Индивидуальные маршруты, как один из эффективных методов в обучении учащихся вечерних школ.
методическая разработка на тему

Царегородцева Наталия Владимировна

Статья посвящена особенностям составления и применения индивидуальных образовательных маршрутов в вечерних школах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnye_marshruty.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальные маршруты,  как один из эффективных методов в обучении учащихся вечерних школ.

Н.В.Царегородцева,  учитель биологии МБВ (С)ОУ «Центр образования №2» г. Чебоксары.

В обществе стойко укоренилось мнение, что обучение в вечерних школах – для неудачников и двоечников. Это не совсем точно. В нашей вечерней школе обучаются учащиеся разного контингента: разноуровневые по предметным знаниям, различные по способностям, социальному статусу, по возрасту и зачастую не имеющие возможности систематически, без пропусков посещать учебные занятия в школе. Это учащиеся, которые по разным причинам не могут обучаться в средних школах, это учащиеся колледжей, работающая молодежь, в конце концов, это люди которые не могут обучаться в средних школах в силу своего возраста.

Анализ опыта собственной педагогической деятельности и содержания специальной литературы позволил систематизировать различные методики работы, используемые с учащимися вечерних школ, и привел к выводу, что внедрение индивидуальных маршрутов является наиболее удачным методом в работе с такими школьниками. Ведь использование индивидуальных образовательных маршрутов решает такую характерную проблему, как недостаток свободного времени для посещения учебных занятий, и предоставляет учащимся возможность выбора оптимальных форм и темпов обучения. Это реальная возможность социальной адаптации детей «группы риска», дальнейшее обучение работающей молодежи и одновременная возможность получения более высокого уровня образования учащимся колледжей и техникумов.

Обучение наших учащихся  при использовании индивидуальных маршрутов мы строим следующим образом:

  1. Первым этапом проводится диагностика учащихся. Она проводится учителями – предметниками и социальной службой школы совместно с классным руководителем с целью выяснения уровня знаний, психологических особенностей ученика и составления дальнейшего плана действий.
  2. Далее фиксируется  необходимый образовательный объект или составляется определенная программа обучения. Все это обговаривается с учеником или его родителями для более согласованных действий и получения необходимого результата.
  3. Затем реализуется собственно сам индивидуальный образовательный маршрут.
  4. Демонстрируется полученный образовательный продукт.
  5. Фиксируется оценка деятельности.

Таким образом, вариативный образовательный маршрут – это интегрированный метод, используемый нашими учителями различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения учащихся на протяжении определенного времени.

 В условиях вечерних школ это дает возможность получить необходимое образование разным группам учащихся:

  1. Учащимся, заинтересованным в продолжение учебы позволяет углубленно изучать отдельные необходимые предметы.
  2. Работающим учащимся освобождает время для профессиональной подготовки, и дает возможность занять себя в профессиональной деятельности.
  3. Так же обеспечивает возможность учащимся с низким уровнем прилежания и стремления к учебной деятельности освоить необходимый образовательный минимум.

Что же представляет индивидуальный маршрут в приложении к особенностям школы?

В начале проектирования маршрута, прежде всего учитель обговаривает с учеником его необходимость, и какие цели преследует ученик,  начиная работу с маршрутом. Обучение  учащегося может, осуществляется по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Это могут быть разные разделы одного учебного предмета или отдельных предметов. Это обеспечивает возможность одним учащимся своевременно ликвидировать учебные задолженности, другим позволяет пройти обучение в углубленной форме. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется следующими факторами: особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата. Например, учащиеся второго и третьего курса колледжей могут одновременно проходить программы нескольких образовательных маршрутов  10-11 классов одновременно,  ликвидируя, таким образом, задолженности, возникающие вследствие  разницы в учебных программах колледжа и общеобразовательной школы. Так многие колледжи не изучают в полном объеме такие предметы как география, экология, биология, чувашская литература (или не изучают совсем) поэтому  учащиеся могут выбрать маршруты по данным предметам. Индивидуальный маршрут является в данном случае наиболее приемлемым способом, потому что позволяет в короткие сроки в нужном объеме освоить необходимый объем знаний. Другие учащиеся преследуют цель более углубленного изучения предмета, так как он им может понадобиться для успешной сдачи ЕГЭ. Что в условиях обычных школьных занятий невозможно, в связи с недостаточным количеством учебных уроков по предмету. Например, студенты медицинского колледжа чаще выбирают маршруты по генетике, эволюции, общей химии. Отдельно можно отметить удобство маршрутов для работающих учащихся. Им маршруты позволяют вспомнить учебный материал, который человек проходил несколько лет назад.

После того как мы определились с назначением маршрута определяется отрезок школьного времени, покрываемый индивидуальным обучением по конкретному предмету, например полугодие 10-го класса или целиком 11-й класс. Зачастую данный отрезок времени у разных учащихся может существенно отличаться, в связи с разными способностями и возможностями учащихся. Учащиеся колледжей, например, могут благодаря самостоятельной работе с маршрутом свободно усвоить учебный материал вдвое быстрее, чем обычные ученики. Что существенно экономит время для дополнительных занятий.

Затем учитель и ученик определяют содержательную часть, то есть тот объем содержания, знаний и умений  которые должны  быть усвоены учащимся. Содержание мы дифференцируем  по уровням сложности:

1 уровень - обязательный минимальный старт образования.

2 уровень - основной, включающий в себя дополнительные понятия курса.(*)

3 уровень – углубленный.(**)

Учащемуся предоставляется право выбора степени сложности. Причем ученик может, всегда перейти с одного уровня на другой. Для помощи в самостоятельном освоении тем предусматриваются структурно – логические схемы и таблицы.

Обязательной частью любого маршрута являются задания для  самоконтроля, которые позволяют ученику проверить свой уровень знаний, а учителю контролировать прохождение учеником данного курса, а так же своевременно корректировать его. Они могут организовываться как задания для текущего контроля знаний и выполняться самостоятельно дома или могут подразумевать встречи с учителем и сдачу зачетов по определенным темам.

По мере прохождения учеником маршрута проводится итоговый контроль знаний. Все контролирующие задания при необходимости могут быть дифференцированы по уровням сложности для разных групп учащихся. Интересным моментом являются многовариантные задания, способствующие закреплению знаний и позволяющие выбрать наиболее приемлемые для ученика варианты. Например:

Задание ко всем вариантам одно:

Для элемента №… составьте схему строения атома, электронную формулу.

Для приведенных веществ определите тип связи, изобразите схемы

образования связей.

Для вещества с ионной связью определите заряды ионов,

для веществ с ковалентной связью определите частичные заряды, степени

окисления и валентность, укажите кратность связи.

Вариант

Номер

химического

элемента

Формулы веществ

0

№ 7

H2

LiCl

OF2

Ca

1

№ 4

Zn

Cl2

CaCl2

SCl2

2

№ 5

O2

Na

Na2O

Br2O

3

№ 6

CaBr2

H2O

Mg

N2

4

№ 8

Al

Br2

CaO

CH4

5

№ 9

AlF3

K

S2

NH3

6

№ 12

Li

N2

K2O

CCl4

7

№ 13

I2

Be

BeF2

PCl3

8

№ 14

Li3N

Cl2

Rb

SiF4

Прохождение образовательного маршрута предполагает обучение по обычной классно-урочной системе.  Наряду с посещением уроков предполагаются факультативные и кружковые занятия по определенным модулям. Продолжительность, которых зависит от набранной группы учащихся и поставленных целей.  Но  чаще всего продолжительность курса равна одному учебному году или полугодию.

Отдельно следует остановиться на самостоятельном обучении. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает ученик в процессе выполнения заданий.   Данная форма обучения является очень удобной для учащихся занятых профессиональной деятельностью.

Учителя нашей школы проводили анализ результатов обученности с использованием вариативных образовательных маршрутов для учащихся  11 класса с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении. Анализ проводили по следующим показателям: эмоциональное отношение к учению и школьной мотивации. Результаты показали снижение общего уровня тревожности и улучшение эмоционального отношения к конкретному предмету.  Так же внедрение образовательных маршрутов в процесс обучения показало усиление заинтересованности к предмету, что проявилось  в постепенном увеличении количества учащихся сдающих ЕГЭ по предмету. И повышение среднего балла по итогам сдачи ЕГЭ.

Таким образом, внедрение индивидуальных образовательных маршрутов в образовательный процесс позволяет  учащимся более успешно реализовать свои образовательные запросы и возможности, осознавать свою ответственность за успех /неуспех в учебной деятельности, учит максимально использовать различные способы самореализации.

Литература.

1. Галацкова И.А. Вариативные образовательные маршруты учащихся и их психологическое обеспечение. Научная школа педагогов «Акме», //Вестник научной школы педагогов «Акме». -2009.  Выпуск 2.

2. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 10-11 классы: проект.- М.: Просвещение, 2010. – с.4.

3.Александрова Е. Еще раз об индивидуализации старшеклассников//Воспитательная работа в школе.-2008.-№6.- с.27-46.

4. Журавлева К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку//Директор школы. -2008.-№3.- с.53-58.

5. Проворова А.В- Индивидуальные образовательные маршруты в основе личностной ориентации учащихся [электронный ресурс] //www.niro.nnov.ru/?id=2024 Н.Новгород. – Режим доступа свободный.

6. Проектирование индивидуального маршрута [электронный ресурс]//www/revolution.allbest.ru.  Педагогика.-00184267_0.html.- Режим доступа свободный.

Данные об авторе.

Царегородцева Наталия Владимировна

МБВ(С)ОУ «Центр образования №2» г. Чебоксары, учитель биологии

г. Чебоксары,  ул. Ахазова,  д.5, кв. 46  

с.т. 89053441569


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовое задание на уроках математики - один из эффективных методов тематического контроля знаний учащихся.

В данной статье автор обращается к методике составления и проведения тестовых заданий, позволяющих повысить эффективность учебного процесса, оперативно проверить качество усвоения знаний и восполнить ...

Индивидуальная форма обучения в вечерней школе

Данный учебный план пригодиться для учителей вечерней школы, работающих по индивидуальной форме обучения...

Презентация по теме « Игровые приемы как один из эффективных методов обучения письменной речи на начальном этапе».

Презентация по теме « Игровые приемы как один из эффективных методов обучения письменной речи на начальном этапе»....

Доклад на ШМО "Домашние задания - как один из эффективных методов обучения математике"

Докад на ШМО "Домашние задания - как один из эффективных методов обучения математике", где рассказывается о видах домашних заданий, о формах контроля за выполнением домашней  работы....

«Коммуникативно-ориентированное обучение как один из эффективных методов обучению английскому языку»

Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. Работая...

Статья на тему "Эффективность блочной формы обучения в вечерней школе"

Работа в вечерней школе (не ИУ) подразумевает особый подход в процессе обучения и воспитания, т.к. имеет свой специфический контингент....

Коммуникативно-ориентированная направленность в обучении - один из эффективных методов обучения говорению на иностранном языке

Коммуникативно-ориентированная направленность в обучении - один из эффективных методов обучения говорению на иностранном языке. Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего...