы педагоги реализуют

 подпрограмму «Наш дом»

Цель: обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Данная программа направлена на то, чтобы открыть самый широкий простор для творческой деятельности воспитанников, сделать их жизнь богатой и многогранной.

Задачи: 

Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.

Формировать у обучающихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам.

Воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.

Развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием.

Формы реализации: 

Презентация «Россия, мы – дети твои!»

Воспитательные мероприятия:

круглый стол «Любовью и единством спасемся…(!?)»

родительское собрание «Молодежные субкультуры» с показом презентации

Реализация программы: «Край Донской, лазоревый»:

Мероприятия

сроки

ответственные

контроль

«Откуда мы родом»

Октябрь

Методист Орлова Н.В.

Педагог-организатор Федосеева С.Н.

Директор Аверьянова Л.С.

«Они хранили в жизни мирной привычки милой старины»

Ноябрь

Педагог-организатор Федосеева С.Н.

Директор Аверьянова Л.С.

«Праздник донской казачки»

Декабрь

Методист ЦВР Орлова Н.В.

Педагог-организатор Федосеева С.Н.

Директор Аверьянова Л.С.

«Бардовская песня», посвященная очередной годовщине вывода войск из Афганистана.

«Люби Дон, ибо он колыбель твоей свободы»

Февраль

Методист ЦВР Орлова Н.В.

Педагог-организатор Федосеева С.Н.

Директор Аверьянова Л.С.

«Прощай Масленица»

Март  

Методист ЦВР Орлова Н.В., педагог-организатор Федосеева С.Н.

Директор Аверьянова Л.С.

«…Человек, как дерево, как цветок, которые не могут цвести, плодоносить без корней. Воссоздавая самих себя в прошлом, в настоящем и будущем, мы как бы живем в этих трех измерениях. Кто я, откуда я, кто мои родители, сколько у меня бабушек и дедушек и кем они были? Каждый человек должен ощущать свои корни».

Реализация программы «Дорога в мир увлечений»

Система  ДО стирает границы между разными системами обучения, развития и воспитания. Объединяет всех ребят независимо от их чувственных способностей и возможностей, социального статуса и среды обитания. Оно позволяет раскрыть личностные возможности каждого ребенка и привить ему жизненно важные навыки социальной адаптации.

Данная программа рассчитана для работы с детьми школы- интерната п. Шолоховского. Эти дети имеют огромный опыт беды, неустроенности и безразличия к их судьбе со стороны самых близких людей или их нет вообще. За каждой маленькой жизнью - трагедия.

Ребенку нельзя помочь, просто накормив и согрев его, с ним происходит гораздо большая трагедия, чем голод, отставание в развитии и лишение каких- либо человеческих радостей: он не знает что такое любовь . потому что любви можно научиться только видя любовь в постоянном общении с любящими людьми. Каждому нужна пища для души, идеал, которому модно следовать, а ребенку лишенному естественного семейного тепла такой идеал нужен, как никому другому.

Цель программы - сформировать у детей наиболее важные умения и навыки, необходимые в самостоятельной жизни: самообслуживание и оказание первой медицинской помощи, ведение домашнего хозяйства, общения с людьми и культуры поведения; педагогическая помощь и поддержка педагогов ЦВР.

Занятия и мероприятия по программе  «Дорога в мир увлечений» самые различные, в зависимости от возраста воспитанников:  беседы, словесные пари, рассказы, экскурсии, конкурсы, тестирования, игры, КВН и др.

Я  считаю, что наши обучающиеся, пройдя курс обучения, развития и воспитания по программе «Дорога в мир увлечений», сформируют свое отношение к окружающему миру и получат представление о своем месте в этом мире.

 

Цикл бесед:

«Школа вежливости»

«О доброте и отзывчивости»

«Ты не один на свете»

Эти занятия представляют собой соединение нравственной беседы с играми. Разнообразные подвижные игры, психологические игры и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и научиться понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией. Полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов. Исполняя роли, дети передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки, предлагают позитивные модели поведения.

Гражданско – патриотическое направление

Реализация  программы «Мир вокруг нас»

Цель: формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. 

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания обучающихся;

утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

развитие у обучающихся потребности в познании культурно-исторических ценностей, стимулирование творческой активности;

привлечение обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Формы реализации:

1.Тематические беседы;

2.Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, с интересными людьми;

3.Конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам;

«Боль моя, Афганистан!»

Конкурс рисунков, газет, плакатов, посвященных знаменательным

датам:

Проведение занятий  памяти, вечеров -  встреч с фронтовой поэзией и военной публицистикой; исследовательские работы о героической обороне  городов, о мужестве выстоявших блокаду ленинградцев, о трудовом подвиге народа, о событиях в годы Великой Отечественной войны.

5.Экологическое направление

Программа экологического воспитания

«Мой край родной, чудесный»

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия. Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья. Активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой организованное педагогом, содержание знаний доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания культуры является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания школьников. Использование методов экологического воспитания в комплексе (совместная деятельность; наблюдения; метод моделирования; исследования) позволяют успешно решить задачи экологического воспитания школьников. Привлекая детей к тесному общению с природой, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение. Основными формами организации работы являются: - комплексные занятия, в которых учебная деятельность сочетается с практической; - организации поисково-самостоятельной деятельности; - совместная деятельность с педагогом; - самостоятельная деятельность в специально организованной развивающей среде. Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Она направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Я провела диагностику изучения мотивационной сферы обуч-ся: “Анкетирование”, диагностику изучения детского коллектива “10 моих Я” (см. Приложение «Я+»).

Цель – создание оптимальных условий для развития и самореализации учащихся, формирование позитивных жизненных ценностей в процессе экологической деятельности.

Ожидаемые результаты: Формирование экологической культуры. Готовность к активной природоохранительной деятельности.

 Методическое обеспечение:

1. Участие в обучающих семинарах, курсах повышения квалификации педагогов;

2. Создание методической копилки (фонотека, видеозаписи, игротека, программы, стенды).

 Практическая деятельность:

1. Проведение ежегодных акций и операций «Родничок», «Кормушка», «Саженец», «Чистый берег», «Цветок», «Птичий домик»;

2. Организация экологических троп, ботанических эстафет, субботников.

3. Улучшение санитарно-гигиенических условий в «Центре» (тепло, свет, мебель, оборудование);

4. Поддержка движений за экологическую безопасность;

 5. Диспут «В лесу родилась елочка».

 Научно исследовательская деятельность.

1. Разработка проектов по очистке рек в районе.

 Творческая деятельность:

1. Дни природы, экологические недели, месячники;

2. Конкурсы, викторины, КВН;

3. Конференции, фестивали;

4. Праздник осени, праздник урожая, новогодний праздник, день птиц;

Задачи:

Расширение знаний по экологии, географии, истории.

   Интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся.

   Расширение знаний об окружающем мире.

   Развитие творческой, познавательной и созидательной активности;

   Укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным и духовным развитием.

   Воспитание патриотизма посредством занятий краеведения.

   Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Формы реализации:

1. Участие в экологических  акциях, выставках, конкурсах.

2. Участие в делах УДОД.

3. Организация походов по родному краю

6. Здоровьесберегающие направление.

Программа «Мир во мне и я для мира»

Проблема сохранения здоровья обучающихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из ведущих направлений развития нации является сохранение и укрепление здоровья обучающихся. В проекте заявлено, что «здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность».

Здоровьесохраняющее образование возможно только при создании в образовательном учреждении благоприятной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей сохранение и развитие здоровья детей. Существенными признаками такой среды являются социально-медицинские, психофизиологические и педагогические условия. Единство названных условий во времени и образовательном пространстве позволяет относиться к сохранению и развитию здоровья обучающихся как целостному медико-психолого-педагогическому явлению.

Целью программы является выявление и оценивание проведенных педагогических действий, направленных на освоение и развитие процессов, проходящих при организации работы по сохранению здоровья участников педагогического процесса.

Задачи программы:

1.Обосновать педагогические условия и приоритетные подходы к формированию здоровьесберегающей среды ЦВР с целью сохранения и развития здоровья обучающихся.

2. Выделить факторы, влияющие на сохранение и развитие здоровья обучающихся.

3. Проанализировать эффективность модели здоровьесберегающей среды МБОУ ДОД ЦВР с целью сохранения и развития здоровья детей.

4. Разработать методические рекомендации по дальнейшему внедрению модели  здоровьесберегающей среды МБОУДОД ЦВР.

Программа формирования, укрепления и сохранения здоровья обучающихся осуществляется поэтапно.

      2012-2013г.г.- подготовительный этап, поисково-теоретический.

2013 -2014 г.г. - диагностический этап

2014 - 2015г.- этап внедрения, опытно-экспериментальный

      2015 - 2016г.г. - этап обобщения.

Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива МБОУ ДОД ЦВР

Органуправления

Мероприятия программы «Здоровье»

Сроки выполнения

2012-2013г.г.

2013-2014г.г.

2014-2015г. г.

Координационный Совет

1. Создание временной творческой группы по разработке Программы здоровьесбережения.

июнь 2012г.

-

-

2.Анализ влияния состояния здоровья обучающихся на качество знаний и уровень обученности.

-

январь 2013г.

январь 2014г.

3.Анализ эффективности занятий спортивного направления

апрель 2013г.

апрель 2014г.

апрель 2015г.

5. Итоговый анализ состояния здоровья обучающихся.

май 2013г.

май 2014г.

май 2015г.

 

Педагогический Совет

1.Обсуждение и принятие Программы здоровьесбережения.

август  2012г.

-

-

2.Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

-

январь 2014г.

-

3.«Аукцион» педагогических идей (здоровьесберегающие технологии).

-

-

октябрь 2014г.

4.Здоровьесбережение при применении ИКТ.

январь 2013г.

-

-

Методический Совет (рук. Метод

объединений, педагог- организатор, методист)

1.Обсуждение Программы здоровьесбережения.

август 2012г.

август 2013г.

август 2014г.

2.Составление плана работы с учетом внедрения здоровьесберегающих технологий.

август 2012г.

август 2013г.

август 2014

4.Методическая панорама «Здоровьесберегающие технологии».

-

-

март 2015г.

5.Организация методической недели «Обучение и воспитание с успехом».

апрель 2013г.

-

-

6.Мониторинг влияния состояния здоровья обучающихся на качество знаний по предметам.

июнь 2013г.

июнь 2014г.

июнь 2015г.

Организация старших воспитанников  во воспитательном мероприятии «Жизнь без вредных привычек».

в течение года

родительский комитет

1.Ознакомление родителей с деятельностью Центра по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни.

апрель 2013г.

апрель 2014г.

апрель2015г.

2.Круглый стол «Здоровье наших детей».

-

ноябрь 2013г

.

3.День семьи «Папа, мама и я – спортивная семья».

Ежегодно (март)

4.Ознакомление родителей с различными оздоровительными системами.

-

-

ноябрь 2014г.

5.Анализ результатов работы ЦВР по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни.

май 2013г.

май 2014г.

май 2015г.

Педаг-организатор

1.Разработка анкет и проведение анкетирования по определению самочувствия обучающихся в ЦВР.

сентябрь2012г.- май 2013г.

Сентябрь

2013г.-

 май 2014г.

сентябрь2014г.- май 2015г.

2.Комплектование полного пакета документов по реализации Программы здоровьесбережения.

ноябрь 2012г.

-

-

3.Подготовка памяток для обучающихся по формированию здорового образа жизни.

-

март 2014г.

-

7.Трудовое направление

Формируется в процессе подготовки и уборки своих рабочих мест, посадкой растений, подготовки к соревнованиям, выставкам и другим мероприятиям различного уровня.

1

Проведение конкурса на самый чистый и уютный кабинет

Завхоз, методист, педагог- организатор

2

Ремонт мебели в кабинетах

Педагоги дополнительного образования, заместитель директора по АХЧ

3

Благоустройство территории учреждения (озеленение, посадка деревьев)

Педагоги дополнительного образования, методист.

8.Досуг

       Цель: создание условий для проявления у  обучающихся  инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внешкольной деятельности.

В МБОУ ДОД ЦВР важным элементом досуга является программа «Каникулы». Цель программы –организация полноценного досуга детей, стимулирования здорового образа жизни у подрастающего поколения Задачи программы: 1. Обеспечивать досуг детей в дни школьных.    

Задачи:

Использование активных форм внешкольной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям.

Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

Формы реализации:

Участие в делах объединения.

Участие в мероприятиях УДОД.

Цикл мероприятий «Спешите делать добро».

День матери.

Праздник Осени.

Новогодний праздник.

«А, ну-ка, мальчики!».

Праздничный концерт для мам.

Итоговое занятие в каждом учебном году.

 Реализация проекта «Каникулы»

Работа в период каникул является  неотъемлемой частью системы учебно - воспитательного процесса учреждения ЦВР и строится с учетом разнообразных форм отдыха.

9.Работа с родителями

       Сделать родителей своими соучастниками всего педагогического процесса - важная и ответственная задача, требующая от педагога  большого терпения, такта и преданности делу. Правильно понимающий свои обязанности родительский коллектив- это большая опора, союзник и помощник учителя в учебно-воспитательной работе. Понимая и чувствуя важность помощи родителей, начала работу с установления и поддержания здоровой связи, взаимопонимания с родителями.

    Придерживаюсь “открытого” общения. Считаю, что родителей можно приглашать на занятия, мероприятия. Эта работа вошла в мою практику. Пусть родители убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе. Кроме мероприятий проводятся родительские собрания, посвященные определенной теме.  Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании обучающегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.

Принципы взаимной деятельности:

обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Моя деятельность, как педагога-организатора, с родителями обучающихся представлена следующими направлениями и формами:

1. Изучение условий семейного воспитания

2. Посещение семей и знакомство в естественной, неформальной обстановке, особенностей семейного воспитания.

Беседы, анкетирование родителей,  конкурс творческих работ обучающихся “Моя семья”, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

3. Информирование родителей о содержании учебно- воспитательного процесса в объединениях.

Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсуждение возможных путей реализации).

Информация об уровне сплоченности и организованности обучающихся в группах, их успехов и неудач. Приглашение на внеклассные мероприятия.

4.  Психолого- педагогическое просвещение родителей.

5.  Взаимодействие с родительским комитетом.

Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.

6. Совместная деятельность родителей и обучающихся.

Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.

7. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:

 на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи, записки извещения.

8.Взаимодействие с родителями:

дата

Наименование дел

сентябрь

род. собрание “ Давайте познакомимся”

анкетирование родителей

выборы род. актива и планирование его деятельности

формирование картотеки семей обучающихся.

октябрь

посещение семей обучающихся (по мере необходимости)

собрание род. комитета  “Наши общие дела”

день открытых дверей.

ноябрь

анализ работы за квартал.

род. собрание “ Цветы и Звезды”

посещение семей (по мере необходимости)

декабрь

выставка для родителей и обучающихся “Мы – люди творческие”

КТД “Новый год”

Посещение семей детей по необходимости

 январь

родительское собрание “Развитие познавательных интересов детей в семье”

зимние развлечения

февраль

праздник мужчин

тематическая консультация для родителей мальчиков “В семье растет сын”

март

праздник мам и бабушек

тематическая консультация для родителей девочек “В семье растет дочь”

апрель

выставка лучших работ обучающихся.

род. собрание “Традиции семейного чтения”

май

подготовка благодарственных писем

приглашение ветеранов ВОВ, тружеников тыла

июнь

благоустройство закрепленного участка

выезд в лес.

    Установление тесного контакта со всеми родителями позволяет правильно оценить характер влияния семьи на личность ребенка, выявить тенденции развития личности, обусловленные этим влиянием, определить положительные и слабые стороны семейного воспитания, найти формы и методы индивидуальной помощи каждой семье.                                                                                

 Формы  взаимодействия:

анкетирование родителей;

индивидуальные беседы;

проведение консультаций на разнообразные темы;

оформление уголка сменной информации для родителей (памятки для родителей, информационные объявления, тематические стенды);

родительские собрания;

наглядные формы пропаганды.

Задачи взаимодействия:

формирование активной педагогической позиции родителей;

вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

активное участие родителей в воспитании детей.

10.Профилактическая работа

Т. Шибутани «Личность социализирована… когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциальных норм…»

И.С. Кон «…социализация наряду с воспитанием включает в себя и ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества»

А.В. Мудрик «Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех

 Реализация проекта по управлению социализацией детей и подростков «Дорога в мир увлечений!»,  особенности проявлений подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, и, прежде всего, изменением места ребенка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование этого возраста, как самосознание.

Характерной чертой самосознания является проявление у подростка способности  и  потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Прежде всего-  это  повышенные требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди подростков, все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Так, у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые, в отличие от образцов детей младшего школьного возраста, представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе. На определенном этапе развития прежнее место, занимаемое ребенком в системе окружающих его человеческих отношений, осознается им как не соответствующее его возможностям, и он стремится изменить его. Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже определившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. (план по работе с детьми «группы риска», а также с «одаренными и талантливыми детьми прилагается)

Мониторинг результативности  воспитательной работы

педагога - организатора дополнительного образования детей

Отследить результативность моей воспитательной работы  можно:

-Дела (работа) в объединениях – педагоги  планируют мероприятия, которые будут проводить в объединении.

-Дела (работа) в УДОД – составляется мной совместно с педагогом ДО; участие в мероприятиях УДОД.

-Работа с родителями -  планирование родительских собраний, оформление информационного стенда «Родительский уголок», индивидуальные встречи и консультации, посещение родительских собраний в школах.

    2. В течение года педагогом дополнительного образования детей ведется

« Портфолио».

    3.В конце учебного года педагог дополнительного образования  детей пишет

« Анализ воспитательной работы в объединении за учебный год».

   4. Мной, как педагогом-организатором, в течение года заполняется таблица « Участие в мероприятиях»

5. Педагог может делать коллажи  своих участий в мероприятиях.  Коллаж, отражает: в  каком мероприятии, какого уровня, в каком году  участвовал педагог, фотографии работ, результат  участия.  

Критерии и способы изучения эффективности

 воспитательной работы ЦВР

Критерии эффективности   воспитательной системы  следующие:

сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности учащегося;

развитость креативных способностей учащихся;

проявление индивидуальности каждого ученика и объединения в целом;

сформированность объединения.

В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса, такие как:

методики для исследования развития познавательных процессов личности учащегося;

социометрические методы;

тесты «Цветок настроения», «Теплые ладошки» и др.

сочинение-рассуждение, «Каким я стал за этот год и почему»; «Чем запомнился этот год» и т.д.

анкета «Я и педагог»;

и другие.

Перечисленные методики позволяют мне получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности обучающихся и сформированности коллектива объединения.

Ожидаемые результаты

формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое в жизни и искусстве;

формирование нравственных и деловых качеств;

гражданская сознательность;

укрепление здоровья;

трудовая активность;

формирование нравственно – целостной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек.

Анализ воспитательной работы по направлениям:

  Интеллектуальное

Диаграмма  « Участие в мероприятиях интеллектуального уровня»

 

   Из данных диаграммы можно сделать вывод, количество  участий в мероприятиях  интеллектуального уровня увеличилось. Если  в начале исследуемого периода проектной деятельностью занимались 2% обучающихся, то в текущем учебном году их уже 15%. Значительно вырос процент детей, участвующих в интеллектуальных марафонах, познавательных экскурсиях, викторинах различного типа.

 Валеологическое

Диаграмма «Спортивная жизнь»

Из диаграммы видно, что за последние три года возросло количество объединений и обучающихся в спортивных и оздоровительных мероприятиях, соревнованиях различного уровня.  

Диаграмма  «Мониторинг пропусков занятий по болезни»

Из диаграммы видно:

Посещение занятий – 91% (+41%)

Пропуски занятий  1 – 2 раза – 5% (-34%)

Более 3 раз – 4% (-7%)

     Вопросам профилактики наркомании, табакокурения посвящены беседы, диспуты.  Проведена беседа по профилактике курения с использованием ИКТ. Результаты проведенного анкетирования в объединении:

сколько курящих в классе -8,6%

из них девочек – 0%

курят ли родители  - 55%

легко ли бросить курить – 32%

куришь ли сам -19%

Диаграмма « Отношение к курящим...»

 

Положительно ответили – 23%  Отрицательно – 77%

Диаграмма «Отношение к курящим девочкам...»

Нравится, когда девочка курит – 4%    Не нравится – 96%

Диаграмма

« Что ты будешь делать, если твой друг или подруга пристрастились к курению?»

помогу бросить эту вредную привычку – 61%

сам попробую покурить – 2%

мне всё равно – 5%

нет таких друзей – 33%

    Анализируя работу по направлению « Валеолгическое»  на  ряду с положительными результатами определились недостатки:

Не все дети посещают спортивные секции;

Есть дети, которые уже пробовали курить;

   Исходя из выявленных проблем, на новый учебный год ставлю следующие задачи:

Включить  в план воспитательной работы разнообразные мероприятия по профилактике табакокурения учащихся;

активизировать  участие в спортивных праздниках родителей;

организовывать встречи с медицинскими работниками, пожарными, работниками ГИБДД.

Гражданско-патриотическое, правовое, нравственное

Диаграмма «Участие в мероприятиях Центра»

   Исходя их данных таблицы, можно сделать вывод, что в 2010-2011 учебном году общественная активность детей возросла (+ 38 %). На это повлияла  заинтересованность педагогов и  родителей в воспитании у детей активной жизненной позиции.

  Анализируя  работу по  направлению  «Гражданско-патриотическое, правовое, нравственное» можно увидеть много положительных моментов, но  выявились и  проблемы:

Недостаток знаний о родном крае, поселке;

У некоторых детей признаки агрессии;

Низкая активность некоторых детей.

Исходя из выявленных проблем, задачи на следующий учебный год таковы:

Организовать посещение детьми музея «Баян» МОУ СОШ  №8;

Вести работу по изучению законов Российской Федерации;

Включить мероприятия направленные на воспитание толерантной личности.

Экологическое

       Особая роль в работе по данному направлению принадлежит творческой деятельности, собственным наблюдениям.

    Проводился диспут «В лесу родилась елочка», где высказывались «за» и «против» вырубки деревьев к Новому году.

Диаграмма « Вырубка елок к Новому году»

      Анализ анкеты  показал, что  «за» вырубку елок – 19,2% учеников, «против» - 80,8%.

     Анализируя результаты работы по направлению  « Экологическое» определились проблемы:

Не все дети включаются в творческую деятельность;

Недостаточно знаний для исследовательской деятельности;

Нет заинтересованности  некоторых родителей.

Выявленные проблемы в новом учебном году помогут решить задачи:

Рекомендовать чтение детской литературы экологического содержания;

Вовлечение детей в исследовательскую деятельность;

Привлечение к творчеству детей и родителей.

 Работа с родителями

   Диаграмма  « Оценка родителей о совместно проделанной работе» 

Выявлены  проблемы:

Малый процент удовлетворенности работой объединения в вопросах здоровьесбережения;

Низкая активность родителей в организации внеклассных мероприятий;

Опираясь на данные, задачи на новый учебный год стоят следующие:

Организовать совместные мероприятия детей и родителей по профилактике здорового образа жизни;

Активное вовлечение родителей в воспитательный процесс;

Поиск новых форм работы с родителями.

 Взаимодействие с образовательными учреждениями.

Вывод

     Исходя из анализа  воспитательной работы за  три  учебных  года,  необходимо отметить положительные результаты работы по всем направлениям программы:

Наметилась динамика роста уровня воспитанности детей;

У родителей повысилась удовлетворенность воспитательным процессом;

Возросла творческая активность детей;

Снизилась заболеваемость детей;

Увеличилось количество детей, занимающихся спортом.

   Проанализировав, таким образом, воспитательную работу  2008-2011 уч.г.  следует      определить следующие задачи:

Продолжить работу  по направлениям программы;

Постоянно изучать интересы и потребности детей и родителей;

Усилить работу по формированию навыков самовоспитания и самовыражения;

Продолжить  формирование навыков здорового образа жизни;

Содействовать развитию творческих способностей личности каждого ребенка;

Способствовать формированию гражданственной позиции каждого школьника;

Заключение

Педагог всегда должен помнить слова В. Розова “Доброта – вещь удивительная, она сближает, как ничто другое, она тот язык, на котором всякий захочет разговаривать”. Я ни разу не пожалела, что стала педагогом. Это – моя жизнь, а дети – моя радость.

Совместной деятельности обучающихся и педагогов  я придаю особое значение. «От сотрудничества – к сотрудничеству!»- девиз моей работы. Поэтому ко всем делам в Центре внешкольной работы  привлекаются все педагоги, родители, учителя СОШ, работники культуры – ДК, музыкальной школы, коллеги из школы – интерната, ПТУ№68, дошкольных учреждений, Администрация Шолоховского городского поселения.

Для меня, как педагога - организатора, очень важно, какие взаимоотношения рождаются в процессе деятельности.  Результаты  работы отслеживаются, проводится  мониторинг  воспитанности, анализируются и диагностируются межличностные отношения.  В случае  необходимости сама оказываю помощь педагогам и привлекаю специалистов- психологов к этой работе.

 Я горжусь своей профессией – профессия нас возвышает.

Всякое дело – в интересах учащихся и ничего во вред.

Я считаю, что правильность педагогического диагноза – залог правильности действия на благо ребенка.

Уверена, если ты не воспитаешь себя, ты плохой педагог, но если ты воспитаешь только себя, ты вообще не педагог.

                           

Список литературы

Авалуев Н.Б. Критериальный подход к оценке эффективности воспитательной деятельности педагога. Дисс. канд. пед. наук. – СПб, 2003

Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995..

Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

Николсон Питер П. Толерантность как моральный идеал. Перевод с английского Я.Р. Абдуллина, М.Б. Хомякова. Перевод осуществлен по изданию: Nicholson P.P. Toleration as a Moral Ideal//Aspects of Toleration. Philosophical Studies / Ed. Be J. Horton and S. Mendus. L; N.Y., 1985.

Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

Подобед С.О. Проектирование и разработка инновационных программ.// Дополнительное образование и воспитание, - 2006 - №7.

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996.

Якунин В.А. Педагогическая психология: учебное пособие. – СПб.: Михайлов Полиус, 1998.

http://ichelovek.narod.ru/ 

http://www.vlivkor.com/2009/03/24/print:page,1,chto-takoe-tolerantnost.html 

Результативность воспитательной системы

Центра внешкольной работы

«Разноцветный мир детства»

                  Одним из показателей результативности является участие обучающихся в разнообразных мероприятиях, где особенно выявляется рост мастерства и творческих качеств детей, в отчётных концертах, показательных выступлениях, спортивных состязаниях, соревнованиях и др.

  В 2008-2010гг было проведено более 170 массовых мероприятий в рамках воспитательной программы Центра. Формы проведения самые разнообразные: праздники, конкурсы, игровые, концертные программы,  соревнования, турниры, военно-спортивная игра «Зарница» и др.

          Традиционными стали «Гостевые дни» в Шолоховском Доме престарелых и Шолоховской Школе-интернате. Одним из главных мероприятий была презентация ЦВР на момент празднования «Юбилей ЦВР -35». Весь коллектив проявил свою незаурядную активность, были показаны великолепные выступления объединений «Каблучок», «ТАКТ», «Родничок». Поразили своей творческой активностью наши прикладники, сделав выставку поделок для приглашенных гостей .

      По установившейся традиции  творческий коллектив ЦВР проводит массовые мероприятия, совместно с Белокалитвинским Советом ветеранов Афганистана (БГРОО «СВА») посвящённые очередной годовщине вывода войск из Афганистана «Боль моя – Афганистан».

 

               

     На высоком уровне прошли отчётные концерты вокальной группы «Родник», фольклорная группа «Ложкари» педагога Полупановой Е.В., также участие этого коллектива в других фестивалях на областном уровне. Этот коллектив очень любим всеми жителями п. Шолоховский, он пользуется особой популярностью на всех концертно-развлекательных программах, посвящённых различным праздникам, а особенно « Дню защиты детей», «Дню шахтёра» и т.д.

      В основе творческой деятельности педагогического коллектива Центра лежит принцип педагогического сотрудничества, что позволяет детям и педагогам в тесном творческом союзе организовывать мероприятия. При подготовке и проведении программ педагогический коллектив  использует различную методику КПД, которая позволяет организовать совместную деятельность детей и педагогов. Ребята ближе узнают друг друга, между ними зарождаются прямые дружеские отношения. Педагогический коллектив при подготовке этих мероприятий работает над достижением одной цели и решением единых задач.

       Традицией стало проведение совместных мероприятий для детей и родителей (праздничный утренник, день именинников, «Гостевой день»).

         Вовлечение детей и подростков в культурно-досуговую сферу деятельности педагогический коллектив ЦВР осуществляет с учётом разнообразных форм досуга,  используя инновационные педагогические технологии КТД (концертно-развлекательные, концертно-познавательные, интеллектуальные, беседы, лекции-концерты, конкурсы, игры, турниры, дискотеки и т.д.).

Название мероприятия

Уровень участия

Результат

1.

Проект «По управлению социализации детей и подростков «Дорога в мир увлечения»  

Областной конкурс представителей Администрации ОУ в номинации «Оптимальные модели работы с детьми  «группы риска»

Участие.

2.

Конкурс «Славен Дон» в рамках Всероссийского конкурса «Моя малая Родина».

Областной конкурс

6 грамот

3.

VIII Конкурс «Сердце отдаю детям»

Областной конкурс

грамота

4.

X Всероссийский фестиваль- конкурс патриотической песни «Я люблю, тебя Россия!»

Областной конкурс

лауреат

5.

Детская ярмарка ремесел (Региональный этап) «Содружество детей и молодежи Дона».

Всероссийский

Диплом, грамота

6.

Конкурс учреждений дополнительного образования

Областной

лауреаты

7.

«Боль моя, Афганистан»

Региональный фестиваль

грамоты

8.

Фольклорные показательные выступления «Старый бабушкин сундук»

Региональный

Грамоты, дипломы

9.

Конкурс «День донской казачки»

Региональный

Грамоты, дипломы

10.

Патриотическая творческая акция «День памяти и скорби»

Региональный

11.

Фестиваль детского творчества «Мир начинается с детства»

Региональный

Грамоты, дипломы

12.

Турнир по спортивным играм «Здоровая нация –гордость России», посвященную 20-ю Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка.

Региональный

Грамоты, дипломы

13.

Конкурс патриотической песни «Кто сказал, что надо бросить песни на войне»

Региональный

Грамоты, дипломы

14.

Модульный курс:

Что такое ЗОЖ.

«Дым отечества»

 Никотиновый воздушный замок.

Региональный

Грамоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление персоналом и роль документации в управлении персоналом Центра внешкольной работы «Академический»

Работая директором образовательного учреждения более тридцати лет, я пришла к выводу, что отработка организационно-правовых документов, касающихся работы персонала, крайне необходима, так как эт...

Циклограмма работы методиста по УВР Центра внешкольной работы на 2014-2015 уч. г.

Данный материал предназначен для методистов доп.образования....

СЦЕНАРИЙ Юбилея Центра Внешкольной работы «Нам 35 лет»

Данный материал предназначен для педагога-организатора  доп.образования....

Социальный проект как эффективный способ погружения родителей в пространство Центра внешкольной работы

В статье рассказывается о совместной работе над проектом "Новогодняя сказка" с обучающимися и родителями. Описываются эффекты такого рода взаимодействия и результативность....

Описание туристско-краеведческой работы в СП «Центр внешкольной работы» ГБОУ СОШ «Центр образования пос. Варламово

 Воспитательные возможности туристско-краеведческой деятельности велики: она позволяет решать задачи развития личности, воспитания патриотизма, любви к малой родине, гражданского самосозна...