Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения.
методическая разработка по теме

Нодина Надежда Ивановна

Материалы для проведения заседания Круглого стола по проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_inklyuzivnoe_obrazovanie.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

 г. Курганинска Краснодарского края

«Инклюзивное образование:

проблемы, поиски, решения»

Круглый стол участников учебно-воспитательного процесса

                                          Мероприятие разработано и проведено

                                            Нодиной Н.И.,

                                           учителем русского языка и литературы

                                            МАОУ СОШ №5

г.Курганинск

2012- 2013 учебный год

Цели и задачи:

  1. популяризация и пропаганда принципов организации учебно-воспитательного процесса в условиях инклюзивного образования;
  2. знакомство учащихся, родительской общественности, педагогов с принципами организации инклюзивного образования;
  3. организация диалога между всеми участниками учебно-воспитательного процесса;
  4. формирование активной положительной мотивации обучения в условиях инклюзивного образования;
  5. воспитание толерантного отношения к учащимся с ограниченными возможностями здоровья;
  6. повышение общепедагогической культуры участников учебно-воспитательного процесса;
  7. информирование учащихся и родителей о преимуществах инклюзивного обучения;
  8. презентация Центра инклюзивного и дистанционного образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Оформление зала:

информационный стенд с материалами о принципах инклюзивного образования.

Мультимедийное сопровождение:

Проектор, экран для презентации, видеоролики, сопроводительные презентации участников Круглого стола.

Участники:

Педагоги, родители, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья МАОУ СОШ№5

Форма проведения:

круглый стол

Место проведения:

МАОУ СОШ №5 г. Курганинска Краснодарского края.

Дата проведения:

19 октября 2012 г.

Ведущий: Нодина Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ № 5, первая квалификационная категория.

Круглый стол

«Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения»

(Демонстрация видеоролика «Люди так не делятся»)

Добрый день, уважаемые участники «Круглого стола»! Сегодня мы пригласили вас, чтобы обсудить проблему инклюзивного образования. Здесь собрались люди, наиболее заинтересованные в решении этой проблемы: ученики, родители, учителя. В школах Краснодарского края с 15 по 19 октября проводится неделя инклюзивного образования. 
Организована она для изучения проблем детей-инвалидов, которые не могут постоянно посещать образовательные учреждения.         В рамках мероприятий недели инклюзивного образования учителя и школьники обсудят, как лучше организовать специальную поддержку детям-инвалидам с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей. 
На сегодняшний день в крае более 2000 детей-инвалидов полноценно обучаются в школах, а более 100 ребят совмещают занятия на дому с уроками в классе.

Начать  наше заседание я предлагаю с небольшого видеоролика.

(Демонстрация видеоролика «Инклюзивное воспитание»)

Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия. Среди них особое место занимают дети-инвалиды.

Получению качественного образования детьми-инвалидами препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством.

Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Разработаны восемь принципов инклюзивного образования:

1.    Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2.    Каждый человек способен чувствовать и думать;
3.    Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4.    Все люди нуждаются друг в друге;
5.    Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6.    Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7.    Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8.    Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

           Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

         За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия - это  реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. В статье двадцать четвертой Конвенции говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

 Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег"

           На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

 Согласно проекту закона, число детей-инвалидов в инклюзивной школе будет ограничено - не более 10% на всю школу и не более трех человек - в одном классе. Прием детей-инвалидов в общеобразовательную школу должен быть на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии, то есть должно быть обязательно прописано, что он может учиться в общеобразовательной школе.

         Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; задача инклюзивной школы - построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных школах все дети, а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным образованием. Цель такой школы - дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества. Это очевидно показывает, что все члены школьного коллектива и общества связаны между собой и что учащиеся не только взаимодействуют между собой в процессе обучения, но и развиваются, когда принимают совместные решения по поводу управления процессами в учебной аудитории.

           Те учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:

1) принимать учеников с инвалидностью "как любых других детей в классе", 2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи, 3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач, 4) использовать и другие стратегии коллективного участия - игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д.

Инклюзивные образовательные сообщества во многом изменяют роль учителя, который вовлекается в разнообразные интеракции с учениками, больше узнавая о каждом из них, а также активнее вступают в контакты с общественностью вне школы.

Мнения родителей и учителей сошлись в том, какие последствия они ожидают от интеграции детей-инвалидов в массовую школу: более двух третей опрошенных  полагают, что это позволит учащимся стать более толерантными, научиться взаимопомощи, хотя не исключены и конфликты между детьми.

(Выступление Георгиевой Н.В., матери учащейся 2 кл)

Моя дочь учится во втором классе. Первый год мы были только на надомном обучении. С сентября текущего года мы получаем еще и инклюзивное образование. Моему ребенку очень нравится приходить в школу. Даже школьные стены настраивают ребенка на рабочий лад. Дочка с радостью встречается с одноклассниками, с удовольствием включается в общение с ним. На уроках пытается отвечать, поднимает руку, внимательно слушает учителя. Я считаю, что у инклюзивного образования большое будущее. Оно позволяет нашим детям не чувствовать себя обездоленными. Но, на мой взгляд, нельзя исключать и индивидуальное надомное обучение. Именно при этом виде образования, находясь под пристальным вниманием учителя, ребенок получает достаточные знания по учебным дисциплинам.

(Демонстрация видеоролика «Инклюзивное образование в действии»)

В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов.

Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

(Выступление учащегося 10 класса                                                                                                           Иванченко Дмитрия)

Я учусь в 10 классе. На надомном обучении нахожусь все 10 лет. Учителя приходят ко мне домой, преподают уроки. За эти годы я познакомился со многими учителями. Хочу сказать, что все они исключительно добрые и отзывчивые люди. Учителя не только преподают свой предмет, но и много беседуют со мной на жизненно важные темы. За годы учебы я хорошо освоил компьютер и теперь использую его возможности для учебы и общения с друзьями и учителями. Так, например, по русскому языку я выполняю задания на компьютере, а потом пересылаю их учителю для проверки по электронной почте. По литературе мы проходим большие произведения, а  так как я испытываю затруднения с чтением, то прослушиваю весь материал в аудиозаписи. А в прошлом году мы с Надеждой Ивановной проводили консультации к экзаменам при помощи компьютера в режиме онлайн-конференции. По поводу инклюзивного образования я хочу сказать, что оно сделает нашу жизнь более интересной и насыщенной. При домашнем обучении очень не хватает общения со сверстниками. А еще я бы с удовольствием посещал уроки химии, физики в школе. Поучаствовал бы в проведении опытов, что невозможно при обучении на дому.

Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование - в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

(Выступление Рафаелян М.Ш., матери учащегося 9 кл)

В прошлом учебном году нам установили оборудование для дистанционного обучения. И вот уже второй год мы находимся на дистанционном обучении по отдельным предметам. Это очень интересно и увлекательно. Мой сын осваивает компьютер и ему это очень нравится. Он общается с учителем онлайн, самостоятельно выполняет задания и по электронной почте передает учителю на проверку. Но мой ребенок успешно сочетает все виды образования. Это и надомное обучение, где учителя индивидуально работают с моим сыном; и дистанционное обучение, где ребенок осваивает компьютерные технологии; и инклюзия, т.е. посещение уроков непосредственно в школе. Все это дает моему ребенку широкую сферу общения с педагогами и детьми разных возрастов, адаптирует его к жизни в обществе. Я считаю, что идея инклюзивного образования – это правильный подход к проблемам детей с ограниченными возможностями.

Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства. 
Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.

Внедрение инклюзивного образования в России испытывает определенные проблемы:

- Число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в стране резко возросло (1,3 от общего числа детей). 
       - Специальное образование, охватывающее учащихся с особыми потребностями - инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований. 

             - Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой "безбарьерной среды" (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования. 

            Чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием, нужно не только принять закон о специальном образовании, или об образовании лиц с ограниченными возможностями, но и иметь благоприятное общественное мнение по данному вопросу, а также создать условия для реализации прав инвалидов.
          Опыт показывает, что создание доступных школ и совместное обучение («включенное», или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное — изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и научиться уважать другие личности.

(Демонстрация видеоролика «Инклюзивное образование глазами детей»)

          По моему мнению, проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья государству следует уделять больше внимания, т.к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные дети в учебе, талантливые, одаренные, но не способные «влиться» в общественную жизнь самостоятельно.

Итак, подведем итоги нашего «Круглого стола».

Основной принцип инклюзивного образования:

«Дети должны учиться вместе».

 

      Инклюзивное образование - это участие всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии, т.е. обучение учащихся, относящихся к группе детей с ограниченными возможностями в обучении: детей-инвалидов, детей, находящихся на домашнем обучении.  Это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь, что  в одинаковой степени необходимо для всех членов общества. Инвалидность – это не обделённость судьбой, это такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.

 

                                      Ценности инклюзии:

      Каждый имеет право высказываться и быть услышанным.

      Каждый имеет право принадлежать к обществу и быть его частью.

      Каждый имеет право на образование и обучение в течение жизни.

      Каждый имеет право на дружбу и значимые отношения.

      Каждый имеет право на полноценную жизнь.

 

                                  Инклюзивное образование:

   - признает, что все дети могут учиться;

   - работает над улучшением образовательных структур, систем и

     методик для обеспечения потребностей ВСЕХ детей;

   -  является частью большой стратегии по созданию инклюзивного

     общества;

   -  является динамичным процессом, который постоянно в развитии.

 

                     Что дает инклюзивное образование:

    - предлагает новый социальный подход к инвалидности;

   -  приветствует разнообразие систем и методик работы с детьми;

   -  рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему;

   - личностное развитие и социальные навыки;

   - развитие самостоятельности и самоопределения;

   - развивает равные права и возможности вместо дискриминации.

Живой диалог и обмен мнениями участников Круглого стола, консультации сотрудников Центра инклюзивного и дистанционного образования МАОУ СОШ №5.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ

Материал предназначен для выступлений с публичным докладом на семинарах и совещаниях различных уровней с презентациейhttp://narod.ru/disk/57793703001.dc55439bdd8b7d0ba8ab8bf24f4ac1ac/%D0%B2%D1%8B%D1%8...

ХХII городская НПК "Природа:проблемы, поиск, решение"

Цели проведения конференции1. Выявление способных школьников, склонных к научно-исследовательской деятельности в области биологии и экологии, пропаганда организации данной деятельности в учебных...

Круглый стол "Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения". Фотоматериалы."

Фотоматериалы заседания Круглого стола "Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения"...

Статья в сборнике "Инклюзивное образование : проблемы, поиски , решения.

" Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в системе дополнительного образования "....

Деловая игра «Инклюзивное образование: проблемы и пути решения»

Целевая аудитория: педагогические работники общеобразовательныхучреждений, включенных в работу с детьми с ограниченными возможностямиздоровья.Цель: стимулирование повышения квалификации в сфере внедре...

Инклюзивное образование: проблемы и решения.

Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными возможностями, способными обучаться по общей для всех программе ...