Моя педагогическая концепция
материал по теме

Афанасьева Галина Петровна

В работе раскрывается тема "Личностно-ориентированного подхода в формировании ключевых компетентностей ученика в процессе преподавания предмета физика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_koncepciya.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая концепция

Личностно-ориентированный подход в формировании ключевых компетентностей ученика в процессе преподавания предмета физики

Ученик – это не сосуд, который надо заполнить,

а факел, который нужно зажечь.

Плутарх

Ситуация нового времени требует от современного человека гибкости, помогающей адаптироваться в постоянно меняющихся  обстоятельствах и одновременно позволяющей сохранить свою творческую  индивидуальность, способность оставаться   самим собой.

Наше время – это время  больших перемен.  21 января 2010 года Дмитрий Медведев сообщил на открытии Года учителя в Санкт-Петербурге об утверждении Национальной образовательной  инициативы "Наша новая школа".  Цель данной инициативы - "создание такой школы, которая способна раскрыть личность ребенка, воспитать в детях интерес к образованию, учебе, способна быть современной, адекватной".

 Сегодня нашей стране нужны физически развитые, морально здоровые, с нравственными устоями личности, которые смогут ставить цели и достигать их.  Моя цель как педагога как раз и состоит в том, чтобы воспитать компетентного человека, помочь ему стать личностью.

Каждый человек желает быть успешным в своей деятельности. Я  не исключение. Успех учителя – это успехи  его учеников. Я хочу быть успешным учителем! Поэтому  всегда анализирую свою педагогическую деятельность. По результатам анализа вижу, чего добилась, какие средства и методы помогли мне этого достичь.  Постоянно ищу ответ на вопрос: как повысить качество обучения?

В процессе моего становления как учителя я  определила для себя следующие задачи, которые и стараюсь решать каждый день:

  1. Научить ребёнка быть независимым. Чем больше мы для него делаем, тем меньше он учится делать для себя сам. Известная поговорка гласит: «Голодному человеку дайте не жареную рыбу, а невод».
  2. Настраивать ребёнка на успех.  Убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.
  3. Воодушевлять ученика максимально быть самим собой, ободрять, чтобы он гордился своими достижениями.
  4. Не требовать от ученика того, что он не в состоянии выполнить.  Создать условия для развития в соответствии с его индивидуальными особенностями.
  5.  Не высмеивать страхи ребёнка, постараться найти их причину и пути преодоления.
  6. Создать благоприятный психологический климат в классе, способствовать повышению самооценки учащихся.

Первое, в чем я убеждаю ребенка: ставь задачу и иди, не бойся. Если позиция ученика: «Я так много хочу знать, помоги мне», то позиция учителя должна быть такой: «Возьми то, что хочешь узнать и понять, если трудно, разберёмся вместе». Когда это чувствуешь, становится легко и свободно. Дети сами идут на контакт. Поднятая рука – не только сигнал учителю «Я знаю», но и «Можно, я попробую». Ребёнка следует вовремя поддержать, дать возможность ему поверить в себя.

 Я  стараюсь поощрять пусть противоречивые, парадоксальные, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться понимать свои ошибки.

 Моя задача как учителя - вселить в  ребенка  уверенность в собственные силы. Я считаю, что потерпеть неудачу – это не самое худшее, хуже – не пытаться.    У ребёнка должен отсутствовать страх перед учителем. И наступит момент, когда  ученик почувствует уверенность  в себе,  интерес к  тому делу, которым занят.

Дети - очень любопытный народ, поэтому перед учителем стоит задача поощрять это любопытство, научить спрашивать.

Педагогу не надо бояться, если  ученик превзойдёт  своего учителя, как раз в это время и наступает момент сотворчества: ученик – учитель, когда направляющую роль берет на себя учитель, а ученик выдвигает идеи и уже вместе эти идеи воплощают  в жизнь. Вот тогда наступает момент понимания с полуслова. И это есть победа. А как хорошо и прекрасно слышать от ученика: «Я это сделаю сам». Это и есть главная награда учителю.

Хороший учитель сам понимает, где он должен остановиться или, по крайней мере, обойтись без административного вмешательства. Здесь я целиком согласна с формулой  Макаренко — «как можно больше требовательности, как можно больше доверия». Если требования учителя основаны на точном, глубоком знании интересов, настроений и возможностей всех своих питомцев, если он по-настоящему доверяет им, то и они, вероятно, ответят ему тем же доверием. Только это никаким планом и никакой придуманной схемой не предусмотришь.

Я стараюсь на каждом уроке  показывать своим ученикам, что все интересное – сложно, что все сложное – интересно, что знания, которые приобретают они в школе, будут полезны в жизни. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и увлекательными, но самым  главным  на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение.

На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. В моем представлении, 21 век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко возрастает, важно  научить детей самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать ее, что является важным условием для  успешной самореализации человека в будущей взрослой жизни. Только хорошо образованный педагог может повести ученика в мир прекрасного, только увлечённый учитель может заинтересовать детей своим делом. 

Все вышесказанное заставило меня  искать эффективные средства активизации образовательного процесса, новые формы, методы и технологии. Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества.  Каждый сегодня вправе выбирать свои методы и формы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребёнка.

 Учитель, к сожалению, не всесилен.  На ребёнка влияет  и семья, и окружение в школе и во дворе,  обстановка в школе, районе и в стране в целом. Но я  хочу, чтобы моя школьная жизнь, прожитая вместе с коллегами и, главное, с учениками, не прошла бесследно.

Я верю, что та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей профессии, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая концепция

Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.

В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные  педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы

В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...

Педагогическая концепция

Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....

Моя педагогическая концепция

В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....

Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена.

1.Становление философских и педагогический воззрений  С.И.Гессена.2.Развитие философских концепций С.И.Гессена в "зарубежный период".3.Философия образования как социо-культурное учение С.И.Гессен...