Статья "Проектная деятельность на уроках математики..."
статья по теме

Пимкина Вера Ивановна

Из опыта работы по методу проектов учителя математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная  деятельность на уроках математики – условие успешности младших школьников как условие развития их успешности

Автор: Пимкина В.И.,

учитель математики МОУ Волосатовской СОШ Селивановский р-н.

Если ученик в школе

не научился сам ничего творить,

 то и в жизни он всегда будет

только подражать, копировать,

 так как мало таких, которые бы, научившись копировать,  

умели сделать самостоятельные приложения этих сведений.

Л.Н.Толстой

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств.

В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придется заниматься всю жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь». Чтобы развить у школьников  способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, умение работать в команде, можно использовать педагогические технологии. Я же отдаю предпочтение методу проектов, считая его одним из ведущих методов, способных реализовать новые принципы личностно ориентированного образования. 

Организуя работу над проектом на уроках математики, соблюдаю всем известные принципы проектирования: сообщаю тематику проектов заранее; проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;  вовлекаются в работу над проектом все ученики класса, предлагая каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.

При работе с учениками осуществляю разные проекты: урочные, внеурочные, которые осуществляются в урочное + внеурочное время, многочасовые, групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты.

Учащимся 5 класса нравится работать над практико-ориентированными (прикладными) проектами: «Составление сметы ремонта моей комнаты» и «Ремонт классного кабинета», которые выполняются в ходе изучения темы «Площади» или «Построй  домик для своей собаки» - по теме «Прямоугольный параллелепипед».   Проекты нацелены на социальные интересы самих участников проекта, их отличает четко обозначенный результат деятельности участников, четко продуманная структура, поэтапное выполнение. Ребята, кроме математических расчетов, выбирали материалы для ремонта, строительства, интересовались   стоимостью, решали вопрос: «Какими силами будет производиться ремонт, стройка». Результатом деятельности было составление смет и организована их презентация.

Проект «Рисунки в системе координат» вызывает особый интерес у учащихся 6 класса, т.к. в ходе работы над проектом мы рассматриваем созвездия в сказках, мифах, легендах, географические карты, знакомимся с различными животными, рыбами, игрушками, историей создания декартовой системы координат. Этот проект многочасовой и связан почти со всеми предметами, изучаемыми в данном классе. Работа над данным проектом начинается на уроке, а заканчивается во внеурочной деятельности на факультативных занятиях «За страницами школьного учебника математики».  

Показывая необходимость применение математических знаний в жизни при изучении  таких сложных тем, как «Арифметическая и геометрическая  прогрессия»(9класс), «Производная» (10 класс),  предлагаю ребятам темы исследовательских проектов: «Загадки числового ряда»,  «Кредиты и банковский процент»,  «Применение производной в физике», «Применение производной в технике».

Курс математики 5-6класса заканчивается исследовательским проектом «Математика вокруг нас», а курс геометрии за основную школу проектом «Геометрия вокруг нас».

Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней развития: погружение в проект, планирование, поиск информации, обобщение результатов и выводов, презентация, оценка процесса и результатов работы. На 1-м этапе - погружении в проект – важно пробудить  у школьников интерес к теме проекта. Показывается важность данного проекта через жизненные ситуации. На 2-м этапе - правильно и ненавязчиво организую учащихся  в группы, определяя цели и задачи каждой из них. При определении заданий для каждой группы необходимо учитывать характер задания: реферативный, исследовательский или творческий. И в связи с этим использую дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно ориентированный аспект проектной деятельности. На втором этапе происходит и планирование работы по решению задач проекта.   3-й этап - осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме через учебную литературу,  сеть Интернет, осуществляют отбор, анализ, систематизацию и обобщение материала. Когда детям не хватает знаний, каких-либо умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. На данном этапе учитель выступает оратором, организатором, консультантом, контролером, так как при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.   4-й этап -  презентация проекта – ощущение завершенности.  Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

На каждом этапе степень активности учеников различны. Каждый участник проекта имел возможность развивать свои умения проектной деятельности. В учебном проекте ученики учатся работать самостоятельно, и степень самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированных умений по проектной деятельности.

Продукты проектной деятельности учащихся также различны. Ребята создают математические презентации, выпускают математические газеты, изготавливают модели, буклеты, сочиняют сказки, рисуют.

Как  и предполагается, у  учеников повышается  мотивация изучения математики. Знания, которые они получали на уроках, применяются не только для решения абстрактных математических заданий типа: «Реши уравнение», или «Упрости выражение», но и для решения практических (контекстных) задач. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают, у них появляется чувство ответственности. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.

Проектная деятельность учащихся на уроках математики неразрывно связана с использованием информационных технологий и позволяет наиболее полно определять и развивать их интеллектуальные и творческие способности.

Используя метод проектов и ИКТ в течение нескольких лет, я увидела, как меняется отношение к преподаваемому мной предмету. За скучными теоремами и формулами мы с ребятами открываем удивительный мир.

Примеры краткосрочных проектов (в рамках изучения программного материала):

-Площадь треугольника(9класс);

-Расстояние от точки до плоскости(9класс);

-Угол между прямой и плоскостью(10класс);

-Пирамида и ее объем(11класс);

-Перпендикулярность прямых и плоскостей(10 класс).

Примеры среднесрочных проектов (в рамках изучения элективных курсов):

- Решение уравнений 2-й,3-й,4-й степеней по формуле(10,11 классы);

- Сечения многогранников(10,11классы);

-Как Архимед измерял объем шара? (6класс,11 класс);

- В мире закономерностей и случайностей(9класс).

Примеры долгосрочных проектов (по материалам научно-практических исследований в рамках подготовки недели математики, к научно-практической конференции).

-Лента Мебиуса и ее свойства.

- Красота математики.

-В мире гармонии («Золотое сечение» и его применение в архитектуре родного края).

- Теорема Пифагора.

-Симметрия вокруг нас.

Таким образом, проектная деятельность превращает традиционное обучение в школе в живой заинтересованный процесс развития личности, способной самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их. Она формирует социальный опыт учащихся, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, дает возможность лучше раскрыть собственный потенциал и считать себя успешным.

Список литературы

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
  2. Журнал «Математика в школе»- 2006.- №6
  3. Журнал «Математика в школе»- 2008.- №4
  4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование. – 1990. - № 10
  5. Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. - 2000. -  № 7
  6. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование. - 1999. - № 10
  7. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.:АРКТИ, 2003.– 112 с
  8. Полат Е.С. Как рождается проект. – М., 1995
  9. Чечель И.Д. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. - 1998. -  № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...

"Проектная деятельность на уроках математики" ( выступление на ШМО учителей математики)

Реализация  методов проектов на уроках математики. Мини проекты и макро- проекты. Организация проблемных уроков....

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.»Золя Э....

Обобщение педагогического опыта по математике "Активизация самостоятельной деятельности на уроках математики как условие для развития личности школьника"

     Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совер...

Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по  проектно-исследовательской деятельности на уроках...