системный подход в историческом образовании
статья на тему

Феоктистова Елена Николаевна

выступление на пленарном заседании Областной научно-педагогической конференции 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemnyy_podhod_statya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Системный подход

 в подготовке учащихся к Единому Государственному экзамену».

Учитель 1 квалификационной категории

 МОУ «СОШ №7» г. Дзержинска

Феоктистова Елена Николаевна.

Несомненно, что подготовка учащихся к ЕГЭ должна носить именно системный характер. На протяжении всего периода изучения истории в школе, на наш взгляд, педагогу следует определять методическую цель на каждый учебный период. Ежегодно, помимо «знаниевых» компонентов школьной программы, следует формировать конкретные умения и навыки.

Так, к примеру, в 5 классе  можно поставить вполне реальную задачу - отработать навык составления логических цепочек и схем. Тем более, что программы начальной школы («Виноградовская система», Занковская система») изобилуют подобными заданиями в рабочих тетрадях. Этот навык способствует выработке логического мышления, выявлению причинно-следственных связей.

В 6 классе уместно, исходя опять же из возрастных особенностей детей и УМК

(практически во всех учебниках дается огромное количество подобных методических приемов), обратить внимание на такой навык как составление таблиц. Это позволит выработке умения выделять и четко формулировать главное в тексте.

В 7 классе учащиеся начинают знакомство с более серьезной информацией, требующей концентрации внимания, увеличивается объем содержания параграфов, усложняется поиск ответов на поставленные вопросы. Это, в свою очередь, нацеливает учителя на формы работы, связанные с критическим мышлением,  работой с текстом. Задача на этот год – навык написания планов параграфа (тезисных, простых, сложных), работа с историческим документом (как со своеобразным типом текста).

В 8 классе уделяем пристальное внимание сравнительному анализу событий. На фоне 19 века поле деятельности более чем достаточное - как по отечественной, так и по зарубежной истории. Причем,  в первом полугодии учитель выступает в роли консультанта по выявлению линий сравнения, а во втором полугодии  свидетелем работы учащихся в этом виде деятельности.

В 9 классе, когда происходит знакомство с «ближайшими» событиями истории, интересен опыт отработки различных форм диспута, резюме, эссе, дискуссий и т.п. То есть речь идет об анализе исторических ситуаций, столкновении различных точек зрения и умении их обосновывать.

Исходя из вышеизложенного, к 10 классу мы получаем весь «набор инструментов» для серьезной тренинговой работы по подготовке к ЕГЭ.

Уроки-тренинги представляются нам наиболее эффективной формой систематизации знаний (для учащихся) и их контроля (для учителя).

Темы, примерные сроки таких уроков старшеклассникам сообщаются в начале полугодия или обозначаются на стенде в кабинете. Они распределены по темам согласно тематическому плану.

Перед тематическими тренинговыми занятиями учащимся выдается необходимый материал для подготовки и оценочные листы следующей формы:


Тема

Оценочные показатели

Понятия

Хронология

Персоналии

Схемы

Знание карты

Работа с историческими источниками

Задания на сравнение

Общий балл за тему

В оценочные показатели можно добавить такие виды деятельности как эссе, ответ на вопрос, пересказ, работа с текстом и т.д.

Урок 1. Работа с хронологией. Учащимся выдается таблица, которую предлагается заполнить с помощью учебника  в течение урока на оценку.

Событие

Дата

Урок 2. Работа с персоналиями. Учащиеся получают домашнее задание в виде таблицы.

Исторический деятель

Сфера деятельности

Важные факты биографии

(1921-1939)

Урок 3. Работа со схемами.

На уроке составляются с помощью учителя учениками у доски всевозможные схемы и кластеры по изучаемой теме. Таким образом, в устной форме проговариваются, как правило, самые сложные и спорные вопросы изучаемого периода.

Урок 4. Работа с картой.

Учащиеся заранее получают домашнее задание поработать с исторической картой: найти ключевые районы, стройки первых пятилеток, направления военных ударов, места сражений и т.п. На уроке это может быть пятиминутный опрос по примеру географического диктанта, когда учитель показывает на карте, а ученики дают письменный краткий ответ.

Урок 5.Работа с понятиями и аббревиатурой.

Учащимся заранее дается список понятийного минимума по теме, который необходимо выучить к уроку.

Опрос, на наш взгляд, желательно проводить в форме беседы.

      Урок 6. Работа с источниками.

      Форма проведения этого урока – работа в группах. На столах – фрагменты исторических документов. Учащимся требуется определить время написания, установить авторство, ответить на поставленные вопросы. Если есть сложности  технические (в распечатке столь обширных файлов), можно использовать учебники разных лет и для разных возрастов, хрестоматии и т. д. Результаты работы групп обязательно озвучиваются.

Урок 7. Тестирование.

Возможно, в нем не будет строго установленного (как в ЕГЭ) количества заданий, но обязательно включение в работу тестов части А, части В, части С.

Так, в течение нескольких  уроков учитель совместно с учениками «проходит» тот же объем материала, но в форме различных способов организации их деятельности.

Здесь открываются и иные формы работы в зависимости от недельного количества часов в данном классе.

Интересен опыт работы с текстом, когда учащимся предлагается  дать краткие ответы на тестовые вопросы части А и В за установленный педагогом срок ( в зависимости от содержания вопросов и количества параграфов) с помощью учебника. Это помогает легче ориентироваться  в информационном поле  и запоминать формулировки будущих ответов на ЕГЭ.

Лучшему запоминанию материала и его систематизации способствует форма зачетной работы  «Мы пишем страницу истории», следуя определенным требованиям:

Содержание

Оформление

Полнота

Логика

Соответствие

Интеграция

Хронология

Персоналии

Терминология

Мнения

Причинно-следственные связи

Использование

хрестоматийного материала

Шрифт, цвет, форма

Иллюстрации

Схемы, диаграммы, таблицы

Правописание

Творчество

 

Увлекательный процесс создания  тематических ученических презентаций и их защита становится в нашей школе действенным способом реализации критического осмысления огромных пластов собранной и переработанной информации, умением выделять главное от второстепенного и демонстрировать это одноклассникам. Тем более, что работа будет оцениваться  строго по сложившимся в школе критериям:

Критерии оценивания

Баллы

1.Содержание:

  1. Обоснование выбора темы
  2. Последовательность и полнота изложения
  3. Владение автором понятийным аппаратом по предмету
  4. Оригинальность и актуальность
  5. Библиография

2. Оформление:

  1. Шрифт, цвет, форма, их соответствие требованиям
  2. Включение диаграмм, схем, таблиц
  3. Эстетические параметры

3. Соответствие доклада презентационному материалу

4. Качество доклада, ответы на вопросы


Общее количество баллов.


5

10


5


5

5


2


2

2


5

5


46

Практически такие же требования предъявляются и к оцениванию докладов и сообщений учащихся:

  1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы.
  2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулировка выводов.
  3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение.
  4. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. п., правильность и чистота речи, владение исторической терминологией.

Если работа педагога будет системной, то и у учащихся выработается навык работы с любыми вопросами: будь то задания на сравнение или анализ исторического факта, написание эссе или задание на соответствие рядов исторической информации, работа с текстом или выбор и обоснование точки зрения.

Такими образом, постепенное знакомство учащихся с НОТ перед началом определенного вида деятельности и отработка конкретных навыков на каждой ступени обучения, не поставит их в тупиковую ситуацию на ЕГЭ, а напротив, создаст условия, когда ученик четко представляет алгоритм своих действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Системный подход к образованию в биологии"

Данная курсовая  работа посвящена преподаванию школьного курса биологии как единой взаимосвязанной системе.     Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное ...

"С.Т.Шацкий и системный подход в образовании

Системный подход С.Т. Шацкого начинается там,  где воспитание строится на основе познанных фактов воздействия среды, где корни конфликтных ситуаций, возникших в школе, ищут не только в жизни детс...

«Эффективная организация поурочного контроля как средство системного подхода повышения качества образования

В статье дается краткая информация о видах поурочного контроля, особенностях его применения на уроках географии...

«Эффективная организация поурочного контроля как средство системного подхода повышения качества образования

В статье дается краткая информация о видах поурочного контроля, особенностях его применения на уроках географии...

«Эффективная организация поурочного контроля как средство системного подхода повышения качества образования

В статье дается краткая информация о видах поурочного контроля, особенностях его применения на уроках географии...

«Системный подход к мониторингу результативности об-разовательного процесса в детском хоровом коллективе учреждения дополнительного образования детей»

Методический материал представляет опыт проведения мониторинга образовательного процесса в хоровом коллективе учреждения дополнительного образования....

"Внедрение технологий системно - деятельного подхода в иноязычное образование и достижение новых образовательных результатов"

Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Одна из основных задач модернизации современной российской школы - изменение качества общего образования, которое связывается с достижением...