проектная деятельность в работе учителя
статья на тему

Коновалова Ирина Васильевна

1. проект по профориентации в 9 классе,

2.проектная деятельность при исследовании изобразительных  средств.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Мой проект по профориентации в 9 классе.

                                              ОТЧЁТ

1. Обоснование выбора проекта как метода обучения.

Дидактические цели проекта:

- формировать деятельностную, информационную, коммуникативную компетентности учащихся;

- развивать организационные, коммуникативные общеучебные навыки;

-формировать и развивать [1] проектные умения: проблематизацию, целеполагание, планирование, реализацию плана, самоанализ, рефлексию.

Методические задачи проекта:

- развивать познавательные навыки учащихся;

- научить ориентироваться в информации;

-развивать творческое мышление;

-развивать навыки речевой деятельности;

-развивать навыки анализа  художественных произведений;

- познакомить с особенностями работы организатора, педагога дополнительного  образования.

2. Ожидаемые приращения в компетентностях учащихся:

По проблеме проекта учащиеся умеют:

- планировать  и организовывать  деятельность;

- находить, воспринимать, осмысливать, анализировать и обобщать информацию, найденную в Интернете;

- полно и развёрнуто излагать свои мысли;

- строить устное высказывание,

-  аргументировать свою точку зрения.

По проблеме проекта учащиеся должны научиться:

- организовывать деятельность других (младших) учащихся;

- развивать навыки групповой коммуникации (выдвигать,  аргументировать, отстаивать свою точку зрения);

- решать проблему самоопределения и профориентации, стоящую в  9 классе.

Необходимую помощь учащиеся  могут получить от учителя – консультанта, из авторитетных источников сети Интернет.

Учитель выступает в роли  консультанта, координатора, эксперта (по необходимости).

3. Тип проекта.

Для достижения  дидактических целей и решения методических задач, формирования необходимых компетентностей учащихся выбран групповой проект.

     Групповой проект ещё выбран и потому, что современные отличники и хорошисты в массе своей тревожные и сомневающиеся люди. Работать в группе им комфортнее. Эти девочки  могли бы выполнить  исследовательский проект. Одна из них, Марина Лиза,  в этом (2012) году  приняла участие  и стала лауреатом конкурса проектов «Портфолио» с исследовательским проектом.  Но во 2 полугодии  9 класса все силы брошены на подготовку к экзаменам и решение вопросов профориентации. Исследовательский проект был бы неоправданной нагрузкой.

     Группа сформирована на основе дружеских связей, равных интеллектуальных возможностей (все три участницы успешны в учёбе: две учатся на «4» и «5», одна – отличница). Во  втором полугодии 9 класса перед всеми тремя встала похожая проблема. Все три знают, что нужно продолжить образование, но не решили как. В 10 класс идти опасаются из-за ЕГЭ по математике. Появилась мысль пойти в педучилище (это  реально очень хорошее учебное заведение в Туле). Для этого нужно было попробовать себя в работе с детьми. Проще -  с учащимися начальной школы. Весной в школе  проводится ряд традиционных мероприятий: субботники, выход в ТЮЗ, возложение цветов к памятникам. Во всех они приняли участие. Но  эти мероприятия не требовали от девочек предварительной подготовки: они традиционны и регламентированы. Им хотелось «развернуться», проявить свою инициативу, самостоятельность, «взрослость». Поэтому выбрали игровой проект, решив остановиться на творчестве самого известного  в 3 классе писателя – Андерсена.

4. Позиция учителя.

     Я выбрала позицию консультанта и координатора, потому что все три участницы  проекта интеллектуально развиты, инициативны, ответственны и самостоятельны. Вместе мы советовались, именно советовались, потому что решения рождались в ходе беседы, я как учитель его не предлагала. Вместе мы решили, что наше мероприятие будет состоять из 4-х частей:

1-я – слово об Андерсене  в форме компьютерной презентации,

2-я игра между тремя третьими классами по сказкам Андерсена,

3-я – «сказочный микс» - весёлые мини-сценки по сказкам,

4-я – подведение итогов.

5. Проблема проекта.

Проблема проекта была представлена учащимся после нескольких бесед с                 общими наводящими вопросами:

- что нужно сделать, чтобы  принять решение о профориентации?

- Попробовать себя в деятельности, которой предполагаешь заняться.

- Какой? С кем?

     А потом уже сами участницы начали предлагать варианты (подробно об этом было рассказано в пункте №3).

6. Процесс проблематизации.

     Когда учитель выяснил интересы учащихся (педучилище – это работа с детьми), то решение родилось само собой. Мотивом явилось желание попробовать свои силы в работе с детьми младшего школьного возраста, представить реализацию своих возможностей в будущем (я учитель, я воспитатель, я организатор), понять свои внутренние желания (моё это или не моё), попробовать свои творческие способности в новом для них деле. Ведущим явился познавательный мотив.

7. Процесс целеполагания.

    В ходе обсуждения родилась тема проекта – праздник – игра  «Здравствуйте, Ганс Христиан!»

     Ожидаемый результат работы – решение, идти ли учиться после 9 класса в педучилище или нет.

     Проектный продукт – праздник – игра  «Здравствуйте, Ганс Христиан!»

     Данный проектный продукт  соответствует главной цели: формированию деятельностной и коммуникативной компетентностей учащихся.  Проектный продукт является оптимальным способом решения проблемы, которую нужно было решить к концу 9 класса.

8. Процесс планирования.

     Планирование этапов работы над проектом и составление графика  произошло с помощью наводящих вопросов учителя (я взяла их,  немного изменив, из лекции  Ступницкой №2 стр.26). Этапы работы учащиеся смогли выделить самостоятельно.

График тоже разработали сами, первоначально обсудив с учителем   проект с помощью  наводящих вопросов:

- что мы хотим получить, реализуя этот проект?

- что каждая из вас может сделать для его реализации?

- какие шаги придётся каждой из вас проделать, чтобы наш групповой проект был реализован?

- в какое время мы сможем уложиться?

- что для этого нам понадобится?

Девочки разделили «поле деятельности» по интересам:

Лиза, уже попробовавшая себя в проектной деятельности, взяла на себя всю техническую часть проекта:

- поиск всей информации об Андерсене (страна, город, детство, друзья, карьера и другое),

- поиск необходимых фотографий,

- составление текста сообщения  и  преобразование его  в тезисы для компьютерной презентации,

- составление компьютерной презентации,

- поиск и наложение подходящей музыки,

- поиск иллюстраций к сказкам,

- составление  второй презентации – игры по вопросам, придуманным Настей,

-договорилась с организатором школы о времени и месте проведения мероприятия,

- подключила необходимую аппаратуру (микрофоны, мультимедиапроектор, компьютер).

Настя, самый усидчивый, внимательный, кропотливый член команды:

- взялась перечитать детские сказки Андерсена,

- составить по каждой из них  интересные вопросы и приготовить к ним ответы,

     (Так как Настя читала сказки Андерсена не по детским книжкам, а по собранию сочинений, то прочитала и другие произведения,  неизвестные ей.  Неожиданно для себя сделала вывод, что  Андерсен – серьёзный писатель, интересный и для подростков. И хотя к делу (проекту) напрямую не относилось, Настя посоветовала подругам прочитать рассказ «Калоши счастья». Потом они обсудили его. Мне, как учителю литературы, было приятно «внеклассное чтение за пределами школьной программы». К стыду своему, я тоже не знала и только сейчас открыла для себя  неизвестного Андерсена).

- составить  сценарий  мероприятия,

- придумать заключительное слово всего праздника,

- придумать  название центральной части проекта - игры «Давайте поиграем с Андерсеном».

Эвелина взяла на себя роль организатора. (Девочка первый год учится в этом классе и живёт в России.  Она приехала из Молдавии. Но своим лёгким характером, трудолюбием, разносторонними интересами  завоевала уважение  и дружбу одноклассников.  Эвелина знает английский, немецкий, молдавский, румынский языки,  письменный русский в сентябре на «3», а в апреле на «5»!  Так что  русские дети пытаются списывать у неё русский язык).

- оформила место проведения – актовый зал,

- продумала размещение всех участников по рядам – командам, сделав соответствующие таблички разных цветов,

- привлекла учащихся 7 класса, занимающихся в драматической студии,  к постановке мини – сценок по сказкам Андерсена, помогла им составить  сценарий по ролям  и отрепетировала с ними,

- подготовила материал для этих сценок, так что получилось весело и интересно,

- продумала, как оценить успехи команд. Вырезала круглые жетоны из цветного картона, приготовила пакетики – кошельки для каждой команды для сбора жетонов,

- предложила, чтобы у  каждой команды  был  свой казначей – собиратель цветных жетонов,

- привлекла одноклассников к проведению игры (раздавать жетоны каждой из команд, засекать время на обдумывание вопроса).

9. Процесс реализации.

     Основные этапы работы  трудностей не вызвали. Предварительно составленный каждой график работы требовал только исполнения всего в срок.

     Но возник ряд трудностей при взаимодействии с учителями  и администрацией. Нужно было не просто поставить в известность учителей 3-х классов, организатора и завуча по воспитательной работе, но и обосновать необходимость проведения мероприятия с большим количеством участников (три третьих класса, учащиеся 7 и 9 классов). Необходимо было выявить список произведений Андерсена, изучаемых в каждом третьем классе (возможны варианты в программах), предложить для чтения и обсуждения другие сказки Андерсена, не входящие в школьную программу. Договориться о времени проведения  мероприятия, удобном для всех участников. С этими трудностями мы справлялись вместе, т.к. в нашей школе не принято, чтобы «яйца учили курицу». То есть, учитель  оказал учащимся  помощь только при  налаживании  контакта  со старшими.

     Дополнительно стимулировать мотив к деятельности не пришлось: всё было  сделано на одном дыхании, потому что было ново и интересно.

     Во время предзащиты проекта с учителями начальных классов пришлось сделать корректировку отдельных вопросов и ответов к ним.

10.Процесс рефлексии.

     Этап рефлексии состоялся через несколько дней после проведённой игры, потому что нужно было отойти от эмоций и успокоиться. Пришли к выводу самостоятельно, что серьёзных трудностей на этапе подготовки и реализации проекта не было. Всё было решаемо. Но всё-таки допустили одну существенную оплошность, не учли возрастные особенности: часовое мероприятие для учащихся  начальной школы  тяжеловато и  нужно было  предусмотреть динамические паузы, так как 8-9 летним детям трудно всё время сидеть на месте. При составлении отчёта около этого пункта поставили знак  «NB!», чтобы другие, кто возьмётся за похожую работу, учли данное обстоятельство.

     Разногласий в оценке проекта с опорой на критерии (взятые из лекции №7) не было. Единственно, дети поспорили с учителем по поводу критерия №4 (разнообразие источников информации). Потому что в ходе подготовки к проекту использовались, в основном, ресурсы сети Интернет, собрание сочинений Андерсена и одна книга из серии «Биография писателя». Мне показалось этого недостаточно.

11.Написание учащимися отчёта о проделанной работе.

     Даже здесь девочки проявили творчество и юмор. Они назвали свой отчёт: «Не наступайте на те же грабли!» Трудностей не возникло, потому что у каждой был свой график работы, записанный на бумаге, объединили все три и напечатали. Хотя,  мне кажется, составить план и осуществить игровой проект  им  было значительно проще, интереснее, быстрее, чем потом всё печатать,  снова учитывая все мелочи. «Перегорели и переболели». Мотивом послужило чувство ответственности, долга: тем, кто возьмётся за подобную работу нужно оставить советы, т.к.  подобные мероприятия часто приходится  проводить в авральном режиме.

12. Результат работы.

     Учащиеся показали собственные деятельностную, коммуникативную, информационную компетентности. Испытали положительные эмоции, повысили самооценку, открыли для себя Андерсена – философа, приняли решение каждая для себя в отдельности относительно своего будущего.

13. Обоснованность применения проектного метода.

Считаю в данном конкретном случае использование проектного  метода обоснованным, потому что:

- были достигнуты запланированные дидактические цели,

- решены методические задачи,

- принято решение каждой из участниц проекта в отдельности: только одна из трёх решила поступать в педучилище после окончания 9 класса, две другие подали заявление в 10 класс, потому что поняли, что к профессиональному выбору ещё не готовы и находятся в поиске.

- запланированный  воспитательный эффект возник, потому что участники проекта научились интегрировать знания, полученные из разных источников, выходить за пределы одного предмета,  планировать свою деятельность и принимать решения,  работать в группе и выносить её на обсуждение, анализировать  свою деятельность.

     КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТА УЧАЩИХСЯ  9  КЛАССА

Название критерия

Коли-чество баллов

Макси-мально возмож-ное количество баллов

1

Постановка цели проекта

3

3

2

Планирование путей достижения цели проекта

3

3

3

Глубина раскрытия темы проекта

3

3

4

Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

2

3

5

Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта

3

3

6

Анализ хода работы, выводы и перспективы

3

3

7

Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

3

3

8

Соответствие требованиям оформления письменной части

3

3

9

Качество проведения презентации

3

3

10

Качество проектного продукта

4

4

Итого

30

31

% выполнения работы – 96,8. Оценка « 5».

Вопреки предложенному критериальному оцениванию, каждой из участниц я поставила не одну, а три оценки «5»: за подготовку, проведение, анализ и отчёт.

Мне кажется, это будет  одним из стимулов  для занятий проектной деятельностью. Проектная работа в школе не организована, большинство учителей дают детям презентации, поделки, доклады и рефераты  и называют это проектом.

                                       ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Поливанова К.И. Проектная деятельность школьников:пособие для учителя\ К.Н.Поливанова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- 192с.
  • Материалы курса: М.А.Ступницкая «Новые педагогические  технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции1-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.


[1] Одна участница проекта знакома с предстоящей работой: она принимала участие в конкурсе проектов, поэтому у неё произойдёт развитие проектных умений. Две другие участницы впервые сталкиваются с подобной работой, поэтому у них произойдёт формирование проектных умений.



Предварительный просмотр:

Коновалова И.В.,                                                                                                                                           учитель русского языка и литературы   МБОУ СОШ №28 города Тулы

Проектная деятельность  учащихся при  исследовании  выразительных средств языка (из опыта работы)

     В настоящее время общество ставит перед школой новый социальный заказ: «Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить».[1]

     Осуществимо это   при условии творческого подхода  и использования новейших методов и технологий. Потому что учителя и ученики по – прежнему тратят усилия и время на то, чтобы «заучить готовые рецепты решения давно решённых проблем»,[2] забывая о том, что    «В процессе обучения                         не присваиваются знания (факты, законы, правила), составляющие учебное содержание, они запоминаются и только. Присваиваются (становятся своими) только  способы действий: сравнение, анализ, противопоставление, выведение частного из общего, обобщение».[3] Содержание учебного предмета по завершении образования, как правило, забывается. А остаётся  у человека, закончившего школу, способность действовать  в соответствии с той сферой культуры или науки, с которой он знакомился в школе, т.е. предметные способы действий.  Возможно  это в результате проектной деятельности.

     Слово  «проект» (в  переводе с латинского - брошенный вперёд) толкуется в словарях по – разному. Если всё обобщить, то проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной,  самостоятельной деятельности учащихся, которая осуществляется под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели. Эта деятельность  направлена  на решение творческой, исследовательской, личностно или со-циально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

     Проектная технология призвана развивать у обучающихся важнейшие компетенции:  общенаучную, информационную, познавательную, коммуни-кативную, ценностно-смысловую, социальную, стремления личностного                     самосовершенствования.

    Вот основные моменты в работе над проектом,  которые требуют пристального внимания учителя.

1. Помощь в выборе темы, которая должна быть интересна ученику, полезна и выполнима, доступна, посильна (когда желания и возможности совпадают).

2. Проект требует больших временных затрат; поиска, анализа, систематизации большого объёма информации. А это - перегрузка как ученика, так и учителя. Поэтому проекты проводятся не часто.

3. Для учителя важно избежать трёх крайностей: не превратиться в ментора,  не самоустраниться  и не взвалить на себя большую часть работы над проектом.  Потому что теряется смысл проектной деятельности - самостоятельный  поиск решения проблемы.

4. Разработать и ознакомить учащихся с критериями оценивания проекта, то есть,  с «правилами  игры» -  перечнем признаков, по которым   будут оцениваться  результаты работы ученика или группы учащихся.  При разработке критериев необходимо учитывать возраст ученика, тип проекта, групповую или индивидуальную работу в нём. Оговоримся, что критериев должно быть достаточно, чтобы проект не застрял на нуле.

5. Проект должен быть практически значимым, социально востребованным. Именно эта составляющая определяется ценностью проекта как учебного пособия.

6. После представления (защиты) проекта необходима совместная рефлексия, анализ неудач и достижений.

7. По количеству участников проекты делятся на индивидуальные (очень сложно, много работы) и групповые (необходимо на первом этапе распределить зоны ответственности каждого участника группы и критерии оценивания всей группы в целом  и каждого в отдельности).

8. Типология проектов (Ступницкая  М.А.)[4]:

Тип                                          проек-                                  та

Цель                                                          проекта

Проектный                           продукт

Тип деятельности                          учащегося

Фор-ми- руемая                 компе-      тент-      ность

Практико - ориентированный

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, стенды, макеты, модели, инструкции, памятки, алгоритмы, рекомендации

Практическая дея-тельность в опре-делённой учебно – предметной области

Деятельностная

Исследовательский проект

Доказатель-ство или опроверже-ние какой – либо гипотезы

Результат исследова-ния, оформленный установленным способом (научная статья, брошюра, модели, макеты, учебный фильм, ком-пьютерная презентация, реже мероприятия, например, экскурсия)

Деятельность, связанная с экспериментирова-нием, логическими мыслительными операциями

Мыслительная

Информационный

проект                                                          проект

Сбор информации о каком – либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов, обобщение высказываний различных авторов по какому- либо вопросу

Деятельность, свя-занная со сбором, проверкой, ранжи-рованием инфор-мации из различ-ных источников; общение с людь-ми, как источни-ками информации

Информационная

Творческий                     проект

Привлече-ние интереса публики      к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного                   или декоративно - прикладного искусства, видеофильм

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

Коммуникативная

Игровой или ролевой

проект

Представ-ление публике опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.)

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Коммуникативная

     Этот сравнительно новый подход в отечественном образовании, когда обучение происходит в процессе деятельности, привлекает всё новых и новых сторонников.

     Учебный проект для учителя – продукт привлекательный сразу с нескольких сторон:

- это одна из форм  индивидуальной работы с одарёнными детьми,

- это творческая исследовательская работа учащихся,

- это всегда «эксклюзив», уникальный и единичный, потому что нельзя списать из книги или скачать из Интернета,

- это одно из средств самореализации учащихся,

- это одна из нетрадиционных форм контроля знаний по определенной теме программы,

- это совместная работа учителя и ученика, завершающаяся созданием продукта (проекта),

- это более детальная работа, «под микроскопом»,  с текстом произведения и словом, что не  удаётся сделать на уроке ввиду отсутствия времени,

- это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспита-                              ния,

-  это возможность быть в роли консультанта, а не транслятора знаний,

- это готовое учебное пособие, которым можно воспользоваться на последующих уроках,

- это работа, которая может быть представлена на различных конкурсах,[5]

- это одно из сильных средств мотивации, так как опирается на возрастные особенности и потребности подростков, для которых характерно стремление                  к самостоятельности, поиску собственного «Я», самореализации, утвержде-              нию  своей индивидуальности,[6] рефлексии (в том числе языковой и рече-                      вой),[7]

- это одно из средств наглядности для выступления учителя на конференции, педагогической мастерской, мастер – классе.[8]

      Не останавливаясь подробно на истории, особенностях организации рабо-                       ты, возможностях и ограничениях  проектной технологии (они подробно описаны в специальной литературе), обратимся к опыту по применению ме-                  тода проектов при анализе художественного произведения.

     Сегодня уже очевидной стала истина, что литература является одной из                       основ гуманитарного образования в школе.  М.А. Рыбникова утверждала: «Только литература дает материал для освещения внутреннего мира челове-                         ка, занятия историей, географией, экономикой дают лишь некоторую канву                          для раскрытия сложнейшей области жизни – сознания человека. Писатели – знатоки человеческой психологии, мастерски говорящие о движении ума и сердца, постигающие переходы и оттенки внутреннего мира, – «инженеры человеческих душ». У кого же и учиться, как не у них!» И добавляла: «Язык                                       на ваших глазах углубит, расширит и уточнит впечатления окружающего ми-           ра, приведет в ясность догадки и мысль, усилит и урегулирует чувства – сло-   вом, воспитает и разовьет сознание школьника».[9] Чтобы ученик – читатель                  мог осознать языковые средства создания литературных образов, впечатле-          ний, ассоциаций,  полноценно воспринимать художественный текст, «в себя принимать» нравственные ценности, заключенные в произведениях, учителю                - словеснику необходимо планировать работу над теоретико – литературны-               ми понятиями (в частности, над изобразительно-выразительными средствами языка) как на уроке литературы, так и на уроке русского языка. Ещё одна из причин -  сегодняшняя реальность: экзамены в форме  ЕГЭ в 11 классе и                        НФА в 9 классе.

     Такая работа   проводится регулярно  в виде специальных упражнений и тестов. Другой,  привычный для детей  вид работы,  «По тропе, ведущей к тропам», заключается в том, что учащимся нужно  найти в предложенном фрагменте текста (лирического, эпического, драматического)  средства ху-дожественной выразительности (этот вид работы может преследовать разные дидактические цели). Задание может быть как классным, так и домашним.

     Однако строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют показать и исследовать богатство изобразительно – выразительных средств языка. На помощь приходят внеклассные занятия, являющиеся логи-ческим продолжением урока, его дополнением для одарённых детей.[10] В рус-                   ле гуманистической образовательной концепции, опирающейся на работы Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна,  лично-  стно – деятельностный подход оказывается наиболее оптимальным. Поэтому                       в своей педагогической практике, начинаю использовать метод проектов (по-                  ка ещё точечно). В статье предлагается опыт создания проектов по исследо-ванию изобразительно – выразительных средств, потому что, по мнению специалистов,[11]  нельзя, к сожалению, написать методику организации про-ектной деятельности.

Приведём пример работы ученицы 7 «Г» класса Якуниной  Татьяны над практико - ориентированным проектом (цветное приложение №1).

Тема проекта: «Изобразительно – выразительные средства языка».

Проектный продукт: стенд для кабинета русского языка и литературы.

Этапы работы над проектом:

1. Постановка проблемы: какое пособие нужно изготовить, чтобы сведения                     по теории литературы были доступны каждому ученику на каждом уроке.

2. Целеполагание:  создать пособие по теории литературы.

3.Планирование работы.                                                                                                                                                                      1) Получение первичной информации (в словарях, справочниках, Интернете найти происхождение терминов – названий изобразительных средств; их оп-ределение, функции).

2) Из художественных произведений подобрать примеры.

3) Найти иллюстрации,  помогающие запоминанию терминов.

4) Соединить все  вместе, перенести в электронный вид, распечатать.

4. Реализация проекта (смотри планирование). В результате работы над про-ектом отпала необходимость  создания первоначально задуманных  индиви-дуальных памяток и плаката.  Совместно с учителем – консультантом учении-               ца приняла решение остановиться на создании  стенда, который состоял бы                                      из нескольких блоков и выполнял бы роль справочника и подсказки одно-временно для всех учащихся.

     Важно! Таких блоков  (теория + пример + иллюстрация по метафоре, эпи-    тету, сравнению, олицетворению, метонимии, гиперболе, литоте, парцеля-                     ции) должно быть несколько, чтобы была возможность менять их каждые два месяца. Тогда это будет постоянно обновляющийся и не приедающийся тре-нажёр – подсказка.

Так выглядят два из восьми блоков  в октябре – ноябре:

Метафора

А так -  в декабре – январе:

А так в декабре – январе:

А так в декабре – январе:

5. Оформление подложки стенда,  его названия,  теоретических сведений, примеров, иллюстраций по отдельности на каждое средство.

6. Защита проекта. Отчёт о проделанной работе.

7.Этап рефлексии. Анализ результатов совместно с учителем – консультан-                           том.

     Другой пример – индивидуальный исследовательский  проект Мариной Елизаветы, ученицы 9 «В» класса по теме «Мир  образов рассказа                                 Н.С.Гумилёва «Золотой рыцарь» (цветное приложение №2).

Проектный продукт: научная статья и компьютерная презентация по теме.

1. Постановка проблемы:

2. Целеполагание.1) рассмотреть изобразительно-выразительные средства, создающие романтические образы Христа, рыцарей,  пустыни.

2) Создать работу для участия в конкурсах  исследовательских работ и учеб-                           ных проектов «Портфолио» издательского дома «1 сентября».

3.Планирование работы.

1)Этап сбора информации.

2) Составление таблицы тропов.

3) Обработка информации. Первые выводы.

4) Составление таблицы образов.

5) Промежуточные выводы. Совместная работа учителя – консультанта и ученицы.

6) Сбор сведений об авторе, Н.С.Гумилёве.

7)  Сбор сведений об истории крестовых походов, рыцарях - крестоносцах и                  их предводителях.

8) Сбор сведений о месте действия рассказа.

9) Определение  идеи произведения. Ответ на вопрос: почему для выражения своей идеи Гумилёв выбрал форму романтического рассказа и включил его в сборник «Тень от пальмы»?

10) Перенос научной статьи в электронный вариант.

11) Создание макета презентации. Обсуждение с учителем – консультантом.

12) Создание компьютерной презентации

13) Защита презентации на уроке – зачёте.

14)   Анализ результатов совместно с учителем - консультантом.

4. Реализация проекта.

1)Чтение рассказа Гумилёва дважды: знакомство с произведением, второе              чтение с карандашом в руках, чтобы подчёркнуть все встретившиеся изобра-зительные средства.

2) Составление таблицы тропов. Приводим её фрагмент:

Эпитеты

Метафоры

Олицетворения

Сравнения

Золотой блиста-тельный полдень

солнце метало лучи

сердце рыцаря поёт и смеётся

лучи, как стрелы неверных,

разноцветные и страшные лучи

лицо смерти

кедры зашептались

барон, как мед-ведь Пиринеев,

изумрудных брызг

дракон жажды

жажда перервёт их горла

следуют, точно заворожённые

благородные                    рыцари

сумрак смерти

конь ласкался

сэр с душою сирийского льва

тяжко зазвучали копыта

с лицом, тайно похожим на образ апостола Иоанна,

заразительно – весёлый нежный смех

топот, как звон серебряного меча

3)  Обработка информации. Из таблицы видно, что наиболее частотными в рассказе являются эпитеты и сравнения.

4) Анализ и синтез данных. С помощью каких изобразительных средств со-                     здаются образы рассказа? Составляем таблицу образов:

Образ долины восточного Ливана

солнце метало (метафора) свои лучи, разноцветные и страшные (эпитет), как стрелы неверных (сравнение)

блистательный (эпитет) полдень

освежительная (эпитет) прохлада

прозрачный (эпитет) ручеёк звенит (метафора), как бронзовые запястья любимейшей дочери шейха (сравнение)

цветущие (эпитет) пальмы с обольстительно – спелыми (эпитет) плодами

зашептались ( олицетворение) далёкие кедры

тени всё чаще стали задевать  своими мягкими (эпитет) крыльями (метафора) лица сидящих

их убило солнце (олицетворение)

5). Анализ изобразительных средств показывает, что долина чужого Ливана безжалостна к путникам. Но всё разительно изменяется, когда появляется                             золотой рыцарь – Христос. Почему?

6) Аналогичная работа проводится над  образами рыцарей – крестоносцев и образом Христа.

Далее  пункты №6 -12 планирования работы.

Третий пример – групповой исследовательский  проект, выполненный учащимися 10 «А» класса  по теме «Роль эпитетов в повести Н.В.Гоголя «Портрет» (цветное приложение №3).

     «Вообще работа в группе сегодня признаётся одним из важнейших умений современного специалиста. Командные формы практически неотъемлемая                   черта любой деятельности».  Умение работать в команде – «это непростое умение, и оно не складывается стихийно. Команда всегда образуется под конкретную задачу, причём значимую, остро требующую разрешения».[12]

     Этапы работы  во многом схожи с предыдущим примером.  В этом проекте десятиклассницы  имели объективную возможность самостоятельно  рабо-                     тать на всех этапах. Учитель выступал в роли организатора, координатора и эксперта. К слову сказать, статей  по предложенной проблеме в специальной  литературе, Интернете практически не было. Требовалось серьёзно порабо-                    тать головой.

     Но про этот  проект хочется сказать: «опыт – сын ошибок трудных», проект – исключение, потому что он нарушал многие требования, предъявляемые к  проектной деятельности.

     Первая особенность  заключалась в том, что тема  была специально                           «заказана»  учителем, а не выбрана самими учащимися, как это принято. То                              есть, ученицы первоначально не были мотивированы на работу. Собственно мотив  к деятельности возник на этапе целеполагания и планирования, когда                               у учащихся возникла масса идей по воплощению предложенного им замысла.  Вторая особенность: в работе не было лидера, «генератора идей»,  эрудита и других заранее запланированных для группового проекта ролей. Все пятеро были активны, инициативны, ответственны, сумели раскрыть свой творче-                                  ский потенциал.  Третья особенность: проектный продукт тоже был определён учителем – компьютерная презентация, рассчитанная не более  чем на                       10 минут.

     Казалось бы, это обычная исследовательская работа. Но так как  проект необходимо было выполнить в сжатые сроки, приурочив его к проводившей-                    ся  в школе районной конференции для учителей ОУ Зареченского района, ученицам пришлось искать рациональные пути решения проблемы:

- выписать и провести наблюдение над эпитетами сравнительно большой повести,  проанализировать, систематизировать,  выявить их роль, сделать                          неожиданные для себя выводы о том, что эпитет может быть не только средством создания образа (это известно даже ученикам 5 класса), а служить средством организации пространства произведения, средством субъективно – оценочного отношения автора к описываемому явлению.

     Результатами  данной проектной  групповой деятельности явились:                          приобретённый опыт работы в группе, расширение практических навыков в области анализа языка писателя,  совершенствование навыков работы с информацией, самореализация,  повышение собственного статуса среди сверстников и учителей.

     Особенно хочется сказать о презентации проекта на конференции. Это                      был успех, который увидели, услышали, почувствовали все участники про-ектной работы. Успех был удвоен, когда работу разместили на школьном                          сайте. После этого, кроме отличников и хорошистов, проектной работой захотели заниматься обыкновенные троечники, казалось бы, не мотивирован- ные на дополнительную самостоятельную работу.

     А у учителя, автора этой статьи,  возникла потребность   совершенство-                        вать свои знания на дистанционных курсах «Новые педагогические техноло-       гии: организация и содержание проектной деятельности учащихся».

Литература

1. Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9 – 11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений \  С.В.Абрамова. – М.: Просвещение. . 2011. -176 с.

2. О.И.Горбич. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. Приложение к газете «1 сентября». Русский язык.   2009. №21.

3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для                         учителя \ К.Н.Поливанова.- 2-е изд.- М.: Просвещение. 2011.- 192 с.

4. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. Пособие для учителя. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1985. – 288 с.

5. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? \ М.А.Ступницкая. - М.:                      Первое сентября, 2010.- 44 с.

6.Ступницкая М.А. Организация и содержание проектной деятельности учащихся основного и старшего звеньев школы «Премьер». Проектно - исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. Сбор-                                 ник статей \  Под общей редакцией Н.Г.Минько. – М.: Учебно – методический центр ЮАУО, 2005.


[1] Лебедев  О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004.                        - № 5. – стр. 5-12.)

[2]  Ступницкая М.А. Организация и содержание проектной деятельности учащихся. Стр.3

[3] Поливанова. Стр.41

[4] Ступницкая. Что такое учебный проект? Стр.37 - 38

[5]  2009 год. Участие учащихся автора статьи в двух конкурсах:                                                                                                1.Областной конкурс «Мой Пушкин» в номинации «Души прекрасные порывы»  (исследовательские работы о жизни и творчестве А.С.Пушкина).  Коляскина  Алина - 3 место  (тема проекта: «Два письма в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»),                                                        Алещев Андрей - поощрительный приз жюри (тема проекта: «Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина».                                                                                                                                               2.Городской конкурс слайд – шоу, посвящённый писателям – юбилярам.                                                                              Мартьянова Анна награждена Дипломом начальника ГУО  администрации города                     Тулы  О.А.Осташко  «За глубокое содержание и оригинальное оформление конкурсной работы»  (тема проекта «Драматургия Л.Н.Толстого»).                                                                                  

[6] Подробнее об этом в книге Абрамовой. Стр.8

[7] Подробнее об этом в книге Абрамовой. Стр.44

[8]  2009 год. Практическая конференция для учителей русского языка и литературы ОУ Зареченского района  г.Тулы по теме «Особенности языка произведений Н.В.Гоголя» -                                                                                                        научно – исследовательский проект  «Роль эпитетов в повести Н.В.Гоголя «Портрет».                                                                                                        2011 год. Областная педагогическая мастерская  «Образность языка произведений, изу-чаемых в 5-9 классах, «Небо метафор плывёт над нами». Проект «Мир  образов рассказа                          Н.С.Гумилёва «Золотой рыцарь».

[9]  Рыбникова. Стр.206

[10] Хотя в литературе по психологии нет точного определения «одарённый ребёнок», в данной статье условимся так называть детей  умных, любознательных, инициативных,  заинтересованных в самостоятельном получении дополнительных знаний.

[11]  Поливанова. Стр.68

[12] Поливанова. Стр.106


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в работе учителя английского языка (презентация)

Рассказ о том. что такое метод проектов и как его использовать на уроке и во внеурочной работе с учениками...

Проектная деятельность под руководство учителя швейного дела Денякиной С.В.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение«Бахчисарайская специальная школа-интернат»     Выполнение проектной деятельностипод руководством учителя швейного дела...

Проектная деятельность в творчестве учителя

Выступление на школьном педсовете ГБОУ Школы № 1987 г. Москвы 21 февраля 2017 года...

Проектная деятельность в работе учителя

Проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.Шестое “П” проекта – его Портфоли...