Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
материал по теме

Шараева Ольга Викторовна

Аргументирование использование ИКТ технологий в процессе изучения истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sharaeva_ov_ikt_na_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Шараева Ольга Викторовна,

учитель истории и обществознания ,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа «50»

г. Новокузнецк Кемеровской области

Использовании информационно-коммуникацаионных технологий

 на уроках истории и обществознания

Становление и развитие информационного общества предопределяют нарастание процесса информатизации. Поэтому главной задачей информатизации является формирование масштабного информационного пространства. Среди других, менее значимых задач информатизации хотелось бы выделить:

 1) повышение качества подготовки учеников на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

 2) применение активных методов обучения для повышения творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

 3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

 4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

 5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;

 6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

 7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;

 8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;

 Процесс информатизации часто выступает в роли основного пути обновления системы образования и общества в целом. В условиях современного общества информация требует умелого обращения, как при её поиске, хранении и распространении, так при её восприятии.

 Информационно-коммуникационные технологии являются основными проводниками развития и распространения информационных технологии, формируют основу информационного пространства.

Таким образом, задача современного образования состоит в том, чтобы обеспечить такие условия образовательного процесса, которые будут максимально способствовать становлению и дальнейшему развитию личности ребёнка, которая будет отвечать требованиям информационного общества.

За свой небольшой по меркам современной педагогической практики опыт я столкнулась с двумя позициями в отношении применения ИКТ на уроках истории (или обществознания):

 1. Традиционный подход, который довольно ярко может быть выражен такими словами: «Осталось на наших уроках ещё комиксы показывать и по ним изучать историю страны».

 2. Современный подход, более либеральный, сторонники которого видят в ИКТ незаменимого помощника и стимулирующий к работе потенциал, как для педагога, так и для учащихся.

 На уроках истории и обществознания ограничивается спектр возможностей ИКТ, которые могут быть применены на уроках естественных наук. Ведь на уроках гуманитарного цикла не ставятся эксперименты, не проводятся опыты и не делаются лабораторные работы. Это исключает возможность виртуальных лабораторий. Поэтому применение ИКТ на уроках истории и обществознания в подавляющем большинстве случаев – это самостоятельно подготовленные презентации в MS PowerPoint, либо урок с использованием материалов электронных энциклопедий, виртуальных уроков и т.п., которые по своей сути – усложнённая форма тех же презентаций.

Разве такому нужен проектор или другие средства для «посредственной» подачи материала?

Применяя ИКТ практически на каждом уроке, отвечу на этот вопрос утвердительно. Вот мои аргументы.

Во- первых, использование ИКТ на уроках истории и обществознания способствует формированию информационной компетентности учащихся, повышению познавательной активности и учебной мотивации.

Ведь если обратиться к теории педагогики, в процессе обучения имеет место использование следующих видов стимуляции познавательного интереса при помощи содержания учебного материала:

 новизна содержания, обновление уже усвоенных знаний, исторический аспект школьных знаний, насущная практическая необходимость в знаниях для жизни, показ учащимся современных научных достижений.

 Применение компьютерных технологий в данном аспекте, несомненно, имеет много преимуществ. Использование ИКТ создает возможности доступа к современной, свежей информации. А сочетание цвета, музыки, звуковой речи, динамических моделей расширяет возможности представления учебной информации, позволяет воздействовать на эмоциональное настроение учащихся, вызывает познавательный интерес и помогает усвоению материала.

 Стимуляция познавательных процессов, связанная с организацией и характером протекания познавательной деятельности учащихся: многообразие форм самостоятельных работ; проблемный подход; исследовательский подход; творческие работы учащихся; практические работы.

Во- вторых, использование ИКТ позволяет по-новому организовать самостоятельную учебную деятельность школьников. Например, с помощью мультимедиа-учебников учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, игровые) и тестовых заданий, вести учет результатов (подготовка к ЕГЭ и ГИА). Большинство практических заданий носят игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения учащихся. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, исторических карт и других средств обучения.

 Мультимедиа-технологии позволяют не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создают возможность нелинейного перемещения между различными частями курса. Благодаря этому школьники могут изучать материал в необходимой для них последовательности, устанавливать индивидуальный темп усвоения материала. Все эти возможности способствуют развитию желания и умения учиться, развивают интерес к предмету. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием мультимедиа-учебников даже «слабые» учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.

         В- третьих, при использовании ИКТ резко возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и сообщений. Они привыкают работать с лучшими источниками, зачастую самостоятельно сканируя на них прекрасные иллюстрации. Дети учатся слушать и быть услышанными.

Зависимость познавательных интересов от отношений между участниками учебного процесса: эмоциональный тонус деятельности учащихся; эмоциональность учителя; педагогический оптимизм; взаимная поддержка в процессе обучения учителя и учащихся, поощрения учащихся.

В- четвертых, применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностноориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и т.д. На уроках с использованием компьютера учитель выступает в роли консультанта, помощника в процессе овладения знаний учеником.

В- пятых, применение ИКТ помогает формированию мотивации успеха у учащихся. Развитые навыки работы на компьютере вызывают уважение у школьников, помогают самоутвердиться среди сверстников. Многие учащиеся имеют еще и профессиональную мотивацию, понимая, что на современном рынке труда профессиональные навыки работы на компьютере востребованы.

 Но самое главное, что учащиеся привыкают самостоятельно работать с информацией: искать, анализировать, сравнивать, обобщать, перерабатывать, трансформировать, создавать свои проекты в разных формах, что очень важно для современного ученика в рамках проекта «Новая школа» и новых ФГОС.

Конечно, на подготовку уроков с использованием ИКТ поначалу тратится довольно много времени. Необходимо накопить огромный дидактический материал и систематизировать его. Но это дидактический материал совершенно особого рода. «Наглядность», «эмоциональность», «эстетика» - вот ключевые слова для электронных документов. Компьютерные слайды, тесты, контрольные работы и т.д. с легкостью изменяются, улучшаются и дополняются. Уже на 2-3-й год работы происходит значительное облегчение нелегкого учительского труда за счет наработанных ранее материалов. Впрочем, чисто психологически довольно легко затратить изрядное время на подготовку какой-либо темы, понимая, что накопленная база данных используется в течение длительного времени, легко изменяется и дополняется.

Преимущества использования ИКТ в преподавании гуманитарных предметов до сих пор вызывают страстные споры различных заинтересованных сторон: учителей, методистов, родителей. Однако,  несмотря на все споры, оспорить этот факт бывает подчас сложно. Компьютерные технологии, которые намного быстрее входят в  жизнь современных детей, чем в жизнь школы, намного облегчают, как работу педагога, так и учебу детей.

В заключении хотелось бы констатировать неоспоримый факт, что школа будущего – это школа «информационного века».  Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

Литература

  1. Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании. -«Информатика ПС» 1999г, № 47 с.29
  2. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. и др. Промежуточная аттестация по обществознанию. 6 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 157 с.
  3. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф, Матвеев А.И. Введение в обществознание: учеб. Для 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005. – 400 с.
  4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика . - Питер 2004 с.183-201.
  5. Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.- «ИКТ в образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1.
  6. Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. –М.: 2003.
  7.  5. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. - « Учитель». 2002. - № 4. – С.53.
  8.  6. Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов . «Инновации в образовании». 2002. № 4. с.38-39.
  9. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. «Школьные технологии» 1999 №2 с. 10-21, №3 с.3-19.
  10. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46
  11. Электронное пособие. Обществознание 9 – 11 классы. – Волгоград.: «Учитель», 2010

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс ...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания МОУ СОШ№2

Современное обучение истории слабо изменилось с XIX в. Стратегическойзадачей было воспитание нравственности и гражданственности. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор ф...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Сегодня  компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...

"Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"

Урок истории сегодня невозможно представить без мультимедийных технологий, которые помогают сделать его ярким, запоминающимся, развивают воображение учеников, повышают их творческую активность. Мульти...

Использование ЭОР на уроках истории и обществознания

Примеры использования ЭОР в различных формах уроков (практикум, исследование, самостоятельная работа, лекция)....

Методическая разработка: « Использование ИКТ на уроках истории и обществознания»

Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках истории и обществознания....