Современные педагогические технологии, используемые в учебно-воспитательном процессе
методическая разработка на тему

Донгак Зоя Олеговна

О сущности основных характеристиках и закономерностях учебного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc140.13 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии, используемые в учебно-воспитательном процессе.

Педагогам, стремящимся овладевать и развивать педагогическое мастерство, необходимо прежде всего иметь четкое представление о сущности, основных характеристиках и закономерностях учебного процесса.

Кратко рассмотрим эти закономерности.

Учебный процесс (процесс обучения) – это совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагога и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умений применять их в жизни, на практике, развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей и личностных качеств учащихся, овладение элементами культуры учебного труда, формирование основ мировоззрения.

Учение это систематическая, сознательная учебная деятельность учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, в ходе которой происходил развитие их познавательных сил и способностей. Процесс учения является разновидностью познавательного процесса, протекающего в специфической форме. В учебном процессе не ставится задача открытия новых научных или технических истин, а требуются их усвоение и практическое применение.

Преподавание - деятельность педагога по сообщению учащимся необходимой учебной информации, организации и руководству учением учащихся, контролю за ходом и итогами организованного учения. Учение и преподавание тесно взаимосвязаны.

Говоря о взаимодействии педагога и учащихся в учебном процессе, о единстве преподавания и учения, нужно иметь в виду, что при этом руководящей и управляющей стороной является педагог. Именно он воздействует на учащегося, сообщает ему учебную информацию, формирует у него знания, умения и навыки, воспитывает качества личности. Без педагогического руководства, педагогического воздействия нет и педагогического процесса, нет учения. В то же время как бы активно ни стремился педагог эффективно организовать и управлять учебным процессом, если при этом нет активной деятельности самих учащихся, процесс обучения фактически не протекает, дидактическое взаимодействие реально не функционирует.

Взаимодействие в системе «преподавание - учение» необходимо рассматривать также и с позиций его педагогических средств: методов, т.е. способов осуществления преподавания и учения, организованных форм, а также средств обучения, являющихся «инструментами» деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей. Способы учения зависят от способов преподавания и наоборот способы преподавания неизбежно должны сообразовываться с планируемыми способами учения, с реальным ходом процесса усвоения учащимися учебного материала.

Один из основных компонентов учебного процесса его содержание.

Содержание обучения определяется содержанием образования, которое реализуется в ходе учебного процесса. Содержание образования отражено в учебной программе соответствующего предмета, курса. В содержании образования воплощены общие цели конкретного учебного процесса. Эти цели определяют выбор педагогических средств осуществления процесса обучения. С другой стороны, не только содержание образования определяет течение учебного процесса, но и, наоборот, закономерности этого процесса влияют на формирование содержания.

Учебный процесс призван осуществлять три основные взаимосвязанные функции: образовательную, воспитательную и развивающую.

Образовательная функция учебного процесса заключается в формировании у учащихся системы научных, технических знаний фактов, законов, закономерностей, теорий, явлений, процессов, способов деятельности; в формировании умений применять полученные знания для решения учебных задач; в формировании у обучающихся общих учебных умений. Осуществление образовательной функции является основой учебного процесса.

Воспитательная функция учебного процесса проявляется в том. что обучение постоянно независимо от того, как рассматривает этот процесс педагог. - воспитывает учащихся. Это объективная закономерность учебного процесса. Обучение формирует либо положительные качества, либо отрицательные, - все зависит от содержания, форм, методов, организации и условий обучения, от отношений педагога, его педагогической квалификации, педагогического мастерства. Задача педагога максимально использовать воспитательные возможности процесса обучения для формирования у учащихся лучших качеств.

Развивающая функция учебного процесса проявляется в формировании у учащихся рациональных приемов и опыта мышления; в развитии познавательной активности и самостоятельности, познавательных интересов и способностей, воли и настойчивости в достижении цели, умений и привычек планировать и контролировать учебный груд; в формировании умений и привычек к самообразованию, самосовершенствованию, творческому мышлению; в развитии внимания, памяти, речи, воображения; формировании культуры учебного труда. Развитие учащихся в процессе обучения является его объективной закономерностью и результатом.

Для осуществления трех основных взаимосвязанных функций педагоги применяют различные педагогические технологии на уроках..

Зародившись более трех десятилетий назад в США. термин «педагогическая технология» быстро вошел в лексикон всех развитых стран. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения», первоначально соотносилось с идеей технизации учебного процесса, сторонники которой видели в качестве основного способа повышения эффективности учебного процесса широкое использование технических средств обучения. Такая фактовка сохранялась вплоть до 70-х гг. прошлого столетия.

В 70-е гг. педагогике достаточно сформировалась идея полной управляемости учебного процесса, приведшая вскоре к следующей установке в педагогической практике решение дидактических проблем возможно через управление учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

Соответственно, во многих международных изданиях появляется новая интерпретация сущности педагогической технологии: педагогическая технология это «не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов».

В отечественной педагогической литературе понимание и употребление термина «педагогическая технология» трактуется следующим образом.

С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том. чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются щели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия; организация учебного процесса ; ученик, учитель; результат деятельности.

Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условии системы педагогических технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности.

В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий - В. Г. Гульчевской. В. Г . Фоменко. Т. И. Шамовой и Т. М. Давыденко. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко. Г.К.Селевко классифицирует технологии по уровню применения (общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии), по философской основе, по ведущему фактору, по научной концепции, по ориентации на личностные структуры, по характеру содержания и структуры.

По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (e помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В. П. Беспалько - дидактических систем):

- классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);

- обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

- система "консультант" (разомкнутое, направленное, ручное);

- обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;

- система "малых групп" (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения;

- компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

- система "репетитор" (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение;

- "программное обучение" (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих "монодидактических" систем, самыми распространенными из которых являются:

- традиционная классическая классно-урочная система Я. А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);

- современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;

- групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

- программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

а)        Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

б)        Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характер) содержания, а не к стилю педагогических отношений.

в)        Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

г)        Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они. отвергая принуждение, "исповедуют" идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы.

д)        Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

е)        Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

ж)        Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом ("неосознаваемом", подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия с Вселенной.

Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются: массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика; технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);

технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т. п.);

различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика); технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

И. наконец, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий.

а)        Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология III. А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Г. 1 i. Ильина, и др.

б)        11едагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В. Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е. И. Пассова. и др.

в)        11едагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В. В. Фирсов, II. П. Гузик). технологии индивидуализации обучения (А. С. Границкая. И. Унт. В. Д. Шадриков). перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С. II. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И. Д. Первин. В. К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.

г)        Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования" учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниева, технология "Диалог культур" В. С. Библера и С. Ю. Курганова, система "Экология и диалектика" Л. 15. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М. Б. Воловича. и др.

д)        Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: обучение по Л. Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру. технология М. Монтессори. и др.

е)        Альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Шгейнера. технология свободного труда С: Френе, технология вероятностного образования А. М. Лобка.

ж)        Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных - "Школа самоопределения" А. Н. Тубельского, "Русская школа" И. Ф. Гончарова, "Школа для всех" Е. А. Ямбурга. "Школа-парк" М. Балабана и др.). Интересную классификацию предложил профессор Ростовского государственного университета В.Т.Фоменко:

-технология, предполагающая построение учебного процесса на деятельное гной основе;

-технология, предполагающая построение учебного процесса на крупноблочной основе;

-технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе;

-технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе;

-технология, предполагающая построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего на игровой основе и т.д.

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Педагоги тоже должны пройти свой путь, путь обновления подходов по воспитанию, внедрению современных образовательных технологий. Каждый учитель волен по своемe усмотрению выбирать и менять технологии.

Как реализуют разные педагогические технологии на своих уроках расскажут и покажут фрагменты уроков учителя родного языка и литературы Ооржак Ч.Ш., русского языка и литературы Ондар А.Ч., английского языка Ооржак Г.С., информатики Оюн Ч.М., математики Сандрай А.Д.

Используя различные пед.технологии на своих уроках мы. учителя, должны сформировать своих учеников порядочность и ответственность, великодушие, потребность в творчестве, стремление к свободе, умение понимать и принимать другого, деятельную активность, телесное и душевное здоровье. Поэтому на уроках и во внеклассной работе следует ориентироваться на активную, разнообразную и посильную деятельность каждого ученика, создавать ситуации положительного нравственного выбора, обучать вести диалог, умению слышать, слушать, достойно высказываться и понимать других. Очень важно помнить о том. что школьная успеваемость зависит, в основном, от способов обучения, а не от ученика. Мы, педагоги, должны помнить и подтверждать выводы, сделанные ведущими специалистами, что при использовании пед.технологий:

  • у человека остается в памяти 10% из того, что он слышит. 50% из того, что он видит. 90% из того, что он делает;
  • при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, а в игре до 90%; -.использование игр в учебном процессе позволяет сократить время на 30-50 %, удается за 2 академических часа рассматривать темы, объем которых составляет 6 часов.

Использованная литература:

1) Педагогические технологии автор Кукушин B.C.

2) Школьный урок: как научить каждого автор Шевченко С.Д.

3) Педагогическое мастерство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии как средство оптимизации образовательного процесса

Презентация и сценарий заседания МО по теме "Современные педагогические технологии как средство оптимизации образовательного процесса"...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Современные педагогические технологии, используемые в работе со школьниками при обучении гимнастическим упражнениям.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога[1]. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор опр...

«Современные педагогические технологии, способствующие повышению качества образовательного процесса»

В докладе содержится материал о применении современных педагогических технологий, способствующих повышению качества образовательного процесса на уроках русского языка и литературы....

Использование современных педагогических технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса в обучении учащихся с ОВЗ

Доклад на педсовете школы:Использование современных педагогических технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса в обучении учащихся с ОВЗ          ...

Комплексное использование современных образовательных технологий в организации учебно-воспитательного процесса

Данный материал позволит показать в системе использование многих значимых современных образовательных технологий в организации учебно-воспитательного процесса,знакомит с историей их создания,сущностью...

Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процессов обучения и воспитания на уроках математики в 5-6 классах по обновлённым ФГОС

В настоящее время для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому....