Использование ИКТ на уроках географии как средство развития эмоциональной сферы личности школьника
статья по теме

В статье раскрывается влияние ИКТ на развитие эмоциональной сферы личности школьника на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_na_urokah_geografii.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая статья

Использование ИКТ на уроках географии как средство развития эмоциональной сферы личности школьника

Автор: учитель географии

МКОУ «Ниж – Суетская СОШ

им. А. Карпенко»

Сидорова Татьяна Алексеевна

    « Все мы потеряли вследствие такого воспитания непосредственное чувство жизни, - говорил Л.С. Выгодский, - и, между прочим, мертвый, бездушный способ обучения предметам сыграл немалую роль в этом обездушении   мира и умерщвлении чувства. Кто из нас не задумывался над тем, какой неисчерпаемый источник эмоциональных возбуждений таится в обыкновенном курсе географии, если подумать, что преподавание этого предмета должно выйти за пределы сухих логических схем и стать предметом и работой не только мыслей, но и чувства».

Преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, обусловили поворот к гуманизации в общественной жизни, изменили целевые установки школьного образования.

  Школьная география обладает значительным потенциалом для решения этой проблемы и вносит существенный вклад в развитие эмоциональной сферы личности ученика.

  В настоящее время у школьников преобладает потребительское отношение к природе.

  Если перед изучением начального курса географии природа воспринимается учащимися как объект красоты у 50% учащихся, то на этапе завершения курса этот показатель снижается в два раза и возрастает восприятие природы как объекта пользы.

  Причем с каждым последующим курсом эта тенденция усиливается. Причина этого в снижении эмоциональной окраски изучаемого материала.

 Проблема. Использование ИКТ на уроках географии как средство развития эмоциональной сферы личности школьника

Условия возникновения проблемы, становление опыта.

С появлением компьютера в образовательной деятельности возросла необходимость изучения информационно – коммуникативных технологий,  разработки новых приёмов и методов обучения, формирования умений работать с информацией, развития личности «информационного общества».

Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость.

ИКТ в образовательном пространстве расширяют кругозор учащихся, позволяют получать как можно больше информации за меньшее время. Интерактивность компьютера существенно изменяет способы управления учебной деятельностью, вовлекает учащихся в активную работу, активизирует познавательную деятельность учащихся. Для того чтобы природа воспринималась как объект красоты, на уроках географии с необходимо вызывать положительные эмоции  у учащихся, привлечь их внимание, заинтересовать.

Добиться этого можно посредством создания ситуаций, когда школьники наслаждаются видимой красотой природы.

 Одним из таких средств являются информационно – коммуникационные технологии.

Задачи:

  - формирование положительного эмоционального настроя на уроке;

-  развитее эмоциональной сферы учащихся через использование ИКТ.

- формирование новой педагогической культуры, требующей обновления содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса на основе использования ИКТ.

Новизна опыта.

Использование в системе образования новых информационных ресурсов: единого информационного пространства – сети Интернет, интерактивных энциклопедий, карт, мультимедийных обучающих программ по географии и их влияние на развитие положительных эмоций к изучению географии.

Ведущая педагогическая идея. 

Активное взаимодействие «учитель»– «ученик», «ученик»– «ученик» в процессе использования ИКТ, объективная оценка знаний с помощью интерактивных тестов в процессе самообучения.

Технология применения опыта.

Освоение компьютерных программ Microsoft Word, Power Point.

Использование информации, содержащейся в обучающих педагогических программных средствах.

Применение ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.

Разработка дифференцированных индивидуальных заданий.

Результативность и эффективность.

Высокая мотивация к изучению географии.

Развитие положительного отношения  к  изучению географии

Развитие умений работать с тестами, что приводит к более высоким результатам по предмету, ГИА, олимпиад.

Качество знаний по ГИА  в 2007 -2011 году составило 54- 85%, соответственно.                                       Работая географом в  школе, пришла к выводу невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.                                                                  Что же такое  умение учиться?  Это -  способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Другими словами, мы учителя, должны наделить ребёнка универсальными учебными действиями, то есть совокупностью навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий.      Современный это - учитель, способный создавать благоприятные условия для:                                         - общекультурного личностного и познавательного развития и  саморазвития ребенка,                                                                                                         - проявления и раскрытия творческого потенциала,                                                                                                                                                          - реализации себя как личности.

     Ребёнок способен быть неравнодушным, когда ему интересно, когда он успешен, пусть даже в малом.  Он пойдет за учителем, если тот умеет вести за собой.

      Ведущая педагогическая идея  моего опыта:

 - развитие положительного отношения к географии                                                                                                    - повышение интереса к предмету и  положительная динамика качества   знаний учащихся ( с 35% опрошенных учащихся в 2007 году до 71% в 2011)                                                                                          - повышение плотности урока, продвижение вперёд быстрыми темпами;                                                                 - систематическая работа над общим развитием учащихся                                                                                                                                                 - осознанный подход учащихся к процессу учения.

Новизна опыта:

  1.  в разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающих метапредметный подход к обучению;
  2. в интерактивном взаимодействии "учитель- ученик - компьютер";
  3. в создании и использовании презентаций Power Point и материалов Интернет.

  В. А. Сухомлинский сказал: «Страшная это опасность – безделье, безделье за партой, безделье шесть часов подряд ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».

        Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. ИКТ позволяют представлять обучаемому информацию в различной форме: тест, графика, аудио, видео, анимация и т. д.;

-выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается  легче, чем материал учебников и статей;

- активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;

- мобилизовать внимание обучаемого; - значительно снижать временные затраты преподавателя на контроль нормативных знаний;

- быть точным и объективным в оценке знаний;

- печатать, воспроизводить и комментировать информацию;

- выходить в мировое информационное сообщество.

В  2005 году Институтом ЮНЕСКО  по информационным технологиям в образовании был опубликован меморандум   «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ   В СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ», где  есть такие фразы:

-Можно без преувеличения сказать: будущие поколения столкнутся с необходимостью адаптироваться к новой социальной среде, где не материя и энергия, а информация и научное знание станут основными факторами, определяющими стратегический потенциал общества и перспективы его развития. 

Мы  живём в информационном обществе.

ИКТ служат средством доступа к обучению и способом  обеспечения его непрерывности.

Поэтому, информационно-коммуникационные технологии являются основой современного образования.

У  Германа Константиновича  Селевко в  книге «Современные образовательные технологии»,  есть  определении только  информационных технологий»

«В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Но так как ЭВМ, аудио, кино, видео сегодня объединены в одном – и имя его компьютер, то такие технологии правильнее будет  называть информационно – компьютерные  или сейчас иногда говорят новые информационные технологии»

 На уроке будут использованы ИКТ, если: 

- урок  информационно насыщен, если  информацию предоставляет не только учитель и учебник, а и: дополнительная литература, справочники, сообщения самих учеников, причём у ребят есть возможность выбора информации, которая заинтересовала;

-на уроке организована коммуникация  всех участников  – обязательно присутствует на том или ином этапе различная групповая работа, есть возможность обсудить, высказать своё мнение, выступить перед товарищами, есть возможность получить консультацию учителя, обязательно услышать от него слова одобрения.

В государственном стандарте образовательной области « Земля» подчеркивается, что возрастающий вклад географического образования определен, прежде всего, современным критическим этапом взаимодействия природы и общества: когда деятельность человека выступает важнейшим движущим фактором в системе взаимоотношений с природой.

Поэтому в настоящее время приобретает актуальность развитие сферы чувств на уроках географии.

   К.Е. Изард выделил основные эмоции, которые определяют все остальные: положительные эмоциональные состояния - интерес, радость; отрицательные- страх, страдание, гнев, отвращение. Существует эмоциональная реакция, не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака,- удивление.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные, эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (радость, удовлетворение, восторг, ликование).

  Одна из задач процесса обучения - формирование эмоционального настроя на уроке.

  Эмоциональное отношение проявляется в форме переживания, которое связано с положительными и отрицательными эмоциями.

Из разных эмоций в школьной географии наиболее важны:

  1. Романтические (стремление ко всему необычному, таинственному, неизведанному);
  2. Гностические  (стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления…)
  3. Эстетические  (жажда красоты, наслаждение звуками)

Для того чтобы природа воспринималась как объект красоты, на уроках географии старюсь  вызывать положительные эмоции  у учащихся, привлечь их внимание, заинтересовать.

Добиться этого можно посредством создания ситуаций, когда школьники наслаждаются видимой красотой природы.

 Одним из таких средств являются информационно – коммуникационные технологии.

  Посредством данных технологий можно добиться повышения интереса к изучаемому вопросу. Например, при изучении какой -  либо территории, где учащимся вряд ли придется  побывать,  с целью получения эмоционального заряда, мною используются водеофрагменты, слайды, фотографии, которые  сопровождаются записями пения птиц, шума воды, музыкой…Учащиеся с интересом наблюдают за происходящим на экране, видна их яркая открытость, заинтересованность.  В  своей работе  по определению эмоционального состояния учащихся на уроке, использую методику А.О. Прохорова.

 Для работы необходимо иметь лист белой бумаги и цветные карандаши.

На листке бумаги с левой стороны нарисован квадрат. В начале урока учащимся предлагается в квадрате цветным карандашом изобразить свое состояние.

Далее предлагается подумать, в виде, какого  образа учащиеся могли бы его нарисовать.

Такая же методика используется и в конце урока. Результаты сравниваются.

Такая методика позволяет учителю увидеть эмоциональное состояние учащихся в начале и конце урока.

  Учителю важно помнить о том, что изобилие однотипных эмоций рано или поздно повлечет за собой скуку, что ученикам важны и позитивные и негативные эмоции,
т.е. их разнообразие. Кроме того, необходимо насыщение учебного материала ситуациями, которые вызывали бы переживания, позволяющие воспринимать изучаемое как  лично значимое. Такие возможности в современное время дают нам информационно – коммуникационные технологии.

В своей педагогической деятельности на уроках географии мною используются следующие формы работы с ИКТ:

Демонстрация учебных материалов

Как правило, главным наглядным пособием для преподавателей всегда были настенные демонстрационные плакаты, карты, схемы и учебные фильмы. С помощью же мультимедиа средств демонстрирую материалы, взятые из новых российских и зарубежных атласов, научных публикаций, из Интернета. Они позволяют направить внимание ребят на важнейшие объекты и явления, изображенные на картах и других наглядных материалах.

На своих уроках использую:

- Электронные учебные издания    

- Уроки «Кирилла и Мефодия»,        

- Электронные уроки и тесты изд-ва    "Просвещение"

Для максимально эффективного использования возможностей ИКТ в учебном процессе я регулярно стала включать  в уроки новые интерактивные средства обучения географии — это электронные мультимедиа-учебники и программно-методические комплекты. 

На теоретическом этапе урока изучение нового материала я часто сопровождаю демонстрацией учебной информации из электронных учебников. Это позволяет направить внимание школьников на самые важные моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить новое, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса. Также в электронных учебниках заложены видеофильмы с самыми яркими и необходимыми сюжетами, которые идут всего 2-3 минуты, но отражают суть процесса или явления. Использование диктора разнообразит  урок,  позволяет привлечь внимание детей к изучаемой теме, создает ситуацию успеха, взывает положительные эмоции у учащихся к изучаемой теме.

Использование интернет -  ресурсов

При работе использую интернет - ресурсы, которые можно взять из Единой коллекции (http://school-collection.edu.ru), «Географические обучающие модели», «Иллюстративно-хронологические материалы «Географические открытия», «Дидактические материалы дистанционного зондирования Земли» и другие.

Данная форма работы позволяет учащимся развивать практические навыки работы с интернет – ресурсами, развивать логическое мышление, внимание, анализировать и структурировать материал, выделять главное, чувствовать себя подготовленным и уверенным на уроке.

Проверка знаний обучаемых с использование ИКТ

Для этого использую следующие подходы с применением информационных технологий:

-использую контролирующие компьютерные программы (тесты, индивидуальные задания), предназначенных для автоматизированной проверки уровня знаний и умений Виртуальные практикумы из Единой коллекции ЦОР содержат краткий курс теории, описание экономической модели, ход лабораторной работы и контрольные вопросы.  

-использую специализированные образовательные серверы в российском сегменте Интернета, которые содержат разнообразные интерактивные тесты.

Анализируя возможности использования ИКТ, для обобщения и систематизации знаний, выделяю три возможных направления их использования в изучении биологии экологии и географии:

- компьютер как моделирующая среда в деловых играх;

- компьютер как инструмент решения экономических задач, обработки статистической информации;

- компьютер как источник информации, средство выхода в Интернет.

Самостоятельная работа школьников по созданию проектов - презентаций

Метод проектов составляет основу технологии проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении ребятами учебного географического и экономического материала и создании конкретного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации. Внедрение учебных проектов в образовательный процесс способствует решению проблем развития у детей самостоятельности, творческого отношения к делу, привычки к обучению на протяжении всей жизни.

На своих уроках  также использую презентации, которые  создаю сама, а кроме того учащиеся тоже самостоятельно готовят презентации по теме урока, либо к мероприятиям, Например, «Природные зоны Африки»,  « Животный мир Австралии».  

Ученикам предлагается самим выбрать тему и идею проекта по наиболее актуальным и интересным вопросам изучаемых дисциплин. Для защиты проекта обучаемые подготавливают презентации с использованием программы «MS PowerPoint», которые используется в дальнейшем для проведения уроков и внеклассной работы. Наиболее удачные проекты ребята защищают на научно-практических и краеведческих конференция.

 Эта форма работы не только развивает творческий потенциал учащихся,  но и вовлекает их в учебный процесс, делает их активными участниками преподаваемого материала, способствует развитию умений работы на компьютере.

Использование ИКТ во внеурочной деятельности

Информационно – коммуникационные средства используются мною в проведении классных часов, внеклассных мероприятий,  дополнительных занятиях.

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и  представляет собой новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

     -создают благоприятный психологический климат на уроке;

 - повышает мотивацию учащихся к учению;          

  - активизирует познавательную деятельность;        

 - развивает мышление и творческие способности учащихся;                                                

  -  формирует активную жизненную позицию;

-учащиеся, не стесняясь, могут выразить свое отношение к просмотренному видеофрагменту, или попробовать свои силы в самостоятельной подготовке презентаций, что влечет за собой большую заинтересованность к изучаемому предмету.

Исходя из личного опыта, я вижу ряд важных преимуществ использования информационных технологий на уроках:

1.Экономия учебного времени. Учителю не нужно писать на доске, это время можно посвятить более полному объяснению материала.

  1. Можно показать больше наглядного материала: рисунков, фильмов, анимации, карт, легким нажатием клавиши сменяя их на экране. На таком уроке и учитель, и дети меньше отвлекаются, происходит погружение в тему, информация без лишних задержек воздействует на зрение и слух, ученики лучше запоминают. Учащиеся больше усваивают на уроке, что позволяет уменьшить количество задаваемого на дом материала и немного разгрузить учеников.
  2. Разнообразие подключаемых каналов обучения позволяет всем учащимся активно усваивать материал.                                                                                                                                                                                                                                                         - Учителю не нужно приносить с собой стопку книг, весь материал урока может храниться на маленьком диске. Если найдена новая информация для урока, то не составит труда добавить ее.                                                                                                                                                         -  Можно показать интересующие процессы в действии, например, извержение вулкана, при помощи анимационных картинок или видеороликов, сопроводив звуком. Это делает материал более доступным для учеников, так как не все обладают образным мышлением и достаточной фантазией, чтобы представить процесс в воображении.                                                                                                                                     - Сочетание различных форм подачи материала, дает возможность всестороннего изучения темы с различных точек зрения, что приводит к переходу в состояние всестороннего исследования изучаемой проблемы, организации дискуссии, и более тщательному анализу полученной информации.                                                                                             - Урок проходит достаточно динамично.                                                                                                                                      - Облегчается процесс проверки тестовых работ. Программа подсчитает и покажет оценки, количество ошибок и вопросы, где они были допущены.                                                                             - Использование контролирующих программ снижает уровень тревожности учащихся.                                                                                                                                                      - Увеличивается возможность дифференциации обучения, это актуально и при подготовке к олимпиадам, и на обычном уроке. Можно создать множество вариантов, чтобы учесть уровень подготовленности учеников.                                                                                                                 - Урок на дискете или диске можно дать домой болеющим ученикам и тем, кто находится на надомном обучении или ученикам, плохо усвоившим тему. При этом создается благоприятный психологический климат, ребенок не комплектует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания.
  3. Компьютерные уроки, как нетрадиционные, очень интересны детям и повышают интерес к изучаемому предмету.
  4. Использование систем мультимедиа повышает усвоение учебного материала до 75%.

Что дают информационные технологии школе?

Учащимся. Развитие положительных эмоций, повышает интерес к изучению предметов, делает процесс познания привлекательным. Использование компьютера даёт возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с другими, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. Даёт возможность участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, проектах.

Учителю. Разнообразие методик. Решая новые методические задачи, углубляя знания по предмету, повышает свой профессиональный уровень. Повышается авторитет среди учащихся, коллег, родителей. Стимулирует процесс совместного творчества с учителями других предметов (совместное создание небольших программ для уроков и для внеклассной работы). Компьютер позволяет создать базу мониторинга успеваемости учащихся, что более эффективно позволяет и учителю и ученику следить за динамикой своих результатов. Компьютер позволяет создать в более удобной форме набор тестовых заданий, самостоятельных и контрольных работ.

     По моему глубокому убеждению, нельзя заставить учителя применять ИКТ на своих уроках. Здесь важен внутренний стимул, который побуждает учителя внедрять технологии в свой педагогический процесс.                                                                                                                                                   Подводя итог, следует отметить, что представление о современных технологиях в обучении я не свожу только к применению компьютера, средств мультимедиа и внедрению электронных учебников. Считаю, что максимальный педагогический эффект достигается лишь в условиях разумного включения средств ИКТ, в сложившуюся методическую систему работы учителя, создание особой увлекательной среды учебного познания, когда начинают меняться существующие учебные практики.         Важно активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив при этом не только характер его работы, но и позицию, и характер деятельности учителя. Теперь роль педагога заключается в организации индивидуального обучения каждого школьника, что неминуемо приведет к изменению характера взаимоотношений между учителем и учеником.

Таким образом, правильное  сочетание различных форм ИКТ будет оказывать положительное влияние на развитие эмоциональной сферы личности школьника.

Литература:        

                                                                                                                                                                         1.  Апатова Н.В., Информационные технологии в школьном образовании., М., 2004.                         2. Дмитриева, А.Н.  Современные образовательные технологии в преподавании географии. \География в школе  №4, 2001 .                                                                                                                                     3. Новожилова Н.В.  Использование современных информационно-коммуникационных технологий в работе методических центров. Журнал "Методист" № 1, 2005                                           4.Соколова Н.Ю.   Как активизировать познавательную деятельность  учащихся.  Педагогика, № 7, 2001г.                                                                                                                                                                                        5. Таможняя Е.А.   Компьютерные технологии: возможности использования. \География в школе №4, 2004г.                                                                                                                                                6. Якушина Е. Образовательные интернет-ресурсы в учебном процессе, Журнал "Народное образование" № 7, 2005                                                                                                                       7. Интернет – ресурсы  (http://school-collection.edu.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию и развитию эмоциональной сферы младших школьников

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию и развитию эмоциональной сферы младших школьников.Тема: «Знакомство с эмоцией страха». Задачи:1.     Познакоми...

Использование методов интерактивного обучения на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности школьников.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично пои...

Выпускная аттестационная работа " Психологические особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника"

Выпускная работа, в которой изучаются  психологические особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника, эта тема так же изучена с практической стороны. Для решения поставленных з...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...

Доклад «Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков»

В данном докладе рассматривается влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков, роанализированы возможности преодаления тревожности, агрессии, разв...

Доклад на областном семинаре на тему "Музыка как средство развития эмоциональной сферы личности обучаемого"

Музыка как средство развития эмоциональной сферы личности обучаемого иностранному языку. Из всех насущных проблем начала  XXI века, стоящих перед человечеством в целом и перед Россией в част...