Работа над проектом как компонент деятельностного подхода в обучении и воспитании.
статья по теме

Неупокоева Татьяна Брониславовна

Теория о технологии проектов в обучении и воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над проектом как компонент деятельностного подхода в обучении и воспитании.

Обновление отечественной системы образования нацеливает учителя на компетентностную парадигму образования. Суть её – сформировать у выпускников ключевые компетентности в различных областях. В компетентностном подходе упор делается на личностно-ориентированные и деятельностные методы, среди которых ведущим является метод проектов. 

                         Актуальность проектных технологий

Метод проектов, обучение в сотрудничестве (cooperative learning) находят всё большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько и корни их не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

  1. необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  2. актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника, пр.);
  3. важность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
  4. значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

По мнению И.С. Сергеева проект – это «пять П»:

Проблема

Проектирование (планирование)

Поиск информации

Продукт

Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

                                  Метод проектов обеспечивает:

  1. активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  2. развитие общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;
  3. формирование не просто умений, а компетенций, т.е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности;
  4. приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся;
  5. реализацию принципа связи обучения с жизнью;
  6. воспитание человека краетивного, адаптированного в социуме, испытывающего постоянную потребность саморазвиваться и самосовершенствоваться.

                     Метод проектов как педагогическая технология

Метод проектов (в пер. с греч. – путь исследования) – это система обучения, модель организации учебно-воспитательного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.

Метод проектов – педагогическая технология, включающая в себя множество специфических форм, приемов и методов, направленная на развитие творческой, исследовательской и аналитической деятельности обучающихся.

Цели

1. Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента, проведение опытов.

2. Оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации; умение ставить перед собой цели, планировать деятельность; развивать навыки работы в группе, освоение техники ведения дискуссии.

3. Креативные цели – творческие цели, конструирование, моделирование, проектирование и т.д.

Метод проектов является и личностно-ориентированным и деятельностным, в итоге ведёт к естественному формированию компетенций

  1. общенаучной,
  2. информационной,
  3. познавательной,
  4. коммуникативной,
  5. ценностно-смысловой,
  6. социальной,
  7. компетенции личностного самосовершенствования.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими обучающимися потому, что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью выполнения. Используя в обучении метод проектов, обучающиеся постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата.

Проектный метод помогает реализовать проблемное обучение как активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.

Одной из ведущих педагогических целей метода проектов является овладение новым способом деятельности. Этот процесс нужно организовывать, моделировать так, чтобы обучающиеся научились:

  1. намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
  2. искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;
  3. осуществлять и аргументировать выбор;
  4. предусматривать последствия выбора;
  5. действовать самостоятельно (без подсказки);
  6. сравнивать полученное с требуемым;
  7. корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
  8. объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

Именно проектная деятельность позволит сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи и выполнять нестандартные условия.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую. Метод проектов всегда предполагает создание проблемной ситуации. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, на внеклассном мероприятии и.т.д.).

Типология проектов

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

  1. доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
  2. предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;
  3. характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта – характерно для телекоммуникационных проектов);
  4. характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира);
  5. количество участников проекта (индивидуальные, групповые);
  6. продолжительность проекта (краткосрочные, долгосрочные);
  7. форма продукта – газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, мультимедийный продукт и т.д.

                             Общие подходы к структурированию проекта:

  1. начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников;
  2. далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением;
  3. распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений;
  4. самостоятельная работа участников проекта по своим ндивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;
  5. промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.);
  6. защита проектов, оппонирование;
  7. коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Этапы проектной деятельности

Этап

Содержание работы

Роль учителя

1. Организационно-подготовительный

Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микрогрупп.

Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности обучающихся на всех этапах.

2. Деятельностно-поисковый

Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение её в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности обучающихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.

3. Презентативно-аналитический

Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.

Помощь в разработке отчёта о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.

Технология организации работы по методу проектов

Этапы работы

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовительный этап

а) выбор темы и целей проекта;

б)определение количества участников проекта, состава группы

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся, помогает в постановке целей

Плановые работы

а)определение источников информации;

б) планирование способов сбора и анализа информации;

в) планирование итогового продукта;

г)установление процедур и критериев оценки процесса работы;

д)распределение обязанностей членов команды

Вырабатывают план действий. Формулируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала

Проводят исследования, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Результаты и выводы        

Анализ информации.

Формулировка выводов, оформление результатов.

Анализируют информацию.

Оформляют результаты

Наблюдает, советует.

Представление готового продукта

Представление разнообразных форм результата работы

Отчитываются, полемизируют, отстаивая свою точку зрения, делают окончательные выводы

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника

Оценка процесса и результатов работы

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает усилия участников проекта, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета

                 Педагогический смысл учебно-воспитательных проектов            заключается в следующем:

  1. Во-первых, это воспитание эмоционально-ценностных отношений к явлениям социальной жизни, к истории и культурным традициям, формирование социально желательных мотивов, чувств и потребностей, таких, например, как чувство патриотизма, потребность в труде, понимание значимости семьи в жизни человека, отношение к здоровью как к одной из главных жизненных ценностей и т.д.
  2. Во-вторых, проекты – это опыт разнообразной деятельности, в том числе и опыт работы с информацией, в процессе которой формируются необходимые умения и навыки. Это и умения планировать, распределять работу во времени, оформительские навыки, навыки сотрудничества, самопрезентации и многие другие.

В-третьих, проекты – это возможность для создания ситуаций успеха, как личного, так и коллективного. Успех придает уверенность в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию. Успех может быть и небольшим, внутреннего плана, например, первый выход на публику или первое самостоятельное создание презентации, а может быть и общепризнанным, когда в результате совместного труда побеждает коллектив. 

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

                                                 Список литературы

  1. Дьюи Дж. «Школа и общество» (1925) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с.
  2. Кальней В.А. и др. «Структура и содержание проектной деятельности». – ж. Стандарты и мониторинг в образовании №4, 2004г.с.21-26.
  3. Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1928) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с. 6.
  4. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - №9. – С.69-75.
  5. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом.- М.: ACADEMA, 2002, с.251.
  6. Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя /Под ред. В.Д.Симоненко. – Брянск, Ишим, 1998.
  7. Мид М. Культура и мир: Избранное произведение /Пер. с англ.- М.: Наука, 1988
    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Под редакцией Полат Е.С. – М.: Издательский центр Академия, 1999г.
  8. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное
  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд ред. Е.С.Полат - М., 2000
  10. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000
  11. Пахомова Н.Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. – 1997. – № 1. – С. 92-96.
  12. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.- М.: Аркти, 2003, с.6.
  13. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
  14. Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995 – 233с
  15. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.
  16. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 1997.
  17. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
  18. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода / Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, доктора педагогических наук, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – стр. 503.
  19. Рогачева Е.Ю. Педагогическое творчество Дж.Дьюи в чикагский период.- ж.Педагогика №5, 2004г.,с.90-96
  20. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании /Сост. Н.Н.Кузьмин.- Антология педагогической мысли: В 3 т. – М., 1989. –Т.2.
  21. Рязанова В.Н. Метод проектов – приоритетная технология обучения в профильной школе /Современные системы и технологии обучения. Сб.мат. обл. науч.-практ. конф.-Тамбов: ТОИПКРО, 2004, с122-125.
  22. Сатарова Е.Г. «Метод проектов в трудовой школе» (1926) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. четвертый, 2003 – с. 12.
  23. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.41
  24. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат - М., 2000.
  25. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М.: Академия Управления Проектами, 2004
  26. Чистякова С.Н. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2003.-№3. -101с.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ:

http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic

http://proekt903.narod.ru/

http://www.uforum.uz/showthread.php?t

http://scholar.urc.ac.ru/courses/ Technology/project/pr6/ans6.html#3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проекта как часть деятельностного подхода в обучении (из опыта работы)

Вашему вниманию представлена технологическая карта проекта   Составление справочника «Старославянская лексика в стихотворениях А.С. Пушкина»Материалы для работы взяты с мультимедийного контента п...

Учебный кабинет как компонент деятельностного подхода в обучении

Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности  в учебном кабинете. Кабинет-это единая, органически связанная систем...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ КАК КОНЦЕПТОРНАЯ ОСНОВА В СФЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ПО ФГОС

Задачи: Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества. Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по уче...

Проектная технология – дополнительный ресурс развития системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании

Доклад на педагогический совет "Проектная технология – дополнительный ресурс развития системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании"...

Системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию на уроках ОБЖ

Системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию на уроках ОБЖ...