Проектная исследовательская деятельность учащихся
статья по теме

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9 и 11 классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная исследовательская деятельность учащихся

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9 и 11 классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.

1 этап в формировании культуры умственного труда учащихся в ходе подготовки и презентации проекта - урок-исследование. Подготовка этого типа урока предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогическую деятельность учителя (таблица 2, таблица 3).

2 этап - урок-проект ( таблица 4). Педагогическая деятельность учителя такая же, как и на уроке-исследовании.

Таким образом, проводя эти два вида уроков, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

Таблица 1

Типология проектов


 исследовательские



 Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.



 творческие



 Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм )



 игровые



 Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.



 информационные



 Направлен на сбор информации о каком- либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.



 практико-ориентированные



Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.




Таблица 2

Модель исследовательской деятельности учащихся

1. Постановка проблемы.

2. Прояснение неясных вопросов.

3. Формулирование гипотезы исследования.

4. Планирование учебных действий.

5. Сбор данных.

6. Анализ и синтез данных.

7. Подготовка сообщений.

8. Выступление с сообщениями.

9. Ответы на вопросы, корректировка.

11. Самооценка.

Таблица 3

Педагогическая деятельность учителя


1. Целеполагание.



2. Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).



3. Моделирование учебного процесса:



а) осмысление способов, приемов, средств мотивации;



б) планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;



в) организация процесса рефлексии.



4. Анализ процесса учителем.


Таблица 4

 Учебный проект как технология


 Основная ценность проекта – общий конечный результат



Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.



Мотивация:



1) определение цели проекта и этапов достижения цели;



2) распределение ролей и планирование работы.



Этапы работы:



1. Сбор информации.



2. Обсуждение данных, систематизация.



3. Выдвижение гипотезы.



4.моделей (макеты, сценарии).



5. Выбор способа  представления результатов.



6. Распределение ролей для защиты.



7. Защита ( презентация).



8. Коллективное обсуждение защиты, оценка.



Лист планирования самостоятельной деятельности

учащихся (индивидуально или в группе) по проекту

Имя (имена): ________________________________________________________________

Тема проекта: _______________________________________________________________

Основополагающий вопрос: ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Проблемный вопрос: __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Сформулировав план исследования вам необходимо коротко наметить процедуру защиты, представления отчета о проведенном исследовании. Фактически, презентация исследования – это сжатое представление хода его проведения с акцентом на основных этапах:

  1. Описание автора/группы авторов исследования
  2. Формулировка проблемного вопроса
  3. Формулировка гипотезы
  4. План проведения исследования с указанием методов исследования (эксперимент, сравнение, наблюдение и т.д.)
  5. Различные объекты, подтверждающие проведенное исследование (фото, видео, таблицы, диаграммы, тексты опросов, цитаты и т.д.)
  6. Сформулированный вывод, соответствующий гипотезе и проблемному вопросу
  7. Предположения о новых проблемных вопросах, или о путях исправления проблемной ситуации (в зависимости от результата исследования)
  8. Список ресурсов, использованных при проведении исследования

Для презентации исследования можно выбрать различные технологии, которые вы рассмотрите на следующем этапе.

3 этап Выбор информационных технологий для помощи в проведении и в представлении результатов исследования учащихся

В соответствии с разработанным на предыдущем этапе планом проведения и презентации исследования вам необходимо определиться какие информационные технологии целесообразно использовать вашим учащимся.

При совершении выбора:

  1. вспомните, какими навыками работы на компьютере обладают учащиеся того возраста, на который рассчитан ваш проект.
  2. подумайте насколько предполагаемые школьники в состоянии освоить новые технологии при наличии инструкций или самостоятельно.
  3. вспомните, какие компетентности вы планировали развивать у ваших школьников входе выполнения проекта и не забудьте о необходимости организации коллективной деятельности школьников

Представить рабочие материалы исследования и презентовать его результаты можно, применяя пакет стандартных офисных приложений и различные социальные сервисы.

Приложения и сервисы имеют разные возможности визуализации:

Текстовый редактор – разработка схем и рисунков, создание составных документов, объединяющих в себе объекты других приложений;

Табличный редактор (электронные таблицы) – организация расчетов с использованием формул или встроенных пакетов обработки данных, построение диаграмм;

Презентация – последовательное представление хода своего исследования, данных экспериментов, опытов, опросов и т.д. Представление динамики процессов и явлений с использованием анимации.

Информационный ресурс в сети Интернет – представление хода и результатов своего исследования в виде текстов, медиафайлов, графиков, рисунков, таблиц, а так же гиперссылок на файлы, относящиеся к исследованию, находящиеся для загрузки на разных серверах в сети и гиперссылок на ресурсы по теме исследования. Может служить основой для формирования сообщества, интересующегося данной темой и для обмена информацией по теме исследования.

Задание:

Обсудите в микрогруппе какие средства целесообразно применять на каждом из этапов исследования и зафиксируйте свои мысли (при помощи технологии, принятой в вашей группе). В данной таблице выбирайте только те этапы, которые вы запланировали в вашем исследовании

этапа

Этап исследования

Выбранная технология

Рекомендуемые технологии

обсуждение и выдвижение гипотезы

  1. блог
  2. форум
  3. вики-статья или ее обсуждение
  4. документ гугл
  5. текстовый редактор

планирование деятельности группы по исследованию

  1. календарь гугл
  2. вики-статья
  3. текстовый редактор
  4. электронная таблица
  5. презентация

поиск ресурсов для проведения исследования и его аннотирование

  1. список закладок на сайты Интернет (БобрДобр)
  2. вики-статья
  3. текстовый редактор

фиксация результатов эксперимента

  1. фотосервис Интернет
  2. видеосервис Интернет
  3. вики-статья
  4. презентация

анализ результатов эксперимента, наблюдений, сравнений, опросов и т.д. и виде диаграмм, таблиц, графов

  1. электронная таблица
  2. презентация
  3. вики-статья
  4. таблицы Гугл
  5. графвиз или другие инструменты визуализации

инструменты для проведения исследования

  1. опросы через блоги, форумы
  2. геосервисы Интернет
  3. исследование связей между объектами, расположенными в Интернет
  4. поисковые системы

презентация результатов исследования

  1. презентация
  2. вики-статья
  3. группы гугл
  4. классический веб-сайт
  5. видеосервис

  1. Результат выполнения модуля:
  1. Составлен план проведения исследования учащегося в проекте
  2. Выбраны информационно-коммуникационные технологии, которые помогут провести и презентовать исследование школьника

Где можно больше узнать об организации исследовательской деятельности школьников? 

  1. Леонтович А.В. Организация исследовательской деятельности школьников
  2. Климович Л.А., Учитель и самостоятельные учебные исследования учащихся, Сургутский государственный педагогический университет
  3. Калачихина О.Д. Примерный состав индивидуального плана выполнения исследовательской работы учащегося
  4. Белова И.И., Гетманцева С.М., Гребенникова Ю.Н., Гущина О.А. Рекомендации к содержанию и оформлению учебно-исследовательских работ

  1. Рекомендуемые дополнительные информационные ресурсы
  1. www.researcher.ru – интернет-портал Исследовательской Деятельности Учащихся.
  2. www.issl.dnttm.ru - журнал «» адресован всем, кто задумывается о роли науки и образования в современном мире, занимается развитием исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях и формах организации образовательной деятельности
  3. http://www.astronet.ru - астрономический портал
  4. http://vivovoco.astronet.ru - сайт VIVOS VOCO! – Зову живых! - является некоммерческой образовательной библиотекой, в которой читатели могут бесплатно пользоваться электронными версиями материалов при соблюдении всех прав и ограничений, оговоренных российским законодательством
  5. http://kids.genebee.msu.su – «Ученые детям!»
  6. http://www.ecosystema.ru - сайт посвящен проблемам полевой биологии, экологии, географии и экологического образования школьников в природе
  7. http://www.c-s-r.ru/rusinfo/glavnaya.htm - все о России
  8. http://maxpj.ru/ - все о странах мира
  9. http://www.geo2000.nm.ru/ - географический портал
  10. http://www.ssu.samara.ru/~nauka/ - путеводитель В МИРЕ НАУКИ для школьников
  11. http://www.rc.nsu.ru/ - научная лаборатория школьников
  12. http://elementy.ru/ - популярный сайт о фундаментальной науке

По материалам Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.

В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....

Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы

Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....

Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся по физике (внеурочная деятельность)

Тьюторское сопровождение проектно-исследовательскойдеятельности  учащихся по физике (внеурочная деятельность)...

Статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Программируем в среде Scratch"

В данной статье представлен опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности....

Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа  педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...